Жаба на шее, эко-косметика с рогами оленей и легенда о травнице: чем известен владелец Natura Siberica Андрей Трубников Статьи редакции
Предприниматель тестирует продукцию на себе, выкупает фермы в Хакасии и на Камчатке и продаёт российскую косметику во Франции.
22 июля компания «Первое решение», которая выпускает косметику под брендами Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи», публично объявила об угрозе остановки работы и закрытия магазинов. Причина — иск на 4,5 млрд рублей от завода «Эн+ Рециклинг»: компания арендовала его помещения, на одном из складов произошёл пожар.
«Первое решение» утверждает, что не виновно в происшествии, а иск — это попытка устранить «крупнейшего российского игрока» на рынке косметики.
Чем известны компания, которая в 2018 году получила 14,6 млрд рублей выручки, и её эксцентричный основатель Андрей Трубников.
Не взяли в Procter & Gamble, открыл свой бизнес
Андрей Трубников родился в 1960 году в Ташкенте. Окончил экономический факультет МГИМО, работал на таможне и в конце 90-х занялся бизнесом по импорту алкоголя. В августе 1998 года, после девальвации рубля, Трубников разорился и попытался устроиться в Procter & Gamble, но его не взяли «из-за тупости».
Тогда он решил открыть новый бизнес — по торговле живыми курами, но его отговорила жена. Она пожаловалась мужу: импортные моющие средства стоят дорого, и посоветовала сделать доступный российский продукт.
В том же году он вместе с партнёром Юсефом Ватфой основал компанию «Фратти НВ». Купил за $5000 формулу геля для мытья посуды в Институте бытовой химии и начал продавать средство под брендом «Волшебница». Первые партии предприниматели сами готовили, разливали и развозили по оптовым рынкам Москвы.
Полтора года создавали образ травницы
В 2002 году Трубников продал свою долю партнёрам за $200 тысяч и основал новую фирму, «Первое решение». Переманив часть команды «Фратти НВ», он запустил производство шампуней «Рецепты бабушки Агафьи».
Лицом бренда стал придуманный Трубниковым персонаж — сибирская травница Агафья Тихоновна Ермакова. Её образ создавали около полутора лет: художник много раз перерисовывал травницу по просьбе Трубникова. Предприниматель рассказывал, что развешивал изображения Агафьи Тихоновны в ванной и рассматривал их.
Вместе с образом персонажу придумали легенду.
Когда команда разрабатывала бренд, вспоминает Волкова, Трубников сразу определил целевую аудиторию.
Причём «люди с маленькой зарплатой» — это, по мнению Трубникова, слишком размытый социальный сегмент, а сорокалетняя учительница — конкретный потребитель.
Поначалу никто не верил в успех косметики с лицом пожилой женщины, указывает РБК. «Рецепты бабушки Агафьи» отказывались выставлять на полки магазинов.
Но предпринимателю удалось продать продукт дистрибьюторам, и «Агафьей» заинтересовались «Ашан», «Магнит», X5 Retail Group, «Азбука вкуса» и косметическая сеть «Подружка».
Вскоре компания производила гели для душа, кремы, пены и соль для ванн. В 2016 году в Москве открылся первый монобрендовый магазин Agafia Shop, в ассортименте которого было больше 700 средств.
Нанял племена алеутов и эскимосов
В 2007 году Трубников попробовал производить косметику в более дорогом сегменте — под новым брендом Natura Siberica. Он выпустил пробную серию шампуней и кремов для лица с экстрактом растения из Красной книги — родиолы розовой. В конечном счёте Natura Siberica закрепилась на рынке, и с 2008 года Трубников стал полноценно развивать новый бренд.
Сначала Natura Siberica покупала травы, ягоды и другие компоненты у редких северных народностей, которые занимались собирательством.
Затем Трубников стал выкупать земли под органические хозяйства. В 2013 году — ферму в Хакасии, через два года — на Сахалине и Камчатке. Ещё спустя пару лет компания арендовала участок на Курильских островах.
Кроме того, предприниматель заключил соглашения с ассоциациями нескольких племён — коряками, эвенками, алеутами и эскимосами. Их нанимают на сезон для сбора дикорастущих трав.
