Как изменить релевантную страницу в выдаче

SEO-специалисты агентства RACURS в рамках работы с клиентскими проектами регулярно выполняют анализ, направленный на выявление точек роста для сайта.

Одна из часто встречающихся проблем, которая существенно влияет не только на трафик, но и на конверсию, — некорректный выбор поисковыми системами релевантной страницы и ее ранжирование в выдаче.

Игорь Скоробогатов - руководитель группы SEO поделился своей экспертизой в лонгриде о важности релевантности в поиске.

Приведем пример: запрос «кредит для ИП»
Приведем пример: запрос «кредит для ИП»

Выдача ПС «Яндекс» по этому запросу состоит преимущественно из страниц, релевантных ему. Также присутствуют результаты с более общим интентом (кредит для бизнеса).

Но, например, на сайте alfabank.ru ранжируется страница кредитного калькулятора — https://alfabank.ru/sme/profits-new/. Содержимое URL не отвечает интенту запроса. Целевая страница для продвижения по группе запросов «кредит для ИП» — https://alfabank.ru/sme/profits/kredit-dlya-ip/ — содержит более полную информацию обо всех требованиях к заемщику — индивидуальному предпринимателю и других нюансах возможной сделки.

Пример нерелевантной страницы в выдаче
Пример нерелевантной страницы в выдаче
undefined
undefined

Важно! Заранее собранное, кластеризованное и разбитое по посадочным страницам хорошее семантическое ядро позволит упростить мониторинг и аналитику для выявления подобного рода ошибок.

Какие последствия

Почему эта ситуация хуже, чем можно было бы предположить, и к чему может привести? Вот далеко не полный список потенциальных проблем, связанных с некорректным выбором релевантной страницы:

  • Теряется потенциал роста видимости. Позиции не такие высокие, как могли бы быть.

Нерелевантный URL зачастую невозможно в полной мере оптимизировать под выбранную группу запросов с точки зрения контента, так как тогда контент не будет соответствовать смыслу и логике страницы.

  • Возрастает риск размытия релевантности и мерцания страниц в выдаче.

Когда поисковая система не может определиться с наиболее релевантной страницей, повышается риск так называемого мерцания — URL в выдаче меняется с определенной периодичностью. Это негативно влияет на позиции:

Как изменить релевантную страницу в выдаче
  • Снижается конверсия всех видов.

Если страница в полной мере не закрывает потребность пользователя, она не обеспечит конверсию.

  • Накапливаются плохие поведенческие метрики.

Нерелевантная страница закономерно получает плохие поведенческие сигналы от пользователей, что негативно влияет как на видимость по конкретной группе запросов, так и на оценку всего домена в целом.

  • Пользователи приобретают негативный опыт работы с сайтом и брендом.

Возрастает риск ситуации, когда пользователь не находит на странице необходимой ему информации, что отбивает у него желание возвращаться на конкретный ресурс.

  • Продвижение становится дороже

Когда в разных ПС по одному и тому же запросу ранжируются разные URL, возникает потребность в дополнительных тратах на доработки каждой страницы под соответствующий запрос или группу запросов.

Чем сильнее содержимое страницы в выдаче отличается от контента релевантной страницы, тем хуже могут быть последствия. Поэтому важно вовремя обнаруживать и устранять подобные ситуации.

Что делать

На что обратить внимание и как можно исправить ситуацию в большинстве случаев, рассказываем далее.

  • Проанализировать выдачу поисковых систем «Яндекс» и Google на предмет того, что алгоритмы ПС понимают под релевантным контентом для запроса.

Возможна ситуация, когда оптимизатор неверно понимает интент пользовательского запроса. При этом поисковые системы ранжируют в топе выдачи те страницы, что наиболее эффективно решают задачи пользователя, а значит, содержимое этих страниц должно быть релевантно запросу.

Результат: понимание, какой именно контент или функционал хотят видеть пользователи, вводящие такой запрос.

В нашем случае примерно в одинаковой пропорции ранжируются страницы как по запросу «кредит для бизнеса», так и по запросу «кредит для ИП». Страница калькулятора ранжируется только у сайта Альфа-Банка, а значит, мы верно понимаем интент запроса.

Релевантную страницу требуется заменить.

Как изменить релевантную страницу в выдаче
  • Проверить корректность кода ответа сервера на целевой странице.

Убедитесь, что целевой URL отдает код ответа 200 ОК, в том числе для юзер-агентов роботов поисковых систем, в течение как минимум последнего месяца не наблюдалось перебоев с ее доступностью.

Результат: техническая оптимизация страницы или сервера в случае необходимости.

Проблем не обнаружено
Проблем не обнаружено
  • Проверить целевую страницу на корректность индексации и наличие фильтров.

Убедитесь, что URL находится в индексе, поисковым роботам доступно для сканирования все содержимое, страница не под фильтром, например, за переоптимизацию или переспам.

Для решения этой задачи рекомендуем использовать данные Яндекс.Вебмастера и Google Search Console.

Результат: подготовка рекомендаций по технической оптимизации, по снятию фильтра при необходимости.

В нашем случае фильтров не обнаружено:

Как изменить релевантную страницу в выдаче
  • Убедиться, что контент целевой страницы (на которую хотим посадить запрос) отвечает интенту запроса и соответствует выводам п. 1

Результат: подготовка рекомендаций по оптимизации контента и функционала целевой страницы в случае необходимости.

Содержимое страницы https://alfabank.ru/sme/profits/kredit-dlya-ip/ релевантно запросу.

Как изменить релевантную страницу в выдаче
  • На основании п. 1 убедиться, что страница имеет нужный формат — коммерческая либо информационная.

Часто по запросам со смешанным интентом поисковые системы на основе алгоритмов ранжирования отдают предпочтение какому-то одному формату — информационному с большим количеством текстового контента, с подробным ответом на запрос либо коммерческому с хорошо проработанными коммерческими факторами, в том числе с возможностью совершить транзакцию.

Результат: подготовка рекомендаций по доработке целевой страницы с точки зрения коммерческих или EEAT-факторов.

В нашем случае формат контента идентичен формату лидеров выдачи.

  • Удостовериться, что текстовый контент целевой страницы оптимизирован под нужный запрос.

Требуется проанализировать текстовую оптимизацию, опираясь на соответствующие показатели лидеров выдачи: содержит ли контент прямые вхождения нужного запроса или группы запросов, какова плотность вхождений, органичны ли ключи, добавлены ли тематические слова и т. д.

Результат: подготовка рекомендаций по текстовой оптимизации целевой страницы под конкретный запрос или группу запросов.

Контент оптимизирован, тем не менее возникает подозрение на переспам текстового блока ключевыми словами «кредит» и «ИП»:

Как изменить релевантную страницу в выдаче

Несмотря на то что страница не подпала под санкции, рекомендуем сократить количество указанных ключевых слов.

  • Оценить внутренний ссылочный вес целевой и конкурирующей страниц.

Оцените внутренний вес целевого и конкурирующих URL. Если ссылочный вес последних значительно превышает вес целевой страницы, требуется корректировка внутренней перелинковки.

Результат: подготовка рекомендаций по корректировке внутренней перелинковки в случае необходимости.

Как изменить релевантную страницу в выдаче
Как изменить релевантную страницу в выдаче

Очевидно, страница https://alfabank.ru/sme/profits/kredit-dlya-ip/ значительно уступает конкурирующей по всем показателям внутреннего ссылочного веса, что требует корректировки.

  • Оценить внутренний анкор-лист целевой и конкурирующей страниц.

Изучите анкор-лист внутренних ссылок, ведущих на целевой и конкурирующий URL: содержат ли они ключевые слова из запроса для целевой страницы и отсутствуют ли для конкурирующей.

Результат: подготовка рекомендаций по корректировке анкоров внутренних ссылок в случае необходимости.

В нашем случае проблема заключается не в анкорах, а в количестве ссылок
В нашем случае проблема заключается не в анкорах, а в количестве ссылок
  • Оценить внешний анкор-лист целевой и конкурирующей страниц.

Проверьте анкор-лист внешних ссылок, ведущих на целевой и конкурирующий URL: содержат ли они необходимые ключевые слова из запроса.

Результат: подготовка рекомендаций по корректировке анкоров существующих внешних ссылок, ведущих на целевую страницу, закупка новых внешних ссылок с целевыми анкорами. Подготовка рекомендаций по удалению или перенаправлению релевантных внешних ссылок, ведущих на нецелевой адрес.

Как изменить релевантную страницу в выдаче
Как изменить релевантную страницу в выдаче

Здесь проблема заключается не в анкорах, а в показателях ссылочной массы.

  • Оптимизировать контент нецелевой страницы под другую группу запросов.

Параллельно с работами, описанными в предыдущих пунктах, деоптимизируйте некорректную посадочную страницу под рассматриваемый запрос или группу запросов, оптимизируйте ее под отдельную группу запросов с точки зрения текстовых факторов, контента и анкор-листа.

Результат: подготовка рекомендаций по текстовой оптимизации и корректировке контента. Корректировка анкор-листа внутренних и внешних ссылок.

По этому пункту проблем не выявлено.

  • Проверить, есть ли на сайте другие страницы, которые могут размывать релевантность.

Если на сайте присутствуют другие URL, которые могут быть релевантны рассматриваемому запросу или группе запросов, проведите работы, аналогичные п. 7 — п. 10, и для этих страниц.

Проверить можно при помощи конструкции «site:site.ru проверяемый запрос»:

Как изменить релевантную страницу в выдаче

Все страницы, которые идут в списке выше целевой, рекомендуем деоптимизировать под этот запрос.

Результат: подготовка рекомендаций по текстовой оптимизации и корректировке контента на прочих нецелевых URL, представляющих опасность, в пользу отдельной группы запросов. Корректировка анкор-листа внутренних и внешних ссылок.

В этом случае конкурирующей является только страница https://alfabank.ru/sme/profits-new/.

  • Оценить поведение пользователей на странице, улучшить поведенческие метрики/факторы/показатели.

Релевантные страницы по высокочастотным запросам алгоритмы поисковых систем отбирают, в первую очередь ориентируясь на поведенческие метрики. Для повышения вероятности выбора целевого адреса в качестве релевантного оцените поведенческие метрики URL и постарайтесь улучшить их. Рекомендуем обратить внимание первым делом на показатель отказов.

Результат: подготовка рекомендаций по оптимизации поведенческих метрик целевой страницы.

Для оценки соответствующих параметров рекомендуем использовать инструменты и отчеты Яндекс.Метрики.

Кардинальное решение вопроса

  • Закрыть нецелевую страницу от индексации или настроить 301-й редирект.

Если вы последовали приведенным выше рекомендациям, но нужного результата достичь не получилось, рассмотрите вариант закрытия нецелевого URL для индекса или склейки страниц в пользу целевой в зависимости от ситуации.

Результат: исключение нецелевых URL из поиска.

  • После внесения изменений отправить целевую и конкурирующую страницы на переобход.

Для скорейшего обхода страниц роботами поисковых систем и переиндексации контента рекомендуем отправить URL, на которые были внесены изменения, на переобход в панелях веб-мастеров.

Результат: индексация внесенных изменений в кратчайшие сроки.

По результатам анализа на нашем примере для смены релевантной страницы в поиске рекомендуем:

  • сократить количество ключевых слов на целевой странице;
  • проработать внутреннюю перелинковку раздела в пользу целевого URL;
  • закупить несколько внешних анкорных ссылок.

Надеемся, наша статья поможет вам в работе. А как такую задачу решили бы вы? Будем рады, если в комментариях кратко опишете свой подход к решению подобной проблемы. Давайте делать выдачу полезнее вместе!

5151
11
11
11
31 комментарий

"папа, а ты сейчас с кем разговаривал"? )))

вроде писал тексты для SEO, но всё равно мало что понял из статьи.

Ловите идею для следующей: для таких, как я, сделать ликбез по СЕО, расшифровав понятия интента, анкор-ссылки, деоптимизации и вот всего остального, что специалистам, наверное, понятно а заказчикам — не очень.

3
Ответить

Мы такое делаем тоже! В блоге на сайте, там еще около трехсот неопубликованных статей

1
Ответить

что-то вроде SEO wiki

1
Ответить

"сделать ликбез по СЕО" - ну лови

CEO это ген.директор
SEO это поисковая оптимизация.

Кто пишет иначе - безграмотный лапоть.

1
Ответить

Альфа банк случайно попал в качестве примера?))

1
Ответить

Думаете это такое хитрое продвижение банка?

2
Ответить
1
1
Ответить