{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Старт-капсула — как быстро вникнуть в новый проект, новый продукт, адаптироваться на новом месте

• Как обучаемость может стать оружием в борьбе за место под солнцем?
• Какие факторы влияют на усвоение большого массива информации?
• Какие рекомендации психологов и нейробиологов помогут сократить время на обучение?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в вопросе усвоения больших объемов информации

Кадр из фильма «Области тьмы»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Идея старт-капсулы не нова. В фантастическом романе американского писателя-фантаста Гарри Гаррисона «Стальная Крыса поет блюз» есть момент, когда героям предстоит выйти на поверхность планеты, чье население живет по довольно жестким правилам — что-то вроде дикого запада:

«Ворота приоткрылись шире, и нашим глазам явилось не слишком воодушевляющее зрелище — снаружи нас поджидала группа субъектов самого что ни на есть жуткого облика. Одежда поражала разнообразием, словно благотворительные пожертвования для них собирали по всей Галактике. Но, по меньшей мере, две черты объединяли всех. Во-первых, каждый был вооружен либо мечом, либо топором, либо палицей. А во-вторых, они выглядели очень сердитыми. Что ж, примерно этого я и ожидал, а потому раздавил зубами старт-капсулу (...) На меня нахлынула волна энергии, забил гейзер силы; смесь мощных стимуляторов, анальгетиков и тому подобной химии вышвырнула из тела усталость и дрожь. Я могуч! МОГУЧ! МОГУЧ! По совету Тремэрна я двинулся вперед на цыпочках, раздувая при этом ноздри».

Оперативный, тактический и стратегический уровень обучаемости

Помню как компания, в которой я работал, выиграла тендер и я отправился в Питер руководить строительством телекоммуникационной сети для Правительства Санкт-Петербурга. Шеф предупредил меня фразой: «Питерский сноб... Как бы тебе сказать... Это даже не московский сноб...». В правдивости его слов я убедился, когда познакомился с проектной организацией.

Тома документации и закладки, закладки, закладки — хитрые формулировки в неожиданных местах, зная которые можно поставить на место любого подрядчика, чиновника и даже собственное начальство. Раздувать ноздри было бесполезно, налаживать дружеские отношения тоже. Пришлось разбираться: читать и запоминать.

Способность запоминать — намного важнее коммуникабельности, умения обрабатывать возражения и что там еще требуется от менеджеров по продажам. Я писал об этом в статье «Главный навык для продаж крупными корпоративным клиентам». Это оперативный уровень работы с информацией.

Кроме мнемотехники, которая безусловно должна быть в арсенале любого специалиста, помогает еще и высокая обучаемость. Есть много теорий о том, что кому-то дано, а кто-то тупой от рождения. Мне ближе мнение Льва Семеновича Выготского: «Познавательные возможности обучаемых не являются врожденными, а формируются в процессе обучения».

На стратегическом уровне находится обучаемость как способность. Если выбрать правильную стратегию, то обучаемость можно повысить в несколько раз. Об этом я писал в статье «Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов».

Остался тактический уровень, которому посвящена эта статья.

Тактика

Эндрю Хуберман — известный нейробиолог и штатный профессор медицинской школы Стэнфордского университета — опубликовал методику обучения, в которой собрал лучшие практики и разбил их на этапы.

Я целенаправлено не стал переводить названия этапов на русский. Во-первых, не всегда могу сделать это корректно; во-вторых, дополнительная работа по переводу и интерпретации помогает усвоению.

Этап 1: Get alert

Наш мозг накапливает много ненужной информации. Я писал об этом в статье «Умнея в одной области, не глупеем ли в другой? — или почему Шерлок Холмс не хотел знать как устроена Солнечная система?». Облако фактов, взаимосвязей и ассоциаций создает поток ненужных мыслей.

Нам кажется, что чем новее информация, тем выше интерес. Это действительно так. Во-первых, состояние поиска стимулируется дофамином; во-вторых, в новой информации мало старой, в том смысле, что поток ненужных мыслей слабый.

Чтобы избавиться от этого потока не обязательно гнаться за принципиально новой информацией. Достаточно сделать 25-30 глубоких вдохов и задержать дыхание.

Этап 2: Get focused

Каждый раз, когда приходится перечитывать предложение или абзац, мы теряем время и мотивацию. Мозг рассматривает расфокусировку как сигнал к тому, что пора отдохнуть.

О перерывах Хуберман пишет отдельно и мы до них дойдем. Но, если их слишком много, то обучение продвигается медленно, из-за чего мы рискуем упустить момент и/или потерять мотивацию.

Обучаемость — производная от мотивации. Чем быстрее мы усваиваем материал, тем больше уверенность в собственных силах. Мотивация растет, а вместе с ней и обучаемость.

Для повышения концентрации перед началом обучения Хумерман рекомендует в течение 30-60 секунд смотреть на точку на стене или какой-то объект. Не смотря на кажущуюся легкость, это довольно сложное упражнение.

Этап 3: Generate repetitions

Мастерство зависит не от уровня знаний, а от количества повторений. Брюс Ли по этому поводу сказал: «Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто повторяет один удар 10 000 раз».

Человек линейно прогрессирует в обучении, повторяя один и тот же процесс. Любой навык — это вопрос тренировки. Для того, чтобы стать Мастером меча, совсем не обязательно иметь Меч мастера. Можно тренироваться и палкой.

Но есть нюанс. Мастера айкидо говорят, что медленное рождает быстрое. В Китае тоже есть подобная поговорка: «Сможешь медленно, — сможешь быстро». Медленное выполнение дает возможность замечать ошибки, развивать необходимые ощущения. Правильно, но медленно лучше, чем быстро, но с ошибками.

Постепенно нужно ускорять повторение. То, на что уходило 60 секунд, нужно попробовать сделать за 58, потом 55 и так ускоряться до тех пор, пока действие не станет рефлекторным. Это касается не только двигательных навыков, но и ментальных.

Этап 4: Expect & embrace errors

Ошибки сами по себе являются стрессогенным фактором. Возможно это связано с тем, что нас наказывали за ошибки в прошлом; возможно с тем, что ошибки не дают нам получить удовольствие от прогресса.

С другой стороны, стресс повышает концентрацию и усиливает активацию нейронных связей.

Если частота ошибок составляет 15-20% — это положительный фактор, способствующий обучению. Если процент выше, ошибки мешают усвоению материала. Возможно, нужно тренироваться на более легких задачах.

Этап 5: Insert micro-rest intervals (at random)

Универсальная формула, которая тоже требует тренировки — это отвлекаться на 10 секунд через каждые 2-3 минуты. Важно во время этих микро-перерывов ничего не делать.

Исследования показывают, что десятисекундные перерывы заставляют нейроны в гиппокампе и коре головного мозга задействуют те же паттерны нервной активности, которые возникали во время обучения.

А теперь сюрприз. Во время перерыва нервная активность ускоряется в десять раз. Это значит, что за 10 секунд мы успеваем повторить то, что усвоили за полторы минуты.

Этап 6: Limit learning sessions to 90 minutes

Исследования показывают, что 90 минут — это самый длительный период, в течение которого человек может сохранить сосредоточенность, достаточную для продуктивного обучения. Потом начинается резки спад.

Продолжительность перерывов зависит от продолжительности обучения. Так после 25 минут работы с информацией достаточно сделать 5-минутный перерыв. А вот после пары (90 минут) лучше делать перерыв от 20 минут до часа.

Общая продолжительность обучения не должна превышать 270 минут в день. Любой студент скажет, что этого слишком мало, но во времена учебы в ВУЗе у каждого из нас было мощное преимущество — молодость.

По мнению известного российского математика Алексея Савватеева, начиная с двадцати лет человек каждые 10 лет глупеет в два раза. Это значит, что для того, чтобы освоить программу одного курса в тридцать лет, потребуется не один год, а два.

Этап 7: After a learning bout, do a NSDR (non-sleep deer rest) protocol

Скорость и глубина обучения сильно зависят от наличия неглубокого дневного сна, либо глубокого отдыха без сна. Привычка Штирлица засыпать на 20 минут в любой обстановке доступна не только выдающимся разведчикам.

У меня есть знакомый, который каждый день спит по 20 минут. Он рассказал мне страшную тайну, о которой не знал даже полковник Исаев. Хоть речь идет о йоге, никакой тренировки, подготовки и т.д. не требуется. Достаточно только телефона с наушниками.

Йога-нидра (санскрит: यग नदर, латинизировано: Yoga Nidra) или йогический сон в современном использовании — это состояние сознания между бодрствованием и сном, обычно вызываемое управляемой медитацией.

Голос в наушниках говорит куда посмотреть внутренним взглядом: на палец, локоть и т.д. Собственно, это все, что требуется. Еще желательно не спать, но я засыпаю каждый раз и, вроде как, это не страшно. Не смотря на то, что рекомендуется лежать на твердой поверхности в какой-то специальной позе, я лежу, как получается, а мой товарищ вообще делает это на стуле прямо в офисе.

Этап 8: Get quality & sufficiently long deep sleep that night (& the next, & the next...)

Перестройка значительной части нейронных цепей, лежащая в основе обучения, происходит во время сна.

Разумеется нельзя выучить иностранный язык во сне, как в фильме «Большая перемена». Сон лишь заканчивает этап обучения, а не заменяет его. Проблема обучения во сне заключается в том, что мозг, хоть и слышит, но не может правильно воспринимать и корректно интерпретировать информацию.

Тем не менее, сон — это возможность без дополнительных усилий значимо улучшить усвоение материала.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях как вы обучаетесь, когда нужно за короткий период времени усвоить большой массив информации.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
0
116 комментариев
Написать комментарий...
Liza Vanifateva

Надеюсь, после прочтения этой статьи я стану такой же могучей, как герой из "Областей тьмы"

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Тут без фармы, но да, — станете почти как из «Области тьмы»))

Ответить
Развернуть ветку
113 комментариев
Раскрывать всегда