Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов

• Что влияет на мотивацию к обучению?
• Как без дополнительных усилий существенно поднять свою обучаемость?
• Как поднять обучаемость сотрудников или студентов?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в вопросе повышения обучаемости

Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Взрослые люди впрок не учатся. Они учатся ситуативно, т.е., начинают искать решение не раньше, чем оно понадобится для конкретной ситуации.

Такая стратегия дает мощное преимущество, потому что не нужно тратить время на информацию, которая может не понадобиться. С другой стороны знания получаются обрывочными.

Новые знания всегда опираются на старые. Это значит, что некоторые вещи можно не понять просто потому, что их некуда положить. А поскольку впрок люди не учатся, то и бесхозные знания не усваиваются.

Цикл Девида Колба

В конце 1970-х американский теоретик образования профессор Дэвид Колб создал модель эмпирического обучения. Она включает цикл обучения, состоящий из четырех этапов, плюс четыре стиля обучения.

1 этап — Столкнувшись с новой для себя практической задачей, и не сумев ее решить, человек приобретает негативный опыт.

2 этап — Он наблюдает, размышляет. Если человек мыслит конструктивно, находится в интернальной позиции (ищет причины в себе), то у него формируется «запрос», о котором мы поговорим чуть ниже.

3 этап — Когда складывается ощущение, что теперь понятно какое решение искать, он начинает прорабатывать тему. Находит знания, формирует убеждения.

4 этап — Человек пробует применить найденное решение на практике. Если удается, — багаж знаний пополнен, можно браться за более сложные задачи и снова получать негативный опыт, но уже на новом уровне.

Циклы представляют собой не кольцо, а спираль. Но есть исключение. Когда на этапе рефлексии человек принимает решение, что в негативном опыте виноваты внешние обстоятельства или другие люди, то цикл прерывается и развития не происходит.

Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов

Запрос

Запрос это главное условие, без которого обучение взрослых людей невозможно. И, наоборот, при котором появляется мотивация, познавательные функции включаются в работу, и человек в кратчайшие сроки осваивает любые объемы информации.

В жизни мы регулярно сталкиваемся с ситуативным обучением. Например, нужно купить телевизор, и мы внимательно изучаем обзоры и слушаем специалистов, потому что у нас появился запрос на эту информацию. Иначе читать про телевизор взрослый человек не станет.

Если этот запрос не удовлетворить, то человек додумает сам. В любом случае белых пятен в его картине мира не останется, равно как и места для структурированной, правильно сформулированной информации. В этом случае он будет ориентироваться на бренды, рекламу, пример своих знакомых, мифы и псевдонаучные теории, но точно не поймет как сравнить и выбрать телевизор.

Карго-культ

Во время Второй мировой войны на островах Меланезии находились военные базы США. Военнослужащие делились с местными племенами припасами, медикаментами и даже некоторыми «чудесами техники» — наушниками и рациями.

Затем война закончилась, базы свернулись и американцы покинули острова. Аборигены обнаружили, что блага цивилизации, доставляемые на самолетах, — внезапно исчезли. Из-за культурных особенностей они решили, что если скопировать поведение американских военных, то боги сжалятся и снова подарят племенам посылки с тушенкой.

Карго-культ (от англ. cargo cult, «культ грузов») — это религия «поклонения грузам», ее еще называют религией самолетопоклонников.

Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов

Островитяне привыкли объяснять происходящее через призму язычества, поэтому подарки американских военных воспринимались ими как божьи дары. А такие достижения техники, как самолеты, туземцы считали небесным чудом. Они верили, что «белые люди» научились общаться с духами и поэтому несправедливо получили дары богов. Если повторять действия военных, можно получить доступ к общению с богами и, соответственно, к благам, которые они дарят.

Не важно насколько большой разрыв в знаниях, он в любом случае будет закрыт. Даже, если объяснения строятся на основе магии.

Стили обучения

На основе этапов цикла Колб выделил четыре разных стиля обучения. Он определил их как некий уникальный паттерн поведения, привычный при движении по циклу.

Удобнее всего понять эти стили на примере таблицы:

Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов

1 стиль — Аккомодационный (ощущение и действие)
Человек использует свой практический опыт и экспериментирует. При этом, решая задачи, полагается больше на интуицию, а не на логические заключения. Объединяется с другими людьми для постановки целей и выполнения заданий.

2 стиль — Дивергентный стиль (ощущение и наблюдение)
Человек рассматривает конкретную ситуацию с разных точек зрения, собирает о проблеме разную информацию. Такого же стиля придерживается и в общении с другими: работает в учебных группах, выслушивает разные точки зрения, готов давать обратную связь и генерировать множество идей решения во время мозгового штурма.

3 стиль — Конвергентный стиль (размышление и действие)
Человек предпочитает технические задачи, а не гуманитарные, и любит задания, где требуется отыскать конкретное решение. Также находит практическое применение концепциям и теориям.

4 стиль — Ассимилирующий стиль (размышление и наблюдение)
Человек предпочитает не межличностное взаимодействие, а концепции и идеи. Ему нравятся лекции, чтение литературы, индивидуальная работа. Он анализирует большие объёмы информации и преобразовывает её в логическую структуру.

Люди не испытывают желаний по отношению к своим потребностям. Все желания связаны со способом их удовлетворения. В этом легко убедиться, если мы представим двух людей с одинаковой потребностью. Например, они хотят отдохнуть. Но один мечтает отправиться в горы, а второй полежать на диване. Если поменять их местами, то мотивация пропадет, мы получим сопротивление и потребность удовлетворена не будет.

Обучаемость — производное от мотивации. Стиль обучения — это способ удовлетворения потребности. Один стиль добавит мотивации, другой лишит ее.

Формула высокой обучаемости

Интернальная позиция + осознанный, хорошо сформулированный запрос + отсутствие белых пятен + правильно выбранный стиль обучения = высокая обучаемость.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях как вы повышаете обучаемость у себя, сотрудников, студентов, своих детей.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
129129
133 комментария

с годами ощущаю , что обучаемость повышается только в тех сферах , что интересна и практикуется , все остальное , скажем как в школе , учить потому что просто надо или когда-о понадобится не выходит , взрослому человеку нужна практическая подпитка

22
Ответить

Это точно! Некоторые считают, что человек черствеет и теряет восприимчивость. На самом деле мы становимся более осознанными и нам нужно больше смысла в том, что делаем.

16
Ответить

Вопрос четкого формулирования запроса и роста мотивации не раскрыт))) Вижу по комментариям, что не только у меня))

17
Ответить

В тему про мотивацию)

16
Ответить

Да, я тоже замечаю. Спасибо!
Постараюсь раскрыть в комментариях.

2
Ответить

Спасибо автору за статью) Я не провожу ни дня без книги. Моему мозгу это необходимо, как шоколад) Читаю, конечно, профессиональную литературу и исключительно на языке оригинала. Переводы, к сожалению, практически никогда не передают мышление автора, особенно, если это автобиография. Стараюсь держать руку на пульсе, быть в курсе трендов и постоянно черпать знания. Из последнего прочла несколько книг про блокчейн технологии, нейромаркетинг, эмоциональный интеллект. А там одно тянет за собой другое и так складывается цепочка мастрид)

8
Ответить

Уникальный опыт! Вам нужно написать обзор

2
Ответить