Данные клиента - собственность банка Тинькофф, или как банк не выполняет нормы 152-ФЗ "О персональных данных"
Пользуюсь услугами Тинькофф достаточно давно, и по большей части, вполне доволен. В некоторых случаях даже более чем оправдали ожидания (кредит для физ лица который только ИП). Есть мелкие нюансы, но глобально всё нравилось, пока.
При этом, вызывает озабоченность появление большого количества статей в Приёмной о мошеннических действиях, и стандартных отписках банка. В связи с этим, я составил обращение (5-7835503660854) в котором я хочу воспользоваться своим правом, гарантированным мне 152-ФЗ О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
а так же самим банком в политике
Соответственно, я захотел получить для ознакомления все свои персональные данные, обрабатываемые банком. На всякий случай, напоминаю, что:
Аналогичное определение в политике банка. Я думаю очевидно, что записи телефонных разговоров являются персональными данными, а из этого следует что я имею право ознакомиться с ними. В ответ я получил от Тинькофф:
Из этого следует:
- Банк официально считает ваши персональные данные своей собственностью
- Банк без отделений предлагает пользоваться почтой, вместо использования современных технологий, предусмотренных законом
На всякий случай, я решил поинтересоваться у Роскомнадзора, может это не персональные данные в телефонных звонках? На что получил ответ:
Таким образом, согласно официальной позиции РКН - записи разговоров являются ПД.
Согласно того же ФЗ-152 обращение может быть составлено в электронном виде, и подписано ЭЦП.
Заметим, что банк не предлагает воспользоваться таким вариантом, хотя точно знает, что у меня есть ЭЦП. В ответ на это, было составлено новое обращение "№5-8067520673777 15 ноября 2021" куда приложен PDF с обращением и ссылка(!) на ЭЦП, т.к. чат не принимает файлы подписи (по расширению). В 152-ФЗ регламентируется время ответа на соответствующие обращения - 30 дней. Сегодня уже прошел 31 день (ещё одно явное нарушение), и наконец, мне был предоставлен ответ в чате:
После чего обращение было закрыто. При попытке ещё раз выяснить что-то в чате:
По сути ответа так и нет, нормы закона игнорируются. Где все остальные данные? Где Фото которые делают представители банка при вручении карты?
В связи с этим приходится выносить всё в публичное пространство, как показывает практика, это позволят решить вопрос на много оперативнее.
Итак, вопросы для Тинькофф Банка
1. Почему не было предложено обратиться с запросом в электронном виде, как это предусмотрено ФЗ? Как именно вам отправлять подпись? почему чат не принимает файлы формата "*.sig" - ЭЦП? Почему до сих пор сотрудники предлагают отправить запрос почтой, когда ФЗ прямо говорит об альтернативе в виде электронного документа и я явно выразил желание этим воспользоваться, более того, предоставил эти документы.
2. Как так оказывается, что ваши внутренние регламенты противоречат Федеральному Закону и вашей же публичной политике?
3. Когда будет дан ответ по существу на мой запрос? (хочу ознакомиться со ВСЕМИ своими ПД, включая записи разговоров, фотографии при вручении карты, IP адреса и др.)? Неужели для этого потребуется привлекать РКН?
4. Как ознакомиться с текстом претензии (а не заголовком) отправляемой в банк, есть подозрение что сотрудники могут составлять претензию некорректно. (очевидно, что претензия относится к моим персональным данным, правда? Если, вдруг, там содержится что-то секретное/коммерческая тайна - это может быть заменено на ***)
5. Почему в публичных вопросах банк заявляет что не может выдать записи разговоров субъектам ПД? Закон прямо говорит об обратном, а разъяснения официальных лиц это подтверждают.
Спасибо за статью.
Можете поделится как-то с общественностью полным текстом письма от РКН (которое 93238-02-11/77 от 12.10.2021)?
Я попробую ради эксперимента отправить аналогичные запросы во все банки, в которых обслуживаюсь. Не думаю, что первые их ответы будут существенно отличными от Тинькова.
@Тинькофф многих интересует ваша позиция по данному вопросу.
Кстати, некоторые (не будем показывать пальцем на @Альфа-Банк ) вообще притворяются валенками - https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10588773/? На вопрос сколько будет 2+2 - ответ оказывается "синий"
Да, примерно такие бестолковые ответы я и получал от банков в ответ на аналогичные запросы. То ли они изображают валенков, то ли реально не в курсе про ч. 7 ст. 14 152-ФЗ.
Скорее всего бизнес как обычно хорошо в курсе нормативки и качественно организует сугубо только те процессы, которые напрямую выкачивают деньги с клиентов и обеспечивают прибыль.
А все сопутствующие процессы как обычно идут в фоновом режиме по остаточному принципу или вообще пущены на самотек. Примерно также как с гарантийным обслуживанием в ритейле, где все продавцы прикидываются или на самом деле не знают про существование доброй половины норм ЗоЗПП.