{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Регуляторы готовятся принять закон о масштабном сборе автоданных — кто выступил с критикой

В России могут запустить масштабную базу данных, генерируемых автомобилями. Анализирую ситуацию и мнения экспертов авторынка.

Фото: Donny Jiang / Unsplash.com

Что за база данных

Камеры, сенсоры, компьютеры и другие системы на борту транспортных средств потенциально могут генерировать терабайты данных ежедневно. Это намного более существенные объемы по сравнению с тем, что мы сами оставляем в соцсетях. Плюс — автоданные — достаточно чувствительная область с точки зрения контроля за перемещением личного и коммерческого транспорта и других нюансов, связанных с его использованием.

Поэтому вопрос о правах на такую информацию в особенности актуален. Однако российское законодательство пока не даёт на него ответа. По факту автоданными распоряжаются те, к кому они ближе — то есть автопроизводители. Если автомобиль подключён к интернету, данные могут отправлять прямиком на корпоративные серверы по умолчанию.

В прошлом году рабочая группа под руководством специалистов НП «ГЛОНАСС» предложила отрегулировать этот момент: передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства. Для реализации проекта хотят сформировать масштабную базу «Автодата». Её разрабатывают Росавтодор, Минпромторг, отечественные производители и ИТ-компании, а Росстандарт уже одобрил ГОСТ с перечнем собираемой информации.

Как это может работать

Автоданные предлагают разделить на обязательные и добровольные. К первой категории отнесут информацию для решения государственных и общественных задач, обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Это — слежение за беспилотниками, оптимизация трафика и управление парком карет скорой помощи (и других спецслужб).

Во второй категории будут данные автолюбителей, которые решат поделиться информацией об эксплуатации автомобиля (условной телематикой) в обмен на какие-то привилегии — например, скидки на страховые полисы. К слову, такие продукты уже предлагает ряд СК (с переменным успехом).

Задачу по сбору данных, скорее всего, возложат на автопроизводителей. Согласно текущей редакции законопроекта, они должны раз в минуту определять местоположение и скорость движения транспортных средств и мониторить системы помощи водителю, а каждые полчаса — считывать информацию о техническом состоянии машины: тормозах, двигателе, осветительных приборах. Все эти (и многие другие) сведения будут поступать на платформу «Автодата» с интервалом в пятнадцать минут с указанием VIN-номера транспортного средства.

Что беспокоит индустриальных игроков

По словам автопроизводителей, принятие нового законопроекта неминуемо приведёт к росту цен на автомобили. Большинство из них уже оснащают телематическими системами, но для удовлетворения требований стандарта такие системы придётся модифицировать — например, изменить протоколы передачи данных. Кроме того, непонятно что делать со старым парком автомобилей, поскольку многие транспортные средства на дорогах вообще не оснащены какими-либо сенсорами.

Представители ГАЗ, в свою очередь, считают, что «Автодата» сформирует неконкурентную среду. По сути, на рынке появится монополия, которая подомнёт под себя всю информацию о транспортной системе. Это создаст риски раскрытия инсайтов о грузоперевозках, что может стать проблемой для компаний, где подобное знание является коммерческой тайной.

Ряд экспертов беспокоят трудности, связанные с информационной безопасностью. В частности, объединение автопроизводителей России (ОАР) отмечает, что БД подобного масштаба создаёт угрозу утечек персональных данных. Информация позволит идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, отследить его точное местоположение. По этой причине эксперты призывают ограничить сбор данными, необходимыми исключительно для обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичной точки зрения придерживаются в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По их словам, подобные инициативы необходимо внедрять на добровольной основе — это общемировая практика.

В любом случае законопроект будет доработан с учётом предложений участников рынка, чтобы отрегулировать доступ к данным. Какие именно механизмы (в том числе для защиты данных) будут реализованы, нам всем еще предстоит увидеть.

Мои материалы на vc.ru:

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Илья Ермушко

Они там уже все методички прочитали и принялись за Оруэлла?! Просто жесть, учитывая качество диджитал инфраструктуры в России. Создаётся студентами, обслуживается даунами и мониторится товарищем майором в режиме 24/7. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей S.L.

Да как вы заипали со своим Оруэллом! Зайди в любую тему, там каждому вчерашнему школьнику мерещатся Оруэлл, потому как кроме Оруэлла ничего в жизни своей не читал и не планирует.
Иди скорей купи резиновую уточку, она защищает от 5G. Так Оруэлл писал в «скотном дворе».

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Просто Оруэлл самый узнаваемый в даннной ситуации. Хотя и не всегда и везде самый подходящий. А элементы разных антиутопий можно найти в любой политике. Весь вопрос в тренде и количестве.
Вспоминают-то не зря, элементы и "Скотного двора" и  "1984" у нас в жизни вполне наблюдаются, как впрочем можно притянуть и элементы из "Мы" (там отличная сцена про выборы, например), "Дивный новый мир" подходит куда меньше, там жесткое кастово/рассовое общество потребления.

PS. критикуя - предлагай, какое литературное произведение предложите для данной ситуации вы?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей S.L.

Так он самый узнаваемый именно потому что кроме него ничего не читают. Мозг же как работает: «обезьянка видит - обезьянка делает»© причём бездумно. На рефлексах.
А элементы антиутопии .... ну так их не на другой планете придумали. Тот же Оруэлл смотрел в окно и вокруг себя, а потом гиперболизировал увиденное и писал книги.
Только вот любой, кто занимался обработкой больших данных, скажем вам, что ваши действия всего лишь палочка или нолик в миллиардах строк из массива данных, которые часто ещё и обезличены. А люди уверены, что за каждым из них закреплён какой-то отдельный человек, который через наушники их слушает и в мониторе за ними наблюдает. И эти же люди платят за товары банковскими картами, грузят непонятные приложения в телефон, выкладывают свои фотки с геотегом в интернет, но использовать данные будет только плохое государство, которое решило собирать статистику по глонасс.
Здесь нечего предлагать, хоть антиутопия это мой любимый жанр, просто потому что книги это не описание действительности, а художественный взгляд автора.
Можно ещё создателей Plague inc. обвинить в том, что они предсказали ковид, хотя они всего лишь использовали стандартные способы распространения и мутации вируса.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда