Техосмотр и ответственность за аварии: Минтранс подготовил законопроект о беспилотниках без испытателя за рулём Статьи редакции
Среди обязательных функций беспилотника — возможность отключить автоматику и безопасная остановка.
Проект закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС) предусмотрен планом правительства по поэтапному выводу на дороги беспилотников без инженера-испытателя в салоне, пишет «Коммерсантъ».
С 2019 года беспилотники тестируют с инженером за рулём, контролирующим процесс, — это пилотный проект, который продлится до 2022 года, пишет «Ъ». Предлагаемый законопроект — продолжение пилота.
Что есть в законопроекте
- В документе даны определения оператору — это наблюдатель, который следит за машиной дистанционно и может вмешаться в управление, изготовителю ВАТС и других понятий. Высокоавтоматизированные автомобили перед выездом на дорогу должны пройти «оценку соответствия требованиям безопасности».
- Владельцы таких машин должны будут оформлять страховку и проходить техосмотр. Среди обязательных функций — бортовой регистратор и система, позволяющая дистанционно отключить автопилот. При этом машина должна сама безопасно остановиться и выпустить пассажиров.
- При ДТП и нанесении ущерба здоровью или имуществу ответственность будут нести изготовитель и владелец. Если вред причинён в результате «конструктивных недостатков» беспилотника, за него отвечает изготовитель.
- Если вред нанесён из-за конкретной детали, изготовитель транспорта может подать в суд на изготовителя детали. Владелец машины возмещает вред, если не сможет доказать, что ущерб возник «вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
- Как и когда будет возмещать ущерб оператор, а также будут ли владелец и изготовитель оплачивать вред за одно и тоже ДТП, в законе не сказано.
В «Яндексе» назвали документ «первым шагом в разработке закона, который должен разрешить коммерческую эксплуатацию автомобилей без водителя на территории всей страны». Компания рассчитывает, что законопроект будет дорабатываться с участниками рынка.
В «Сбере» сообщили «Ъ», что законопроект разрабатывался «при активном участии» компании. «Считаем необходимым скорейшее его принятие, он установит понятные для всех правила игры», — сообщили в банке.
Помню как-то в школе на перемене о таком фантазировал и вот оно будущее. Только запазадало конечно
Комментарий недоступен
Помню в школе мы мечтали о каком-нибудь приборе, который позволил бы находить номера проходящих девушек, чтобы знакомиться. Теперь есть Тиндер.
Ну, или читали о том, как частные компании летают в космос. Вот уже и Безос в космос собрался.
Короче, нужно освежать в памяти фантастику, чтобы быть готовым к новинкам)))
А я мечтал об устройстве, где вся информация в кармане. И даже сам сделал прототип, с расписанием электричек и автобусов. Тоже реализовалось!
А мы мечтали в школе о... и такие приборы тоже уже изобрели и даже с беспроводным управлением 🥵🤣
Только красную плёнку всё никак не изобретут!
Ну номера проходящих девушек знает сотовый оператор. тиндер только тех кто загрузил туда.
Но, Тиндер, это уже половина пути к нашей юнешеской мечте. Вдобавок можно поставить радар, который все номера в округе соберет. Потом правда, можешь по ошибке позвонить не красивой девушке, а проходившей в это же время старушке.
Радар? Старушка тоже хочет счастья)
Чувак, ты отстал от жизни. Сейчас можно собрать практически все номера проходящих мимо людей. Вообще там мак-адреса собираются, но насколько знаю, можно и номера выковыривать при желании.
Я читал пару раз о том как ловили хлопцев которые в сидели в фургоне с оборудованием возле метро и перехватывали все смс
Вполне реально. Не поголовно, но можно.
Комментарий недоступен
Так уже убивал автопилот людей. И люди за рулем убивают людей. В РФ смерть за рулем выкашивает слишком много, поэтому инкрементально если всех пересадить за беспилотники и те будут переодически сбивать людей с летальными случаями, то населения в стране прибавится.
Что с вами не так, люди? Откуда яд в комментариях? Судя по замечаниям, из вас никто ничего серьезного не делал. В любом процессе будут ошибки, в США уже есть детальные исходы по Тесле. Лично я доволен,что при жизни смогу купить беспилотную машину.
Суть в том, что купить предлагают кучу железа с подпиской на автопилота
Занимательно.
- Буквально месяц назад Сбер анонсирует беспилотник без места для водителя.
- Все резонно задаются вопросами «посоны, а как вы будете его испытывать без перехвата управления водителем?»
- Хоп, вот и нормативочка подоспела.
Оперативно работают.
вы серьёзно думаете что они начнут сразу без водителя?
Я серьезно думаю, что других вариантов там особенно то и нет, судя по конструкции кузова.
https://vc.ru/transport/251176-sber-predstavil-prototip-bespilotnogo-elektromobilya-bez-mesta-voditelya
У них есть и обычные беспилотники на базе Kia Ceed с водителем
Это как-то противоречит тому, что я говорил?
Неожиданно, но любая новая модель беспилотника требует новых испытаний.
Потому что то, что хорошо работает на переделанной кие может запросто не работать на другой тачке.
Другие ТТХ, ходовые параметры, особенности конструкции и прочее.
Сначала в принципе надо автопилот сделать, а модифицировать под модель уже проще.
Или вы думаете на каждую новую модель надо будет тратить 5+ лет на разработку автопилота заново?
Ну, давайте побеседуем об этом.
Что из себя представляет автопилот?
Автопилот это, по сути, три части:
1) Сенсорика.
Получение данных, построение облака точек, правильное распознавание объектов (в разных условиях), детекция изменений.
2) Предикция и принятие решений.
Т.е. логика оценки ситуаций, веса принятия решений, выбор правильного алгоритма на основе изменений.
3) Механика управления - взаимодействие со всей хардварью и инженерными составляющими.
Плюс реакция на внештатку с любой из них.
Так вот.
Третья часть, на самом деле, относительно простая.
Это конечный автомат, хоть и с огромным количеством состояний, и набор довольно стандартных инженерных задач, условное получил сигнал -> вспрыснул топлива/зажал диски/етк.
Первая часть - сложная и зависит от конструкции.
Какие сенсоры используются, как они расположены, где слабые точки, как справляются с внешними факторами.
При значительной разнице в формфакторе набор и положение сенсоров будет меняться и собирать их придётся, конечно, не совсем с нуля, но целиком и основательно.
А вот вторая часть самая интересная.
Она, во первых, самая сложная, потому что количество весов для принятия решений космическое.
Во вторых, она сложно трестируемая, потому что даже при наличии хороших симуляторов заменить накат по реальным дорогам не получится.
В третьих, она зависит от остальных двух.
Ибо логика принятия решения, например, об экстренном торможении зависит от габаритов, веса, тормозов, манёвренности, типе привода, качества сцепления, етк етк етк.
Ибо логика принятия решения базируется на тех сенсорных сигналах и том, что ты получаешь.
Ну и дальше по списку.
Так вот, даже переставить систему автономного вождения с одной дефолтной легковушки на другую дефолтную легковушку - это куча работы, отдельные испытания и отдельная сертификация.
И это, конечно, не 5 лет (если все пойдёт хорошо), но 1+ год.
Когда мы говорим о принципиально другой конструкции кузова, а скорее всего и ходовой части, объём работы растёт по экспоненте.
Более того, есть неиллюзорный шанс, что модели принятия решений, например, придётся обучать с нуля, и данные для них плюс минус тоже собирать с нуля.
Например потому, что глупые кожаные мешки будут по другому реагировать на этот пепелац на дорогах общего пользования, нежели на обвешенную сенсорами Кию.
Вполне очевидно, что внутри автопилота кузов, динамические параметры, и т.д. представлены в виде модели, которую можно менять.
Расположение сенсоров не должно быть критично, потому что ими строится 3д модель, которая после построения, уже не привязана к сенсорам. (У Теслы только оптика, там может и критично для нейронки, но у Гугла и Яндекса лидары и там честное 3д)
Довольно глупо делать автопилот который будет работать только для одной модели машин и который нельзя будет перенести.
Ну и у того же Яндекса разные модели машин используются(лись) для тестов, что подтверждает сказанное.
Так просто прототип а не образец на котором обкатывать автопилот будут
им придётся сделать модифицированную версию шатла с местом водителя, либо использовать наработки от других машин
И тут пожалста - подписка на автопилота с почасовой оплатой вместо служб яндекс-такси
Тогда для управления нужна не Алиса, а бот Армен)
Будет останавливаться посреди дороги "Слюш дарагой абнавления загрузи да. куда ехать низнаю..."
Чтож, ждем истории как автопилот вез домой бухого пассажира, и не справился с управлением, таксзть...
Авария
Быстро пересаживаемся назад
Утверждаем что автопилот
Наконец-то дельный законопроект на рассмотрение.
Чтобы сбер совместно с яндексом сделали что-то дельное?)))
Вангую, в случае ДТП между автопилотом и кожаным мешком нести ответственность будет априори кожанный мешок - "наш автопилот сертифицирован по 100500 стандартам, он не мог совершить ошибку "
Интересно, наличие оператора - это будет обязательное требование, или добровольное? И будет ли отличаться законодательный статус оператора-наблюдателя внутри машины, как в Тесле, и дистанционного? Вероятно, в будущем будут оба кейса распространены, первый - личные авто, второй - такси и грузовики.
Конечно обязательное. Логично, что следующий шаг - сделать дистанционный мониторинг. Он и сейчас уже есть во многих странах. Ваймо в Аризоне катает пассажиров без оператора в машине, но дистанционно все контролируется
В документе даны определения оператору — это наблюдатель, который следит за машиной дистанционно и может вмешаться в управление, изготовителю ВАТС и других понятий. Класс))) Владельцы таких машин должны будут оформлять страховку и проходить техосмотр. Среди обязательных функций — бортовой регистратор и система, позволяющая дистанционно отключить автопилот. При этом машина должна сама безопасно остановиться и выпустить пассажиров. Из мира фантастики. При ДТП и нанесении ущерба здоровью или имуществу ответственность будут нести изготовитель и владелец. Если вред причинён в результате «конструктивных недостатков» беспилотника, за него отвечает изготовитель.
Комментарий удален модератором
Думаю это тоже мечты. Пока они осуществятся, нас уже не станет
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Понимая что захотят сэкономить, то будет минимум камер по 100 на одного оператора человека.
Или делать Нейросеть которая наблюдает за нейросетью наблюдающей за нейросетью оператором.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором