«30 тысяч машин заняли мёртвым грузом парковки города»: сколько потеряют каршеринги из-за простоя в Москве и Петербурге Статьи редакции
И что делают компании, чтобы снизить расходы.
10 апреля власти Москвы ограничили работу каршеринга с 13 по 19 апреля. Спустя три дня похожие ограничения ввели и власти Санкт-Петербурга, но до 30 апреля.
Решение возмутило представителей индустрии. «Это очень странный шаг, демонстрирующий полное пренебрежение к бизнесу», — написал на своей странице в Facebook основатель YouDrive Борис Голиков.
По мнению предпринимателя, в каршеринге риск распространения Covid-19 ниже, чем в общественном транспорте: салоны дезинфицируются, а в автомобилях ездят в основном поодиночке. Тем не менее общественный транспорт по-прежнему работает, а компании из-за простоя терпят убытки.
Представители BelkaCar сообщили vc.ru, что после введения в Москве режима самоизоляции, выручка трёх крупнейших каршерингов Москвы упала на 70%. Приток средств позволял хотя бы отчасти покрывать затраты на лизинг.
После запрета операторы каршеринга потеряют миллионы рублей: выручки не будет, а обязательные расходы не исчезнут, если только лизинговые компании не пойдут навстречу.
Сколько могут потерять операторы
По данным аналитического агентства «Автостат», в Москве — 30 тысяч каршеринговых автомобилей, это крупнейший парк в мире. Официальных данных о количестве машин в Санкт-Петербурге нет. Основатель издания Truesharing Юрий Николаев оценивает парк минимум в 7000 автомобилей.
До пандемии ежемесячные расходы операторов каршеринга состояли:
- Из лизинговых платежей.
- Оплаты топлива.
- Зарплат сотрудников и аренды офисов.
- Оплаты штрафов.
- Обслуживания.
Из-за простоя операторам не нужно платить за бензин и обслуживание и тратиться на штрафы, но платежи за лизинг сохраняются: по словам основателя сервиса «Сравнитакси» Андрея Азарова, они составляют до половины расходов на автомобиль.
Согласно данным трёх источников vc.ru на рынке каршеринга, операторы в среднем тратят 25—35 тысяч рублей в месяц на лизинг одного автомобиля.
Московский рынок делят четыре крупных игрока: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и YouDrive. Они же, за исключением BelkaCar, занимают большую часть рынка Санкт-Петербурга.
Представители компаний отказались комментировать расходы в период простоя.
- Автопарк «Яндекс.Драйва», крупнейшего игрока, насчитывает более 20 тысяч автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Как они распределяются по городам, компания не уточняет.
- «Делимобилю» принадлежит 12,5 тысяч автомобилей в 11 городах. Сколько из них находятся в Москве и Петербурге, оператор также не сообщает.
- Парк BelkaCar превышает 5000 автомобилей, в Москве работают около 4500 машин.
- YouDrive принадлежит более 4300 автомобилей. Из них в Москве работают 2400 авто, в Санкт-Петербурге — 1100.
Что грозит компаниям и что они планируют делать
«У мелких игроков шансов вообще нет, думаю, они закроются в ближайшие полгода. Самые большие потери понесёт “Яндекс.Драйв”: у него дорогой операционный лизинг и самый большой парк», — отмечает Андрей Азаров.
Положение крупных игроков будет зависеть от того, удастся ли им договориться с лизинговыми компаниями об отсрочке платежей. Сооснователь консьерж-сервиса Alfred Григорий Дудаш считает, что лизинговым компаниями невыгодно забирать машины за просрочку.
Борис Голиков из YouDrive думает, что лизинговые компании вряд ли согласятся отменить платежи, но могут предоставить отсрочку. «Даже в этом случае операторы должны будут где-то найти средства, чтобы восполнить недополученную за это время выручку», — рассуждает предприниматель.
На время блокировки он планирует перепрофилировать YouDrive в службу доставки для других компаний из экосистемы «Сбербанка». Помимо YouDrive, в неё входят маркетплейс «Беру», доставка Delivery Club, такси «Ситимобил», доставка «СберМаркет», а также «Сбербанк Лизинг», «Сбер Автопарк» и другие компании.
«Яндекс.Драйв» и BelkaCar не планируют монетизировать машины: в компаниях vc.ru сообщили, что автомобили останутся на парковках и представители сервисов продолжат их обслуживать, чтобы после отмены запрета пользователи могли сразу ими пользоваться. В таком случае операторы могут столкнуться с неочевидными проблемами вроде вандализма.
Зато есть маленький шанс, что после пандемии большинство соотечественников все же поймет какое у нас охуенное правительство и как оно своем народе заботится. Вероятно, кто-то поставит правильную галочку в бюллетенях на очередных выборах.
Ты так говоришь, будто эти галочки кто-то хоть в какой-то стране считает)
Записывайтесь в наблюдатели и на вашем УИКе подсчет будет корректный :)
ЛОЛ, очень смешно. Ты действительно думаешь, что голоса потом просумируются из тех, что были на участке?)
Я был на выборах в нескольких ролях: и как избиратель, и как кандидат, и как ПСГ ТИК, и как ПСГ УИК. Рядовым наблюдателем не был, но у ПСГ, упрощённо говоря, те же возможности плюс копии протоколов. Мои выводы: да, если за участком следить, то там всё будет честно. При живых наблюдателях УИКи даже не пытаются мухлевать. Однако:
1) Если на участке нет наблюдателей, а лучше - независимых ПСГ, то протоколы могут подправить на сотни голосов (подрисовав единичку). Это происходило, когда я выдвигался в мундепы в 2017 году.
2) Самое главное место в любых выборах - это ТИК. Там происходят основные фальсификации. И подрисовка протоколов, и подсчёт "как договаривались". Но если есть независимый ПСГ - не рыпаются.
3) Надомное голосование - богатейшая почва для непрямых фальсификаций (показать пальчиком слепому деду, куда галочку ставить), если при мобильной группе нет наблюдателя.
4) Участки при домах престарелых - явка 99%, за едро 99%. Всегда, без исключений, и главное - без малейших нарушений в ходе выборов. Потому что контингент заранее тщательно инструктируют, как голосовать, и не пропускают в здание стороннюю агитацию.
Общий вывод - выборы в целом честные, потому что общественного контроля все боятся и не жульничают в открытую, но при низкой явке и нарушениях в предвыборный период скинуть шулеров трудно. Ходите на выборы!