{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

О чем пишут программисты, когда хотят найти заказчиков

Собрал готовый чек-лист для разработчиков и веб-студий. Проанализировали лучшие статьи за год по разработке приложений на vc.ru и habr. А потом собрал вопросы, по которым эти статьи написаны.

Программист ищет заказчика с деньгами

Большая часть клиентов любой разработки – это бизнес. А мотиваций у бизнеса ровно две: либо денег заработать, либо сэкономить. Основываясь на этом тезисе мы разберем, что написать для привлечения бизнеса, в случае когда говорить о своих проектах можно и в случае когда это делать нельзя.

Если есть свои проекты, о которых можно написать

Идеально говорить о своих проектах и на своих примерах. Говорить то, что интересно слышать заказчику – а именно про деньги заказчика. Можно цифры выводить заголовок.

Вопросы, которые хочет прочитать заказчик:

Про прибыль:

  • Как окупается разработка?
  • Если приложение можно продать — сколько денег?
  • Если приложение сокращает затраты производства — как это оценить?
  • Если приложение зарабатывает на подписчиках — сколько вложили, сколько получили?
  • Если приложение заменяет сайт — как это влияет на продажи?
  • Если приложение заменяет штатную единицу — сколько человек и как заменяет?
  • Если приложение увеличивает скорость производства — на сколько увеличивает и каким образом?
Цифры можно написать в заголовок или в статье, в заголовок лучше. Материалы из скрина: Noom — 11тыс. 👁, Loom — 11тыс. 👁, купоны — 9,8 тыс. 👁.

Сколько приблизительно нужно денег на запуск:

  • Сколько денег потрачено на техническую работу. На что именно.
  • На чем можно было бы сэкономить во время разработки
  • Сколько потратили на маркетинг
  • Какие непредвиденные расходы были
Не обязательно расписывать точную экономику. Цель — дать приблизительное понимание, сколько это стоит. Материалы из скрина: приложение стоматологии — 15 тыс. 👁

Если приложение неудобное — пользователь уйдет. Для бизнеса это потери. Показываем, что мы не враг, тоже заинтересованы в успехе приложения. Знаем пользователя, умеем закрывать его потребности.

Маркетинг продукта:

  • Кто пользуется приложением?
  • В чем особенность психологии аудитории. Как это знание применили?
  • Какую проблему пользователя решаем?

Покажите, что вы знаете конкурентов. И у вас есть преимущества:

  • В чем отличие вашего приложения от конкурентов? — нестандартный подход.

Например, беговое приложение — обыденность. Приложение для бега с прокачкой своего игрового персонажа — оригинально— конкуренты делают вид, а вы на самом деле решаете проблему. Тут нужны доказательства.

Victa — 12 тыс. 👁, таск-киллер — 20 тыс. 👁

Напишите про фейлы и их решения. Ошибки всем интересны, они не делают вас некомпетентным. Рассказы о трудностях — всегда топ, поэтому набирают охваты. А с ними и заинтересованных.

Фейлы, трудности и решения:

  • Какие были трудности во время разработки? Как решили?
  • Какие косяки еще существуют, как планируете решать.
  • Когда приложением начали пользоваться, дополнялись или убирались какие-то функции?
  • Если не знаете как решить, попросите совета — вам подскажут.

Запуск и продвижение:

  • Как рекламировали
  • Какие стратегии эффективны/неэффективны на рынке
  • В каких странах запускались. С какими проблемами столкнулись.
  • Были ли косяки в маркетинге? Если да, то разбираем по формуле: косяк → как повлиял на бизнес → как исправляли→ итоговый результат
  • Какие результаты продвижения: сколько пользователей получили? за какой бюджет? сколько платных пользователей? как LTV?
  • В завершении можно написать рефлексию пройденного пути.

Если кейсов много — надо выбрать тот, где цифры внушительнее. Если информацию по окупаемости получить нельзя, выгода не понятна — нет смысла писать этот кейс. Если результат в том, что теперь люди могут пользоваться… это «ну умер и умер». Выберите другой или исходите из ситуации, что кейсов у вас нет.

Своих проектов нет или их нельзя разглашать

Все еще держим в голове, что пишем для заказчика, а не для коллег. А значит нет смысла писать о тонкостях программирования. Есть смысл писать о том, что заказчик увидит невооруженным взглядом — это дизайн, юзабилити, процесс, отзывы пользователей и конверсии подписок.

Писать можно о своем проекте или анализировать чужое. Мы разделили статьи на типы и выделили их жирным. У каждого типа — своя схема.

Чужой проект: критикуешь — предлагай

  • Какую потребность пользователя закрывает приложение
  • Проблемы в приложении: интерфейс, работа.
  • Как влияет эта проблема на поведение пользователя, а значит и бизнес? Сюда можно вставить отзывы с Google Play и AppStore.
  • Какое решение предлагаешь взамен?
Приложение "ЖД билеты" — 38 тыс. 👁. Приложение берем популярное.

Чужой проект: можно критиковать и не предлагать

Примеры должны причинять настоящую боль и их должно быть много. Это может быть невозможность отключить рекламные пуши, безосновательное разлогинивание и т.п. Цель — развести публику на эмоции.

