Управление репутацией медицинской клиники в онлайн

Меня зовут Евгений Александров, директор агентства интернет-маркетинга ITC, среди наших клиентов – много медицинских организаций, которые мы обслуживаем.

Управление репутацией медицинской клиники в онлайн

Важнейшей частью продвижения в онлайн становится репутационный маркетинг. Эта разновидность активности направлена на формирование положительного образа бренда в глазах потребителя. Особенно важна такая работа в медицинской сфере, где сарафанное радио дает сильный эффект.

Традиционно в России поставщиков медицинских услуг искали методом «сарафанного радио» по принципу «друзья плохого не посоветуют». Знакомые, друзья и родные советовали друг другу конкретных врачей или определенные клиники, основываясь на собственном опыте.

Медицинские услуги требуют высокой степени доверия потребителей

Сейчас репутация в интернете, отзывы живых людей играют роль тех самых друзей и знакомых. Репутационный маркетинг для стоматологий и медицинских клиник актуален особенно, поскольку конкуренция очень высока и идет непрерывная борьба за лояльность и доверие пациентов.

Cтраницы в социальных сетях, на картах, сайтах-отзовиках формируют отношение, от которого зависит, обратится ли человек в эту компанию.

По статистике абсолютное большинство представителей целевой аудитории, предварительно ищут сведения об организации в интернете: на агрегаторах отзывов, в социальных сетях на Яндекс- и Гугл-картах.

Конкуренты с более высоким рейтингом станут приоритетным выбором. Пользователи сравнивают клиники, конкретных врачей и, чем больше звезд, тем больше вероятность, что пациент выберет именно ваши услуги.

Работа с репутацией медицинской клиники включает следующие активности:

• регулярную публикацию экспертных статей на сайте компании или в онлайн-изданиях;

• системную работу с отзывами – как с положительными, так и с отрицательными;

• целенаправленное продвижение личного бренда врачей, задействуя две предыдущие активности.

Публикация экспертных материалов

Управление репутацией медицинской клиники в онлайн

Успех медицинской клиники напрямую зависит от экспертизы ее специалистов. Экспертизу важно научиться транслировать вовне, чтобы с ее помощью расширять охват воздействия на потенциальную аудиторию.

К работе над статьями следует подходить предельно ответственно, ведь от качества статьи будет зависеть PR-эффект, который вы получите. Статьи могут быть как направленными на освещение работы определенной клиники, так и информационными — о способах лечения, оборудовании, поиске клиник и центров, критериях оценки врачей.

Важно, чтобы статья была визуально и грамматически хорошо оформлена, ведь это практически лицо вашей компании для внешнего мира.

Небольшие профильные онлайн-площадки заинтересованы в экспертных статьях и охотно работают с представителями клиник.

Идеально, когда статья проработана SEO-специалистом и включает в себя ключевые запросы, по которым на нее будут приходить дополнительные посетители. Особенно это актуально при размещении на ТОПовых и дорогих площадках.

Опубликованная статья на посещаемом и авторитетном ресурсе – это актив, который будет постоянно генерировать вам новый поток трафика и обращений. Для поиска таких площадок можно воспользоваться специализированными сервисами, например – PR Posting.

Работа с отзывами

По нашим данным – около 90% довольных клиентов отзыв не оставляют. При этом на площадках, посвященным отзывам, негатив составляет более 30%, а позитив — около 24%.

Сбор и публикация отзывов

Сложнее всего дается мотивация клиента оставить отзыв. Большинство пациентов неохотно оставляют свои комментарии. Необходимо сделать процесс максимально комфортным и простым.

  • Использовать специализированные сервисы для сбора отзывов, которые автоматически направляют уведомление клиенту с просьбой оставить отзыв и перенаправляет его на нужный сервис, например – Яндекс.Карты.
  • Важно работать с клиентами не только онлайн, но и оффлайн. Например, предложить анкету в бумажном виде — многие пожилые пациенты не любят общаться с техникой, а другие забудут про отзыв, вернувшись домой.

Лучше всего разнообразить форматы отзывов от пациентов, кроме текстовых вариантов можно использовать:

  • видеоформат преобладает в социальных сетях: Инстаграм, YouTube, Вконтакте, Facebook;
  • скриншоты переписки с клиентом также часто публикуют в социальных сетях;
  • фотографии заполненных от руки анкет (с текстовой расшифровкой) могут публиковаться и на официальном сайте, и на других площадках.

    Важно научиться правильно работать с негативными отзывами.

Следует помнить, что поток отзывов должен быть динамичным и постоянным.

Работа с негативными отзывами

Управление репутацией медицинской клиники в онлайн

Важно научиться правильно работать с негативными отзывами. Многие компании отвечают на негативные отзывы отчитываясь о проведенных улучшениях. Это работает на повышение лояльности к бренду и вызывает доверие аудитории.

Основные этапы работы с негативом.

  • Мониторинг онлайн-репутации. Желательно использовать специализированные сервисы для оперативного сбора новых упоминаний о бренде в сети. Самым простым и бесплатным вариантом является сервис Google Alerts;

  • Борьба с негативом;
  • Поддержание позитивного имиджа клиники.

Комментарии обычно группируются, их классифицируют, подразделяя на:

  • позитивные;

  • нейтральные;
  • негативные.

Далее разрабатывается стратегия обратной связи. Для этого придется определить, настоящий ли это отзыв. Положительные отзывы могут заказывать сами клиники, негативные — могут быть результатом атаки со стороны конкурентов.

  • Негативный реальный отзыв от пациента можно нейтрализовать, признав свою вину (если она имела место) и предложив скидку, компенсацию или иное решение проблемы.

  • Фейковые, купленные или умышленно недостоверные отзывы удаляются модератором или администратором ресурса.

В работе с негативом очень важна оперативность.

Ограничения и подводные камни

Необходимо позаботиться о законности размещаемых отзывов. Несмотря на то, что они не подпадают под статьи об авторском праве, некоторые нюансы важно учесть.

Ни в коем случае нельзя публиковать без полученного согласия:

  • личные данные пациента, оставившего отзыв;

  • его фото- и видеоизображения;
  • данные о состоянии здоровья.

Если согласие пациента на публикацию было дано письмом, важно сохранить его. Согласие на обработку персональных данных в электронном виде, которое дает пользователь при регистрации на ресурсе, решает большинство проблем.

Использование в продвижении личного бренда врачей

Управление репутацией медицинской клиники в онлайн

Продвижение бренда врача – это комплексная работа, которая включает в себя как подготовку экспертных материалов, так и коммуникацию с аудиторией через комментарии, работу с отзывами. В рамках данной статьи мы только поверхностно затронем основные аспекты этого важного направления в области развития репутации медицинской клиники.

Сегодня люди чаще выбирают не клинику, а конкретного доктора, которому бы они доверили свое здоровье. Одним из решений для повышения доверия к врачам клиники может быть регулярные публикации специалистов в блог компании.

Профессиональные, простые, проверенные советы, не требующие серьезных усилий в исполнении — ценятся особенно. Например, можно рассказать о профилактике простуды, упражнениях для растяжки позвоночника после рабочего дня, правильном уходе за лицом с рецептами натуральных масок. Бесплатная информация от специалистов всегда привлекает внимание и работает на повышение лояльности.

Полезные публикации не только повысят доверие, но и помогут с органическим продвижением вашего блога в поисковых системах через информационные запросы.

Конечно желательно не стоит ограничиваться только одной площадкой для размещения контента – включайте в дистрибуцию социальные сети, онлайн СМИ, профильные издания. Это поможет узнать о ваших специалистах большей аудитории.

Врачи, владеющие словом, привлекают значительную аудиторию!

Послесловие

Работа с репутацией становится неотъемлемой частью маркетинговой стратегии для большинства медицинских клиник и уже сегодня стоит подходить к данному вопросу системно.

Надеемся данный материал помог вам сформировать представление о работе с репутацией медицинской клиники. Если вам потребуется помощь профессионалов, вы всегда можете обратиться в ITC за помощью.

99
14 комментариев

Спасибо за то, что собрали все в одной статье, закинул в закладки)

1
Ответить

Тогда вопрос: почему в ТОП20 в категории "Здоровье" - вот такая картина (см. вложение)? Много ли авторитетных публикация по теме здоровья у аптек? Или может быть они продвигают личные бренды врачей? Тоже самое касается и агрегаторов: да, врачи на них размещены (либо клиники), но вот отзывов или публикаций я не встречал. И тем не менее все в топе. Как же так тогда? Ну а 2гис, Вк и инстраграм вообще соответствуют тому, что описано в данной статье?))) Камон, серьезно? Соцсети и карты в топ20 по здоровью. Ну и конечно же, наш "дорогой" яндекс, который отъел 50% выдачи. У тех же агрегаторов, у которых трафика тоже было немало. И самое удивительно (хотя не очень-то это и удивляет), что доминация яндекса происходит в столь лакомой (с точки зрения оборота денежных средств) нише, как медицина. Мое мнение такое, что яндекс всех двигает из топа, чтобы побольше "денешек" заработать (на той же рекламе + яндекс онлайн консультации уже имеются). Не удивлюсь если вскоре появиться что-то типа яндекс.клиника офлайн (вспомним яндекс.такси). Аппетиты не имеют предела.
А что касаемо описанных в статье факторов ранжирования, так по мне (исходя из прикрепленного скрина), они ничего общего с реальностью не имеют - яндекс пихает в топ только трафиковые площадки.

1
Ответить

Спасибо за Ваш комментарий. Давайте выделим основной посыл статьи – это работа с репутацией (ORM). Вы сейчас больше говорите про работу с репутацией именно в поиске (SERM). Так вот, продвигать коммерческие запросы вы правы – по площадкам отзовиков без шансов. Что же касается репутационных запросов ("запрос + отзывы"), то тут все очень хорошо ранжируется.

Касаемо целей и задач Яндекса, то он уже создал многое для данной ниши (например, Яндекс.Здоровье). И думаю будет пытаться всячески монополизировать данный рынок, разумеется, задействуя свои же мощности (что то же вполне логично).

Ответить

скучно, девочки...

Ответить

Интересно, Ваше мнение по ранжированию/значимости специализированных и общих сайтов Отзовиков для размещения отзывов для медицинских клиник.
А также место в этом рейтинге таких площадок, как Яндекс Карты/Яндекс Справочник, Яндекс Услуги, Гугл Карты (Google Map), Отзовик, Aйpекомменд,  2Gis/Flamp

Ответить

Екатерина, спасибо за вопрос. Наверное ничем вас не удивлю, если скажу, что все зависит от конкретной ЦА. Она определяет точки приложения усилий для достижения KPI, которые вы ставите.

По нашим убеждениям (никого не хотим обидеть, но статистика беспощадна):
1. Карты, справочники для клиник – это база.
2. 2Gis/Flamp – если с базой порядок и вы хотите поэкспериментировать.

Площадки Айрекомменд и Отзовик больше подойдут для работы с репутацией в товарном сегменте, например, для стимулирования сбыта нового препарата, но тут важны механики вовлечения потребителей.

Ответить

Не имеет значения какие будут площадки. Займитесь именно SERM, а не ORM. Вам нужно сформировать ТОП10 из сайтов-отзовиков с положительными постами о вашей клинике. И не важно будут это карты, отзовики, агрегаторы или еще что-то, популярные они будут или нет. Людям пофиг где читать о вас отзыв - лишь бы он был недалеко (на 1ой странице выдачи). Никто не будет лезть в глубь. Не мучайте отзовик с плохой репутацией, размещая на нем положительные отзывы, которые не будут проходить модерацию. Просто выбивайте его из топа более лояльными к вам отзовиками. Читайте мой коммент выше там более детально описано, влияние репутации на ранж.

Ответить