{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Оштрафуют ли камеры водителей без ОСАГО

Инициативу больше пяти лет откладывали. В этом году система заработает. Расскажу, чего ждать, и есть ли такие решения за рубежом.

Фото: Nikolay Vorobyev

Предпосылки

За последний год тарифы на ОСАГО серьезно выросли. Осенью Центробанк расширил тарифный коридор на 26% в обе стороны, но цена пошла исключительно вверх. Практически сразу мы увидели полисы по максимальной базовой ставке — 7535 руб.

Можно ожидать, что в ближайшее время ценник снова «переклеят». Раньше страховщики корректировали тарифную сетку один раз в год — по закону. Но в 2022-м это правило отменили, и нас ждет повторное изменение ставок.

Неудивительно, что в таком контексте растет число водителей, которые выезжают на дорогу без полиса обязательного страхования — по последним оценкам страховщиков, их примерно 10%. Но в 2023-м новая система будет штрафовать таких автовладельцев.

Как это будет работать

Система «пробивает» номера автомобилей по базе данных РСА – Российского союза автостраховщиков. Если на машину не оформлен полис, собственник получает штраф — 800 руб. Его могут выписать всего один раз в сутки.

Правда, первое время камеры будут проверять наличие полисов только у нарушителей ПДД. У тех, кто превышает скорость, проезжает перекрестки на красный и так далее. Пока камеры не анализируют весь поток проезжающих машин, и не факт, что будут. Но учитывая, что «письма счастья» обычно приходят с опозданием, за несколько дней бесполисной езды все равно может набежать приличная сумма. Цифра станет еще больше, если депутаты все же решат увеличить штраф до 5 тыс. рублей.

Также пока непонятно, как будет происходить обработка «граничных ситуаций». Например, в России существуют так называемые типографские ОСАГО. Это — бумажные бланки полисов, информация о которых может появиться в базе страховой компании спустя несколько месяцев.

В то же время у нас можно законно управлять автомобилем без полиса, имея на руках договор купли-продажи не старше десяти дней. Люди регулярно переписывают ДКП в произвольной форме и ездят без автогражданки. Если такой водитель нарушит правила может выясниться, что машина до сих пор зарегистрирована на другого владельца. Как с этим справятся? Будем наблюдать.

Фото: Vladislav Nikonov

В целом идея проверять наличие страхового полиса с помощью камер не нова. Например, такие системы уже работают в Испании, а скоро появятся на Канарских островах. Параллельно камеры проверяют, прошел ли водитель обязательный техосмотр. И если нет, то выписывают штраф — от 200 до 500 евро.

Аналогичная система может появиться в Великобритании. В прошлом году некоммерческая организация RoadSmart провела опрос среди двух тысяч автовладельцев — 89% из них подержали установку «полисных камер». Сейчас езда без страховки наказывается штрафом в 300 фунтов стерлингов. Если дело доходит до суда, то размер штрафа неограничен, а водителя могут лишить прав.

В чем тут может быть проблема

Если вернуться к разговору о российской системе, то эксперты отмечают риск ложных срабатываний. Иногда данные о новых полисах попадают в базу РСА с задержкой, так как сотрудники страховых вносят их с опозданием. По итогу камеры могут штрафовать водителей, даже если все документы в порядке и на руках. Потенциальное решение — выписывать штраф спустя несколько дней после предполагаемого нарушения. Тогда в ГИБДД смогут убедиться, что полиса действительно нет и не было.

Вторая проблема — под раздачу попадут водители, которые ездят без полиса не по своей вине. По закону страховые компании обязаны заключать договор ОСАГО при обращении клиента. К сожалению, некоторые страховщики отвечают отказом, не желая оформлять потенциально убыточные полисы автогражданки — находят формальные причины или ставят палки в колеса автолюбителям. И эту проблему необходимо решить в первую очередь, однако ситуация требует серьезной проработки, так как сложностей хватает.

Больше о тонкостях страхования у меня на vc.ru и не только:

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Mike V. Gorbunov

Гораздо более правильным вариантом было бы ужесточение наказания за отсутствие полиса у виновника дтп.
Например, причинил ущерб на 200К - держи еще 200К штрафа.
Уехал с места дтп, потому что нет полиса - держи уголовную статью и реальное лишение свободы.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Nona

Они не хотят снизить количество водителей без полисов, они хотят стричь бабло.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Сапунков

Т

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Здесь много составляющих:
1. зарабатывать (вы правы);
2. кнут в виде серьезных штрафов, чтобы внизить долю недовольств среди потерпевших аварии (при этом не понятно, как это будет пересекаться с тем, что сами страховщики умышленно отказывают в заключении сделок по ОСАГО - мото, такси и т.д.)
3. снижение аварийности;
4. улучшение проходимости за счет уменьшения авто на дорогах.

Может кто ещё найдет что-то, напишите.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Директора ИП или страховой компании?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Какая причина для отзыва Лицензии и тем более заключения коммерсанта в тюрьму?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Миша Сапунков

Ты переворот хочешь устроить в России?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Отчасти виновники подобных аварий уже поняли, что потерпевшая сторона вправе проводить ремонт на СТОА по своему усмотрению, где стоимость восстановительного ущерба высока. И всю часть требуют с виновника.

У меня уже было пару подобных кейсов.

Ответить
Развернуть ветку
Ste_swag

Самое печальное по поводу отморозки клиентов некоторые компании не говорят, что они морозят клиентов, а списывают это на технические неполадки и так далее

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Почему некоторые?
Есть страховые компании, которые открыто говорят об этом?

Ответить
Развернуть ветку
Ste_swag

Возможно есть, но конкретно в одной я это наблюдал не один раз

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Никто из страховщиков не может официально написать правду по примеру: "Клиент с рисковым авто, обходи нас стороной, мы хотим денег зарабатывать, а ты нам убытки несешь. Мы тут с иными страховщиками договорились - такие риски не принимать на страхование и будем включать дурака всякий раз, когда нужно будет продлить ОСАГО на такой вот мото, как у тебя, к примеру. Но если бы ты знал свои права, то подал бы нам заявление на страхование и мы бы уже не смогли тебе отказать в оформлении ОСАГО по некой технической неисправности, т.к. нас бы наказали крупным штрафом, а мы этого не хотим".

Ответить
Развернуть ветку
selecadm

Росгосстрах чуть ли не единственные, у кого на сайте можно оформить электронный ОСАГО с украинскими правами. Ставишь галочку "иностранные ВУ", выбираешь страну Украина и можно вводить номер.

СК Согласие, например, не даёт. Что касается агрегаторов, banki.ru туда же.

Так вот. РГС насчитал на Hyundai Getz 2006 года выпуска 9000 рублей за год. Стаж с 2000 года, но я так понял в целях ОСАГО иностранные ВУ означают нулевой стаж.

Смотрел для знакомого. У меня самого даже прав нет и по большому счёту на проблемы авто-даунов с их типа обязательной страховкой, которую ещё надо чуть ли не умолять, чтобы продали, насрать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда