{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что не так с маркетплейсами после февраля 2022го?

Чем текущий кризис выгоден для e-commerce предпринимателей? Поговорим про Ozon, Я.Маркет, АлиЭкспресс, Сбер и конечно Wildberries. Поехали!

Меня зовут Вик Довнар, Я CEO Hooglink.Agency.

Еженедельно выдаю новости e-commerce бизнеса на vc.ru, а в телеграм канале обсуждаем ниши, в которые стоит войти. Залетайте в телегу @vikenot

Лайк, шер, подписка моего молодого YouTube канала :)

Сегодняшние новости с налётом моего субъективного мнения. Я считаю, что кризис сильно отразился на крупных компаниях, которые в конце 2021 года во всю монополизировали рынок.

Когда деньги “дешевые” и их много, компании как носороги начинают пехаться и драться за лидерство, попутно перемалывая средний и малый бизнес.

Когда начинается “кризис” (назовем так последние события), в первую очередь страдают крупняки. У них больше текущих затрат, больше штат, больше ответственности перед инвесторами и акционерами.

Гигантский механизм обескровленный санкциями, падением стоимости компании, выдворением иностранных инвесторов скукоживается как лист на ветру (тут хотел вставить другое слово) и старается выжить.

Вот вы не замечали какая жесткая оптимизация расходов идет в крупных e-commerce компаниях?

Направления, которые не прибыльны или недостаточно прибыльны урезаются. А это шанс для малого и среднего бизнеса вырасти и занять свое место в пищевой цепочке.

Еще одно - сильные лидеры такие, как Олег Тиньков, Тигран Худоверян (Яндекс), Аркадий Волож (Яндекс), Александр Орлов (Тануки) и многие другие, начали развивать бизнес в других странах.

Помимо лидеров, я каждый день вижу, как из компаний уезжает сильный менеджмент. Оставляя организации, скажем так, на неподготовленных людей.

Я думаю, это время возможностей для малого и среднего бизнеса в e-commerce нише. Где еще год назад, было понятно, что все поделено и разделено. А теперь ситуация не такая однозначная.

Сбер массово закрывает отделения

Санкции сильно прокатились по Сберу.

В 2022 году Сбер закрыл около 1000 отделений. Экспансия “СберМегаМаркета” прекратилась. А вы помните, как в 2021 у этой компании были безлимитные бюджеты и они захватывали рекламой буквально все?

Страница поиска яндекса по любому вопросу выглядела так… на первом месте рекламная ссылка на сбер, потом все остальное… Сбер вовсю использовал свои “безлимитные” на тот момент бюджеты, дыша в спину лидерам рынка.

Были ниши такие, как еда, книги, лекарства, где реклама сбера в интернете на первых позициях была настолько явна и надоедлива, что, казалось, он вот-вот захватит рынок.

А теперь все, пока “зеленый слоник”.

Греф и его Слонята :-)

Постоянные проблемы с приложением (оно заблокировано в AppStore), закрытие некоторых проектов и переименования других - подрывает в целом экосистему банка.

Сейчас Cбер пытается просто выжить. “СберМегаМеркет” стал сильно отставать от других игроков. Сейчас Cбер пытается просто выжить.

“СберМегаМеркет” стал отставать от других игроков и не смог преодолеть планку в 1% от e-commerce рынка. Основной рост компании связан с удвоением оборота сервиса доставки продуктов.

Я.Маркет тормозит

Яндекс разделили на 2 компании. Иностранную и Российскую. Аркадий Волож и приближенные ушли развивать заграничные проекты. Часть команды осталась в России под модерацией экс-председателя счетной палаты Алексея Кудрина.

Я уж не знаю, что будет с Яндекс.Маркетом дальше, но он все сильнее отстает от лидеров рынка WB и Ozon по продажам.

В 2021 году они хотели массового привлекать селлеров, обучать их. Даже сделали собственное медиа “Чек”, которое не взлетело и получает сейчас около 26К визитов в месяц, что является позором для огромного гиганта, владеющего поисковиком монополистом.

Кажется, что у Яндекса есть более приоритетные проекты, чем маркетплейс. Например, такси, еда и рекламные сервисы, которые показывают хорошую прибыльность.

Создается впечатление, что акценты в компании сместились и руководство уже не надеется выиграть гонку за первенство на товарном рынке.

В компании явно не хватает селлеров. Но рекламные компании по их привлечению выглядят неубедительно.

Помимо этого Яндекс запускает несколько линеек своей CTM продукции от телевизоров до корма для животных.

Э-эй, ребят, вы точно собираетесь делать маркетплейс?

Лого новой кретивной студии Я.Маркета которая будет оказывать услуги по рекламе на площадке. Еще один рекламный инхаус проект. 

Давайте пойдем дальше по гигантам и я вам объясню, к чему я это все веду.

А пока подписывайтесь на мой YouTube канал, здесь мы говорим про большой екоммерс и как заниматься онлайн-торговлей в 2023 году.

AliExpress Россия умирает

Я не буду останавливаться на этой компании подробно. В прошлых выпусках мы уже говорили о плачевной ситуации у АлиЭкспрес Россия.

Все инвесторы отказались участвовать в дальнейшем ее развитии.

Денег больше нет. С логистикой проблемы. Компанию оставили умирать. Бюджетов на экспансию тоже нет. Забудем про нее. Покойся с миром.

Ozon закрывает “моменты”

Озон отчитывается о росте продаж. В принципе можно сказать, что у компании дела идут хорошо.

Но при этом за последний год было проведено много оптимизационных решений. От отключения смс оповещения о товаре, до закрытия логистического сервиса Ozon Rocket, а теперь еще приостановка сервиса “моменты”.

Моменты - это блог платформа на сайте озон, для нативной продажи товара. Мини соц.сеть с акцентом на потребление, где авторы могли монетизировать свой контент.

Я вам так скажу, за такими решениями будущее. И в былые времена Ozon бы крутила идею до победного. Тем более экосистема для такой соц.сети в компании есть. Но сейчас видимо не время смотреть в будущее, компания решила отказаться от убыточного медиапроекта.

Если интересна история подобных сервисов в Китае, напишу отдельную статью. Попробуем выяснить насколько подобные сервисы реально выгодны магазинам.

Wildberries убила репутацию МП

Это просто ржач!

2 года назад я начал движение “Антимаркетплейс”. Посмотрите на мои старые статьи на vc тут и тут (топ 10 на vc в разделе "торговля"), которые набрали по 100 тыс. просмотров и по 500 комментариев, там же куча отзывов селлеров о том, что все деньги мира можно заработать на вайлдбериз.

70% читателей были со мной не согласны. Были жуткие споры.

Это было время, когда маркетплейсы казались золотой жилой всем! Но прошло 2 года и все мои предсказания сбылись.

Те, кто с пеной у рта защищал деструктивную модель или ушли из бизнеса, или в кассовых разрывах.

Есть те, кто мне потом писал: “ой, WB изменила правила и мы в долгах” или “ой, у меня математика не сходится”.

И что теперь?

Я недавно наоборот посчитал математику нескольких компаний в статьях на VC и увидел обратную реакцию. Толпа пишет, что на WB невозможно заработать, а если и возможно, то это будут копейки сравнимые с ЗП в офисе))

Конечно, некоторые люди НОЮТ ВСЕГДА. Это правда. Поэтому мне спустя 2 года смешно читать комментарии к статьям о WB.

Но при этом какую компанию чисто на WB я бы не считал, выше 10% прибыльности у меня не получалось. Да и эти 10% были с большой оговоркой. Иногда очень.

В итоге получается во многих нишах на WB прибыльность 3-5%. Я буду рад если кто-то предоставит другие цифры по брендам которые начали работать с нуля.

И все бы хорошо (3-5-10% это тоже не мало) но штрафы, санкции, стоимость регистрации. А так же отношение компании к селлерам и владельцам ПВЗ как к людям низшего сорта растоптало репутацию компании.

Если бы не инфоцигане типо Лео Шевченко и Димы Ковпака с большими YouTube каналами зарабатывающими на курсах и тренингах поток селлеров WB начал бы резко сокращаться уже давно.

И вот вам новое предсказание:

Пройдет еще год и продавцы массово будут уходить с Wildberries, уходя на Ozon. Но, все чаще создавая свои e-commerce проекты и нишевые маркетплейсы. Откуда я это знаю?

Я смотрю на западный рынок, где произошла ровно такая же ситуация с Amazon несколько лет назад (Об этом будет отдельный материал)

Два плюса для малого бизнеса сейчас

Это мое личное мнение, но я его озвучу. Сейчас хорошее время для малого и среднего бизнеса.

1) Если у вас малый или средний бизнес или есть инвестиции, сейчас самое время для рывка. На рынке стало чище. Я думаю, скоро начнется расцвет нишевых и небольших компаний. Если, конечно, их не будут душить в зародыше на государственном уровне.

2) Второй плюс - это налоговая база. Я не увидел каких-то особых мероприятий по поддержке малого бизнеса. Но есть одна вещь, которая реально помогает предпринимателям - это патенты, по которым налоговая база уменьшается до 1%.

Таких патентов и разных способов облегчить налоги сейчас очень много. В моей компании патентов два. Это позволяет по разным направлениям сохранять деньги внутри организации.

Для товарки такие штуки тоже делают (хотя и сложнее). Не надо думать что это только для ИТ.

В какую нишу войти?

Каждую неделю в своем телеграм канале, я пишу о том, в какую нишу сейчас выгодно или невыгодно входить.

До встречи. Всех обнял.

0
117 комментариев
Написать комментарий...
Алена Закодякина

Ямаркет значит имеет что-то еще, раз им стало пофиг на основные сервисы

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Как и написано в статье в Яндексе есть доставка, такси и рекламные сервисы. Все это прибыльные проекты на которые сейчас компания делает акцент.

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Раскрывать всегда