Как мы тестовые для найма создавали

Привет, повествует Демид. За неделю я провел интересный кейс: создал уникальное тестовое задание для дизайнеров. Почему оно уникальное, процесс создания, с чем профакапился и что получилось круто – всё ниже. Прагматичного прочтения!

Для чего тестовое

В работе мы ценим результат, который оцениваем в двух показателях: ttm и продуктовые метрики. Метрики – следствие работающего дизайна, а сроки зависят только от нас.

Эксцессы случаются. Когда человек резко по непредвиденным обстоятельствам берет оффдей – событие не один на миллион. Поэтому мы решили создать тестовое: вдруг такое случится в ближайшем проекте, а план действий заранее подготовлен.

объясняем заказчику, что один из двух дизайнеров взял неопределенный оффдей
объясняем заказчику, что один из двух дизайнеров взял неопределенный оффдей

Почему не отсечь дизайнеров по портфолио?

Портфолио нужны для первичного отбора. Выбирать между 2-3 кандидатами по картинкам из Behance или Dprofile – невозможно. У портфолио 3 существенных недостатка:

  • Отсутствие ограничений
    Доподлинно не знает никто, сколько часов дизайнер решал задачу в рамках кейса, который вообще могли менторить. Пока владелец портфолио не сознается, то никто и не узнает подробностей, которые нам очень важны.

  • Не соответствует нашим рабочим задачам
    Опустим первый пункт и представим дизайнера, который имеет неплохой скиллсет и вписывается в бюджет. Но в портфолио нет решенных задач, схожие с нашими. И как такого взять в проект?

  • Не свой кейс
    То, что создавали в команде: нельзя хотя бы минимально объективно оценить скиллсет\значимость дизайнера. Про любое воровство (в чистом и привычном виде) даже говорить нет смысла.
может площадки и хорошие, но выбирать одного из трех кандидатов по портфолио – невозможно
может площадки и хорошие, но выбирать одного из трех кандидатов по портфолио – невозможно

На что опирался при составлении тестового

Первым делом я проанализировал референсы: почему топовые агентства и бигтехи «пишут» именно так – разбирал глобально и детально. К каким выводам пришел:

  1. В основе лежит конкретная задача компании
    Дизайнеру отдают то, что уже решали в продуктовом процессе. Это самое наглядное сравнение: как справился штатный дизайнер и соискатель. Тестовые-задачки текущего проекта в эту категорию не записываем – халтура со стороны работодателя)

  2. Расплывчатость формулировок
    Задачу или результат называют четко, но конкретики «как и что» не дают. Осознать и составить план решения – лежит на тебе. Некоторая «размытость» дает простор дизайнеру, от чего в решении наблюдаем всю глубину и масштаб продуктового мышления.

  3. Ограничения
    Поставленное «Формат сдачи – PDF» приучает к дисциплине: нарисовать презентацию и дополнительно аргументировать решение исследованиями, а не оставить рисовашки в Фигме.

  4. Сроки
    Рассчитывают по тем же реальным таскам предыдущих кейсов (смотри п.1). Для дизайнера дедлайн – драйвер, так как всегда азартно проверить скилл и сделать задачу за время, а для работодателя – регулировщик.

  5. Привычная среда
    Во многих тестовых приходится дизайнить то, чем зачастую пользуешься сам. Это позволяет быстрее вкатиться в процесс и потратить время только на решение. Но иногда это загубит дизайнера – онбординг проводить не требуется, в отличие от проектов работодателя.

Все эти пункты я возвел в абсолют и составил MVP вариант. Но пока что мы только на четверти процесса.

роадмап для респондента 
роадмап для респондента 

Поиск респондентов и подготовка

Определил ЦА – продукт джун-миддл. Порыскав чаты, отобрал 3 коммьюнити, куда заслал инвайт. Дело нехитрое: большинство участников ищут работу, делают портфолио или тренируют тестовые.

На этом я и сыграл: я получаю тестовое, вы получаете фидбек. Потом никто не отказался от ревью, что обрадовало еще сильнее. Может выручил аскетизм респондентов, которые вин-вином решили помочь и мне.

Шесть дизайнеров во всеоружии пилят тестовое, а я создаю презентацию и полностью расписываю свое решение. Заранее готовил и согласовывал со стейкхолдером тему и вопросы ревью, чтобы не профакапиться на месте. Прям как в реальных исследованиях)

попытайтесь найти ошибку в формулировках, которая обошлась мне в 25% конверсии…
попытайтесь найти ошибку в формулировках, которая обошлась мне в 25% конверсии…

Критерии оценки и само тестовое

Особенность нашего тестового в том, что используется для найма на текущий проект (а дальше как пойдет). Я наглядно показал проблему, обозначил задачу и дал полную свободу действий, ограничив только сроком.

Для продукта я выбрал Телеграм, в котором нужно провести работу над одной фичей – Папками:

  • Чтобы пользовались чаще
    Многие действительно забывают и не пользуются этой функцией. Хотя Фолдеры я считаю неотъемлемой частью телеги – сортировка сильно ускоряет процесс и приоритизацию диалогов.

  • Оптимизировать и ускорить для тех, кто уже пользуется
    Затруднения с сортировкой по Фолдерам увеличиваются с каждым новым чатом. Автоматизировать процесс нельзя – приходится вручную.

А теперь про критерии. Такие же будем использовать в реальной ситуации, а не на полигоне:

  • Анализ среды и задачи
    Телеграм – готовый продукт, который можно долго изучать: как тут проводят онбординг, где и в каком флоу распределяют и компонуют фичи. Чем сильнее респондент вник в контекст, тем обоснованнее и увереннее решение.

  • Продуктовость
    Выстраивание процесса наглядно показывает, как мыслит дизайнер. Важны не столь сами методологии, сколь осознание целей и ограничений. Мыслить масштабно в рамках продукта и бизнеса, а также в проблемах и барьерах пользователя – вот, что действительно ценно.

  • Оформление
    Сторителлинг и аккуратность документа играют не второстепенную роль. Если дизайнер позаботился о том, чтобы я не уснул при прочтении – позаботится и об аргументации решений стейкхолдеру\клиенту.
вот так выглядит пустой фолдер – телеграм заботливо подсказывает добавить в него чаты
вот так выглядит пустой фолдер – телеграм заботливо подсказывает добавить в него чаты

Интервью

В гуглмите провел ревью с 6 дизайнерами, суммарно 6 часов – говорили не только про тестовое, но другие интересные темы и людей. Отмечу: важно было познакомиться и создать атмосферу, иначе разговор не пошел бы.

Само ревью состояло из двух смысловых частей – оценка решения респондента и мой вариант. Тут и первый факап: я больше говорил, нежели показывал. Мемно было и то, что спустя день вспомнил о важной детали, которую забыл рассказать. Равносильно упущенному аргументу из спора пятилетней давности).

а тут я в гугл-мите сижу и жду респондентов
а тут я в гугл-мите сижу и жду респондентов

Факапы и инсайты

Меня приятно удивило, что дизайнеры реально вникли в процесс и прошли по предполагаемому мною пути. Изучили среду и сегментировали ца, взяли интервью и осознали потребности, рассматривали и выбирали решения в рамках продукта и бизнеса.

НЕприятно удивили факапы с моей стороны. Я вышел в неидеальную конверсию из-за некачественного поиска и обработки респондентов, да и первые ревью провел чуть неудачно.

Главное: после отработки очередной гипотезы (или уже концепта) сделать выводы и замерить результаты, переосмыслить и создать новую гипотезу. Отчаиваться и опускать руки – путь в никуда.

дизайнеры-респонденты и вправду порадовали) после ревью сам был радостный, как слон
дизайнеры-респонденты и вправду порадовали) после ревью сам был радостный, как слон

Хотите также?

Если вы студия. Статья полностью посвящена МВП версии тестового – с помощью него можно отсеять кандидатов, но оно не универсально и не адаптивно.

Например, отсутствие ограничений помогло респондентам, но усложнило задачу мне – я вынужден рассматривать и анализировать оба девайса. В реальном найме такие «усложнения» замедлят процесс.

Если вы дизайнер. Пишите в телеграм! Я поделюсь уже переработанным тестовым и также проведу ревью, только с полной презентацией, а не демо-версией. Итерациями собирать фидбек и тестировать гипотезы – основной принцип всего продуктового дизайна.

по тестовому пишите мне, Демиду
по тестовому пишите мне, Демиду

Прощаемся

Сейчас сложно измерить пользу, которую дает тестовое. Но три вещи я знаю наверняка: в реальном поиске сотрудника я не пропаду, кейс дал драйв и новый опыт, эту статью читаете прямо сейчас вы).

Подписывайтесь, впереди много интересного! Рабочий, а не только красивый дизайн делаем тут. Еще о дизайне пишем.

99
4 комментария

Тестовые очень помогают узнать скиллы предполагаемого работника, но многие компании грешат тем, что дают тестовые даже не пособесодовав работника. В итоге человек изначально может не подходить, но зачем-то его время решают потратить. Сам не однократно проходил через такое, каждый раз хочется сказать "Хотите дать тестовое? Заплатите за потраченное время"

2

Да, в этом вы правы! Действительно, многие тестовые — халтурны и делаются, чтобы делаться.

У нас подход другой: мы ко всему относимся тщательно. Найм даже в один проект — работа ответственная, от нее весь проект зависит. Поэтому кандидатов надо собесить, причем как личностей)

Тестовые это кошмар для внешнего рекрутера, в подавляющем большинстве случаев они мало чем помогают в выборе соискателя. Дело в том, что чаще всего тестовыми увлекаются упертые максималисты, которые хотят стопроцентного попадания, искатели идеала. А любой специалист и сам по себе не идеален и не особо желает выкладываться на тестовых, потому что знает, что те, кто ими увлекается к чему-нибудь придерутся обязательно. В итоге мы имеем кучу собеседований и меньшую кучу выполненных тестовых с попаданием 60-80 %, вакансия не закрыта, заказчик в бешенстве, рекрутер тоже в бешенстве, потому что работа проделана огромная, а в кармане пусто. Самое смешное, что до таких заказчиков иногда доходит, спустя 2-3 месяца, что лучший кандидат у них был и они ему отказали. Но поезд к тому моменту не только ушел, но пришел на коечную станцию. Человек давно работает в другом месте.

2

Да, согласен.

Тестовое — не тест в школе, который оценивается по баллам, а история про кандидата. Его ход мыслей и отношение к задаче, а не успешность в цифрах.

В кандидате таким образом разглядывают не прямой набор навыков, а как он эти навыки реализует.