{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

От пионера доставки продуктов в России до потери лидерства и продажи: краткая история ритейлера «Утконос» Статьи редакции

Начинал со «столов заказов», одним из первых отказался от офлайн-магазинов — и не справился с конкуренцией. Теперь ритейлера купит «Лента», но компания продолжит работать независимо.

«Утконос» — пионер доставки продуктов в России

Идея организовать «стол заказов» продуктов появилась у Сергея Разумова, исполнительного директора торгового дома «Эллит» и комиссионера по обслуживанию экспортно-импортных операций «Северстали», в 1999 году. Инвестором проекта стал основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов.

Ритейлер зарегистрировал юрлицо «Новый импульс» в 2000 году, а первые офлайн-магазины — «столы заказов у дома» открыл в подмосковном Зеленограде в 2002-м.

Среди своих особенностей сам «Утконос» называл:

  • Информационную систему, которая позволяла покупателям зарезервировать товары и рассчитать путь от каталога до стойки выдачи. Это позволяло экономить 15-20% стоимости продуктов.
  • Универсальный терминал комплектовщика (УТК) — переносной компьютер, который позволяет сотруднику склада обрабатывать информацию о заинтересовавших покупателя товарах.
  • Схему продаж: единый распределительный центр для нескольких магазинов, комплектация заказов, доставка и продажа.

В первые годы ритейлер ориентировался на разные слои покупателей. Они могли зарезервировать товары в самих магазинах по каталогу через терминалы самообслуживания или по телефону. Забрать их можно было в одном из «столов». На месте продавали лишь товары первой необходимости.

В 2005 году «Новый импульс» открыла распределительный центр в Южном Бутово. Тогда же правительство Москвы поддержало проект и обещало выделить во всех районах помещения для магазинов и складов с недорогой арендой.

Отказ от физических магазинов

Вести бизнес в помещениях, выделяемых столичными префектурами, оказалось нерентабельно, писало Retailer. Росли расходы на аренду, а компания получала штрафы из-за шума по жалобам местных жителей. В итоге к концу 2007 года у «Утконоса» было вместо 400 запланированных магазинов 160.

К 2006 году ритейлер закупил автопарк и запустил доставку продуктов на дом. Их доставляли на следующий день после оформления заказа. На следующий год запустился полноценный интернет-магазин.

В начале 2010-х «Утконос» стал ориентироваться на покупателей «среднего и выше среднего» ценового сегмента, сократил издержки на колл-центр и отказался от физической розницы. В компании поясняли, что это позволит снизить логистические и операционные расходы.

Это позволило «Утконосу» войти в тройку крупнейших интернет-компаний России после «Яндекса» и Mail.ru Group в рейтинге Forbes за 2012-2013 годы. В 2018-м выручка ритейлера составляла уже 10,2 млрд рублей — почти половину всего российского рынка доставки продуктов, оценивали аналитики Infoline.

Но вскоре ритейлер начал стремительно терять позиции из-за роста конкуренции на рынке, говорил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Активно стали развиваться доставка «Перекрёстка» и агрегаторы вроде Instamart (с 2019 года «СберМаркет») и iGooods.

По данным «Контур.Фокуса», выручка «Новый импульс-50» выросла с 8,3 млрд рублей на конец 2017 года до 14,6 млрд рублей на конец 2020-го. Убыток — с 752 млн рублей до 3,9 млрд рублей соответственно. Как писал Forbes, за двадцать лет «Утконос» так и не стал компанией, стабильно генерирующей прибыль.

По словам гендиректора Дэнни Перекальски, когда он пришёл в компанию в 2019 году, то прогнозировал получение первой прибыли к 2023 году. Но динамика продаж в пандемию ускорила этот прогноз примерно на полгода.

Потеря лидерства на рынке онлайн-доставки

Весной 2020 года «Утконос» впервые за 13 лет уступил статус крупнейшей онлайн-доставки продуктов, по данным Data Insight. Первой по объёму оборота за месяц стала X5 Retail Group (сети «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель» и «Чижик»). После он потерял и второе место, уступив «СберМаркету».

Это произошло из-за консерватизма стратегии ритейлера на фоне пандемии и роста онлайн-ритейла, объяснял гендиректор Infoline Иван Федяков. Классической модели доставки сложно конкурировать с экспресс-сервисами, которые привозят продукты день в день.

Кроме того, компании нужно было раньше масштабироваться и выходить за пределы Москвы и области, полагал Федяков. В 2020 году «Утконос» вышел в Санкт-Петербург, но меньше чем через год передал доставку продуктов и склад «Ленте». Он также доставляет заказы в Калуге, Туле и Твери.

У «Ленты» и «Утконоса» общий акционер — сейчас «Севергрупп» Алексея Мордашова принадлежит 77,99% ритейлера. 16 декабря «Лента» объявила о покупке «Утконоса». Бренд продолжит работу в рамках текущей стратегии, пояснил ритейлер. У «Ленты» есть и собственная доставка продуктов.

По данным Infoline за январь-июнь 2021 года, «Утконос» занял восьмое место среди сервисов доставки продуктов с оборотом 9,5 млрд рублей, «Лента» — девятое с 3,6 млрд. Рейтинг учитывает агрегатор «СберМаркет» и сервисы экспресс-доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавку».

Мы не обсуждаем с Алексеем Мордашовым, как быть первыми. Он всегда делал упор и ориентировал топ-менеджмент на расширение и качественное развитие бизнеса по двум основным метрикам: объёму продаж и прибыли. А для этого самое важное — давать лучший уровень сервиса для покупателя.

Дэнни Перекальски, гендиректор «Утконоса» в беседе с Forbes
0
25 комментариев
Написать комментарий...
Aram Mirzoyants

нет, просто в утконосе охерели с ценами, которые в последние годы были выше, чем в офлайн супермаркете

Ответить
Развернуть ветку
Антон Киселёв

Не, доставка день-в-день рулит. Вплоть до того, что нет, например, хлеба, масла и яиц к завтраку, пара кликов — через 20 минут Самокат стучится в дверь.
А Утконос со своими "выберете интервалы, вот вам ближайший через 3 дня" — ещё уже давно стал не интересен.

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

это называется не "день в день", а в течение получаса. типа как доставка еды из ресторана. ни один нормальный человек не будет ждать еду из ресторана несколько часов (даже исследование какое-то недавно было на эту тему).
и в течение часа тебе не привезут продуктов на неделю — курьер охереет тащить 20-30 кг на себе. а в утконосе есть экспресс доставка некоторых продуктов в течение 2 часов.
я не знаю внимательно ли ты читал, но утконос уступил место перекрестку впрок, а не перекрестку экспресс (который доставляет в течение часа из ближайшего магазина).
p.s. про доставку через 3 дня — это ты загнул. подобная херня была только однажды у всех без исключения онлайн супермаркетов. то ли этой весной, то ли прошлой была такое. как раз это и повлияло на то, что перек открыл несколько дарксторов

Ответить
Развернуть ветку
Антон Киселёв

Может уже и так, но уже — поздно.
.
Я в пандемию проголосовал рублем за Самокат, Пятерку, Вкусвилл, Перекресток и Озон по доставке продуктов. Самокат быстрее всех (как раз, когда нужно что-то срочное), остальные — в течение сколько-то часов, но в любом случае, это "сегодня". Что там сейчас у Утконоса — мне уже не интересно, ибо на этапе локдауна мне хотелось кушать, а не "выбирать слот через 3 дня". И тк это была далеко не единственная попытка купить еды через Утконос, и всегда был какой-то гемор со слотами доставки — мне хватает пула других продуктовых интернет-магазинов.
.
Цены +/- одинаковые у всех, заказываемые продукты тоже. По сути, всё сводится к открытию старых заказов и покупки на их основе. Ну иногда акции ловлю на любимые товары, особенно на зерновой кофе, какой-нибудь, тогда выгодно сразу побольше заказать, и 3-4 месяца про кофе не вспоминать.

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

а кофе лучше не покупать в магазине.
есть торрефакто, кофевэйв, сварщица екатерина. там — норм, в супермаркете — не норм

Ответить
Развернуть ветку
Антон Киселёв

Я покупаю в основном робусту или бленд с преобладанием робусты, предпочитаю тёмную обжарку, в килограммовых пакетах. Этикетки того, что понравилось фоткаю в OneNote, и знаю, что тоже самое я могу купить в другом городе или стране.
Тут как раз тот случай, когда мне откровенно лень шариться по кофейным лавкам, и подбирать кофе там, тк тогда я не куплю то, что мне понравилось в другом месте. Хотя кофе я делаю сам, рожок темпирую сам, и правильная молка у меня дороже кофеварки, и вроде дальше мой путь в крафтовые лавки — но нет, я кофе в ритейле ищу =)

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

тогда загляни в каталог торрефакто, там есть и робусты хорошие, а не ноунэйм говно, что ты покупаешь в магазине

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

я в ленте покупаю очень редко конкретные товары, да и то через сбер (по сравнению с тем, когда это был инстамарт — это небо и земля). проблем не возникало. пока

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

уебищный сервис. тогда могли не привозить более половины товаров, просто потому что их уже не было в наличии. нахер нужен онлайн супермаркет, в котором набираешь корзину на несколько тысяч, тратишь свое время, а тебе в конечном итоге нихера толком не привозят (знаю про альтернативу, нормальный человек не может в голове держать все альтернативы и по телефону это неудобно делать)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

у меня такое было (в переке), когда корзину накидываешь в течение дня, а заказываешь ночью. ну и цена на некоторые товары меняется. это не каждый день, но все забываю спросить в какой день это происходит

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Котов

Утконос был одним из первых…и что иронично умирает одним из первых.

Ответить
Развернуть ветку
Dan

да, помню у Утконоса было для заказа свое exe-приложение для Windows и мы даже делали пару заказов где-то в нулевых.. но не зацепило тогда.

Ответить
Развернуть ветку
TL

«центр в Южном Бутово» Комитет, а можете набирать в редакторы кого-то хотя бы с базовым знанием русского языка, камон

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Arkhangelsky
Географические названия славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Люблино, в сторону района Строгино, к району Митино, в городе Иваново, из деревни Простоквашино, до края Косово. Если же родового слова нет, то возможны оба варианта, склоняемый (старый) и несклоняемый (новый): в Люблине и в Люблино, в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново, из Простоквашина и из Простоквашино, до Косова и до Косово, к Митину и к Митино, 8-й микрорайон Митина и 8-й микрорайон Митино. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме. Словарь Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской «Грамматическая правильность русской речи» указывает: «В образцовом литературном стиле (со сцены, с телеэкрана, в радиоречи) эти формы следует склонять».
Ответить
Развернуть ветку
TL

Всё так. Грамотные люди и СМИ склоняют, колхозникам допустимо не склонять

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Мы были одними из первых постоянных клиентов утконоса и прям видели все это падение. Они не смогли справиться с ростом, а взрыв других игроков по время вируса их добил. Мы ушли от них из-за частично высоких цен, но в основном из-за непривоза молча многих позиций в заказе. Выглядело, как полный непрофессионализм.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Парамонова

Да просто у них там цены...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Консерваторы купили консерваторов!
В 2014 году мы предлагали Ленте создать сервис по доставке продуктов питания. Идея была схожая с инстамарт, но инстамарт вваливал собственные средства, плюс обладал неплохим административным ресурсом. В итоге лента покрутила у виска и сказала, что это нахрен никому не нужно – русские люди привыкли ездить по выходным в супермаркеты! А теперь придётся догонять …

Ответить
Развернуть ветку
1 1

а что за админ-ресурс был у Instamart?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

От пионера до пенсионера...

Ответить
Развернуть ветку
Igor Grigoriev

Утконос - печь для гарантированного сжигания инвестиций с 20-летним опытом.
Теперь эксклюзивное право отправлять деньги в гоVно через Утконос у Ленты.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда