{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что не так с маркетплейсами после февраля 2022го?

Чем текущий кризис выгоден для e-commerce предпринимателей? Поговорим про Ozon, Я.Маркет, АлиЭкспресс, Сбер и конечно Wildberries. Поехали!

Меня зовут Вик Довнар, Я CEO Hooglink.Agency.

Еженедельно выдаю новости e-commerce бизнеса на vc.ru, а в телеграм канале обсуждаем ниши, в которые стоит войти. Залетайте в телегу @vikenot

Лайк, шер, подписка моего молодого YouTube канала :)

Сегодняшние новости с налётом моего субъективного мнения. Я считаю, что кризис сильно отразился на крупных компаниях, которые в конце 2021 года во всю монополизировали рынок.

Когда деньги “дешевые” и их много, компании как носороги начинают пехаться и драться за лидерство, попутно перемалывая средний и малый бизнес.

Когда начинается “кризис” (назовем так последние события), в первую очередь страдают крупняки. У них больше текущих затрат, больше штат, больше ответственности перед инвесторами и акционерами.

Гигантский механизм обескровленный санкциями, падением стоимости компании, выдворением иностранных инвесторов скукоживается как лист на ветру (тут хотел вставить другое слово) и старается выжить.

Вот вы не замечали какая жесткая оптимизация расходов идет в крупных e-commerce компаниях?

Направления, которые не прибыльны или недостаточно прибыльны урезаются. А это шанс для малого и среднего бизнеса вырасти и занять свое место в пищевой цепочке.

Еще одно - сильные лидеры такие, как Олег Тиньков, Тигран Худоверян (Яндекс), Аркадий Волож (Яндекс), Александр Орлов (Тануки) и многие другие, начали развивать бизнес в других странах.

Помимо лидеров, я каждый день вижу, как из компаний уезжает сильный менеджмент. Оставляя организации, скажем так, на неподготовленных людей.

Я думаю, это время возможностей для малого и среднего бизнеса в e-commerce нише. Где еще год назад, было понятно, что все поделено и разделено. А теперь ситуация не такая однозначная.

Сбер массово закрывает отделения

Санкции сильно прокатились по Сберу.

В 2022 году Сбер закрыл около 1000 отделений. Экспансия “СберМегаМаркета” прекратилась. А вы помните, как в 2021 у этой компании были безлимитные бюджеты и они захватывали рекламой буквально все?

Страница поиска яндекса по любому вопросу выглядела так… на первом месте рекламная ссылка на сбер, потом все остальное… Сбер вовсю использовал свои “безлимитные” на тот момент бюджеты, дыша в спину лидерам рынка.

Были ниши такие, как еда, книги, лекарства, где реклама сбера в интернете на первых позициях была настолько явна и надоедлива, что, казалось, он вот-вот захватит рынок.

А теперь все, пока “зеленый слоник”.

Греф и его Слонята :-)

Постоянные проблемы с приложением (оно заблокировано в AppStore), закрытие некоторых проектов и переименования других - подрывает в целом экосистему банка.

Сейчас Cбер пытается просто выжить. “СберМегаМеркет” стал сильно отставать от других игроков. Сейчас Cбер пытается просто выжить.

“СберМегаМеркет” стал отставать от других игроков и не смог преодолеть планку в 1% от e-commerce рынка. Основной рост компании связан с удвоением оборота сервиса доставки продуктов.

Я.Маркет тормозит

Яндекс разделили на 2 компании. Иностранную и Российскую. Аркадий Волож и приближенные ушли развивать заграничные проекты. Часть команды осталась в России под модерацией экс-председателя счетной палаты Алексея Кудрина.

Я уж не знаю, что будет с Яндекс.Маркетом дальше, но он все сильнее отстает от лидеров рынка WB и Ozon по продажам.

В 2021 году они хотели массового привлекать селлеров, обучать их. Даже сделали собственное медиа “Чек”, которое не взлетело и получает сейчас около 26К визитов в месяц, что является позором для огромного гиганта, владеющего поисковиком монополистом.

Кажется, что у Яндекса есть более приоритетные проекты, чем маркетплейс. Например, такси, еда и рекламные сервисы, которые показывают хорошую прибыльность.

Создается впечатление, что акценты в компании сместились и руководство уже не надеется выиграть гонку за первенство на товарном рынке.

В компании явно не хватает селлеров. Но рекламные компании по их привлечению выглядят неубедительно.

Помимо этого Яндекс запускает несколько линеек своей CTM продукции от телевизоров до корма для животных.

Э-эй, ребят, вы точно собираетесь делать маркетплейс?

Лого новой кретивной студии Я.Маркета которая будет оказывать услуги по рекламе на площадке. Еще один рекламный инхаус проект. 

Давайте пойдем дальше по гигантам и я вам объясню, к чему я это все веду.

А пока подписывайтесь на мой YouTube канал, здесь мы говорим про большой екоммерс и как заниматься онлайн-торговлей в 2023 году.

AliExpress Россия умирает

Я не буду останавливаться на этой компании подробно. В прошлых выпусках мы уже говорили о плачевной ситуации у АлиЭкспрес Россия.

Все инвесторы отказались участвовать в дальнейшем ее развитии.

Денег больше нет. С логистикой проблемы. Компанию оставили умирать. Бюджетов на экспансию тоже нет. Забудем про нее. Покойся с миром.

Ozon закрывает “моменты”

Озон отчитывается о росте продаж. В принципе можно сказать, что у компании дела идут хорошо.

Но при этом за последний год было проведено много оптимизационных решений. От отключения смс оповещения о товаре, до закрытия логистического сервиса Ozon Rocket, а теперь еще приостановка сервиса “моменты”.

Моменты - это блог платформа на сайте озон, для нативной продажи товара. Мини соц.сеть с акцентом на потребление, где авторы могли монетизировать свой контент.

Я вам так скажу, за такими решениями будущее. И в былые времена Ozon бы крутила идею до победного. Тем более экосистема для такой соц.сети в компании есть. Но сейчас видимо не время смотреть в будущее, компания решила отказаться от убыточного медиапроекта.

Если интересна история подобных сервисов в Китае, напишу отдельную статью. Попробуем выяснить насколько подобные сервисы реально выгодны магазинам.

Wildberries убила репутацию МП

Это просто ржач!

2 года назад я начал движение “Антимаркетплейс”. Посмотрите на мои старые статьи на vc тут и тут (топ 10 на vc в разделе "торговля"), которые набрали по 100 тыс. просмотров и по 500 комментариев, там же куча отзывов селлеров о том, что все деньги мира можно заработать на вайлдбериз.

70% читателей были со мной не согласны. Были жуткие споры.

Это было время, когда маркетплейсы казались золотой жилой всем! Но прошло 2 года и все мои предсказания сбылись.

Те, кто с пеной у рта защищал деструктивную модель или ушли из бизнеса, или в кассовых разрывах.

Есть те, кто мне потом писал: “ой, WB изменила правила и мы в долгах” или “ой, у меня математика не сходится”.

И что теперь?

Я недавно наоборот посчитал математику нескольких компаний в статьях на VC и увидел обратную реакцию. Толпа пишет, что на WB невозможно заработать, а если и возможно, то это будут копейки сравнимые с ЗП в офисе))

Конечно, некоторые люди НОЮТ ВСЕГДА. Это правда. Поэтому мне спустя 2 года смешно читать комментарии к статьям о WB.

Но при этом какую компанию чисто на WB я бы не считал, выше 10% прибыльности у меня не получалось. Да и эти 10% были с большой оговоркой. Иногда очень.

В итоге получается во многих нишах на WB прибыльность 3-5%. Я буду рад если кто-то предоставит другие цифры по брендам которые начали работать с нуля.

И все бы хорошо (3-5-10% это тоже не мало) но штрафы, санкции, стоимость регистрации. А так же отношение компании к селлерам и владельцам ПВЗ как к людям низшего сорта растоптало репутацию компании.

Если бы не инфоцигане типо Лео Шевченко и Димы Ковпака с большими YouTube каналами зарабатывающими на курсах и тренингах поток селлеров WB начал бы резко сокращаться уже давно.

И вот вам новое предсказание:

Пройдет еще год и продавцы массово будут уходить с Wildberries, уходя на Ozon. Но, все чаще создавая свои e-commerce проекты и нишевые маркетплейсы. Откуда я это знаю?

Я смотрю на западный рынок, где произошла ровно такая же ситуация с Amazon несколько лет назад (Об этом будет отдельный материал)

Два плюса для малого бизнеса сейчас

Это мое личное мнение, но я его озвучу. Сейчас хорошее время для малого и среднего бизнеса.

1) Если у вас малый или средний бизнес или есть инвестиции, сейчас самое время для рывка. На рынке стало чище. Я думаю, скоро начнется расцвет нишевых и небольших компаний. Если, конечно, их не будут душить в зародыше на государственном уровне.

2) Второй плюс - это налоговая база. Я не увидел каких-то особых мероприятий по поддержке малого бизнеса. Но есть одна вещь, которая реально помогает предпринимателям - это патенты, по которым налоговая база уменьшается до 1%.