Экстракты привозят в Москву и смешивают с зарубежной косметической основой. В России, по словам Трубникова, не очень развита химическая промышленность, поэтому 70% сырья приходится импортировать.
Как и «Рецепты бабушки Агафьи», продукцию Natura Siberica продавали через крупных ритейлеров. Первый магазин бренда открыли в 2012 году в Москве.
Затем получили эко-сертификаты. Эти документы подтверждают, что в косметике нет синтетических отдушек и красителей, ГМО и облучённых компонентов.
Сейчас у Natura Siberica пять сертификатов: немецкий BDIH, итальянский ICEA, британский Soil Association, французский EcoCert и общеевропейский COSMOS Standard.
К апрелю 2020 года сеть Natura Siberica включала 45 точек, 11 из них — за границей. Во Франции, Великобритании и Финляндии компания работает через дистрибьюторов.
Понимая востребованность органической косметики, Трубников запустил ещё два бренда: Planeta Organica и Organic Shop. В апреле 2020 года работали 41 магазин Organic Shop и один Planeta Organica.
Заметил ностальгию россиян по СССР и выпустил «Секреты лучших здравниц»
Из-за использования импортного сырья компания Трубникова чуть не разорилась в кризис 2014 года. «Поставщики выставляли счета в евро, нам приходилось постоянно повышать цены. Все дистрибьюторы чуть ли не бунт устроили, не хотели с нами работать», — отмечал Трубников. Продажи Natura Siberica просели больше чем на треть, согласно РБК.
«Рецепты бабушки Агафьи» с ценой до 100 рублей за продукт помогли остаться на плаву: продажи бренда в 2014 и 2015 годах увеличивались на 20%.
По мнению бренд-менеджера «Агафьи» Дарьи Ашитковой, роль сыграла и новая упаковка косметики — полиэтиленовая пачка с пластиковой крышкой, которая удешевила продукцию минимум на 20%.
В начале кризиса Трубников запустил новую линейку Fresh Spa с профессиональной косметикой для салонных процедур и бренд «Секреты лучших здравниц СССР». Fresh Spa предприниматель задумывал как дорогую косметику, а «Секреты здравниц» должны были сыграть на ностальгии по СССР.
Однако оба продукта «передохли» вместе с тем, как доллар стабилизировался: «Сегодня сиюминутные настроения у потребителя есть, ты вовремя улавливаешь их и выпускаешь такие вот вещи».
На вопрос, откуда он узнаёт, какой товар нужен покупателю, Трубников отвечал, что сам тестирует косметику.
Эко-бренд продаёт продукцию с экстрактом рогов оленя
В 2017 году Natura Siberica обвинили в жестоком обращении с животными. Пользовательница Facebook Марина Зайцева заметила, что в составе её продукции есть пантокрин — вещество, содержащееся в пантах, рогах молодого оленя. На сайте производитель указывал (сейчас страница удалена), что панты содержат уникальный комплекс питательных веществ.
Зайцева возмутилась тем, что компания позиционируется как эко-марка, при этом вредя животным. Она прикрепила к публикации репортаж о болезненности процедуры: «Оленя зажимают в тисках, пилят рожки по-живому, а потом посыпают нафталином. И так каждые три года. Болевой шок такой, что не все после "процедуры" выживают».
После публикации Зайцевой Natura Siberica провела опрос в своём Instagram: хотят ли покупатели пользоваться косметикой с этим ингредиентом. 70% респондентов ответили отрицательно. Со 2 апреля 2017 года Natura Siberica отказалась от использования пантокрина в своих косметических средствах.
В 2019-м другая клиентка обнаружила в составе шампуня «Рецепты бабушки Агафьи» экстракт рогов оленя. Публикация в Instagram собрала более 7000 лайков и несколько сотен возмущенных комментариев.
В этот раз компания не пошла навстречу потребителям. PR-директор Natura Siberica Виталий Козленков заявил, что «Рецепты бабушки Агафьи» и Natura Siberica — автономные косметические бренды, и почти в каждом международном холдинге присутствуют как активные эко-марки, так и невеганские, с продуктами животного происхождения.
Продукция с пантами оленей по-прежнему продаётся на маркетплейсах.
«В кризис никчёмных людей начало выбрасывать на улицу»
В апреле 2020 года Трубников закрыл треть розничных точек. Во время «самоизоляции» доля онлайн-продаж выросла до 22%, но после открытия магазинов снизилась до 8%. В интервью Forbes предприниматель посчитал, что пандемия пойдёт рынку на пользу.
В июле 2020 года предприниматель заявил: он готов продать долю в бизнесе ради выхода компании на новые рынки. «Чтобы выйти в Бразилию без финансовой поддержки, мне нужно 170 лет, а с [финансовым] ресурсом — три года», — объяснил Трубников.
«Образ эксцентричного русского миллионера»
Журналист Алексей Беляков, автор книги «Бизнес против правил. Как Андрей Трубников создал Natura Siberica и захватил рынок органической косметики в России», так описал стиль предпринимателя:
На интервью предприниматель часто надевал «сумочку» из настоящей жабы. Лягушку ему привёз друг в качестве сувенира. Основатель Natura Siberica хранит в ней «амулеты»: камень от нечистой силы, древний нефрит, которому 3000 лет, клык совы и зуб дочери.
Беляков считает, что Трубников носит жабу, чтобы обескураживать окружающих: «Человек входит — а тут жаба. И вошедший забывает, зачем пришёл. На мгновение теряется. Что Трубникову и нужно. Дать собеседнику с ходу "по башке", фигурально выражаясь. Сбить с курса. А дальше уже разговор либо не идёт, либо, напротив, становится лёгким и весёлым».
Пожар на заводе в Дмитрове
В марте 2020 года на заводе компании в Подмосковье случился пожар. По данным The Bell, возгорание началось на складе, где хранилось 40 тонн горючих жидкостей. Расследование показало, что огонь разгорелся из-за короткого замыкания, хотя рассматривали и версию с поджогом.
В «Первого решении» утверждают: пожар случился не по вине компании. Но в мае 2020 года производитель получил иск на сумму 4,5 млрд рублей от «Эн+ Рециклинг», у которой «Первое решение» арендовало тот самый завод. Представители компании назвали сумму иска «нереалистичной и чрезмерно завышенной и не подтверждённой какими-либо расчётами».
В июне суд временно запретил «Первому решению» регистрировать товарные знаки. Через месяц компания предъявила встречный иск к «Эн+ Рециклинг» на 490,3 млн рублей — убытки ритейлера от пожара.
22 июля компания опубликовала открытое письмо, предположив, что иск — это «намеренные действия, направленные на устранение рынка крупного игрока с рынка». Кроме того, из-за иска производство может остановиться — тогда закроются магазины и тысячи людей потеряют работу, сетует «Первое решение».
Трубников крутой мужик, обязательно посмотрите его интервью для РБК про «Natura Siberica» и «рецепты бабушки Агафьи». И маркетологам своим покажите.
Я отправил этот ролик всем своим друзьям, у которых есть свой бизнес и бардак в голове.
Нехороший человек этот Трубников, и держит он людей за дураков, из за таких как он до сих пор приходится закупаться шампунями без SLS на хербе
100%
Типичный пройдоха. В юности учиться не хотел, мечтал воровать. Вот и нашёл себе применение в государстве воров и пройдох. Косит под шамана. Явно кем то крышуем. Такие в российском паханате в цене, ибо привычно лукавят и не претендуют занять место куратора.
Дай бог, чтобы люди были людьми. :)
Не надо этих маркетологов и бизнесменов...
Комментарий удален модератором
Легенды не читаю, но их шампунь пахнет настоящей облепихой, например, а не "полностью идентичным натуральному" продуктом. И крем для бритья лучше всяких нивей.
Согласна, продукция по качеству практически не отличается от многих других..., но фигура основателя безусловно интересна..)
А говорят, у Трубникова в кабинете огромный потрет Путина висел.
Интересно, до сих пор висит или снял, после того как путинский рейдер Дерипаска решил забрать себе его компанию?
Комментарий недоступен
С огромным удоаольствием прочитала биографию и путь становления Трубникова. Спасибо автору. Надеюсь, что Трубников выиграет суды и продолжит развивать свой бизнес. А склад надо свой иметь.
Сгорел арендованный завод, а не склад
Да не было в косметике никаких пантов оленей, да и вообще ничего полезного нет во всех их марках.
Пишут они в составах ложную информацию.
Моя подруга там работала, говорила, что сотрудники циничные и беспринципные, разводят потребителей как лохов, только красивый маркетинг и упаковка, а на самом деле химия одна.
Бренд-менеджеры придумывают интересные компонеты плюс полезные натуральные ингредиенты, их и пишут в составе и типа без парабенов, без SLS, и т д.
А по факту все не так, по составу все как обычная Ашановская косметика, только те производители честнее, не врут про натуральность и безвредность.
Даже дизайн воруют, собирают по всему миру упаковку интересную и копируют, часто один в один.
⠀
И удивительно, как народ у нас любит быдло. Мужик — откровенный упырь, а все как слепые, готовы восхищаться. Деньги на обмане заработал, пустышку копеечную продает в 10 концов, про какие-то фермы в эко-зонах загоняет, купил участок и все дела.
Крутой предприниматель и креатор, да. Месит все в Подмосковье из обычных дешевых компонентов.
Может кому-то и нравится идея, что и дегенерат может стать успешным. Безумие, отвага и безнравственность — три кита таких деятелей. А, еще и жабы (в широком смысле слова).
И тут - обана - вы наткнулись на человека, который там реально работает. Я не очень люблю свою работу, а Трубникова и подавно, но, тем не менее, не могу не сказать: врите поменьше мадам, натурального сырья в производстве этой косметики используется дофига и больше. Более того - сертификаты на органическую косметику подтверждаются регулярно, и косметика идет на экспорт, как в Европу, так и в Японию, именно как органическая и натуральная. Много вы ашановского говна видели с такими сертификатами, от отечественного производителя и с таким составом (не тем, который в ваших нездоровых фантазиях - а с реальным). Особенно в Европе?
Я понимаю, что звездеть - не мешки ворочать, милочка. Так же понимаю, что вы тут со своей выдуманной подругой и Рябухиным (который через комент в бочке затычка) не просто так тут нарисовались. От вас, помимо однообразно-упоротого нытья про шампунь, ни единого "фактика" больше не видно.
Ну и почем нынче заказные коменты от ботов типа вас? +пусть вам хоть методичку не в одну строчку про sls выдадут, что ли, а то как два унылых попугая.
+ 100, единственный адекватный комментарий увидел
«Основатель Natura Siberica хранит в ней «амулеты»: камень от нечистой силы, древний нефрит, которому 3000 лет, клык совы и зуб дочери»
Клык совы??? И много ли у совы клыков?
Это поучительный пример для всех предпринимателей с национал-патриотической жилкой. Бренды надо регистрировать зарубежем, головные компании тоже. В РФ можно создавать только пустышки, чтобы в случае чего сливать. А рынок всё таки надо осваивать мировой, всё остальное это путь под всяких любителей Рыбок.
Может тоже жабу повесить? 🤔
Ну это уже будет похоже на подражание, надо что-то своё придумать и придерживаться созданному образу
это может быть расценено как призыв к изменению конституционного строя :)
Интересная статья, а про жабу возможно отсылка к денежной*)
Я обожаю эту косметику. Я фанат данных отечественных косметических брендов. Люблю приходить в эти магазины косметики.Выискиваю их по разным городам,где бываю в поездках.Насточщее качество! Очень хочу,чтобы данные бренды остались на рынке. Рада,что есть такие предприниматели- яркие,думающие ! Спасибо за статью
В чем вы видите качество этих брендов? Ничем не отличаются от банального токсичного масс-маркетовского барахла
Совершенно согласна с Вами, очень достойная косметика, не побоюсь сказать, что лучшая в своем ценовом сегменте, пользуюсь тоже уже давно!
Больше похоже на прикол)
Неколько лет назад пересекался по работе с Андреем – разрабатывал для него рекламную кампанию. Очень толковый специалист. Я бы сказал, самобытный. Самоироничный. Возможно, даже чересчур. В остальном крут. Жаль, если бизнес у него отожмут. Таких предпринимателей в России днём с огнём.
И мне кажется что он хороший) такой настоящий и веселый, не понимаю почему он не нравится кому-то, к тому же очень умный
По моему им проще было нанять киллеров, дешевле и по иску истцов не будет)
Комментарий недоступен
Редакторы, вы там как? Столько опечаток в одном тексте ещё не видел...
Тоже смотрела в цикле "Герои РБК" о Трубникове.Неизгладимое впечатление.Говорит ,без позы,прошел серьезные испытания и в бизнесе и со здоровьем.Но какой настоящий !Всем нытикам,пафосным,хвастунам советую познакомиться.Трубников-отдельная планета со своей траекторией ,правда ,тяготеет к кичу.Сегодня тоже было его интервью на РБК-огромное удовольствие просто слушать!
Что-то мерзкое в нем есть. Купчина такой наглый, рабовладелец, делающий бабло на женской тяге "быть красивой". Вот эти его слова про "сорокалетнюю училку", у которой "пьяный муж" и которая плачет в ванной, глядя на эти обманные тюбики - просто ФУ.
..впечатлилась)))
Дяденька не глупый, но с такими крутыми ресурсами, здоровой косметики, целебными травами себе помочь, увы, не может, суеверие в виде жабы или лечебный эффект о котором мы не знаем, но вид выдумщика бабушки Агафьи, оставляет желать лучшего, но империю создал крутую, респект.
Надо было Гармаша нанять для рекламных роликов, очень бы органично смотрелся бы.
Ничего не знала про Трубникова. Купила литр жидкого мыла мята-лимон(или наоборот) от Агафьи примерно за 60руб. может в 2013г., через год оно стоило уже 120р(и не только оно), но я его купила за КАЧЕСТВО и по-прежнему доступную цену. Когда закончился литр, еще не оказалось в продаже, купила что-то дороже, но обнаружила, что потребовался срочно крем для рук. С тех пор покупала только такое мыло(уже ромашковое). Великолепные легкие, я бы сказала натуральные запахи , поинтересовалась в интернете про др.продукцию от Агафьи(узнала про "Первое решение"), стала покупать. Запахи для меня на первом месте( бытовые моющие , дезодоранты, всякие несмываемы по уходу за волосами и др. предпочитаю без или со слабыми запахами. При резком для меня запахе откажусь от покупки ).Образ Агафьи для меня - ноль, только легко узнаваемая упаковка, удобно искать в магазинах. Про другой брэнд знала, но никогда не было желания даже попробовать.
Шампуни у них хорошие. Но как-то купила крем для кожи вокруг глаз, чуть без глаз не осталась. Крем кстати дорогой и покупался в фирменном магазине. Потом почитала отзывы, практически все негативные.
А мне и крема от Сиберики нравятся, недавно купила "С-berica антиоксидантный", он тааакой крутой, очень хорошо темные круги убирает, разглаживает, увлажняет
Цифры должны соитись
клык совы? вы серьезно? ))
Весёлый дядька, циничный и изобретательный. Респект. Жаль, что так мало прожил.
первый раз в жизни прочитала про этого челика, причем только тут и два раза за час. он что, рекламу в этот рес тискал?
Умер. Очень жаль...
Я очень требовательна и всегда качественно подбираю себе косметику. В последнее время в iBeauty беру весь уход за кожей https://ibeauty.ru/ . И всем девочкам очень рекомендую ознакомиться с их продукцией, состав их средств ошеламительный.
ФАС на днях Стиральный порошок нагибал за то что у них написано "Немецкое качество" а на деле порошок отличается от немецкого и типо "введение потребителя в заблуждение" Так вот, подобные шампуни, крема со всякими "знахарскими рецептами, от бабки" разве не введение потребителя в заблуждение?
Ссылку в студию
Спасибо за дешевый PR хреновых марок
Когда эту дрянь будут сажать на кол,то придётся целый дуб точить под его жирную сраку!..НУ заточим! ПУсть ГОТОВИТЬСЯ!!!!!!!!!!Тьфу дрянь!
Жаль, что прекратили выпускать средства с пантами :( . У них были очень эффективные средства для волос. Раздражают уже эти "зоозащитники" . Не хотите есть мясо - не ешьте, но зачем заставлять всех стричься под одну гребенку?
Окончил МГИМО, работал на Таможне, в procter & gamble не взяли из-за тупости - дальше читать не стал, что бы не портить сильного первоначального впечатления.
Мир Праху!