(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93256750, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93256750, 'hit', window.location.href);

Терпеть нельзя уволить: классификация из 4 типов сотрудников, которая поможет правильно увольнять

В этой статье рассказываем про 4 типа сотрудников и объясняем, почему половину из них нужно уволить — возможно, еще вчера.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Поводов уволить сотрудника много: непрофессионализм, постоянные ошибки, нежелание развиваться. Но есть еще один критерий, который стоит учитывать. Это то, насколько человек разделяет ценности компании и конкретной команды. Давайте разбираться.

Что такое ценности и чем они отличаются от целей

Цели и ценности часто пересекаются, но все же работают по-разному.

Цели — это конкретные результаты, которых можно достичь и которые можно «пощупать». Например:

  • заработать 10 миллионов в следующем месяце;
  • попасть в топ-5 компаний рейтинга;
  • запустить новый продукт через полгода и т. д.

Ценности — это те важные смыслы, ради которых работает команда. Они недостижимы, но их можно придерживаться в течение длительного времени. Например:

  • разрабатывать продукт, который приносит пользу людям;
  • помогать клиентам развивать свой бизнес;
  • создавать благоприятную атмосферу для команды, в которой каждый растет, развивается и чувствует себя комфортно.

Нельзя раз и навсегда помочь всем людям или заслужить абсолютное доверие со стороны клиентов. Нельзя достичь идеального взаимопонимания в команде и больше ничего не делать. Ценность — это всегда процесс и путь, у которого нет финальной точки, но есть идеальный образ, к которому хочется стремиться.

Важность ценностей заключается в том, что они определяют, каким способом команда достигает поставленных целей. То есть люди, которые разделяют смыслы друг друга, смотрят и двигаются в одном направлении. Это и становится надежным фундаментом для развития.

4 типа людей в команде

В основе этой классификации лежат два критерия: уровень эффективности, профессионализма и то, насколько человек разделяет ценности команды. Чтобы проанализировать сотрудников и отнести их в определенные группы, нужно сделать таблицу из 4 ячеек, как на примере ниже.

А чтобы ее заполнить, нужно задать два типа вопросов:

  • Эффективен ли этот сотрудник? Важен ли его вклад в общее дело команды?
  • Разделяет ли этот человек ценности компании и команды? Следует ли он этим ценностям?

Если вы ответили «да» на каждый вопрос, то вписываете имя сотрудника в верхнюю правую ячейку. Таких специалистов мы назвали идеальными. Под ними находятся перспективные сотрудники — это люди, которые разделяют ценности команды, но пока вносят не слишком большой вклад в общее дело.

В верхней левой ячейке у вас будут имена тех людей, которые эффективны в профессиональном смысле, но не разделяют ценности команды — условно мы называем их эффективными сотрудниками. А под ними, в левой нижней ячейке, остается место для безнадежных — тех людей, которые не вносят вклад в работу и одновременно не разделяют ценности компании.

1. Идеальные

Конечно, идеалов не существует, но это название хорошо вписывается в классификацию. Идеальные сотрудники разделяют ценности вашей команды и одновременно вносят большой вклад в работу. Они компетентны, эффективны, пунктуальны, всегда развиваются и увлечены своим делом. Найти или самостоятельно вырастить таких сотрудников — большой труд и настоящая удача.

Плюсы идеальных сотрудников

  • Всегда выполняют поставленные задачи и делают это в срок.
  • Готовы подстраховать коллег, помочь и подсказать.
  • Лучше других подходят на роль менторов, наставников для новичков.
  • Придают большое значение ценностям. В кризисные периоды они с большой вероятностью останутся в команде.
  • Спокойно воспринимают конструктивную критику. Готовы расти и развиваться.
  • Поддерживают комфортную атмосферу в команде.

Минусы идеальных сотрудников

  • Редко приходят в команду на 100% идеальными. Отдельные качества требуют доработки, а в этом важна роль самой команды и непосредственно руководителей.
  • Часто берут на себя слишком много задач, из-за чего другие сотрудники расслабляются.
  • Склонны к профессиональному выгоранию. Если ребята вкладывают силы и достигают результатов, но этого никто не ценит, рано или поздно они выгорят.

Что делать руководителю

Идеальные сотрудники — это люди, которых нужно беречь и которым нужно создавать хорошие условия для работы. Если вы обнаружили, что в вашей команде есть такие специалисты, подумайте, как можно стимулировать их дальнейшее развитие. А еще следите, чтобы они не взваливали на себя слишком много. В краткосрочной перспективе это всегда выгодно, но со временем у отчаянных трудоголиков начинаются проблемы, что закономерно отражается на команде.

2. Перспективные

Это те сотрудники, которые разделяют ценности вашей компании, но пока не дотягивают до высокого уровня эффективности. Причины разные: недостаток знаний и опыта, слишком маленький период адаптации, сложности в коммуникации и т. д. Важное отличие перспективных сотрудников в том, что они хорошо обучаются. То есть вы видите, что при определенных усилиях эти люди вполне могут перейти в категорию идеальных.

Плюсы перспективных сотрудников

  • Быстро схватывают новую информацию и заинтересованы в том, чтобы развиваться.
  • Охотно помогают в тех вопросах, где им хватает знаний, умений и навыков.
  • Ответственно относятся к своей работе, так как претендуют на более высокие позиции и одновременно разделяют ценности команды.
  • Создают здоровую конкуренцию для идеальных сотрудников, усиливают команду.
  • Смотрят на привычные вещи по-новому, поэтому часто становятся источниками новых идей.

Минусы перспективных сотрудников

  • Требуют дополнительных ресурсов на обучение. Как правило, обучением перспективных занимаются идеальные сотрудники, а у них не всегда есть время и силы.
  • Могут уйти, когда получили достаточное количество знаний и навыков. Перспективных сотрудников часто привлекает возможность обучения, а со стороны это выглядит так, будто они горят общим делом.
  • Склонны к профессиональному выгоранию — особенно в тех случаях, когда стараются охватить все и сразу.

Что делать руководителю

Если у команды достаточно ресурсов для обучения новичков с горящими глазами, можно и нужно делать ставку на перспективных сотрудников. Со временем кто-то из них уйдет, но другие останутся и перейдут в статус идеальных сотрудников.

Если команда по объективным причинам не может подтянуть новичков на новый уровень, стоит дать им время для самостоятельного обучения. Иногда талантливым людям достаточно попасть в правильное окружение — и тогда они быстро учатся сами, на практике.

3. Эффективные

К эффективным мы относим сотрудников, которые отлично выполняют свою работу, но одновременно с этим не разделяют ценности команды. Это профессионалы своего дела, но они совершенно не озабочены репутацией бренда, миссией компании, комфортом команды. Такие люди могут написать приложение любой сложности, но не находят общий язык с коллегами, которые сидят с ними в одном кабинете.

Плюсы эффективных сотрудников

  • Справляются с нестандартными, часто очень сложными задачами, которые не под силу другим специалистам.
  • С головой погружаются в дело, которым занимаются. Нередко они очень талантливы в своей сфере.
  • Быстро обучаются новому, если им это интересно и полезно для решения какой-то задачи.

Минусы эффективных сотрудников

  • Не дорожат хорошими отношениями с командой или коллегами.
  • Нередко считают себя умнее других и всячески это демонстрируют.
  • Игнорируют ценности, миссию компании — действуют исходя из собственных интересов.
  • С легкостью могут покинуть компанию за один день, не заботясь о том, что многие процессы не завершены, а команда осталась в безвыходном положении.

Что делать руководителю

Многое зависит от ситуации.

Если такие люди очень токсичны, а их работа требует постоянного общения с коллегами, увольнение станет хорошим решением. Рано или поздно такие токсы выживут из команды идеальных и перспективных сотрудников, чего вы точно не хотите. Так что придется пожертвовать даже незаурядными талантами.

Если сотрудники не разделяют принцип ответственности — нарушают обещания, регулярно срывают сроки, не воспринимают конструктивную критику — с ними тоже стоит расстаться.

В остальных случаях некоторые минусы можно простить. Главное, чтобы не страдали атмосфера в команде и результаты ее работы.

4. Безнадежные

В эту категорию мы помещаем сотрудников, которые не разделяют ценности вашей компании и одновременно не дотягивают по уровню знаний, навыков, эффективности. Но даже у таких людей, если они по какой-то причине оказались в вашей компании, есть свои плюсы.

Плюсы безнадежных сотрудников

  • Хорошо подсвечивают ваши слабые стороны: от работы HR-службы до плохо организованного онбординга.
  • Часто становятся триггером для команды — вызывают справедливое недовольство других сотрудников и тем самым показывают, кто действительно болеет за общее дело.

Минусы безнадежных сотрудников

  • Тратят много ресурсов компании и не дают ничего взамен.
  • Не только бесполезны, но и опасны для вашего бизнеса, так как всегда тянут команду вниз.

Что делать руководителю

Если вы обнаружили в вашей команде безнадежных сотрудников, то их увольнение — первое, чем нужно заняться. А дальше попытайтесь понять, почему такие люди вообще оказались в компании. Возможно, вам следует тщательно проанализировать процесс найма, работу HR-специалистов. Когда вы найдете слабые места, то сможете исключить ситуации, при которых безнадежные сотрудники будут снова и снова оказываться в вашей команде.

Советы руководителям по поводу ценностей

То, что многие сотрудники не разделяют ценности команды, — это не всегда вина самих людей. Часто проблема кроется в том, как организована работа компании. Мы собрали несколько советов руководителям, которые помогут избежать ошибок:

  • Сформулируйте четкий список ценностей вашей компании и каждой отдельной команды, если их несколько.
  • Подумайте, как донести эти ценности и их важность до людей, которые с вами работают.
  • Избегайте ситуации, при которой ценности существуют лишь на словах. Если вы говорите о том, что в команде должна быть дружелюбная атмосфера, целенаправленно над этим работайте.
  • Помните, что у всех людей тоже есть свои ценности. Если вы хотите помогать людям, но при этом перегружаете своих сотрудников работой и не уважаете их время, никто не будет воспринимать вашу ценность всерьез.
  • Учитывайте, что ценности — это про высокие смыслы. Человек может думать о них только тогда, когда удовлетворены его базовые потребности. Без хорошей оплаты труда и комфортных, безопасных условий работы требовать от сотрудников разделения ваших ценностей бессмысленно.
  • Будьте тем человеком, который первый следует всем озвученным ценностям и тем самым подает пример остальным. Ценности вашей компании начинаются с вас.

Эффективная коммуникация — одна из важных ценностей команды. А поддерживать ее можно с помощью корпоративного мессенджера Compass. Приложение полностью бесплатно для всех команд до 10 человек. Всем остальным доступна бесплатная пробная версия на 30 дней — без каких-либо ограничений по функционалу.

Еще больше полезных статей для вашего бизнеса:

0
103 комментария
Написать комментарий...
Архаров Петр

Сотрудники приходят получать зарплату за определённую работу, а когда на них начинают навешивать еще работу - обучение или доп задания, то нужно или доплачивать иди уходить.

Ответить
Развернуть ветку
Феюшка из

Зачем, если можно им запудрить мозги корпоративными "ценностями" и заставить работать больше за ту же ЗП? :)))

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Truhin

ну спорное утверждение, скажем мне нужен смм менеджер который владеет некой теоретической базой, знанием устройства рекламного кабинета вк и фб, но дополнительно должен знать и уметь работать хотя бы с одним из 2 парсеров вк (церебро или таргет хантер) и владеть ещё одним навыком: владение графическим пакетом или навыками монтажа. И я готов взять кандидата который полностью не отвечает моим требованиям и оплатить курсы по обучению работе с церебро и таргет хантер. это уже достаточно много и сотруднику точно ничего доплачивать не стоит за то что он учится или доводится до нужного уровня знаний и навыков на той должности на которой трудится. это обучение позволит ему быть более эффективным и претендовать на карьерный рост в будующем.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
High Stakes

Видал я контору, в которой маркетинг пытались достать из программиста, UX из иллюстраторов, а на входящих сидели работники производства без мотивации. Когда начали записывать звонки - оказалось на клиентов тупо орали, один из 5 самоотверженно пробивался к заказу.

Тру стори, с предсказуемым итогом.

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Все верно, дополнительные задачи должны быть оплачены 👍

Ответить
Развернуть ветку
Феюшка из

Акцент на ценностях в коммерческой компании - это разводка для лохов. Это обычно означает, что будут от сотрудников требовать работать за идею, чтобы можно было навешать побольше задач и обязанностей и не платить сотрудникам за доп. работу.

Конечная ценность у любого капиталиста одна - увеличение прибыли бизнеса и пополнение благосостояния владельцев бизнеса. В нормальных компаниях профессионалов мотивируют хорошей ЗП, а не какими-то эфемерными "ценностями".

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Просто в нормальных компаниях ценности идут вместе с хорошей зарплатой. Тогда люди и работают хорошо. А у нас часто хотят это делать вместо зарплаты. Результат соответствующий.

Ответить
Развернуть ветку
Vera

Согласна. Вечная истрия работодателя сэкономить на кадрах.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Ka

Лоху можно и про ценности компании затирать.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Bzz

Идеальных сотрудников, как и людей в принципе не существует)Все периодически забывают сделать какую то задачу или допускают мелкие ошибки, даже машины ошибаются ,а человеческий мозг сложнее

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Идеальными мы их назвали чисто условно 😊

А так да, все ошибаются. Но для классификации предлагаем смотреть не на ошибки, а на общий вклад 😊

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сафонов Михаил
Сформулируйте четкий список ценностей вашей компании и каждой отдельной команды, если их несколько.

В большинстве случаев руководители их не знают)

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

Да, увольнять это тож отдельный скилл

Ответить
Развернуть ветку
Николай Обухов

Но очень важный, а то будут в составе одни безнадеги

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Compass Мессенджер
Автор

Полностью согласны 👍

Ответить
Развернуть ветку
Владимир К

Мне кажется люди им с рождения обладают некоторые

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вадим Д.

Как всегда - круто, благодарю!
Но в целом всё сводится к двум причинам-показателям: дебилизм/необучаемость и лень.
Как только явно выявилась хоть одна из них - долой.

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Спасибо, что прочитали, Вадим 🤗

Ну а вообще принципы тоже важны – если человек не ленивый, обучаемый, но супертоксичный и портит атмосферу в команде, тоже долой 🙃

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Владимир К

Лень со временем у многих появляется, к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Морозова Анна

Полезно и детально. Спасибо за информацию. Мне кажется формирование команды, которая может двигаться синхронно к достижению общей цели - чуть ли не ключевой фактор успеха

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Куторян

Это зависит от руководителя, а не команды.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Но не все это понимают к сожалению и образуется хаос, но как правило такие команды долго не существуют

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Спасибо, что прочитали 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Акулов

В понедельник утром про увольнение, это вы прям с козырей зашли

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Это знак

Ответить
Развернуть ветку
Мирон Евграфов

Даже у безнадежных есть свои плюсы

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фром

А вы позитивный

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton

вы про то, что их можно засылать в штат конкурента и они будут изнутри рушить их компанию 😂 Рабочая схема - базара зиро

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Саранин
"Склонны к профессиональному выгоранию. Если ребята вкладывают силы и достигают результатов, но этого никто не ценит, рано или поздно они выгорят."

Интересно как много идеальных сотрудников выгорают по этой причине, если это не замечают рук-ли

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Севостьянов

Мне кажется даже после того как человек уволится, рук-ли не поймут из-за чего он ушел, ведь всё же так было хорошо

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Compass Мессенджер
Автор

Кажется, что рано или поздно выгорит каждый сотрудник, чей вклад в общее дело не замечают

Ответить
Развернуть ветку
Boozy Woozy

Мне нужны только деньги за мою качественную работу и насрать мне на выдуманные ценности любой компании. Это все развод из серии "мы одна семья". Вероятно, мой статус - эффективные, но безнадежные)))

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

А кем вы работаете? Я к чему спрашиваю, есть специальности где срать на ценности, к приеру курьер, кассир, водитель. А есть где без этого ни как, маркетинг, разработка, услуги

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Артем Кривошеев

Согласен с автором по поводу различия между целями и ценностями. Цели являются конкретными результатами, которые можно достичь и измерить, в то время как ценности представляют собой более абстрактные смыслы и принципы, которые определяют нашу мотивацию и то, как мы достигаем наших целей. Ценности действительно важны, так как они создают основу для развития команды и помогают нам двигаться в одном направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Galich

Удобная метода!) Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Нурманова

И вполне логичная и простая кстати

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

🤗🤝

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Barkov

Детальный разбор всех типов. Спасибо. Но думаю что во многом ещё всё зависит от руководителя. Как он будет себя вести в той или иной ситуации. С тем или иным сотрудником. Важен индивидуальный подход. Тогда толк будет для всей команды, коллектива. Ну соответственно и у руководителя.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Думских

Согласна с вами, но бывают такие руководители, безнадеги и думаешь, как он вообще стал руководителем

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Compass Мессенджер
Автор

Само собой, работа руководителя с каждым сотрудником здесь определяющая 👍

Ответить
Развернуть ветку
qwerty123

Идеальные получают процент от прибыли?
Или они идеальные просто так?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kukolevsky

Это чего за команда такая, в которой половина всегда кандидаты на увольнение?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

с кем нам неприкольно - тот против нас

Ответить
Развернуть ветку
Николай

На прошлой работе в рамках годового аврала был привлечен в помощь в о дел службы эксплуатации - отчёты там, вся фигня. Хотя по сути являлся оперативным работником. Когда дым рассеялся руководство решило, что я сотрудник, который может за те же деньги тянуть лямку близлежащего отдела. Разговоры на тему "добавить к зп" заканчивались улыбкой. Уже три года как там не работаю)) пусть улыбаются дальше)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

А нет хорошего рецепта. Поэтому никто вам об этом не скажет. Как правило, оказывают определённое давление, чтобы вынудить расстаться.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Eugene Trofimenko

Не уверен, что аффтар занимается бизнесом, похоже, что он "вышел поиграться"

Какие-то ценности, миссии напридумывал. Вот почти уверен - если их текстом написать, будет какая-то жуткая хуерга. Вот напишите свои какие-нибудь примеры миссии, цели, - поржем

Автор, может, зумер? Психологисиськи комфорт (читай, процесс) ему важнее результата

Вот, например, даже название придумал - перспективные, для неэффективных, но компанейских. Нормальный, который хочет делать, быстро переместится в разряд идеальных. А если чел долго болтается в "перспективных" - это не он перспективный, это он пиздобол. :)

Прикольно, что этим "перспективным" отдается приоритет перед "эффективными", которые хоть делают )

Что-то у автора с бизнесом странное

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шубин

Привет! Хочется уточнить пару моментов и вскрыть эту тему поподробнее для борьбы с подобного рода предрассудками, если есть встречное желание.

1. Учитываешь ли ты, что ценности и миссии работают только для масштабного бизнеса, а не для маленьких команд?

2. Может ли пошатнуться твой взгляд на бесполезность этих механизмов, если я расскажу тебе, что миссия компании — помогает продавать и создавать дополнительный фильтр отбора кандидатов в штат, а ценности созданы для отражения стратегии бизнеса, привлечения талантов, создают некую культуру и могут помочь при принятии решения в работе?

P.S. про "перспективных" постоянников и неясный приоритет, по сравнению с холодными HARD спецами — чистая правда :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
alexsun

а ты Бумер видать? ) прикинь не все готовы пахать в каморке 24/7

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Романова Анастасия

Очень актуально! Респект, ребят

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

🤗🤝

Ответить
Развернуть ветку
Vas Ya

Не дороговато поддерживать ценности, держа аж сотрудников в штате ради этого?))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Фарн

Любая цель что сотрудника что владельца бизнеса сделать сначала свой мир лучше. А уже потом появляется вся эта шушера.
А уж в маркетинге народ абсолютно бессовестный, нужен только результат и оплата за него соответствующая. За 8 лет опыта в этой сфере самые эффективные это те кто плевал на все и достает результат «любой ценой» если оплата такого труда соответствующая.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шубин

Спасибо за статью!
Рекомендации справедливые, примеры наглядные.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Zorya

Ну это необъективное оценивание, каждый сотрудник индивидуальный по своему и подводить под один критерий, глупо!

Ответить
Развернуть ветку
Макс

Вы чувствуете стресс?

Ответить
Развернуть ветку
Nata Goto

Ценности это дополнительная работа. платите +30% за ценности, и у вас останется только два типа сотрудников, эффективные и нет. И, кстати, я уверена, что самыми эффективными будут те, кто от этих экстра 30% откажется. кому работать интереснее, чем тратить время на сопутствующие активности.

Ответить
Развернуть ветку
100 комментариев
Раскрывать всегда