Очень страшный август

Дмитрий Космодемьянский, управляющий активами УК "Открытие"

Почему-то именно август отличается от остальных одиннадцати месяцев года валом вопросов о дефолте (США, России, крупнейших банков – нужное подчеркнуть), девальвации, коллапсе денежной системы и прочих армагеддонах. Удивительно, почему к именно этому месяцу приковано такое внимание алармистов. Жара, казалось бы, уже спала, лучший месяц для отпуска, фрукты спеют, дети скоро пойдут в школу… Что страшного-то?

Ответ, возможно, надо искать в коллективном бессознательном — дважды в современной истории России события в августе становились поворотными: ГКЧП в 1991 году и дефолт в 1998 году, что, конечно, оставило свой отпечаток. Кроме того, русские поэты еще задолго до «лихих девяностых» характеризовали последний месяц лета как не особенно удачный – вспомните, например, ахматовское «и всех месяцев он страшней».

Поэтому мы со снисхождением относимся к запросам о неминуемом крахе рубля в августе. Всякое бывает, но почему бы не посмотреть на действительность рациональным взглядом?

Во-первых, золотовалютные резервы сейчас на максимуме, 600 млрд долларов в эквиваленте, чуть меньше всей денежной массы М2 в России. То есть по текущему курсу может быть обменян почти каждый рубль в стране. Только зачем менять каждый рубль? На этот вопрос у нас нет ответа.

Во-вторых, доллары продолжают притекать – бюджет 2021 года свёрстан из цены 3100 рублей за баррель, в то время как на бирже цена уже превышает 5000 рублей. То есть Минфин, чтобы не допустить чрезмерного укрепления рубля, вынужден покупать доллары, а не продавать их. Одним словом, резервы увеличиваются, а не расходуются. Если цена на нефть останется в том же диапазоне 60-75 долларов за баррель, мы скоро увидим доллар у отметки 70 рублей, а вовсе не около 80 или 90 рублей.

В-третьих, развитие внешнеполитической ситуации в последнее время подтверждает важный тезис – разрушительные санкции против России невыгодны западным политикам всего политического спектра. Громкие разговоры о санкциях оказываются пшиком, когда дело доходит до реальных законопроектов. Нельзя сказать, что Россия – незаменимый партнер в международной торговле, но всё же достаточно важный, чтобы в каждом законе оставлять лазейки размером с диаметр трубопровода «Северный поток – 2».

Естественно, и наша жизнь, и рыночная динамика подвержены внезапным потрясениям, слабо поддающимся рациональным прогнозам. Однако проводить месяцы и года в эсхатологической скорби – плохая инвестиционная стратегия. Инфляция и горечь упущенных возможностей в конце концов нанесут непоправимый ущерб вашему портфелю, даже если вы в какой-то момент и окажетесь правы.

Мы считаем, что, если какой-то месяц и опасен, так это октябрь. И крахов рынка было в октябре гораздо больше, и с историей России октябрь связан не меньше августа. В общем, про девальвацию поговорим через два месяца. Шутка. На самом деле, фундаментальные факторы стоит оценивать вне зависимости от календаря, равно как и использовать здравый смысл при анализе текущих тенденций. Так что на данный момент мы не видим причин, почему – если исключить внезапные геополитические шоки – должна случиться какая-либо девальвация. Иногда август — это просто август.

11
2 комментария

Можно мне у вас работать? 

Ответить

Все открытые вакансии есть на нашем сайте: https://open-broker.ru/invest/job/.
Будем ждать ваше резюме. 

Ответить