{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

ФАС обязала «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Didi и Gett объяснить повышение цен на такси в ноябре-январе — Forbes Статьи редакции

Кроме того, агрегаторы такси должны объяснить, почему стоимость поездки различается в зависимости от модели смартфона.

ФАС попросила агрегаторы такси объяснить повышение цен на поездки в Москве и Казани, пишет Forbes со ссылкой на письмо, которое служба разослала сервисам.

Ведомство попросило предоставить сведения о поездках в период с 1 ноября 2020 года по 31 января 2021 года, а также с 1 ноября 2021 года по 31 января 2022 года. На ответ ФАС дала сервисам десять дней.

Кроме того, сервисы должны ответить, почему у поездок на одинаковые расстояния могут быть разные цены в зависимости от типа мобильного устройства.

Согласно письму, запрос в ФАС поступил от председателя Госдумы Бориса Чернышова, которого попросил об этом председатель Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов.

Шатунов со ссылкой на данные аналитиков Tinkoff Data указал, что в 2021 году средняя стоимость поездок на такси выросла на 24% по сравнению с 2020-м. Также он предполагает, что сервисы определяют тип устройства и в зависимости от его модели предлагают разные цены за поездки. Чем дороже смартфон — тем выше цена.

Источник Forbes в одном из сервисов рассказал, что ни один агрегатор не использует технические средства, чтобы узнать модель смартфона пассажира.

Молодежный парламент также обратился в Роскомнадзор с предложением законодательно регулировать «дискриминацию ценообразования» — запретить использование систем веб-аналитики и ввести административную ответственность за её применение.

В пресс-службе ФАС Forbes заявили, что не могут комментировать межведомственную переписку, но вопрос ценообразования агрегаторов такси находится в сфере внимания ведомства. В «Ситимобиле» заявили, что не меняли стоимость поездок — она определяется с помощью алгоритмов динамического ценообразования в зависимости от спроса и количества таксистов.

Обновлено в 13:05. В «Яндекс Go» пояснили vc.ru, что сервис использует модель динамического ценообразования. Это значит, что стоимость поездки всегда формируется автоматически с учётом разных факторов — количество свободных машин рядом, погода, загруженность дорог, продолжительность и протяжённость поездки. При этом пользователь всегда видит цену до того, как садится в такси. Другие факторы никакого отношения к ценообразованию не имеет. Компания находится в диалоге с ФАС и ответит на запрос.
Обновлено в 16:15. В «Ситимобиле» также заявили vc.ru, что модель смартфона не влияет на стоимость поездки — это не заложено в алгоритм. Сервис находится в контакте с ФАС и отвечает на запросы в рабочем режиме.

Представители «Яндекс.Такси» и Didi рассказали Forbes, что пока не получали письма от ФАС. В пресс-службе Gett и Госдумы не ответили на запрос.

0
754 комментария
Написать комментарий...
Vasya Aksyonov
В «Ситимобиле» заявили, что не меняли стоимость поездок — она определяется с помощью алгоритмов динамического ценообразования

А, ну тогда всё ок, алгоритим стоимости такси же — это как гравитация, одна из основ мироздания, он существовал триллионы лет до ситимобила и будет существовать ещё столько же после, так что ситимобилу он неподвластен, как и неповластен времени. У древних египтян можно найти очень много изображений алгоритма стоимости такси в пирамидах, но всю правду от нас скрывают

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Ну если совсем просто - вот есть золото, килограмм. Его стоимость определяется его количеством на земле, относительно других элементов. Если вдруг вокруг вообще все станет золотым - его стоимость резко упадет.

Так же и в такси. Есть определенное количество автомобилей, и есть периоды, когда спрос на эти автомобили выше, но автомобилей меньше. Тем самым агрегатор пытается подогнать реального предложения к объему спроса.

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Это все херня. У меня для вызова такси есть специальный говнодроид вместо моего 12ого айфона с подключённым плюсом, потому что на айфоне 24х7 повышенный спрос, а даже когда его нет, то цена почти всегда дороже, она бывает такая же, как на старом хуавее без плюса, но дешевле не бывает никогда. А на хуавее реально бывает так, что можно уехать как раньше за обычную цену. И чем это объяснить кроме жадности Яндекса?

Ответить
Развернуть ветку
Пока Робан

Всё просто. Даже в яндексе понимают, что буржуи с айфонами обязаны страдать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алла Иванова

Вы говорите про жадность Яндекса асами чтобы лишний рубль не заплатить в такси г**** Droid держите

Ответить
Развернуть ветку
Crost Liman

По стариночке на автобус или на метро... так на много дешевле)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Нужно, чтоб кто-то сделал нормальное исследование для ФАС на эту тему и они выебали Яндекс. Нужно несколько телефонов, два каждого вида чтоб были акки с плюсом/без плюса, старый дешевый андроид, новый дорогой андроид, старый айфон, новый айфон. И месяца два вызывать с них такси по одному и тому же маршруту, рандомно делая шаффл порядка вызова такси с этих устройств, и потом смотреть график распределения цены. И затем уже с этими данными ебать Яндекс в суде.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сенькин

Выебать Яндекс не проблема, он на виду. Попробуйте выебать водилу на линии. Пойдёте пешком.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим

А что тут может быть непонятного, по моему все предельно просто для понимания? В обычный день на 100 пассажиров приходится 100 машин, и цена за поездку, условно, 100 рублей.

В Новый Год половина таксистов идет домой и не работает, количество пьяных клерков после корпоратива, которые всегда ездили на своих авто - увеличивается. Таким образом мы получаем 50 водил на 200 пассажиров. Чтобы отсеять часть клиентов, которые потом будут возмущаться почему так долго ждать машину, нужно повысить цену.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Если бы это работало так, то в тарифах было бы указано что на что влияет и в какой степени. Агрегатор повышает цены не исходя из положения на линии такси, а исходя из того, какой шанс того, что вы готовы переплатить.
Это как если бы вы покупали хлеб в пятерочке, а на кассе вам бы сказали, что сегодня будний день и много людей едят хлеб. По этому либо платите 150 рублей за буханку, либо приходите завтра (может быть отдадут за то, что в ценнике указано).

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

ничего плохого не вижу в этом
это ведь лучше чем ты пришёл в магазин а хлеба вообще нет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Тут речь не про необходимость убрать динамическое ценообразование, а о необходимости повысить его прозрачность.

Если вы проходите в магазин в новый год и там остался только дорогой хлеб - это нормально, но если вы придёте в магазин и вам скажут, что для вас хлеб будет дороже потому у вас дорогой телефон и вы можете заплатить за хлеб больше - вы, наверное, не отнесётесь с пониманием.

В пример отсутствия выбора по теме фас можно привести поселок с одним магазином - магазин может получать маржу в 20% и нормально существовать, а может выжимать 100% - покупатели будут ходить в старой одежде, а владелец ездить на дорогом автомобиле. Способов повлиять на владельца у покупателей особо не будет, голодовку они не объявят, поэтому привлекают такие институты как ФАС.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

кроме владельца этого магазинчика никто не сможет оценить какая маржа для него приемлима. Может быть при марже ниже 100% владельцу просто лень будет этим заниматься, он переключится на что-то другое и ни одного магазина вообще не будет. Все попытки установить "справедливые цены" всегда и везде приводили к одному результату - просто исчезало предложение на рынке

Ответить
Развернуть ветку
East Team

Маржа не может быть выше 100%. Просто как понятие

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

ценообразование это вообще такая штука которую очень трудно обосновать и добиться "прозрачности". Один готов за какую-то сумму напрячься и для вас что-то сделать, другой не готов - это никак не обоснуешь, личный выбор каждого

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Согласен, но все же повысить ее прозрачность требуется. В примере с магазином мотивация ценообразования простая, а такси это общественный сервис и не все мотивации для него приемлемы.

Я, например, не хочу переплачивать за модель или уровень зарядки своего телефона, это мое личное дело.

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

Дык фишка в том, что за модель и заряд никто и не переплачивает. Это вообще миф какой-то столетней давности легко проверямый. Просто никто не кричит, когда на эконом андроиде цена выше получается. А когда возникает обратная ситуация — усе, коварный план империалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Возможно, я согласен - стоит проверить. Но эти вопросы появляются из-за закрытости системы тарифов. В приложении не видно ни базовый тариф, ни из чего складывается наценка.

Если брать пример такси, то можно было бы вводить информацию в виде:

Подача - n
База - n рублей * x километров = nx рублей
Соотношение машин в зоне к пассажирам (повышенный спрос) = nx*1.1 и так далее.

И опубликовать четкие критерии, по которым это формируется.

Я, например, не понимаю почему погода должна влиять на цену такси. Я считаю погода учитывается во времени поездки и количестве машин на линии, но представители Яндекса мне свое мнение не доносят.

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

С погодой легко же. Пошёл дождь. Все вызывают такси вместо того, чтобы идти пешком в метро. А часть таксистов наоборот едет домой, потому что ну его в плохой видимости рисковать. И вот уже дисбаланс.

Думаю, тут проблема такая же, как и везде. Алгоритмы уже давно не формулы из трёх переменных. Это машинное обучение с кучей параметров. Даже если начать копать, то всё равно неспециалисту понять трудно.

Ответить
Развернуть ветку
boba4z

Всё там есть в разделе "информация"/"тарифы" в яндекс.go.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Одно совершенно не отменяет другого. И кол-во такси и спрос. И, кстати, да подорожание хлеба, например, вполне логично если, например, на бирже дорожает зерно. И не секрет, то ценники на все прочие товары и услуги формируются в т.ч. с учетом покупательской способности, странно что такси тут должно быть исключением. Именно по этой причине в регионах базовые тарифы ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Alex S.
Это как если бы вы покупали хлеб в пятерочке, а на кассе вам бы сказали, что сегодня будний день и много людей едят хлеб. По этому либо платите 150 рублей за буханку, либо приходите завтра

это называется зависимость цены от спроса и предложения. Базовая вещь в рыночной экономике . Так оно в рынке и должно работать.

Ответить
Развернуть ветку
Uzabila

В новый год же таксистов как раз больше и именно из-за того, что можно вроде как заработать. К тому же, например в Москве, большинство таксистов из других стран и у них нет традиции отмечать новый год.

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

В новый год даже таксисты предпочитают остаться с семьей. Не для всех деньги — единственная ценность в жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Я в курсе) Там помимо спроса - погода, пробки, место назначения, время суток, и еще много всего.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Полиграф Полиграфыч

Но алгоритм скорее всего определяет коэффициенты, а вот базовая цена к которой эти коэффициенты применяются очень даже может меняться на усмотрение яндекса, ситимобила и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
751 комментарий
Раскрывать всегда