Сократили на работе. Что делать?
Сейчас в экономике период рецессии. Так что сокращения, вызванные изменениями в экономической ситуации, стали обычным явлением в 2025 году. Все это сопровождается рекордно низким уровнем безработицы, на уровне 2,2% — это значит, что уволенный сотрудник при желании достаточно быстро находит работу. Но как найти не просто место, а подходящее именно вам место, с хорошими условиями и крутыми перспективами? В этой статье рассмотрим, как эффективно искать работу в случае, если вас сократили, и как составить резюме, которое привлечет внимание работодателей.
Сокращение — это увольнение сотрудника по инициативе работодателя в связи с уменьшением количества работников (сокращение численности) или упразднением должности (сокращение штата).
Экономическая ситуация и сокращения
Современная экономическая ситуация во многом обусловлена изменениями в денежно-кредитной политике, колебаниями цен на сырьевые товары и глобальными экономическими кризисами. В России Центральный банк (ЦБ) устанавливает ключевую процентную ставку, которая напрямую влияет на стоимость кредитов и инвестиции в бизнес. Высокая для российского рынка ставка рефинансирования в 21% держалась вплоть до июня 2025 года. Сейчас она начала снижаться, но никто не гарантирует обратного повышения в случае, если инфляция опять начнет разгоняться.
На фоне высоких ставок многие компании, особенно малый и средний бизнес, сталкиваются с трудностями: слишком дорогие кредиты для бизнеса, увеличение затрат и необходимость оптимизации расходов, в том числе на зарплаты сотрудникам. Представьте ситуацию: инфляция растет, растут цены на все категории товаров, людям нужно повышать зарплаты, иначе бизнес останется без работников — ведь предложений на рынке труда много.
Руководство решает: повысим зарплаты, но сократим штат — оставим самые необходимые отделы, а всякие эксперименты и проекты по расширению прикроем. Те отделы, которые приносят меньше прибыли, тоже уменьшим или сократим.
Оптимизация за счет увольнений зачастую один из основных способов для компании выжить.
Крупные компании, в отличие от малого бизнеса, имеют больше ресурсов для преодоления кризисов. Они могут позволить себе проводить реорганизацию, инвестировать в новые технологии или расширять свои рынки. Однако даже они не застрахованы от сокращений. Многие работодатели начинают пересматривать свои кадровые стратегии, что приводит к массовым увольнениям.
Сокращение — не приговор
Итак, вас сократили. На собрании сотрудников сказали, что ваш отдел закрывается и через месяц придется попрощаться. Это в лучшем случае через месяц. Бывают ситуации, когда о сокращении становится известно буквально за несколько дней до расторжения трудового договора. В компаниях с развитой корпоративной культурой сотрудников держат в курсе общего плана развития компании и могут сообщить о возможных изменениях заранее. Возможно, вы были ценным сотрудником, выполняли половину плана всего отдела или имеете уникальную экспертизу. К сожалению, далеко не всегда это поможет избежать увольнения. Давайте разберем пошагово, что можно сделать в таком случае.
Шаг 1. Принять за факт: “меня уволили НЕ за мои компетенции или плохой перформанс. Я — ценный сотрудник”. Перестаньте корить себя и думать о том, как могло все сложиться, если бы вы работали в соседнем отделе, на другой должности, в другой компании и т.д. и т.п. Эти размышления потратят ваши ресурсы, которые нужны вам сейчас для другого, а именно, для поиска новой работы.
Шаг 2. Определить для себя сроки поиска работы. О том, как важно иметь денежную подушку безопасности, знают многие. Если она у вас есть — отлично! Хотите наконец-то отдохнуть и пересмотреть свои карьерные цели — замечательно! Наметьте для себя, сколько дней/недель/месяцев вы готовы ходить на собеседования, при этом в случае трудоустройства на конец этого временного отрезка у вас должен еще оставаться некоторый денежный запас. Если у вас нет подушки безопасности, срок поиска работы будет минимальным, но в таком случае помните: вы всегда можете устроиться на работу не по своей специальности временно. Вы сможете подрабатывать и продолжать искать тот самый оффер в компанию своей мечты. При этом в любом случае наметьте для себя сроки поиска хорошего места. Иначе временная подработка может превратиться в постоянную, и ваш карьерный вектор из красивой стрелки превратится в знак вопроса.
Шаг 3. Ответить на вопрос “какую работу я хочу найти”. Это комплексный вопрос, в который могут входить: ваша специализация, желаемая должность, сфера работы, формат, график, уровень дохода, размер и специфика компании, корпоративная культура, вид трудоустройства и другие нюансы. Не обязательно охватывать всё, кому-то важны, к примеру, всего две составляющие: работа рядом с домом и оформление по ТК. Ориентируйтесь именно на свои потребности. Чем лучше вы их осознаете, тем проще понять, какие инструменты использовать при поиске, и тем приятней вам будет работать потом в новом месте.
Шаг 4. Определить инструменты для поиска работы. Например, вы живете в небольшом городе, и вас знает чуть ли не половина местных жителей или вы достаточно известны в профессиональной среде. Очевидно, что одним из основных инструментов будет сарафанное радио: расскажите друзьям и знакомым, что ищете новую работу, возможно именно сейчас где-то нужен такой специалист, как вы. Бывают ситуации, когда не хочется использовать личные рекомендации, открытых интересных позиций никто из знакомых предложить не может или вы планируете переехать в другой город, где никого не знаете. Тогда пора применить арсенал классических инструментов: обновление резюме и размещение его на работных платформах, прямые отклики на сайтах компаний, а также отклики на работных сайтах. Некоторые специализации можно искать “пешком”: это касается вакансий в сфере красоты и обслуживания, HoReCa, в прямых продажах. Прогуляйтесь по своему району, обратите внимания на объявления о поиске сотрудников на витринах. Если вы мастер-стилист, зайдите в парикмахерскую, представьтесь и поговорите с владельцем или администратором сразу на месте: вы выясните условия труда и оцените оснащение салона, а также его проходимость, заодно покажете свои коммуникативные навыки, что очень важно в клиентском сервисе. Некоторые потенциальные офферы наоборот могут обсуждаться довольно долго. Поднимите список своих контактов и старые переписки, проверьте соцсети. Возможно вас хантили на интересное место еще пол года назад — пора сообщить рекрутеру о том, что вы готовы рассмотреть предложение, если оно актуально.
Шаг 5. Пройти собеседование. На текущий момент весь процесс до трудоустройства может занимать в среднем от 1 до 5 этапов. Одно или два собеседования, тестовое задание, предофферная встреча и так далее. На этапе собеседований важно придерживаться нескольких принципов:
- пунктуальность: вовремя приходить в офис или подключаться к собеседованию, если оно проходит в онлайн-формате. Это покажет серьезность ваших намерений и вашу деловую вежливость;
- содержательность: отвечая на вопросы, придерживаться фактов и говорить по делу. Поверьте, собеседующий вас рекрутер или руководитель прекрасно видит, когда вы начинаете “плавать” в теме беседы, потому что он участвует в собеседованиях в среднем гораздо чаще, чем это делаете вы;
- партнерская позиция: общение на равных даст вам больше возможностей проявить свои сильные стороны, а также выяснить детали условий по вакансии и при необходимости провести успешные переговоры по офферу.
После собеседования старайтесь получать обратную связь, чтобы на основе нее вносить какие-то изменения в структуру рассказа о себе. Может быть, стоит добавить успешный кейс с прошлого места работы. Или сократить ту часть, где вы слишком подробно рассказываете о своем карьерном пути, начиная аж с института. Например, множество историй, как вы не вписались в коллектив или не сошлись характерами с начальником говорит не о компаниях, а скорее о вас, как сотруднике, у которого сложности с коммуникацией. Даже если объективно это было не так.
Как составить резюме
Когда речь заходит о поиске новой работы, резюме становится вашей визитной карточкой. Это первый документ, который увидит работодатель, и именно он формирует первое впечатление о вас как о кандидате. Поэтому важно понимать, как правильно составить резюме, чтобы оно выделялось среди множества других.
На что обратить внимание при составлении резюме:
• Структурированность: резюме должно быть четко структурировано. Используйте заголовки и подзаголовки для разделов. Лайфхак: если вы сменили несколько должностей внутри одной компании, не разбивайте весь период работы в ней на отдельные блоки. Достаточно разбить их на разные абзацы, указав период работы в начале каждого абзаца. Так резюме будет выглядеть более цельным и пропадет впечатление частой смены работ.
• Краткость: оптимальная длина резюме — одна страница. Убедитесь, что информация изложена лаконично. Если функционал на разных местах работы был одинаковым, не пользуйтесь копипастом! Перефразируйте текст и добавьте другие обязанности и достижения, ведь все-таки какие-то различия были: найдите их.
• Актуальность: указывайте только ту информацию, которая имеет отношение к вакансии. Если вы всю жизнь работали офисным сотрудником, нет смысла рассказывать о том, как три года назад вы пару месяцев работали поваром. Это никак не улучшит впечатление о вас, не расскажет о ваших навыках работы с документами, а только исказит восприятие резюме.
• Достижения: вместо перечисления обязанностей акцентируйте внимание на ваших достижениях и результатах. Прибегайте к языку фактов и цифр, приводите метрики. Используйте такую лексику как: “запустил”, “создал”, “разработал”, “достиг”, “реализовал”, “привлек”, “развил”, “улучшил”. Говорите от первого лица. Общие фразы наподобие “были увеличены обороты поставок” снимают с вас ответственность и производят смазанное впечатление. Гораздо лучше: “за год увеличил такой-то оборот на столько-то процентов”. Конечно, стоит при этом свериться с договором о неразглашении, если вы его подписывали на прошлом месте.
• Читаемость: используйте стандартные шрифты и избегайте избыточного форматирования. Места работы указывайте, начиная с последнего, в обратном хронологическом порядке.
• Отсутствие ошибок: проверьте резюме на наличие грамматических и орфографических ошибок.Особенно часто встречаются опечатки в заголовках и подзаголовках резюме, обратите на них внимание. • Раздел “О себе”: вместо рассказа о своих хобби напишите о качествах, которые помогут вам получить желаемую должность.Подумайте, какие особенности характера помогают вам хорошо выполнять свою работу. К примеру, для вакансии производителя упомяните о своей внимательности или том, что вас не пугают рутинные задачи. В резюме менеджера по продажам расскажите о своей проактивности.
• Образование и пройденные курсы: указывая пройденные курсы, подумайте, релевантны ли они вакансии, на которую вы откликнулись. К примеру, мы работали бухгалтером, потом заинтересовались IT сферой и прошли курсы тестировщика, а также курс по нейросетям. По итогу вы передумали искать работу в IT, и рассматриваете вакансии бухгалтера в сфере производства. Работодатель, изучая резюме, может сделать ошибочный вывод, что вы только временно ищете работу бухгалтера и как только получите оффер на тестировщика, сразу от него уйдете. Никому не нужна лишняя текучка, поэтому ваше резюме могут отклонить еще до этапа собеседования.• Количество резюме: не плодите сущности.
Забудьте о множестве копий резюме с разными заголовками и разными специализациями, даже если вы разносторонний человек, который уже поработал на 20 работах и освоил пять профессий
Например, вы начинали свой путь с преподавателя в школе, но потом сменили несколько разных направлений работы. Скройте на работном сайте или удалите все нерелевантные резюме, оставьте открытыми одно или два, самых подходящих. Допустим, сейчас вы ищете работу в сфере клиентской поддержки и работы с клиентами. Оставьте на работных сайтах резюме “специалист клиентской поддержки”, “менеджер по сопровождению клиентов”. Скройте свои резюме “преподаватель английского языка” и “дизайнер”. Если вы не нашли подходящую работу в сфере клиентской поддержки и приняли решение вернуться к преподавательской деятельности, с которой начинали карьеру, скройте эти резюме и сделайте видимым резюме преподавателя. Ваша цельность и последовательность как сотрудника произведут на работодателя хорошее впечатление.
Тянем ножку… или немного о том, как важна гибкость
Гибкость это не только качество, полезное в спортивной гимнастике. Это навык, необходимый для выживания видов в эволюционной борьбе. А гибкость в подходах к поиску работы поможет вам выиграть на фоне других соискателей. Поэтому ниже еще несколько слов о том, как адаптировать резюме под вакансию:
• Изучите вакансию: внимательно прочитайте описание вакансии и выделите ключевые навыки и требования.
• Настройте резюме: включите в резюме те навыки и опыт, которые соответствуют требованиям работодателя. Не забудьте добавить рабочие программы, которые вы освоили.
• Сосредоточьтесь на релевантном опыте: упоминайте только тот опыт работы, который имеет отношение к данной вакансии.
Искал, искал… не нашёл
Как быть, если вы активно искали работу, но подходящую так и не нашли? Не забывайте, что отказ — это часть процесса поиска работы. Относитесь к нему философски и используйте его как возможность для роста. Каждый отказ — это шанс проанализировать свои ошибки и улучшить свое резюме или навыки. Если ваше время ограничено, то самое время расширить параметры поиска, это поможет вам рассмотреть достойные варианты и при этом не соглашаться на первое попавшееся предложение. Подумайте, какие параметры можно изменить: поискать работу в смежных сферах, с другим графиком или форматом, немного снизить требования по доходу или изменить географию поиска.
Самое главное — помните, что для работодателя ценнее кандидат, воспринимаемый как цельный специалист в определенной области, нежели разносторонняя личность без четкой специализации.
Сокращения на работе и изменения в экономической ситуации — это реалии нашего времени. Однако с правильным подходом к поиску работы и составлению резюме вы сможете успешно адаптироваться к этим условиям. Давайте помнить о важности целенаправленного подхода к созданию резюме и гибкости в поиске работы.