Складной Bravo eGo, машина от «Калашникова» и автобус от «КамАЗа»: проекты электромобилей из России Статьи редакции
Наладить серийное производство личного транспорта пока никому не удалось, но есть спрос на коммерческие электробусы.
Проект Zetta
- Компактный городской электромобиль.
- Четыре посадочных места.
- Максимальная скорость: 120 км/ч.
- Пробег на одном заряде: 200–560 км в зависимости от ёмкости батареи.
- Заявленная цена: от 450 тысяч рублей.
Проект Zetta стартовал в 2016 году. В 2017 году компания создала первый прототип, а в 2019 году подала заявку на патент и провела полноценную презентацию в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Тогда же она получила грант от Фонда развития моногородов в виде беспроцентного займа в размере 49,5 млн рублей.
Старт производства был запланирован на первый квартал 2020 года, компания планировала продавать 10–15 тысяч электромобилей в год. После февраля 2020 года новостей о проекте не было.
Проект уже подвергся критике. Управляющий директор концерна по производству электродвигателей «Русэлпром» Родион Сурков заявил, что работоспособность двигателей Zetta не подтверждена.
Реинкарнация Marussia
В 2007 году шоумен Николай Фоменко вместе с партнёрами Антоном Колесниковым и Ефимом Островским организовали компанию Marussia Motors и через год представили Marussia B1 — прототип первого российского суперкара. В 2012 году компания анонсировала Marussia B2.
Цена автомобилей в России начиналась от 4,6 млн рублей за модель B1 с атмосферным двигателем, турбоверсия стоила от 5,3 млн. Marussia B2 стоила дороже — от 5,4 до 6,4 млн рублей. До банкротства компании в 2014 году было продано от 12 до 14 экземпляров модели Marussia B2.
В 2014 году компания закрылась из-за нехватки денег. Marussia Motors взяла кредит на 64 млн рублей в банке «Открытие» и не смогла рассчитаться с долгами. В результате разбирательств суд отменил взыскание по задолженности, а электрокары оставили на складе без движения.
В 2017 году новосибирская компания Vip-Service выкупила шесть прототипов Marussia из частных гаражей. Часть из них восстановили как бензиновые автомобили, а один автомобиль модели Marussia В3 при спонсорстве бизнесмена из ГК «Спектр» Андрея Братенькова решено переоборудовать в электрокар. На разработку в компании планируют потратить не более 15 млн рублей.
Техническим партнёром проекта стал НЭТИ (Новосибирский государственный технический университет). Соглашение о разработке между НЭТИ и ГК «Спектр» было подписано 27 мая 2019 года, с тех пор о проекте электрокара B3 ничего не слышно.
«Эльтавр»
- Электробус.
- Вмещает до 11 человек.
- Проедет на одном заряде до 120 км.
- Максимальная скорость до 50 км/ч.
- На май 2020 года стоит от 1 299 000 рублей.
Компания «Эльтавр» представляет себя как «первый в России производитель малого коммерческого транспорта». Она выпускает микроавтобусы для перевозки пассажиров, а также электрокатамараны и электрогрузовики. В 2020 году компания планирует выпустить минимум 50 единиц электротехники, а в будущем делать электросамокаты.
Фирма основана в октябре 2014 года под именем «Крымэлектродвиж». В 2019 году она сменила название. Как рассказал vc.ru директор «Эльтавра» Михаил Демурия, новое — от слов «электро» и «Таврида» — он придумал сам.
Изначально компания возила и перепродавала китайские электрокары. Но затем Крым вошёл в состав России и попал под санкции. Ввоз из-за рубежа запчастей и электрокаров прекратили, и компания запустила собственное производство.
Импортных запчастей в электромобилях на начало 2020 года около 10%, в основном это электроника, но к августу 2020 года компания планирует полностью перейти на российские комплектующие. Остальные 90% запчастей в электротранспорте «Эльтавр» российского производства.
Кузов машины инженеры разработали и изготовили сами из стеклопластика, шасси сделали по образу заднеприводных «Жигулей» для адаптации к езде в горах. Батареи заказывают у российской фирмы «Лиотех-Инновации». Внутри автобус оборудован многослойными (склееными внутри между собой полимерной плёнкой) стеклами, способными удерживать осколки при ударе, сенсорной панелью, салон обшит экокожей.
КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274
КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 представили в 2016 году на выставке Busworld в Москве. ЛиАЗ-6274 от компании «Русские автобусы» серийного производства выпустили в 2018 году сразу с возможностью быстрой зарядки, в то время как первые опытные прототипы 2012 года заряжали только в медленном ночном режиме. Серийное производство КамАЗов завод начал в 2017 году сразу с возможностью быстрой зарядки.
На маршруты Москвы электробусы вышли в 2018 году из парка около метро «Алексеевская», где специалисты следят за их исправностью круглосуточно.
ШАТЛ от «КамАЗа»
- Беспилотный электробус.
- Вместимость 8–12 человек.
- Максимальная скорость: 110 км/ч.
- Запас хода до 120 км.
«КамАЗ» представил беспилотный электробус «КамАЗ-1221» в 2016 году. В нём предусмотрена возможность обратного движения без разворота: ведущими могут быть обе оси электрокара.
Название ШАТЛ — аббревиатура от «широко адаптивной транспортной логистики». Концепция, инженерные решения и беспилотное программное обеспечение электробуса разработаны НАМИ (Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом), «КамАЗ» отвечает за производство и маркетинг, а третьим партнёром стал «Яндекс», который предоставил наработки в области навигации и построения маршрутов.
В основе электробуса подвеска от «Нивы», отечественное программное обеспечение и электроприводы, камеры и сканеры импортные, литий-ионные батареи также привозные.
Серийное производство завод планирует на 2021–2022 годы. Стоимость электробуса пока не определена.
Электромобили от «Калашникова»
- Максимальная скорость 80 км/ч.
- Запас хода до 150 км.
- Два посадочных места.
Трёхколёсный электрокар Иж UV-4 компания «Калашников» показала в 2018 году. Автомобиль позднее переименовали в «Овум».
На Чемпионате мира по футболу в 2018 году компания предоставила прототипы электромобиля в качестве служебного транспорта для охранников. У автомобилей не было дверей, чтобы охране было легче выпрыгнуть из салона при необходимости.
Летом 2019 года концерн показал версию с четырьмя колёсами для такси и каршеринга.
- Максимальная скорость пока неизвестна.
- Запас хода запланирован до 350 км.
- Время разгона от 0 до 100 км/ч — шесть секунд.
В 2018 году компания показала концепт электромобиля для города CV-1. Образец построен на базе кузова Иж-21252 «Комби», серийная версия получит другой дизайн, говорили тогда в «Калашникове».
О начале серийного производства «Калашников» не объявлял.
- Максимальная скорость: до 140 км/ч.
- Запас хода: до 150 км при положительной температуре.
- Время зарядки: восемь часов.
- Заявленная заводом цена: 1,25 млн рублей.
- Пять посадочных мест.
Разработка El Lada началась на заводе «АвтоВАЗ» в 2011 году, а прекратилась в 2013 году. Прототипом стала Lada Kalina в стандартном кузове. Все прочие основные запчасти (аккумулятор, контроллер и основные детали конструкции) были импортными, что и обусловило такую цену.
Первые электромобили сошли с конвейера в 2013 году, в одном цвете «светло-золотистый металлик». Завод хотел проверить их в условиях интенсивной эксплуатации, поэтому первую партию продавали таксопаркам, несмотря на высокую по сравнению с бензиновыми аналогами цену.
В итоге таксопарки выкупили только десять машин из первых 120 El Lada. Как писало издание News.ru, в автомобилях был допущен ряд недоработок, которые мешали комфортному использованию. Например, спустя некоторое время эксплуатации владельцам необходимо было перепаять контакты контроллера батареи.
Последний в 2014 году автомобиль продали руководителю Минпромторга Денису Мантурову. А в 2017 году оставшиеся 42 машины первой партии были выставлены на продажу по цене в 628 250 рублей.
В 2015 году издание «Волга ньюс» сообщило, что к выпуску готовится вторая серия El Lada. «АвтоВАЗ» планировали производить электромобили только под заказ, но больше новостей с тех пор не было.
