{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

ФАС обязала «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Didi и Gett объяснить повышение цен на такси в ноябре-январе — Forbes Статьи редакции

Кроме того, агрегаторы такси должны объяснить, почему стоимость поездки различается в зависимости от модели смартфона.

ФАС попросила агрегаторы такси объяснить повышение цен на поездки в Москве и Казани, пишет Forbes со ссылкой на письмо, которое служба разослала сервисам.

Ведомство попросило предоставить сведения о поездках в период с 1 ноября 2020 года по 31 января 2021 года, а также с 1 ноября 2021 года по 31 января 2022 года. На ответ ФАС дала сервисам десять дней.

Кроме того, сервисы должны ответить, почему у поездок на одинаковые расстояния могут быть разные цены в зависимости от типа мобильного устройства.

Согласно письму, запрос в ФАС поступил от председателя Госдумы Бориса Чернышова, которого попросил об этом председатель Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов.

Шатунов со ссылкой на данные аналитиков Tinkoff Data указал, что в 2021 году средняя стоимость поездок на такси выросла на 24% по сравнению с 2020-м. Также он предполагает, что сервисы определяют тип устройства и в зависимости от его модели предлагают разные цены за поездки. Чем дороже смартфон — тем выше цена.

Источник Forbes в одном из сервисов рассказал, что ни один агрегатор не использует технические средства, чтобы узнать модель смартфона пассажира.

Молодежный парламент также обратился в Роскомнадзор с предложением законодательно регулировать «дискриминацию ценообразования» — запретить использование систем веб-аналитики и ввести административную ответственность за её применение.

В пресс-службе ФАС Forbes заявили, что не могут комментировать межведомственную переписку, но вопрос ценообразования агрегаторов такси находится в сфере внимания ведомства. В «Ситимобиле» заявили, что не меняли стоимость поездок — она определяется с помощью алгоритмов динамического ценообразования в зависимости от спроса и количества таксистов.

Обновлено в 13:05. В «Яндекс Go» пояснили vc.ru, что сервис использует модель динамического ценообразования. Это значит, что стоимость поездки всегда формируется автоматически с учётом разных факторов — количество свободных машин рядом, погода, загруженность дорог, продолжительность и протяжённость поездки. При этом пользователь всегда видит цену до того, как садится в такси. Другие факторы никакого отношения к ценообразованию не имеет. Компания находится в диалоге с ФАС и ответит на запрос.
Обновлено в 16:15. В «Ситимобиле» также заявили vc.ru, что модель смартфона не влияет на стоимость поездки — это не заложено в алгоритм. Сервис находится в контакте с ФАС и отвечает на запросы в рабочем режиме.

Представители «Яндекс.Такси» и Didi рассказали Forbes, что пока не получали письма от ФАС. В пресс-службе Gett и Госдумы не ответили на запрос.

0
754 комментария
Написать комментарий...
Vasya Aksyonov
В «Ситимобиле» заявили, что не меняли стоимость поездок — она определяется с помощью алгоритмов динамического ценообразования

А, ну тогда всё ок, алгоритим стоимости такси же — это как гравитация, одна из основ мироздания, он существовал триллионы лет до ситимобила и будет существовать ещё столько же после, так что ситимобилу он неподвластен, как и неповластен времени. У древних египтян можно найти очень много изображений алгоритма стоимости такси в пирамидах, но всю правду от нас скрывают

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Ну если совсем просто - вот есть золото, килограмм. Его стоимость определяется его количеством на земле, относительно других элементов. Если вдруг вокруг вообще все станет золотым - его стоимость резко упадет.

Так же и в такси. Есть определенное количество автомобилей, и есть периоды, когда спрос на эти автомобили выше, но автомобилей меньше. Тем самым агрегатор пытается подогнать реального предложения к объему спроса.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим

А что тут может быть непонятного, по моему все предельно просто для понимания? В обычный день на 100 пассажиров приходится 100 машин, и цена за поездку, условно, 100 рублей.

В Новый Год половина таксистов идет домой и не работает, количество пьяных клерков после корпоратива, которые всегда ездили на своих авто - увеличивается. Таким образом мы получаем 50 водил на 200 пассажиров. Чтобы отсеять часть клиентов, которые потом будут возмущаться почему так долго ждать машину, нужно повысить цену.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Если бы это работало так, то в тарифах было бы указано что на что влияет и в какой степени. Агрегатор повышает цены не исходя из положения на линии такси, а исходя из того, какой шанс того, что вы готовы переплатить.
Это как если бы вы покупали хлеб в пятерочке, а на кассе вам бы сказали, что сегодня будний день и много людей едят хлеб. По этому либо платите 150 рублей за буханку, либо приходите завтра (может быть отдадут за то, что в ценнике указано).

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

ничего плохого не вижу в этом
это ведь лучше чем ты пришёл в магазин а хлеба вообще нет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Тут речь не про необходимость убрать динамическое ценообразование, а о необходимости повысить его прозрачность.

Если вы проходите в магазин в новый год и там остался только дорогой хлеб - это нормально, но если вы придёте в магазин и вам скажут, что для вас хлеб будет дороже потому у вас дорогой телефон и вы можете заплатить за хлеб больше - вы, наверное, не отнесётесь с пониманием.

В пример отсутствия выбора по теме фас можно привести поселок с одним магазином - магазин может получать маржу в 20% и нормально существовать, а может выжимать 100% - покупатели будут ходить в старой одежде, а владелец ездить на дорогом автомобиле. Способов повлиять на владельца у покупателей особо не будет, голодовку они не объявят, поэтому привлекают такие институты как ФАС.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

ценообразование это вообще такая штука которую очень трудно обосновать и добиться "прозрачности". Один готов за какую-то сумму напрячься и для вас что-то сделать, другой не готов - это никак не обоснуешь, личный выбор каждого

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Согласен, но все же повысить ее прозрачность требуется. В примере с магазином мотивация ценообразования простая, а такси это общественный сервис и не все мотивации для него приемлемы.

Я, например, не хочу переплачивать за модель или уровень зарядки своего телефона, это мое личное дело.

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

Дык фишка в том, что за модель и заряд никто и не переплачивает. Это вообще миф какой-то столетней давности легко проверямый. Просто никто не кричит, когда на эконом андроиде цена выше получается. А когда возникает обратная ситуация — усе, коварный план империалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Возможно, я согласен - стоит проверить. Но эти вопросы появляются из-за закрытости системы тарифов. В приложении не видно ни базовый тариф, ни из чего складывается наценка.

Если брать пример такси, то можно было бы вводить информацию в виде:

Подача - n
База - n рублей * x километров = nx рублей
Соотношение машин в зоне к пассажирам (повышенный спрос) = nx*1.1 и так далее.

И опубликовать четкие критерии, по которым это формируется.

Я, например, не понимаю почему погода должна влиять на цену такси. Я считаю погода учитывается во времени поездки и количестве машин на линии, но представители Яндекса мне свое мнение не доносят.

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

С погодой легко же. Пошёл дождь. Все вызывают такси вместо того, чтобы идти пешком в метро. А часть таксистов наоборот едет домой, потому что ну его в плохой видимости рисковать. И вот уже дисбаланс.

Думаю, тут проблема такая же, как и везде. Алгоритмы уже давно не формулы из трёх переменных. Это машинное обучение с кучей параметров. Даже если начать копать, то всё равно неспециалисту понять трудно.

Ответить
Развернуть ветку
boba4z

Всё там есть в разделе "информация"/"тарифы" в яндекс.go.

Ответить
Развернуть ветку
751 комментарий
Раскрывать всегда