445 комментариев под статьей — это очень круто. В среднем на Хабре на залетной статье 100—200 комментариев. Подборка косяков — 35 тыс. 👁

Мануал

Напишите о законах юзабилити, интерфейса и как их применять. В общем или на примере конкретного приложения. Упор — на цифры и психологию.

  • Почему это важно
  • Какое правило/закон существует
  • Как работает
  • Как применять

Анализ — сравнение

Сравниваем конкретные приложения или берем обобщенный продукт в нестандартной для читателя ситуации, например, как устроены сайты в Японии.

  • Что сравниваем
  • Критерии сравнения
  • Объяснить свой выбор
  • Сам анализ: негативные и положительные стороны
  • Вывод. Полезно, когда есть итоговая сводная таблица
Поиск аналога Visio — 33 тыс. 👁

Пет-проект

Написать можно о своем личном проекте. Такой делается не для заказчика, а для души — ради творчества и экспериментов.

  • Предыстория, объяснить, почему взялись за задачу. Описать свои цели.
  • Планирование разработки — роадмэп
  • Почему выбрали эту платформу, язык программирования и т.д.
  • Реализация: что пошло не по плану? в чем были сложности?
  • Аналитика, как замеряли результаты?
  • Кто тестировал? Какие изменения вносили по результатам тестов?
  • Как распространяли? Что получилось?
  • Достигли своих целей?

Примеры:

Игра с шахматами — 49 тыс. 👁. Тут, конечно, всем интересно, что у автора не получилось достигнуть своих целей . Но он подробно рассказал, что за игра и как он ее делал.

Бот для заказа шавермы — 17 тыс. 👁. Интересная тема офисных заказов+реализация через тг-бота. Подробно описаны разработка, тестирование, даже график съеденых шавух есть.

К выводам

У меня в подборке совсем не было статей про само программирование: на чем писать, какие библиотеки подключать и т.д. Эти форматы совсем не отвечают цели найти заказчика — такие статьи пишут программисты для программистов. Это не значит, что их не надо писать, просто цели другие.

С точки зрения поиска заказов лучше всего работают выполненные проекты — часто заказчики ищут исполнителей в своей нише. То есть, если вы сделали одно фитнес-приложение и написали об этом — к вам придут за фитнес-приложениями. По крайней мере так это работает в маркетинге.

Титры

Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.

Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..

Подготовка материала и иллюстрации: Эвелина Астапова Редактура: Анна Тыщенко

Еще почитать:

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Мазитов

Все полезно, как чек-лист для кейсов, и я даже сохранил себе в закладки.

Но в первой фразе, я так и не понял критерия "лучших статей".

Проблема в том, что как реклама может как говориться "слить бюджет", т.е показы есть, а клиентов нет - так и статья может иметь кучу показов и ноль квалифицированных лидов. И наоборот - статья с 500 показами на самом деле приводит лидов на миллионные сделки.

Мерить качество статьи показами - все равно, что мерить результаты рекламы показами.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Я согласен, что охват статьи будет с льно зависеть от ctr, но так как vc и habr раздает показы в зависимости от количества поведенческих статьи, то чем лучше поведенческие, тем больше охват. Учитывая, конечно, что сообщение о любовнице Илона Маска соберет десятки тысяч, а специфичная статья до 10 000

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Офицерова

А есть такой же пост, но про маркетологов?)

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Стол заявок забрал ваше желание)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Офицерова

О! Буду ждать 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Axel

Все по делу, подтверждаю

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Главное чтобы по делу не уголовному, а Евгений не товарищ майор на выезде)

Ответить
Развернуть ветку
Маэстро торговли

В наше время никогда на узнаешь…..

Ответить
Развернуть ветку
Элла Бородулина

Какая хорошая статья. Иллюстрация 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Зыкин

Прикольный анализ, спасибо. Особенно о том, как работают заголовки.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Слава и Анна, спасибо.

По "Проанализировали лучшие статьи за год по разработке приложений на vc.ru и habr. "

Интересно сколько статей попало в выборку? 100? 200?

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Марат, спасибо, что-то в районе трехсот

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

круто... кмк это может украсить=усилить превью

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ежков

Отличная статья, ушла в закладки

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Спасибо! Интересно вычислить среднюю дочитываемость материалов в закладках

Ответить
Развернуть ветку
Мистер Твистер

Зачем мне, программисту, убеждать в чем-то бизнес?
Моё дело его идею превратить в конкретную реализацию.
А риски пусть сам просчитывает, в конце концов, это его бизнес, не мой.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Я думаю конкретная реализация по ТЗ стоит 10 рублей, а продажа через задачи бизнеса - 100 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

так и стоит, а верхний совет "для тех кто зп по рынку" ищет. еще один не вникайте вообще в бизнес, главное ох-но красивая реализация.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

С бизнесом про бизнес мне кажется и говорить проще, иначе можно уйти в субъективные обсуждения о глубине оттенка серого

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Подборка косяков — гениальная вещь!

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Вы мне льстите)

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

А, блин, понял что ты про другую статью)) мне тоже зашло

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епифанов

О программисты когда что-то пишут, они пишут двоичным кодом? :D

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

По идее им иногда им даже говорить с другими людьми приходится

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда