{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

SpaceX запустила космический корабль Starship в суборбитальный полёт — после взлёта аппарат принудительно взорвался Статьи редакции

Тестовый полёт должен был пройти в непилотируемом режиме.

Обновлено в 16:44. При отделении первой ступени произошли технические неполадки, корабль взорвался. SpaceX изучит данные полёта и проработает ошибки перед следующими запусками.
Момент взрыва
  • В 16:33 мск ракета Starship отправилась в первый суборбитальный полёт со стартовой площадки в Бока-Чика — на юго-востоке Техаса, США. Запуск должен был состояться 17 апреля 2023 года, но его перенесли менее чем за минуту до взлёта — из-за замёрзшего клапана.
  • Согласно плану, ракета должна была совершить неполный виток вокруг Земли и приводниться в Тихом океане — в 225 км от Гавайских островов. По предварительным подсчётам полёт занял бы около полутора часов.
Момент запуска
  • Starship — многоразовая двухступенчатая сверхтяжёлая ракета-носитель высотой почти 120 метров и тягой в 7,57 млн кг. Состоит из двух частей: первой ступени в виде носителя Super Heavy и второй ступени — самого корабля Starship S24. Super Heavy должна отсоединиться через 2,5 минуты после запуска, а корабль после этого должен «подняться» на 234 км над Землёй со скоростью порядка 27,3 тысячи км/ч.
  • На данный момент крупнейшую в мире ракету Starship разрабатывали для будущих миссий на Луну и Марс: она рассчитана на 100 человек, а её грузоподъемность превышает 100 тонн. В случае успешных тестов SpaceX сможет трансформировать развитие космической отрасли, поскольку использование многоразовых носителей позволит снизить затраты на полёты, считает Axios.
  • SpaceX уже проводила тестовые полёты. В марте 2021 года, например, она впервые посадила прототип Starship, но тот взорвался спустя несколько минут. В мае провела повторный эксперимент — успешный. На этот же раз компания впервые запускает обе ступени.
  • Запускать корабль на орбиту планировали ещё в 2022 году, но не могли без разрешения от Федерального управления гражданской авиации (FAA). В апреле 2023-го оно одобрило запуск.
  • Несмотря на то, что текущие тесты этого не предусматривают, Илон Маск надеется, что в будущем SpaceX сможет «ловить» падающую Super Heavy при помощи башни Mechazilla: по задумке, из неё будут вытягиваться «руки», за которые зацепится ступень.
Зрители ожидают запуска за 27 минут до старта
За пять минут до запуска
0
624 комментария
Написать комментарий...
Крендель с перцем

Россия ресурсы уже полвека в космос вливает, суммы космические, и нулевой выхлоп. Пришел чел с улицы, запустил на свои и полетело.

Ответить
Развернуть ветку
АВР

Конечно, дела у нас в космонавтике мягко говоря не очень, но причём здесь вообще РФ? Ты ещё про Рогозина сюда что-нибудь напиши. А по факту, любой бизнесмен-романтик, даже такой красавчик как Илон, не заручившись серьёзной поддержкой государства, никогда бы не вписался в такую капиталоемкую авантюру.

Ответить
Развернуть ветку
muiren
А по факту, любой бизнесмен-романтик, даже такой красавчик как Илон, не заручившись серьёзной поддержкой государства, никогда бы не вписался в такую капиталоемкую авантюру.

Проект Starship – частная инициатива, государство тут не при чём.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Прям все сам? без какой либо помощи? с нуля?

Ответить
Развернуть ветку
muiren

Да, а что такого? Зарабатывают деньги на запусках многоразовых Falcon 9. Инвестируют в проект Starship. Уже есть опыт, свои наработки, лидеры рынка. Зачем им помощь? А главное в чём? Старые гиганты технологически уже все позади. ULA пока не смогли ничего создать для конкуренции с Falcon 9/Falcon Heavy, первый запуск Vulcan будет только через месяц, двигатели там от Blue Origin. Boeing до сих пор пилит свой Starliner, хотя и Crew Dragon и Starliner были победившими проектами одной конкурсной программы NASA, и Boeing получил значительно больше финансирования от NASA, чем SpaceX – в итоге многоразовый Crew Dragon несколько лет штатно летает к МКС и обратно, выполняя миссии и став основным кораблём, а Starliner до сих пор в стадии испытаний.
Так от кого ждать помощи-то? Не видно чего-то никого.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Молодцы, но не поверю, что NASA им не помогала, пусть даже и на начальном этапе

Ответить
Развернуть ветку
muiren
но не поверю, что NASA им не помогала, пусть даже и на начальном этапе

Начальным этапом было создание Raptor, испытания их и бака для жидкого метана. NASA не использовало метан в своих проектах – их сверхтяжи Сатурн был на керосине, а Шаттл был на водороде. Так чем могла помочь NASA, не имея опыта в данном случае с таким типом топлива (я уже не говорю о стандартном для SpaceX условии многоразовости, при которой двигатели задействованы при посадке ступени)?
Ещё 3 года назад SpaceX испытывала бак на прочность. Вы серьёзно, считаете, что компания, которая публично проводила ряд испытаний, начиная с самого малого, основ, использовала помощь другой организации? Если такая помощь была оказана, то зачем надо было проводить такие испытания, можно было бы сразу начинать с более сложных стендовых испытаний.
https://3dnews.ru/1014144/toplivniy-bak-spacex-starship-razorvalsya-vo-vremya-ispitaniy-no-eto-nikogo-ne-udivilo

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Не юли, тут все знают что наса дала илону изумрудную шахту, в которой он нашел все технологии

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеев

И нефритовый стержень!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Emelianov

философский камень

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

спорить не буду, космической тематикой особо не интересовался, просто высказал свои сомнения

Ответить
Развернуть ветку
muiren

А не надо спорить. Просто задайте себе вопрос: почему Boeing не шмогли? И почему NASA им не поможет или если помогала, то безрезультатно? Они же очень давно выполняют заказы NASA, по тому же Сатурну были основным подрядчиком.

The Primary contractors for the "air-frame" of the Saturn V were Boeing, North American Aviation and Douglas Aircraft. Ironically, through a long series of mergers and acquisitions in the aerospace industry, only Boeing remains today, holding most of the assets of those combined companies which built the rocket.

https://www.zdnet.com/article/to-the-moon-boeing-the-rocket-foundry/

Напомним, тестирование CST-100 Starliner столкнулось с целой серией неурядиц. В первом тестовом беспилотном полете (OFT-1, декабрь 2019 года) некорректная работа бортового компьютера привела к перерасходу топлива после выведения на орбиту. Из-за этого корабль не смог пристыковаться к МКС и выполнить ключевые задачи миссии.
Вторая попытка (OFT-2, май 2021-го) была удачнее и считается успешной, однако ее старт откладывали несколько раз. Сначала снова возникли проблемы с программным обеспечением, на их устранение ушло несколько месяцев. При этом стартовое окно Starliner для OFT-2 сдвинулось и стало конфликтовать с расписанием пристыкованных к МКС других кораблей. В результате его еще сдвинули, а пока ждали возможности взлететь, выяснилось, что есть замечания к топливной системе сервисного модуля.
Дело в том, что корабль провел в заправленном состоянии продолжительное время, и это помогло выявить непредвиденную проблему. В норме незначительная часть компонентов топлива может просачиваться за клапаны. Обычно это не вызывает каких-либо сложностей, но у CST-100 Starliner в продувочных трубопроводах появился конденсат, который прореагировал с горючим и окислителем, и возникла коррозия самих трубок и запорной арматуры. Решить проблему оказалось не так просто: либо полностью переделывать корабль, чтобы не допустить таких моментов в будущем, либо изменить процедуры заправки. Для первых пилотируемых полетов выбрали второй вариант.

https://naked-science.ru/article/cosmonautics/starliner-is-almost-ready

Ответить
Развернуть ветку
АВР

Я о SpaceX в целом, т.к. их работа тесно кооперирована с НАСА.

Ответить
Развернуть ветку
muiren

Ну работа по проектам отдельным прошлым (Crew Dragon, например, так как корабль для американского сегмента NASA МКС). А чем в данном случае могло помочь NASA, если они сами "пилили" долго SLS, который был основан на системе Шаттла?
И если NASA такие могучие, то почему они до сих не помогли старому партнёру Boeing со Starliner?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Hmelevsky

Вы пишете о NASA словно о какой-то чудесной организации, где работают великие умы и у которой неограниченная кубышка денег, из которой они могут досавать ворохА их по щелчку пальцев.
На деле же NASA это насквозь забюрократизированная государственная организация, десятилетия живущая в условиях минимальных, да еще и сокращающихся перед каждыми выборами бюджетов, в которой часто ничтожная задача растягивается на два года собирания подписей по подкомитетам.
Времена NASA 70-х, запускавшего человека на Луну, окончились тогда же, в 70-х.
Амбициозный инженер в США не в NASA идет работать, если не хочет состариться, так и не увидев свою разработку хотя бы в металле, не говоря про "запущена".

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Карпенко

Не совсем так, если бы не государственная поддержка в начале становления spacex, то не было бы сейчас starship. Не помню имени, но до Илона Маска был в США предприниматель, создал собственную ракету, но на тот момент государство не было заинтересованно в частной космонавтике и заказы уходили боингу и локхит мартин, а он прогорел.

Ответить
Развернуть ветку
muiren

Абсолютно неверно вы пишите.
Если бы государственная поддержка была (и была важна), то тогда бы мы видели новые проекты от ULA (СП старых гигантов отрасли Lockheed Martin и Boeing). И даже где было значительное госфинансирование, это все равно не помогло, яркий пример – орбитальный корабль Boeing Starliner, который до сих пор не запускается с экипажем.
Starship – полностью частная инициатива, проект-миссия компании. У NASA нет программы осуществления пилотируемой марсианской миссии, а значит нет никакого финансирования, одобренного в бюджете США.
Есть только контракт NASA, заключённый с SpaceX в апреле 2021 на производство и запуск лунной версии Starship HLS для миссии Artemis 3. Только вот к тому моменту у SpaceX были уже полностью собранные прототипы второй ступени, ряд успешных испытаний предыдущих годов, и вот, например, успешное испытание прототипа SN15 5 мая 2021 года на момент заключения контракта с NASA, не презентации и не графика как было у конкурентов:
https://www.youtube.com/watch?v=7CZTLogln34

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Петров

Причем тут поддержка? Кто-то мешает у нас заручиться поддержкой? Заручись, запусти ракету хотя бы в 10 раз меньшую

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ещё не начинали просто

Ответить
Развернуть ветку
Roman Hmelevsky

"Русские долго запрягают, а потом никуда не едут" (с)

Ответить
Развернуть ветку
Илон Маск

Полностью с вами согласен, что я красавчик 😚 продолжайте, мне это нравится

Ответить
Развернуть ветку
621 комментарий
Раскрывать всегда