Факторинг шагает в массы

Уже несколько лет рынок факторинга растет на 30% и более как по объему предоставленного финансирования, так и по количеству использующих его компаний. Множится перечень отраслей, где факторинг стал одним из привычных способов получения финансирования. При этом конкуренция в отдельных его сегментах близится к максимальной и в ближайшие годы усилия игроков сосредоточатся на расширении клиентской базы компаний малого и среднего бизнеса.
Экспертным мнением о том, как это скажется на отрасли факторинга и экономике страны в целом, поделился основатель и генеральный директор «Факторинг ПЛЮС» Виктор Вернов.

Факторинг шагает в массы

О рынке — в цифрах и фактах

- Совокупный портфель российского рынка факторинга по состоянию на 01 июля 2021 года — 1 трлн 50 млрд руб.

- Объем выплаченного факторами финансирования вырос на 53% и составил 2 295 млрд руб., что на 798 млрд больше аналогичного периода 2020 г.

- Количество активных клиентов факторов в первом полугодии — 8939 компании, что на 29% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. 77% из них — представители малого и среднего бизнеса. Общая доля субъектов МСБ в клиентской базе факторов — 74% (при отсутствии показателей ряда ведущих игроков).

- Количество дебиторов в первом полугодии увеличилось на 26% и составило 9748 компаний.

- Портфель по сделкам с клиентами сегмента МСБ по состоянию на 1 июля текущего года превысил 90 млрд руб., выплаты в их адрес составили около 212 млрд руб.

- Наибольшее число клиентов факторинга сконцентрировано в секторе торговли продуктами питания (+36% за год), непродовольственными товарами (+11%) и строительстве (+42% ).

- Доля региональных клиентов увеличилась. В перечень регионов, лидирующих по числу клиентов и портфелю, вошли Уральский и Центральный федеральные округа. Москва сохраняет лидерство и занимает чуть больше трети всего рынка отечественного факторинга.

О зонах роста

По мнению Виктора Вернова, во втором квартале 2021 года регуляторные меры и общеэкономические факторы не оказали существенного влияния на клиентский спрос, стоимость факторинга, маржинальность операций, платежную дисциплину дебиторов и рынок в целом: “У факторинга достаточно возможностей развития, особенно в сегменте МСБ, значимых препятствий для дальнейшего кратного роста рынка нет. Сейчас темп роста факторинга в крупном корпоративном и массовом сегменте пропорционален. Тем не менее, есть основания полагать, что в ближайшие годы потенциал новых крупных сделок будет исчерпан, а, значит, факторы массово обратят взор на сегмент малого и среднего бизнеса. Мы занимаемся предоставлением финансирования для МСБ с момента создания бизнеса и наилучшим образом понимаем потребности наших клиентов. Делаем это быстрее и лучше рынка — вот наша ключевая дифференциация”.

О конкуренции

Согласно исследованию АФК, одновременно с бурным ростом рынок факторинга демонстрирует и усиливающуюся конкуренцию его игроков, число которых увеличивается. Сегмент крупного бизнеса, по мнению факторов, достиг максимума в конкурентной борьбе. Конкуренция в сегменте малого и среднего бизнеса оценивается игроками на уровне 3,2 и 3,9 по пятибалльной шкале, соответственно.

Виктор Вернов — о том, почему происходит именно так:

“Интерес к факторингу как виду бизнеса усиливается. Состав участников рынка меняется, теперь среди нас не только банки из ТОП-10, как было совсем недавно. Отрасль растет, это особенно наглядно на фоне рынка кредитования. Но у активного роста есть и обратная сторона: новички не особенно задумываются об эффективности в своих инвест-моделях, ориентируются на относительно понятный для входа в факторинг сегмент федерального ритейла либо на крупные корпоративные сделки. Это ведет к перекосам в конкурентном ландшафте определенных сегментов, в них часто практикуется переход клиентов от фактора к фактору, по сути рефинансирование уже существующих сделок. С ростом количества новых сделок и увеличением внимания факторов к сегменту МСБ продолжит расти и конкуренция. На мой взгляд, это хорошо: с учетом технологических и операционных барьеров входа в рынок факторинга наращивать мощь и свою долю будут уже действующие игроки рынка — и мы в первую очередь!

О вызовах

Ключевыми вызовами для рынка, согласно исследованию АФК, становятся ускоренное проникновение в новые клиентские сегменты.

С этим согласен Виктор Вернов, который отмечает, что главный вызов заключен в самом росте отрасли: «Сейчас факторинг, образно выражаясь, “горячий продукт». Большинство участников охотятся за одним и тем же пулом активов и не задумывается о завтрашнем дне, когда стандартные пути роста исчерпаются. Во многих банках открываются новые факторинговые проекты в инвестиционной фазе либо в формате пилота. В таких случаях важно показать блиц-рост своей выручки, любой ценой нарастить объемы. Для потребителя это тоже не идеально. Работая с факторами, которые только пробуют продукт, он сталкивается с операционными сложностями, либо непродуманностью принципов работы. Факторинг — продукт для постоянного использования, где качество клиентского сервиса, скорость и удобство играют первостепенную роль”.

Прогноз второго полугодия

Мнения участников отрасли относительно ситуации во втором полугодии различны. Так, консенсус-прогноз, составленный на базе опроса восьми факторов, предполагает снижение темпов роста измеряемого портфеля рынка до 25% год-к-году (рост до 1,38 трлн рублей к 01.01.2022). Оценки распределены в диапазоне от 15% до 30%.

По мнению «Факторинг ПЛЮС», также учтенном в опросе АФК, отрасль вырастет на 25-30%. Одним из основных драйвером станет сегмент e-com маркетплейсов, продемонстрировавший взрывной рост в 1 квартале текущего года.

Виктор Вернов: «Продолжился рост объемов поставок в адрес e-com маркетплейсов, что усиливает спрос на наше новое решение для селлеров. Мы активно развиваемся и в этом направлении, видим в нем стратегическую зону роста. В этом году планируем удвоить объем выдаваемого финансирования и количество получающих его клиентов. Сделать факторинг по-настоящему массовым!».

3 комментария

Было бы интересно получить КП для компании с небольшими оборотами (1-2 млн в год), с небольшой ценой сделки (50,000 - 200,000).
При этом, покупатели обычно компании крупные, с устойчивым бизнесом.

Здравствуйте, давайте попробуем. Оставьте, пожалуйста, заявку на нашем сайте https://factoringplus.ru/ и наши бизнес-менеджеры оперативно свяжутся с вами. Желаем успехов вашему бизнесу!

Мы ваш клиент. Спасибо! Все здорово) Единственный отрицательный момент: практически не рассматриваете (за редким исключением) строителей в качестве дебиторов. Даже очень крупных