От пионера доставки продуктов в России до потери лидерства и продажи: краткая история ритейлера «Утконос» Статьи редакции
Начинал со «столов заказов», одним из первых отказался от офлайн-магазинов — и не справился с конкуренцией. Теперь ритейлера купит «Лента», но компания продолжит работать независимо.
«Утконос» — пионер доставки продуктов в России
Идея организовать «стол заказов» продуктов появилась у Сергея Разумова, исполнительного директора торгового дома «Эллит» и комиссионера по обслуживанию экспортно-импортных операций «Северстали», в 1999 году. Инвестором проекта стал основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов.
Ритейлер зарегистрировал юрлицо «Новый импульс» в 2000 году, а первые офлайн-магазины — «столы заказов у дома» открыл в подмосковном Зеленограде в 2002-м.
Среди своих особенностей сам «Утконос» называл:
- Информационную систему, которая позволяла покупателям зарезервировать товары и рассчитать путь от каталога до стойки выдачи. Это позволяло экономить 15-20% стоимости продуктов.
- Универсальный терминал комплектовщика (УТК) — переносной компьютер, который позволяет сотруднику склада обрабатывать информацию о заинтересовавших покупателя товарах.
- Схему продаж: единый распределительный центр для нескольких магазинов, комплектация заказов, доставка и продажа.
В первые годы ритейлер ориентировался на разные слои покупателей. Они могли зарезервировать товары в самих магазинах по каталогу через терминалы самообслуживания или по телефону. Забрать их можно было в одном из «столов». На месте продавали лишь товары первой необходимости.
В 2005 году «Новый импульс» открыла распределительный центр в Южном Бутово. Тогда же правительство Москвы поддержало проект и обещало выделить во всех районах помещения для магазинов и складов с недорогой арендой.
Отказ от физических магазинов
Вести бизнес в помещениях, выделяемых столичными префектурами, оказалось нерентабельно, писало Retailer. Росли расходы на аренду, а компания получала штрафы из-за шума по жалобам местных жителей. В итоге к концу 2007 года у «Утконоса» было вместо 400 запланированных магазинов 160.
К 2006 году ритейлер закупил автопарк и запустил доставку продуктов на дом. Их доставляли на следующий день после оформления заказа. На следующий год запустился полноценный интернет-магазин.
В начале 2010-х «Утконос» стал ориентироваться на покупателей «среднего и выше среднего» ценового сегмента, сократил издержки на колл-центр и отказался от физической розницы. В компании поясняли, что это позволит снизить логистические и операционные расходы.
Это позволило «Утконосу» войти в тройку крупнейших интернет-компаний России после «Яндекса» и Mail.ru Group в рейтинге Forbes за 2012-2013 годы. В 2018-м выручка ритейлера составляла уже 10,2 млрд рублей — почти половину всего российского рынка доставки продуктов, оценивали аналитики Infoline.
Но вскоре ритейлер начал стремительно терять позиции из-за роста конкуренции на рынке, говорил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Активно стали развиваться доставка «Перекрёстка» и агрегаторы вроде Instamart (с 2019 года «СберМаркет») и iGooods.
По данным «Контур.Фокуса», выручка «Новый импульс-50» выросла с 8,3 млрд рублей на конец 2017 года до 14,6 млрд рублей на конец 2020-го. Убыток — с 752 млн рублей до 3,9 млрд рублей соответственно. Как писал Forbes, за двадцать лет «Утконос» так и не стал компанией, стабильно генерирующей прибыль.
По словам гендиректора Дэнни Перекальски, когда он пришёл в компанию в 2019 году, то прогнозировал получение первой прибыли к 2023 году. Но динамика продаж в пандемию ускорила этот прогноз примерно на полгода.
Потеря лидерства на рынке онлайн-доставки
Весной 2020 года «Утконос» впервые за 13 лет уступил статус крупнейшей онлайн-доставки продуктов, по данным Data Insight. Первой по объёму оборота за месяц стала X5 Retail Group (сети «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель» и «Чижик»). После он потерял и второе место, уступив «СберМаркету».
Это произошло из-за консерватизма стратегии ритейлера на фоне пандемии и роста онлайн-ритейла, объяснял гендиректор Infoline Иван Федяков. Классической модели доставки сложно конкурировать с экспресс-сервисами, которые привозят продукты день в день.
Кроме того, компании нужно было раньше масштабироваться и выходить за пределы Москвы и области, полагал Федяков. В 2020 году «Утконос» вышел в Санкт-Петербург, но меньше чем через год передал доставку продуктов и склад «Ленте». Он также доставляет заказы в Калуге, Туле и Твери.
У «Ленты» и «Утконоса» общий акционер — сейчас «Севергрупп» Алексея Мордашова принадлежит 77,99% ритейлера. 16 декабря «Лента» объявила о покупке «Утконоса». Бренд продолжит работу в рамках текущей стратегии, пояснил ритейлер. У «Ленты» есть и собственная доставка продуктов.
По данным Infoline за январь-июнь 2021 года, «Утконос» занял восьмое место среди сервисов доставки продуктов с оборотом 9,5 млрд рублей, «Лента» — девятое с 3,6 млрд. Рейтинг учитывает агрегатор «СберМаркет» и сервисы экспресс-доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавку».
нет, просто в утконосе охерели с ценами, которые в последние годы были выше, чем в офлайн супермаркете
Не, доставка день-в-день рулит. Вплоть до того, что нет, например, хлеба, масла и яиц к завтраку, пара кликов — через 20 минут Самокат стучится в дверь.
А Утконос со своими "выберете интервалы, вот вам ближайший через 3 дня" — ещё уже давно стал не интересен.
это называется не "день в день", а в течение получаса. типа как доставка еды из ресторана. ни один нормальный человек не будет ждать еду из ресторана несколько часов (даже исследование какое-то недавно было на эту тему).
и в течение часа тебе не привезут продуктов на неделю — курьер охереет тащить 20-30 кг на себе. а в утконосе есть экспресс доставка некоторых продуктов в течение 2 часов.
я не знаю внимательно ли ты читал, но утконос уступил место перекрестку впрок, а не перекрестку экспресс (который доставляет в течение часа из ближайшего магазина).
p.s. про доставку через 3 дня — это ты загнул. подобная херня была только однажды у всех без исключения онлайн супермаркетов. то ли этой весной, то ли прошлой была такое. как раз это и повлияло на то, что перек открыл несколько дарксторов
Может уже и так, но уже — поздно.
.
Я в пандемию проголосовал рублем за Самокат, Пятерку, Вкусвилл, Перекресток и Озон по доставке продуктов. Самокат быстрее всех (как раз, когда нужно что-то срочное), остальные — в течение сколько-то часов, но в любом случае, это "сегодня". Что там сейчас у Утконоса — мне уже не интересно, ибо на этапе локдауна мне хотелось кушать, а не "выбирать слот через 3 дня". И тк это была далеко не единственная попытка купить еды через Утконос, и всегда был какой-то гемор со слотами доставки — мне хватает пула других продуктовых интернет-магазинов.
.
Цены +/- одинаковые у всех, заказываемые продукты тоже. По сути, всё сводится к открытию старых заказов и покупки на их основе. Ну иногда акции ловлю на любимые товары, особенно на зерновой кофе, какой-нибудь, тогда выгодно сразу побольше заказать, и 3-4 месяца про кофе не вспоминать.
а кофе лучше не покупать в магазине.
есть торрефакто, кофевэйв, сварщица екатерина. там — норм, в супермаркете — не норм
Я покупаю в основном робусту или бленд с преобладанием робусты, предпочитаю тёмную обжарку, в килограммовых пакетах. Этикетки того, что понравилось фоткаю в OneNote, и знаю, что тоже самое я могу купить в другом городе или стране.
Тут как раз тот случай, когда мне откровенно лень шариться по кофейным лавкам, и подбирать кофе там, тк тогда я не куплю то, что мне понравилось в другом месте. Хотя кофе я делаю сам, рожок темпирую сам, и правильная молка у меня дороже кофеварки, и вроде дальше мой путь в крафтовые лавки — но нет, я кофе в ритейле ищу =)
тогда загляни в каталог торрефакто, там есть и робусты хорошие, а не ноунэйм говно, что ты покупаешь в магазине
Комментарий недоступен
я в ленте покупаю очень редко конкретные товары, да и то через сбер (по сравнению с тем, когда это был инстамарт — это небо и земля). проблем не возникало. пока
Комментарий недоступен
уебищный сервис. тогда могли не привозить более половины товаров, просто потому что их уже не было в наличии. нахер нужен онлайн супермаркет, в котором набираешь корзину на несколько тысяч, тратишь свое время, а тебе в конечном итоге нихера толком не привозят (знаю про альтернативу, нормальный человек не может в голове держать все альтернативы и по телефону это неудобно делать)
Комментарий недоступен
у меня такое было (в переке), когда корзину накидываешь в течение дня, а заказываешь ночью. ну и цена на некоторые товары меняется. это не каждый день, но все забываю спросить в какой день это происходит
Утконос был одним из первых…и что иронично умирает одним из первых.
да, помню у Утконоса было для заказа свое exe-приложение для Windows и мы даже делали пару заказов где-то в нулевых.. но не зацепило тогда.
«центр в Южном Бутово» Комитет, а можете набирать в редакторы кого-то хотя бы с базовым знанием русского языка, камон
Всё так. Грамотные люди и СМИ склоняют, колхозникам допустимо не склонять
Мы были одними из первых постоянных клиентов утконоса и прям видели все это падение. Они не смогли справиться с ростом, а взрыв других игроков по время вируса их добил. Мы ушли от них из-за частично высоких цен, но в основном из-за непривоза молча многих позиций в заказе. Выглядело, как полный непрофессионализм.
Да просто у них там цены...
Комментарий недоступен
Консерваторы купили консерваторов!
В 2014 году мы предлагали Ленте создать сервис по доставке продуктов питания. Идея была схожая с инстамарт, но инстамарт вваливал собственные средства, плюс обладал неплохим административным ресурсом. В итоге лента покрутила у виска и сказала, что это нахрен никому не нужно – русские люди привыкли ездить по выходным в супермаркеты! А теперь придётся догонять …
а что за админ-ресурс был у Instamart?
От пионера до пенсионера...
Утконос - печь для гарантированного сжигания инвестиций с 20-летним опытом.
Теперь эксклюзивное право отправлять деньги в гоVно через Утконос у Ленты.