«Ё-мобиль»
Впервые владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров объявил о планах наладить в России производство бюджетного легкового автомобиля в январе 2010 года. Автомобиль должен был заменить бензиновые седаны и стоить менее $10 тысяч . На проект в «Онэксим» планировали потратить €100 млн.
«Ё-мобиль» не дожил до массового производства. Сначала с ростом курса евро в 2014 году начались финансовые проблемы, потому что от него зависела стоимость импортных комплектующих. А затем проект закрыли окончательно в том же 2014 году, передав разработки государственному НАМИ (Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту). Но источник BBC в НАМИ говорил, что институт никаких наработок не получал.
Matrёshka
- Электробус.
- Запас хода на одном заряде: 130 км.
- Максимальная скорость: до 30 км/ч.
- Вместимость: шесть человек (или грузоподъёмность в 1300 кг).
Компания Volgabus («Бакулин моторс груп») в 2016 году анонсировала беспилотный электробус Matrёshka с быстрой заменой модулей, что позволило бы быстро его ремонтировать. Она также делает электробус «СитиРитм-12Е» с 2017 года, с марта 2020 остановив работу из-за перебоя с поставками комплектующих (аккумуляторов) из Китая из-за коронавируса. Сейчас на маршрут выведено 17 «СитиРитм-12Е», из них 10 в Санкт-Петербурге.
Volgabus вела разработку Matrёshka с 2014 года, а серийный запуск планировала на 2017 год. Компания разрабатывала два варианта: пассажирский и грузовой. Цена на пассажирскую версию при серийном производстве составит 3,5 млн рублей, рассказывал глава БМГ Алексей Бакулин.
Первые прототипы автобуса вышли на тестовые маршруты в инновационном центре «Сколково» в 2016 году.
В результате расходов на разработку БМГ задолжала нескольким поставщикам и подрядчикам от 0,6 млн до 4,7 млн рублей, а затем получила иск о банкротстве в 2018 году.
Банкротства компании в итоге не произошло, но и автобус до сих пор не выпущен. Оставшиеся прототипы были переданы Московскому политехническому университету, но вуз не смог их использовать: в пресс-службе университета заявили, что это «макеты», которые нельзя использовать для перевозки пассажиров.
В июле 2019 года представитель БМГ говорил о планах разработки шаттла на основе Matrёshka на 18 человек. После этого новостей о проекте не было.
Bravo eGo: складной электромобиль
- Двухместный городской электромобиль.
- Должен был разгоняться до 80 км/ч, а в сложенном состоянии до 10 км/ч.
- Запас хода до 100 км (при температуре 20°С).
- Стоимость неизвестна.
В 2013 году астраханский предприниматель Константин Артемьев основал компанию Bravo Motors при поддержке «Сколково». Концепция его электромобиля предусматривала наличие складного механизма, который уменьшал бы размер автомобиля, позволяя парковаться и проезжать в сложных местах.
Его планировали оригинальным не только по ходовой части, но и управлению — вместо руля, например, в прототипе был джойстик. Старт продаж был запланирован в течение нескольких лет, но новостей больше не было. В ассортименте официального сайта Bravo Motors нет eGo, только гольф-кары.
«Монарх» и его презентация
- Заявленная цена автомобиля от 1,8 млн до 5 млн рублей.
- Технические параметры не объявлены.
Концепт «Монарх» разработан компанией «Новые технологии Сибири» под руководством Алексея Пономаренко. Сайт проекта был зарегистрирован в марте 2019 года, и уже в мае на нём обещали выпуск электромобиля для продажи к концу 2021 года.
В декабре 2019 года на сайте Федерального института промышленной собственности были опубликованы изображения запатентованного электромобиля.
При разработке в компании изначально планировали оснастить «Монарх» оригинальными решениями, например, быстросъёмным аккумулятором, на замену которого уйдёт от одной до трёх минут.
На презентации в декабре 2019 года прототип не представили. Как писали «Известия», компания не оплатила подрядчикам доставку, поэтому его не привезли. В то же время, по свидетельству основателя компании Алексея Пономаренко, после заключения договора и предоплаты по счёту они более «автомобиль не видели».
Часть экспертов, указанных в разделе сайта «Монарха», например, Объединённый институт высоких температур РАН, Институт физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина, «СКБ Механика ЮФУ», Кафедра ЭПП АлтГТУ, НПП «Лосев», отрицают свою причастность к разработке.
В декабре 2019 года журнал «За рулём» сообщил, что денег на разработку больше нет, и Пономаренко активно ищет спонсоров, чтобы приступить к следующему этапу — разработке шасси и подготовке к серийному производству.
"ИЖ-Комби", ну который CV-1, я бы взял погонять :)
...мде. Да вы похоже слабоумный ...
Почти всё - дикий колхоз кроме синего автобуса ЛиАЗ-6274 как по мне. Плюс он прямо очень хорошо вписывается в Москву.
Автобус самое полезное наверное. ИМХО. Еще и снизить его цену можно раза в 2 точно. Учитывая как обычно работает отдел снабжения на подобных проектах, там нормальный запас жирка есть ) У мистера Маска он стоил бы точно раза в 2 дешевле и проезжал раза в 2 больше. Есть над чем потрудиться.
Несколько ЛиАз кстати колесит давно в районе Алтуфьево
CV1 вообще вышка , я бы купил такой , главное чтобы не только вид был хороший , но и начинка. А вид мне очень по душе. как по мне главное начать, и что бы народ поддержал и будет не хуже Тесла.
Комментарий удален модератором
Кроме Marussia, по дизайну все УГ, вообще не понимаю тренда делать электромобили похожими на детские игрушки. Успех тесла не только в электро и в начинке, но и в том что выглядели машины премиально
Комментарий недоступен
Иж-Комби суперкар CV-1 - это же мечта всех любителей корчей из промышленного автопрома :)
Напомнило обложку:
😂😂😂😂😂
Чего они все такие страшные то?
"ИЖ-мент" и "ИЖ-такси" хорошо бы смотрелись где нибудь в прибрежных или туристических городах типа Сочи, Анапы.
Камазовский НАМИ с виду вроде не стыдный, но применение... шатл по какому нибудь Сколково или опять же развоз туристов от отеля до пляжа, аля Турция, хотя для этого Эльтавр есть, хоть и страшный.
Комментарий недоступен
они же сказали, что машина для того, чтобы с Маском конкурировать. Езда - дело десятое :)
похоже не сдохли из них только те кто успел на господряды сесть, который считай и нету - кроме московских электробусов
Ужасно.
Всё ужасно и убого.
😂😂😂👍👍👍👍👍
Суть российских инноваций: освоить, распилить, откреститься от судов.
Комментарий недоступен
Мда... легковушки безбожно отстали по цене качеству даже от лифа. Какая тут тесла. А для автобуса 130км это же курам насмех. Такого хода не хватит на курсирование в течение целого дня. А батареи меняются не за 3 минуты. Даже у современных дешёвых электро легковушек запас больше хотя от них требуется только сделать 2 поездки в день. До работы и обратно за город в тёплый уютный гараж. Печально все это. А ведь тесла это не только дизайн и запас хода. Это еще бигдата и искусственный интеллект. Тут также говорить неочем. Печально пока у нас все.
Что это было? А, догадываюсь. Наглый распил и освоение бюджетов. Не все ещё построили себе коттеджи, не все купили себе теслу.
По поводу продукции Ижевского Автопрома (и мото тоже). А как бы было здорово, если бы в конце 40х в Ижевск догадались привести вместе с Гуго Шмайсером еще кого-нибудь из BMW! Каким бы классным был уже и мотоцикл Иж-Планета, а Иж - Москвич гонял бы по всему миру. И кто-нибудь в самом Ижевске так же праведно тряс какой-нибудь пружиной как дважды-два доказывая профанам, что Это мы САМИ! Чисто наше! Сходство с немецким никакого!
Комментарий недоступен
Это зона американской оккупации. Им и достались и бнв и мерсы и порше. А нам уг
Самая большая проблема этих проектов - внешний вид, а люди покупают глазами. Единственные две годные машины здесь - Лиаз, который по Москве бегает и Маскарад от Калашникова.
Остальное - ну так. Видимо у производителей со вкусом так себе.
Приктически ни один из представленных электро авто не дошёл до серийного производства. С калиной и так ясно: нафига дорогое электроведро которое часто заряжать надо, когда можно взять стандартную калину на много дешевле и с на много большим запасом хода?
ИЖ конечно красота.
Еще забыли ОКА Эльф 1994года. Почитайте о ней, и эта статья будет восприниматься совсем иначе)
Спасибо! Честно говоря, в статье писала о тех прототипах и электрокарах, которые были выпущены или спроектированы за последние 10-15 лет. В более раннем прошлом, конечно, были и другие оригинальные решения - ещё при СССР часть электромобилей в опытных образцах увидели свет первый раз. Но, к сожалению, все бы эти материалы не вошли в статью, она бы получилась слишком объёмной.
Плохой дизайн... Удачи в покорении рынка
И пропустили самое главное и интересное - скорый выход нового малогабаритного городского электромобиля с системой автономного вождения ADAS 3-4 уровня от КАМАЗа и питерского Политеха (разработчика платформы "Кортеж"). Уже завершены два этапа разработки.
Пусть выглядит как говно, пусть проезжает три метра на одной зарядке, не важно, лишь бы какой-то прогресс был. А пока нет зарядки в каждом дворе это все пустое.
Давно слежу за этой темой. В общем пока в России не начнут производить электродвигатели (Дуюнов строит производство) и аккумуляторы (никто даже не думает производить) для них про электротранспорт российского производства можно забыть.
Вы действительно серьезно относитесь к персонажу по имени Do you know?
ИЖ-Комби? А че не телега? Вместо лошадей электромоторы? Норм ведь!
Отличная статья!
Жаль, что не написали про московскую компанию "Независимость", которая оформляет документы на сборочный цех в городе Пушкино московской области и начинает с 1 августа 2020 продажу электромобилей по цене от 500 тысяч рублей за штуку, а также подписала договор с правительством Москвы на организацию зарядных станций во дворах столицы.
(кому интересно - пишите в личку, дам ссылку для захода на сайт)
Спасибо! ...к сожалению, видимо, "нельзя объять необъятное", поэтому в статью могло войти не всё. Про "Независимость" действительно гуглится очень мало, поэтому, если есть прямая ссылка, буду признательна за личное сообщение.
Отлично что кто-то озаботился установкой зарядных станций.
А что же вы со всеми не поделитесь ссылочкой?
Возможно потому, что никаких автомобилей с 1 августа продаваться не будет, не правда-ли? Не отвечайте мне пока, давайте подождем 1 августа 2020 года)
Приятно , только когда и не устареют ли К моменту выхода
Московские ЛиАЗ-6274 и КамАЗ-6282 имеют куда меньшую дальность. У первого 59 км, у второго - 50 км. Причина - эксплуатация титанатных батарей, имеющих небольшую емкость, но позволяющую принимать большие токи при заряде, что приводит к зарядке на конечных.
100 и 200 км, что указали в статье - это непроверенный бред.
А вот это уже интересно.
Скажите сколько заряжается такой агрегат?
Если 10-15 минут, это уже достойной решение при такой дальности
Очень красивый автомобиль Марусся. Очень жаль что его не поддержали или хотя бы не продали для сохранения бренда и дизайна.
Я пришёл сюда почитать рассуждения о распил денег.. А вы.. Вы обманули меня..
Ну тогда я сам напишу.
Это все распил.
Ничего не будет и тесла форевер
Почему не рассказываете про проект NEXT electro? https://nextelectro.ru/ Этот реальный проект, который уже четвертый год производите коммерческие электромобили
К сожалению, как уже писалось выше, нельзя объять необъятное. Действительно, есть проекты, которые не вошли в обзорную статью, но это не первая и не последняя статья на эту тему на VC, поэтому, я думаю, в следующий раз обязательно напишу и про них. На данный момент предпочтение было отдано мною производителям, которые дали официальные комментарии в интервью (как Михаил Демурия) или тем, чьи официальные комментарии в сети были наиболее свежими, так как это даёт более точную и полную информацию о состоянии дел.
София Иванова
представитель концерна «Калашников» (в разговоре с РБК, август 2018 года)
Составлять конкуренцию Тесла, это неxyи сосать, составите также как Роскосмос SpaceX.
Парад убожества и беспомощности.