«Так можно было»: как простые ИТ-решения помогли мне выделиться на фоне тысяч страховых агентов

Ранее рассказал, что сдерживает рост ниши страховых агентов. Сегодня говорю о подходе к развитию, который помог мне стать одним из немногих агентов, способных эффективно работать на федеральном уровне.

Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team
Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team

Как появился этот пост

Помните такой фильм «Человек, который изменил все» (в оригинале «Moneyball»)? Он о Билли Бине, генеральном менеджере одной из бейсбольных команд-аутсайдеров, который решился довериться коллеге и применить новый подход к отбору игроков — исходя из статистических показателей, а не выдающихся заслуг. Герой использует математическую модель в противовес скаутам, которые привыкли подбирать игроков, основываясь на своем чутье и опыте. В итоге команда одерживает рекордные двадцать побед подряд, а подход берут на вооружение и другие бейсбольные клубы.

Фильм этот, как принято говорить, основан на реальных событиях. Но даже если бы сценаристы выдумали Бина, интересно здесь то, что его подход действительно работает. Даже в индустрии, где все уже давно разложено по полочкам, можно заново придумать правила игры — может быть, это не сделает вас «человеком, который изменит все», но серию побед обеспечит точно. Расскажу, как это получилось у меня, причем в сфере страхование, где правила устанавливают крупные компании, а математическими моделями и технологиями, на первый взгляд, никого не удивишь.

Мой опыт: коротко

Поначалу я был обычным страховым агентом: выписывал и продавал полисы, консультировал клиентов, учился тонкостям страхового дела на практике. На протяжении нескольких лет работал по 16-17 часов. Не скажу, что всегда мечтал работать в этой сфере, но «затянуло». В какой-то момент у меня, как будто, все сложилось: есть экспертиза, есть портфель клиентов, я на хорошем счету у страховых. Но мне казалось, что в работе есть место для улучшений — а значит, бизнес-процессы «обычного» агента пришлось поменять.

Здесь стоит сказать пару слов о страховой индустрии — с одной стороны, каждая страховая компания пользуется ИТ-продуктами, а многие даже разрабатывают собственные — для расчета скоринговых моделей, отслеживания эффективности агентского портфеля, для учета данных телематики и для многого другого. При этом, работа самих страховых агентов, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами — откровенно плохо автоматизирована. Об этом я недавно уже рассказывал на vc.

Если вкратце: автоматизация агента — дело рук самого агента. Поэтому у многих нет даже простой CRM, чтобы вести клиентов, не говоря уже о каких-то более серьезных наработках. Сегодня агенты мне напоминают тех скаутов из фильма, которые привыкли работать по старинке, не обращая внимания на то, что многие процессы, с которыми они имеют дело, можно препоручить алгоритмам — и это уже давно не «передний край инженерной мысли».

Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team
Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team

Итак, в какой-то момент я начал разрабатывать свою CRM, чтобы вести клиентов можно было быстрее и удобнее. За ней последовал сайт с информацией о тонкостях и особенностях разных видов страхования, с отзывами клиентов — а ведь некоторые агенты до сих про считают, что потенциальные клиенты будут сами искать их на автофорумах (форумах, Карл!). Наконец, сделал подкаст и свое мобильное приложение, в котором можно заказать страховку, получить документы онлайн, пройти пошаговый алгоритм действий, если страховой случай все-таки наступил. Все эти проекты развивал только органически — никаких сторонних инвестиций и заемных средств я не привлекал, наращивал обороты постепенно.

С точки зрения технологий, в 2021 году в этом нет ничего особенно прорывного. Вот только из агентов так почти никто не делает.

И что это дает?

На самом деле — очень многое. В первую очередь, такой подход дает возможность масштабировать свою работу без потери качества. У «неавтоматизированных» агентов (таких сейчас большинство) объем работы исчисляется несколькими полисами в неделю. У тех, кто использует API страховщиков и страховых партнеров, счет идет на сотни полисов в день.

Мне, например, все это позволило выйти на федеральный рынок. Это не значит, что в московском регионе поток клиентов угас или исчерпал себя — просто в других уголках страны люди стали интересоваться моими услугами, читать статьи, слушать подкаст, задавать вопросы о страховании.

Выяснилось, что на федеральном уровне конкуренции с другими агентами фактически нет. Да и сама мысль о выходе на такой масштаб кажется странной для ряда страховых компаний. Там до сих пор уверены, что агент должен быть привязан к своему региону, потому что «больше 500 клиентов все равно не обслужит». Мой кейс они воспринимают как исключение из правил — у них попросту нет опыта в курировании агента, у которого портфель сопоставим с оборотами небольшой страховой компании.

«Так можно было»: как простые ИТ-решения помогли мне выделиться на фоне тысяч страховых агентов

Некоторые страховщики все-таки готовы идти навстречу — например, заключать «федеральное» соглашение, без необходимости подписывать отдельный агентский договор с каждым региональным представительством. Правда, приходится доказывать, что один агент в состоянии работать с таким объемом данных — при том, что сверх-технологий мой проект не требовал.

Иногда важно изобретать велосипед

Читатель, разбирающийся в реалиях страхового рынка, спросит: «А как же агрегаторы? У них технологии круче, инвестиций — море, они привлекают к сотрудничеству агентов. У агента сейчас есть возможность пользоваться гораздо более продвинутой технологической базой и не изобретать велосипед».

Да, действительно, часть агрегаторов старается привлекать на свою сторону агентов и субагентов, чтобы увеличить число продаваемых полисов. Возможно, в этом даже есть риск для страховщиков — работая с агрегаторами, агент может обслуживать некоторое количество постоянных клиентов, и при этом отделаться от скучных работ: не заниматься оформлением полисов, формированием отчетов, доставкой, не общаться с кураторами от страховых, — всю эту работу берет на себя агрегатор.

Но тут, как обычно, есть подвох, и не один: агент, работающий с агрегатором, теряет в комиссии, то есть меньше зарабатывает. При этом агрегатор может продлить полисы его клиентов самостоятельно, а вернуть себе портфель агент уже не сможет. Как у Вовки в Тридевятом царстве: «Вы чего, и конфеты за меня есть будете? — Ага!». К сожалению, агрегаторы, как собственники и владельцы технологических решений, не готовы делиться ими просто так. Многие агенты, кстати, это хорошо понимают (поэтому агрегаторы вынуждены работать с убыточным, несегментным клиентским потоком). Поэтому я не верю в будущее, где агрегаторы победят автоматизированных агентов.

Возвращаясь к «Человеку, который изменил все»: мне кажется, что страхование — далеко не единственная отрасль, в которой такие небольшие и «нереволюционные» изменения могут открыть для обычного представителя профессии новые горизонты. Вполне возможно, в вашей сфере тоже есть место для несложной автоматизации или для работы с контентом, а небольшие последовательные шаги в этих направлениях приведут вас на новый уровень — туда, куда большинство ваших коллег не стремится или даже не подозревает, что «так можно было».

Что еще из публикаций у меня есть на vc:

8
7 комментариев