Таких патентов и разных способов облегчить налоги сейчас очень много. В моей компании патентов два. Это позволяет по разным направлениям сохранять деньги внутри организации.

Для товарки такие штуки тоже делают (хотя и сложнее). Не надо думать что это только для ИТ.

В какую нишу войти?

Каждую неделю в своем телеграм канале, я пишу о том, в какую нишу сейчас выгодно или невыгодно входить.

До встречи. Всех обнял.

0
117 комментариев
Написать комментарий...
Денис Демидов

У меня только один вопрос, Вик, зачем ты делаешь такое дебильное лицо на главной фотке статьи? Имхо, это только отталкивает, типа какой-то чудак пишет о том, в чем не разбирается.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мячин

он и пишет о том в чём не разбирается. Одна его книжонка чего стоит. "Антимаркетплейс. Как создать прибыльный бизнес в условиях господства онлайн-площадок"

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Василий Дейков

Не в бровь а в глаз

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

😂😂😂 спасибо. Приму к сведению.

В YouTube говорят такое внимание привлекает))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Антон Глоба

Один товарищ с управления СберМегаМаркет в том году (до СВО) говорил что мол "вы не представляете, КАКИЕ бюджеты выделены на этот проект. У конкурентов нет и не будет шансов. Мы в минус можем работать 10 лет и дальше, денег очень много..."
Надо спросить, как у них сейчас с этим))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В мире нет ни одного екоммерс лидера, у которого торговля была бы не главным занятием.
Частный Яндекс, у которого денег завались, не смог екоммерс поднять, а государственный Сбер тем более.
Как это не покажется странным, но торговля сложнейшая отрасль экономики во всех странах, не получится быть в ней лидером не погружаясь в процесс целиком без отвлечения на другие направления.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Вик Довнар
Автор

Да, и это до СВО очень сильно чувствовалось.

Сейчас уже далеко не так…

Ответить
Развернуть ветку
Илай

А где сейчас этот товарищ с кусочком от того бюджета? там где пальмы и солнце, или там где вид на Эйфелеву башню?

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Да Сберу конечно вообще не повезло. Скорее всего скоро начнут Сбербанк доить по полный вместо развития корпорации. Времена хипстерских модных госкорпораций приходят к концу.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
nadegda cheremuhina

не похоже, что все эти денежные вливания помогли Сбермегамаркету сильно повысить свои эмоции

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Это мое лицо 🤦

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Илай

Отвечу аффтору про плюсы для малого бизнеса сейчас

Это мое личное мнение, но я его озвучу.

1) Контрафакт - например на рынке автомасел творится полная дичь никто не проверяет, владельцы ТМ давно ушли из РФ, в канистрах именитых брендов и раньше был велик шанс купить "не то что написано", а сейчас так и подавно.

2) Второй плюс - это налоговая база. Покупки переводами на карту, непонятные схемы взаиморасчетов с непонятными поставщиками которые реализуют товар непонятного происхождения иногда с вполне красивыми сертификатами.

3) Минимальное количество проверок со стороны контролирующих органов

4) ай зачем уходить с маркет-плэйсов? если можно реализовывать контрафакт, ведь в некоторых категориях пользователи ну никак не смогут доказать что купленный Шелл настоящий (от полусинтетики Роснефть двигатель не накроется).

Поэтому время для развития малого мутного бизнеса - оно сейчас уже наступило. Особенно хорошо заметно в МО и СПБ, где различные фирмочки начали крутить-мудрить и даже кидать покупателей (за конкретными примерами велком в Приемную).
p.ы. а для честного малого бизнеса в высококонкурентной среде - сейчас не самое простое время.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Отчасти согласен. Но я бы не смотрел на ситуацию с черно-белой стороны. Есть и цветной вариант. И "честный" бизнес как и серый на 100% в России наверное сложно представить. Прям вот на 100%

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Олеся

было интересно послушать ,спасибо , рекомендую

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Спасибо, большое)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Рудой

что вообще не так с миром после февраля 2022

Ответить
Развернуть ветку
Павел Измайлов

Так блин) все равно продают на маркетплейсах и ближайшее время будут продавать

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Продают и будут)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Смирнов

Тебе бы цифры показать, а то «Сбербанк закрывает тысячи отделений, сбермегамаркет сильно отстаёт». Это чиста вода для людей, кто не умеет мыслить и гуглить. У Сбербанка все хорошо, недавно он отчитался о чистой прибыли, и даже в кризис она выросла. Так что читай и проверяй перед тем, как писать чушь

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

Он всегда пишет о том, в чем совершенно не разбирается.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сашка

Вряд ли со сбером что-то будет, пока кризис сейчас так, а дальше все будет как обычно

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

А вы оптимист. Думаете что кризис скоро закончится. Он только начинается.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Светлана Дор

Не читая комменты, могу сказать об опыте работы с маркетплейсами по своему небольшому магазину в процентах. Средний оборот 4,8 млн.рублей/в месяц за 2022г со всех рекламных площадок и маркетплейсов. Начнём с самого днища. Сбер - 0% самый говняный, причина: модерация карточек на этапе регистрации 3 недели карл!, в итоге, "такого бренда не существует". Ага)) Далее Яндекс Маркет - 10%. Отсутствие адекватной поддержки, дебильные рекламные инструменты, торговля вроде есть, но не впечатляет.ОЗОН любимчик - 80%, всё отлично, но бесят постоянные изменения в оферте, прям чуть ли не ежедневно. Реклама в соц.сетях со ссылкой на мой сайт - 10% продаж. Поэтому рекомендую ОЗОН, там все адекватные. Ещё дополню. Не ждите компенсации с ваших поврежденных товаров. Вам выгоднее будет продать их на Авито. Там есть возможность зарегистрировать ЛК юр.лица. Хорошие тарифы и есть разные методы продвижения.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Куранов

Озон, любимчик))))) Вы посмотрите во что он превращается. Самые дорогие тарифы на логистику и комиссию, при порче товара не за что не отвечают, если раньше в комиссию входила еще доп упаковка, то и ее уже нет, не говоря про обычные пакеты. Служба поддержки скатывается к оценке 0. Если что то хотите решить пишут только одно, присылайте официальную претензию. Раньше проходила куча прекрасных вебинаров, где можно было получить знания и задать актуальные вопросы. Сейчас такое ощущение, что на вебинарах присутствуют сотрудники от Озон только отдела рекламы, 15 минут вводная часть и все остальное время это настройка рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Макс Мартин
Поэтому рекомендую ОЗОН, там все адекватные. Ещё дополню. Не ждите компенсации с ваших поврежденных товаров. Вам выгоднее будет продать их на Авито.

О, привет сотрудникам Озона! Все прям по методичке: "Компенсации не будет. Продайте с уценкой — это выгодно!"

Ответить
Развернуть ветку
Alex A.

Добрый вечер, Светлана! А по ВБ нет у вас личной статистики?

Ответить
Развернуть ветку
Levichev Andrey

В целом разумно написано.
Интересно какая судьба али дальше. Сейчас цены на али.ру в рублях не совпадают с ценами на али.ком в рублях. Т.е. они разные. Возможно местные пытаются выжить за счет разницы курса или просто ошибки работы.

Вопрос напрашивается когда умрет али-вк, что будет с алиглобал в рф, уйдет или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Patlakh

если умрет российский али, то с глобальным будет ровно тоже, что и с любыми другими зарубежными маркетами - отсутствие возможности оплаты для большинства россиян.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Karina Schegoleva

Вообще, конечно, аналитика поста на уровне кухни. Алик сейчас единственный зарубежный игрок. Не знаю, как у остальных, но у меня часть друзей поназаказывали на распродажах больше обычного. Разница между мелочью на алике и у перекупов с тем же товаром просто космос.
Про курс, кстати, все тоже самое с ценой на глобАли и на ру, вопрос стоимости доставки и цен для разных регионов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Все сбрасывают жирок, маркетплейсы в том числе

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Не все.

Кто работал на свои, без инвестиций, кредитов и больших костов нормально себя чувствуют. Я знаю несколько довольно крупных таких компаний, которые вполне могут начать тягатся с гигантами.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Павел Шабалин

Свои проекты конечно же нужны, чисто чтобы собирать свою клиентскую базу. Возможно зайти проще на маркеты, так как там есть трафик и решается часть проблем, но после захода на маркет и набиванию первых шишек, мне кажется,надо начинать всеми силами пилить себе клиентскую базу, в том числе и развивать свой еком. Я не знаю есть ли в правилах маркетов, но люди (я в том числе) после того как нашли товар, могут пойти в поиск и поискать его дешевле, а на своем проекте можно дать цену "по вкуснее" например убрав комиссию маркетов

Ответить
Развернуть ветку
Константин Федоров

Да, но добавив стоимость доставки, которую очень сложно перебить с небольшими объемами недорогих товаров.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Лара Брестова-Устинова

Не поняла, имеете ввиду, что с алика ничего уже нельзя заказать?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Российский алик очень ограниченный и его как будто специально топят делая максимально неудобным

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Вик Довнар
Автор

Нет такой фразы в тексте) Заказывайте на здоровье.

Ответить
Развернуть ветку
Прозектор на удаленке

что не так с миром после 22 февраля?

Ответить
Развернуть ветку
К М

После 22.02.2022 никогда больше не будет 22.02.2022

Ответить
Развернуть ветку
К М
Если интересна история подобных сервисов в Китае, напишу отдельную статью

ждем. Мне казалось это бессмысленная ерунда

Ответить
Развернуть ветку
Ignatzi0

Прикольно, спасибо за статью :)
Вопрос в том же тренде, но немного оффтоп: а что происходит с рынком онлайн-кинотеатров - я так понимаю, что щас идёт активная борьба за место под солнцем, так как сейчас существует КиноПоиск, Кион, Винк, Премьер, Амедиатека, Старт, и это я только половину назвал :) просто чересчур большое количество их мне кажется)) но интересно было бы также узнать, а это вообще прибыльное направление? Или это так... Для души а-ля собственный ресторан при том, что ты владеешь крупной строительной компанией 😜

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Я не исследовал этот рынок. Но по ощущениям сейчас проблема с иностранными фильмами.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Wega

Имхо но они все почти идентично ограниченны. Например я часто вижу старые годные голливудские фильмы отдельной покупкой хотя у меня платная подписка. Этим фильмам сто лет в обед..

Ответить
Развернуть ветку
Алена Закодякина

Ямаркет значит имеет что-то еще, раз им стало пофиг на основные сервисы

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Как и написано в статье в Яндексе есть доставка, такси и рекламные сервисы. Все это прибыльные проекты на которые сейчас компания делает акцент.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Вергун

знаете,если есть качественная идея,то любое время хорошее для выхода на маркетплейс,сейчас в том числе

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Качественная идея для выхода на маркетплейс это что?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Швейное производство турция

.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Будет. К нам сейчас как раз заходят такие клиенты. Есть даже с Корейского рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Wega

А кто-то наоборот делает на этом 💵

Ответить
Развернуть ветку
Mayorov Sergey

С точки зрения государства у Сбера и Яндекса меньше шансов выжить в указанном в статье ритейле, т.к. они экосистема. А экосистемы создают не рыночную конкуренцию используя заведомо большие знания о клиенте и большие каналы коммуникации. Центробанк аж целый доклад выпустил как экосистемы душат потребителей https://www.vedomosti.ru/finance/news/2021/04/02/864414-tsb-zaimetsya-regulirovaniem-ekosistem

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ola Kleva

Еком это не статичная модель, так всегда было, что-то где умирает, что-то создается. Если смотреть на какие-то внутренние проекты, к примеру Озон моменты, тому пример, это не уникальное генерирующее продажи) и никто не говорит, что это не вернется в новом названии). Суть везде одна, с обеих сторон - это отлаженная система БП, понятная конечная цель бизнеса и головы, которые думают, руки+ноги, которые делают. Если рассматривать бизнес что-то купить и где-то что-то продать, то да тут можно подискутировать))). Касаемо Яндекс маркет, странное сравнение), когда WB и Ozon запустились с таким сервисом на 2 года раньше. Сберу тому же досталось наследство от гудс. Кароче, народ учите матчасть 😜✌️

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

ЯндексМаркет старше WB и сильно старше Goods.

Просто работали по другой модели. Но были лидерами в электронике. С огромным количеством продавцов внутри.

И запустились они по модели маркетплейса в одно время с WB.
Просто обосрались с первой попытки и вернулись к старой модели витрины.

Учите мат часть)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аглалия Фурс

Всегда была сторонником нишевых историй. Лучше бы сходила по 10 отдельным магазинам выбрать стол, например, чем просматривать десятки одинаковых на МП, дело принципа.
Должно быть много маленьких магазинов, а не 2 больших.
Но боюсь, что несмотря на патенты, условия далеки от нормальных. Есть другие налоговые и административные издержки, которые сводят на нет почти любой бизнес. Если, конечно, не называть бизнесом продавца в единственном лице.
Не вижу пока поводов для оптимизма ни по каким критериям.

Ответить
Развернуть ветку
К М

кому должно? кто должен? где прописано?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Нет

Хм, а что случилось? Жили ж нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мячин

вопрос, за каким хреном нужны отделения сбера куда ходит полтора человека в день? правильно и делают что закрывают.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Раскрывать всегда