{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Круговорот безобразия: как Озон перенимает худшие практики Вайлдберрис

Как вышло, что в такой стремительно развивающейся и конкурентной среде, как маркетплейсы, Озон повторяет грубые и безобразные ошибки, через которые уже прошел их главный конкурент? И чего дальше ждать селлерам — поговорим в этом посте.

У многих селлеров Вайлдберрис ассоциируется с разгильдяйством, порчей товара и воровством. Новвоведения Озона ведут его по этому пути и начинают портить отношения с продавцами. Что происходит с нашим Озоном, который всегда был более качественной площадкой? Сможет ли он свернуть с этой дорожки, а не следовать за подкисшими “дикими ягодками”? Пишите в комментариях свое мнение, а я расскажу свою историю.

Вводные данные

3/4 продаж бренда Thing Jewelry мы делаем на маркетплейсах. Они стали не только каналом привлечения новых клиентов, но и удобным способом покупки для старых. Наши покупатели, которые раньше оставляли заявки через сайт или Инсту, сейчас в основном заказывают на маркетплейсах. Кому-то удобно, что товар ждет около дома, кому-то удобно разом купить все нужное в одном месте, а для кого-то МП с их персональными скидками стали способом купить дешевле. Мы скидки не даем, но и помешать их делать не можем.

У нас есть с пяток МП и два однозначных лидера — Вайлдберрис и Озон. Исторически ВБ доминировал: на него мы зашли первым, с ним пережили всю эволюцию работы площадки с ювелиркой. За это время бывало всякое — зашкаливающая маржинальность и расцвет продаж, раздолбайство склада и уничтожение товара, провал продаж и падение эффективности в ноль, до себестоимости. Ранее я писал статью об этом. Сейчас дичи на ВБ стало поменьше, он по-прежнему продает больше всех, но потихоньку, месяц за месяцем, теряет свою долю в пользу Озона.

Что говорит о том, что процессы на Озоне в это время были отстроены лучше и были выгоднее для наших покупателей и нас, как продавцов.

Чем был хорош Озон

Наш первый контакт произошел года 3 назад. Мы зашли в него на самом пике маразма ВБ. Ничего из ВБшных «прелестей» на Озоне не было и мы сразу прониклись площадкой.

  • Невыкупленный товар возвращался на наш склад, и это происходило быстро. У ВБ такой товар (даже на системе FBS) приезжает на склад площадки. Чтобы его забрать, нужны танцы с бубном. Профит от работы по системе Озона: товар на складе = меньше вложений в склад. А склад — это большие деньги.
  • Товар, попавший в руки ВБ, был почти обречен: украшения царапали, наклеивали прямо на них складские наклейки, белоснежную упаковку грубо сминали и в таком виде отправляли клиентам. Площадка не была готова работать с украшениями, с их хрупкостью и эстетикой. К ювелирке относились, как к покрышкам, и не компенсировали потери. На Озоне не было ничего подобного. Он привозил так, как мы упаковали, а в случае невыкупа возвращал в товарном виде.
  • Следствием безалаберного отношения ВБ были стремительно падающие выкупы и продажи. Озон же продавал всегда с ровными показателями, которые плавно росли в гору.
  • На Озоне всегда было лучше с внутренней аналитикой и рекламными инструментами. Маркетинговые движухи для селлеров не ограничивались примитивной Вайлдберисовской скидкой. Отдельный респект за отзывчивость и обратную связь. ВБ просто игнорит половину обращений.

В общем, все шло хорошо, пока не наступило это лето.

И тут Озон свернул не туда

Не далее, как этим летом, ситуация изменилась. Через мобильные приложения я в полглаза приглядываю за продажами на МП. Летом Озон начал радовать увеличенными на десятки процентов заказами, но позже стало понятно, что радоваться рано. Озон просто отменил предоплату, и появившиеся в статистике заказы на сотни тысяч в сутки означали, что люди начали набирать множество единиц украшений в одни руки. Большинство — просто посмотреть, потому что многие не завершались покупкой даже одного украшения.

Невыкупленные товары возвращаются из Озона не отпечатанными. В обычном канцелярском файлике лежат упаковка и украшение, драгоценности ничем не защищены. Это ювелирка, с ней так нельзя. Очень скоро начнется воровство в дороге или пунктах приема. Начнут подменять дорогие украшения на дешёвые, заменять бриллианты на синтетику и т.д. Если вы даете возможность украсть — этим воспользуются. Вайлдберрис все это проходил и не может отмыться до сих пор.

Грех не залезть в такой возврат, если в нем лежат десятки или сотни тысяч рублей

По чатам ювелиров знаю, что многие селлеры ушли с площадки после краж.

Добило меня на написание этой статьи издевательство над упаковкой, уже знакомое нам по ВБ. Через один в возвращаемых украшениях не было нашего шикарного упаковочного комплекта с буклетом, наклейкой и пакетом.

Мы не жалеем ништяков, идущих в комплекте с украшением.

В каждом втором возврате от комплекта на наш склад возвращалась коробка, на которой ручкой заботливо выведены символы, явно не способствующие дальнейшей продаже. Перевожу их на язык бизнеса: каждая загубленная упаковка — это 500-1000 рублей трат в никуда + геморрой по заказу новой.

Озон, ну ты чё!?

Озон начал генерить бессмысленные траты ресурсов без увеличения продаж.

Конкретный пример, отгрузка №60644510-0063-1:

9.07.2023 поступил заказ сразу на 8 единиц украшений. Назад возвращаются все 8 единиц, но с отсутствующим комплектом и испорченными маркером коробочками. Итог — ноль выручки и испорченная упаковка на 8 тысяч рублей.

И это пример один из множества.

Складывается впечатление, что площадки крутятся в колесе своей маркетплейсовской Сансары, совершая одинаковые ошибки. ВБ внедряет очередное решение, потрясающее селлеров или покупателей, проходит с ним все круги ада, отменяет или корректирует его, затем Озон подхватывает это решение в первоначальном виде и заходит на свой круг.

Эти ошибки известны всем, иногда они даже попадают в главные новости страны. Озон, вы идете в сторону, в которой селлеры митингуют и бойкотируют работу ПВЗ, как шахтеры в девяностых.

Делайте ошибки руками конкурента, а к себе переносите лучшее.

Предложения к Озону

Я не гуру маркетплейсов, но пару мыслей подкинуть могу:

  • Не повторять грубых ошибок, сделанных конкурентом. Как говорится, Озон, не становись Вайлдберрисом.
  • Поаккуратнее с оптимизацией уже работающих процессов. Возможно, стоит тестировать их на малой аудитории. Правило «Лучшее враг хорошего» никто не отменял.
  • Понятно, что интересы покупателей в приоритете. Делать платным просмотр, и тем самым мешать смотреть товар, не стоит, а вот усовершенствовать систему возврата — критически важно. Мы переживем путешествия десятка товаров в одни руки даже без выкупов, если все позиции будут возвращаться в первозданном виде.
  • Научиться защищать ценности при возвратах. Сохранность товара по пути от пункта к селлеру так же важна, как и на пути от селлера к клиенту. Товар должен быть защищен в любых направлениях.

Немного хорошего

Мы радеем за площадку, и справедливости ради отмечу пару приятностей из внедренного недавно:

  • Озон полностью убрал из документооборота бумагу. Теперь мы не тратим ресурсы на печать и бережем березу. Это современно.
  • Упростили торговлю ювелирам с Беларусью и Казахстаном, полностью забрав геморрой ведения ВЭД. Для малышей эти бумагомарания были адским адом, и проще было просто не связываться с заграничной торговлей.

Очень надеюсь, что Озон не станет вторым Вайлдберисом и продолжит путь более современного, гибкого и отзывчивого маркетплейса. В этом его главное конкурентное преимущество, которое надо усиливать, а не терять.

Ну а кому интересны темы маркетинга и производства приглашаю в свой ювелирный телеграм. В нем рассказываю про процессы и показываю украшения с крутым дизайном.

0
247 комментариев
Написать комментарий...
Ozon Business

Евгений, здравствуйте!
Спасибо за такую полную обратную связь.

Предоплату не отменяли, но добавили вариант с постоплатой, чтобы дать покупателям возможность примерить вещь перед покупкой. В целом, ничего не запрещало им отказаться от уже оплаченного товара в ПВЗ, если он не понравился, но с помощью новой опции привлекли больше покупателей, и категории, где доступна постоплата, сильно выросли. После запуска процент выкупа действительно немного снизился, но при этом выросло и количество заказов, и средний чек — товары стали заказывать чаще. Кстати, если у покупателя процент выкупа слишком низкий, опцию ему отключаем.

За предложения тоже спасибо :)
Новые продукты и некоторые изменения конечно же заранее тестируем — их пробуют на себе небольшие группы продавцов и дают нам обратную связь, только после этого обновляемся полностью. Так как раз было с электронными актами.
Также знаем о том, что тема возвратов стоит для продавцов довольно остро, поэтому думаем, как можно улучшить процессы, чтобы он был комфортнее для всех сторон. К категории ювелирных изделий и правда относимся щепетильно, на наших складах каждый возврат на предмет брака или подмены проверяет специалист-геммолог и если выясняется, что с товаром что-то не так, разбираемся, что произошло и на каком этапе. При продаже на FBS такую проверку вы проводите самостоятельно, поэтому, если вернётся не тот товар или вообще пустая упаковка, пишите нам. Для расследования нужны будут видео сборки заказа и распаковки возврата.

Что касается ситуации с коробочками: мы просим работников ПВЗ ничего не приклеивать и не писать на заводской упаковке товара, чтобы не портить её. Обычно этого и не происходит. Тут стоит продолжить общение на этот счёт с коллегами в обращении #27669261, посмотрим, что сможем сделать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Уважаемый Ozon Business!
Тот факт, что вы знаете о проблеме возвратов очень важен для всех и вселяет в ваших покорных партнеров веру в человечество. Однако дьявол кроется в деталях и для все продавцов более важным и очевидным является то, что при всей совей осведомленности, вы абсолютно ничего не делаете в строну улучшения. Напротив, вы полностью отменили компенсацию упаковки, существенно снизили величину компенсации за испорченный или подмененный товар. Потому и появляются инопланетные символы на фирменных коробках, товар подменяют, а некоторые отправления приходят как на фото ниже.
Ваши правила компенсации и правила возврата вообще отдельная история и являют собой плод больного воображения какого-то юриста-гения с шизофренией, который умудрился скрестить вполне себе работающий Закон с собственными бредовыми фантазиями. Весь этот идиотический кисель вы замешали со своими писанными для жителей Марса правилами и благодаря галочки "со всем согласен" интегрировали в жизнь.
Про ваши ПВЗ и ППЗ я молчу. Это отдельная экосистема в параллельной галактике, но ПВЗ-партнеры конченный анекдот. Им вообще наплевать что и в каком виде приносят. Я не один десяток раз ЛИЧНО видел, как принимают дорогие вещи и даже не смотрят что там внутри!
Где же был ваш "специалист-геммолог" когда мне два дня назад выдали хлам вместо товара? Может у него геморрой приключился?
У вас уже совести нет. Вы ее давно променяли комиссию на повышенную ЧЕТЫРЕ раза за год!
Вы сначала отменили блокировку за отмены заказов и ввели систему штрафов. Черт с вами. Но недавно вы снова ввели блокировку а штрафы сохранили. Это как так? У вас на всё по несколько критериев своих стандартов? Вы два раза за одно и тоже наказываете? В РФ даже закон такое не предусматривает и наказывает за преступлении большей тяжести.

Вот очередное ваше "ноу хау". Цитирую сообщение поддержки:
"Изменим критерии автоматической архивации товаров
С 31 октября 2023 года изменим критерии переноса в архив карточек, с которыми покупатели практически не взаимодействуют, на схемах FBS и realFBS.
Для всех товаров, кроме некоторых категорий книг, перестанем учитывать количество просмотров и вместо 80 дней будем проверять, чтобы за последние 180 дней:
карточка была доступна на витрине хотя бы половину времени — больше 90 дней из 180.
Товар не попадёт в проверку, если он был доступен покупателям 90 дней и меньше — например, если это новинка;
не было заказов — в расчёт идут только доставленные отправления;
не было списаний за трафареты или продвижение в поиске, и трафареты не были подключены в момент самой проверки.
Если товар выполнит все условия одновременно, то алгоритм отправит уведомление в личный кабинет и переместит карточку на вкладку «В архиве».
Зачем это нужно
Неэффективные карточки снижают точность и качество поисковой выдачи на Ozon. Архивируем их, чтобы покупатели быстрее находили нужные товары.
Как вернуть карточки в продажу
В любой момент можете восстановить товары из архива. Но советуем сперва исправить причину, по которой они туда попали — то есть сделать ваши предложения интереснее для покупателей. Для этого вы можете подтянуть контент-рейтинг, запустить продвижение или добавить товары в акцию. Тогда в следующий раз у них будет меньше шансов попасть в архив..."
"Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку"? А тем кто не купит отключите газ???
Господа!). Это самое настоящее вымогательство). Это промышленный рэкет, если угодно. Вы вынуждаете платить вам за продвижение запустив мониторинг карточек, которые по вашему мнению "...снижают точность и качество поисковой выдачи на Ozon. Архивируем их, чтобы покупатели быстрее находили нужные товары". Вы способны в мозги людям залезть? Знаете точно, что ищут пользователи? Конечно же не знаете. Просто выкручиваете руки. Вам же надо отчитываться перед акционерами. Надо оправдать заоблачные зарплаты своих топ-менеджеров, которые спокойно могу умотать на ПМЖ на Кипр... Условно)))

Автор статьи совершенно прав. С этого лета вы закончились как привлекательная площадка. Видимо, решив, что вы теперь впереди планеты всей, то начинаем "творим, что хотим" и "я твой дом труба шатал". У меня просто нет иного мнения. Не первый год с вами.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Здравствуйте! Изменение условий и тарифов — нормальная составляющая любой деятельности на длительном промежутке времени. В каких-то случаях мы больше не готовы брать на себя риски, связанные с компенсациями, а на рост комиссий влияют как внутренние факторы, так и ситуация в мире. Временные блокировки в июле заменили платой за отмены и просроченные отгрузки — о каких пишете вы?

Что касается критериев автоматической архивации, то сделали их наоборот более гибкими — стали учитывать период за 180 дней вместо 80. Учитывая, что в архив переместим карточку только при соблюдении всех условий, обвинять нас в вымогательстве довольно странно — если ваш товар купят хоть раз за последние полгода, он будет доступен на площадке. Даже продвижение можете не запускать — есть ощущение, что не до конца разобрались в новости :)

И да, мы точно знаем, что ищут покупатели — ничего удивительного, ведь у нас есть информация об их поисковых запросах.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

То есть от вас уже три варианта вымогательства:
1. Отключение чата с покупателями, который был ранее.
2. Принуждение покупки ваше никому не нужной подписки, от которой толку нет ровно ни не грамм. Были. Плавали. Устриц ели. Больше не хотим.
3. Снос карточек в архив. При чем сначала это было просто как снос карточек. Теперь вы решили сделать хороший "салам аллейкам" селлерам и..... не трогать карточки и оставить чаты за "небольшую" мзду - Это счет в банке озона, где условия обслуживания по своей жадности превосходят Тинькофф и Сбер в совокупности, или подписка Премиум))).
Я ничего не забыл? От вас столько интересных и сногсшибательных предложений в последнее время сыплется, словно вы все там на хорошую траву подсели и заедаете все это дело высокосортным экстази). Прям аж завидую вам. Мне вот такой бред в голову не придет даже в горячке).

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Чего же здесь странного, уважаемый товарищ Озон?)). Ведь основным вашим правило стать "хорошим мальчиком" для вас - покупка вашей бестолковой подписки)). Вы сами свои рассылки почитайте).
Ту все подробно расписано). А смысл простой как вареная кукуруза - платишь или нет. Если платишь - не трогаем. Если нет - задушим). И вы на этом не остановитесь. Вы дальше пойдете. Сейчас ваше "выгодное" предложение подается в наборе с переносом карточек товаров в архив, если на платить за их продвижение. Фото далее...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

А вот и оно).

Ответить
Развернуть ветку
244 комментария
Раскрывать всегда