Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов

• Что влияет на мотивацию к обучению?
• Как без дополнительных усилий существенно поднять свою обучаемость?
• Как поднять обучаемость сотрудников или студентов?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в вопросе повышения обучаемости

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Взрослые люди впрок не учатся. Они учатся ситуативно, т.е., начинают искать решение не раньше, чем оно понадобится для конкретной ситуации.

Такая стратегия дает мощное преимущество, потому что не нужно тратить время на информацию, которая может не понадобиться. С другой стороны знания получаются обрывочными.

Новые знания всегда опираются на старые. Это значит, что некоторые вещи можно не понять просто потому, что их некуда положить. А поскольку впрок люди не учатся, то и бесхозные знания не усваиваются.

Цикл Девида Колба

В конце 1970-х американский теоретик образования профессор Дэвид Колб создал модель эмпирического обучения. Она включает цикл обучения, состоящий из четырех этапов, плюс четыре стиля обучения.

1 этап — Столкнувшись с новой для себя практической задачей, и не сумев ее решить, человек приобретает негативный опыт.

2 этап — Он наблюдает, размышляет. Если человек мыслит конструктивно, находится в интернальной позиции (ищет причины в себе), то у него формируется «запрос», о котором мы поговорим чуть ниже.

3 этап — Когда складывается ощущение, что теперь понятно какое решение искать, он начинает прорабатывать тему. Находит знания, формирует убеждения.

4 этап — Человек пробует применить найденное решение на практике. Если удается, — багаж знаний пополнен, можно браться за более сложные задачи и снова получать негативный опыт, но уже на новом уровне.

Циклы представляют собой не кольцо, а спираль. Но есть исключение. Когда на этапе рефлексии человек принимает решение, что в негативном опыте виноваты внешние обстоятельства или другие люди, то цикл прерывается и развития не происходит.

Запрос

Запрос это главное условие, без которого обучение взрослых людей невозможно. И, наоборот, при котором появляется мотивация, познавательные функции включаются в работу, и человек в кратчайшие сроки осваивает любые объемы информации.

В жизни мы регулярно сталкиваемся с ситуативным обучением. Например, нужно купить телевизор, и мы внимательно изучаем обзоры и слушаем специалистов, потому что у нас появился запрос на эту информацию. Иначе читать про телевизор взрослый человек не станет.

Если этот запрос не удовлетворить, то человек додумает сам. В любом случае белых пятен в его картине мира не останется, равно как и места для структурированной, правильно сформулированной информации. В этом случае он будет ориентироваться на бренды, рекламу, пример своих знакомых, мифы и псевдонаучные теории, но точно не поймет как сравнить и выбрать телевизор.

Карго-культ

Во время Второй мировой войны на островах Меланезии находились военные базы США. Военнослужащие делились с местными племенами припасами, медикаментами и даже некоторыми «чудесами техники» — наушниками и рациями.

Затем война закончилась, базы свернулись и американцы покинули острова. Аборигены обнаружили, что блага цивилизации, доставляемые на самолетах, — внезапно исчезли. Из-за культурных особенностей они решили, что если скопировать поведение американских военных, то боги сжалятся и снова подарят племенам посылки с тушенкой.

Карго-культ (от англ. cargo cult, «культ грузов») — это религия «поклонения грузам», ее еще называют религией самолетопоклонников.

Островитяне привыкли объяснять происходящее через призму язычества, поэтому подарки американских военных воспринимались ими как божьи дары. А такие достижения техники, как самолеты, туземцы считали небесным чудом. Они верили, что «белые люди» научились общаться с духами и поэтому несправедливо получили дары богов. Если повторять действия военных, можно получить доступ к общению с богами и, соответственно, к благам, которые они дарят.

Не важно насколько большой разрыв в знаниях, он в любом случае будет закрыт. Даже, если объяснения строятся на основе магии.

Стили обучения

На основе этапов цикла Колб выделил четыре разных стиля обучения. Он определил их как некий уникальный паттерн поведения, привычный при движении по циклу.

Удобнее всего понять эти стили на примере таблицы:

1 стиль — Аккомодационный (ощущение и действие)
Человек использует свой практический опыт и экспериментирует. При этом, решая задачи, полагается больше на интуицию, а не на логические заключения. Объединяется с другими людьми для постановки целей и выполнения заданий.

2 стиль — Дивергентный стиль (ощущение и наблюдение)
Человек рассматривает конкретную ситуацию с разных точек зрения, собирает о проблеме разную информацию. Такого же стиля придерживается и в общении с другими: работает в учебных группах, выслушивает разные точки зрения, готов давать обратную связь и генерировать множество идей решения во время мозгового штурма.

3 стиль — Конвергентный стиль (размышление и действие)
Человек предпочитает технические задачи, а не гуманитарные, и любит задания, где требуется отыскать конкретное решение. Также находит практическое применение концепциям и теориям.

4 стиль — Ассимилирующий стиль (размышление и наблюдение)
Человек предпочитает не межличностное взаимодействие, а концепции и идеи. Ему нравятся лекции, чтение литературы, индивидуальная работа. Он анализирует большие объёмы информации и преобразовывает её в логическую структуру.

Люди не испытывают желаний по отношению к своим потребностям. Все желания связаны со способом их удовлетворения. В этом легко убедиться, если мы представим двух людей с одинаковой потребностью. Например, они хотят отдохнуть. Но один мечтает отправиться в горы, а второй полежать на диване. Если поменять их местами, то мотивация пропадет, мы получим сопротивление и потребность удовлетворена не будет.

Обучаемость — производное от мотивации. Стиль обучения — это способ удовлетворения потребности. Один стиль добавит мотивации, другой лишит ее.

Формула высокой обучаемости

Интернальная позиция + осознанный, хорошо сформулированный запрос + отсутствие белых пятен + правильно выбранный стиль обучения = высокая обучаемость.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях как вы повышаете обучаемость у себя, сотрудников, студентов, своих детей.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
132 комментария
Написать комментарий...
Timur Linarov

с годами ощущаю , что обучаемость повышается только в тех сферах , что интересна и практикуется , все остальное , скажем как в школе , учить потому что просто надо или когда-о понадобится не выходит , взрослому человеку нужна практическая подпитка

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это точно! Некоторые считают, что человек черствеет и теряет восприимчивость. На самом деле мы становимся более осознанными и нам нужно больше смысла в том, что делаем.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Красочная

Вопрос четкого формулирования запроса и роста мотивации не раскрыт))) Вижу по комментариям, что не только у меня))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

В тему про мотивацию)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, я тоже замечаю. Спасибо!
Постараюсь раскрыть в комментариях.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Бизнес Сноб

Спасибо автору за статью) Я не провожу ни дня без книги. Моему мозгу это необходимо, как шоколад) Читаю, конечно, профессиональную литературу и исключительно на языке оригинала. Переводы, к сожалению, практически никогда не передают мышление автора, особенно, если это автобиография. Стараюсь держать руку на пульсе, быть в курсе трендов и постоянно черпать знания. Из последнего прочла несколько книг про блокчейн технологии, нейромаркетинг, эмоциональный интеллект. А там одно тянет за собой другое и так складывается цепочка мастрид)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Уникальный опыт! Вам нужно написать обзор

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
S K

Какая вы молодец и умница! Хорошо, что вы стараетесь впитать чужой опыт из книг!

Ответить
Развернуть ветку
Успешные статьи на VС.ru

Да заметил, что с возрастом обучаться становится все сложней, но решает мотивация и желание

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Просто с возрастом студента надо бить током сильнее )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вдумчиво о продажах
Автор

Да. Когда человеку нужно, он разберется в любом вопросе. А когда непонятно зачем, то в голове вата.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

А те, кто постоянно учится (получает фиг знает какое по счету образование) - к какому типу относятся?:)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

К ассимилирующему

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
S K

Вечные недоучки?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Егор Гуменюк

Про мотивацию в точку. У меня когда дочь родилась, я сразу доход в 4 раза увеличил:)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Прекрасный пример!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

Вот я до сих пор не могу выучить английский. Очень хочу, но, видимо, понимания нет, зачем? Да еще и Я.Переводчик справляется великолепно, если уж что-то надо. Да и видео в ютуб с автопереводом появились. Как-то не назрела ситуация для изучения английского))

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Tsynkush

Выучила английский за 9 месяцев по блоку, без кассет,кино и Ютуба. Дело было в 1989 хотелось жрать и уехать.
И то и другое на тот момент получилось.
Короче, нет у вас дедлайна и /или голода до чего либо.
Вот венгерский нужен, но бросаю через полтора месяца каждый раз. Хотя скачки хорошие в освоении

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Татьяна

Вот я и учила английский дополнительно с репетитором в школьные годы, тогда как-то проще было. Но потом знание языка нигде не пригодилось, все забылось. А сейчас не вижу смысла - всякие онлайн переводчики отлично справляются:) А вот в поездках хватает каких-то простых фраз, типа "где у вас тут полотенца выдают для пляжа":))))

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Света, все ок)) У тебя есть запрос на то, чтобы хотеть выучить, и ты действительно хочешь выучить))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Кудрявцев
Вот я до сих пор не могу выучить английский. Очень хочу, но...

Что-то делаете не так. Хотите по формуле? Вот она:
1. Интенсивность
2. Мотивация
3. Компетентный наставник
Нужны все 3 компонента, чтобы учиться быстро и эффективно. Если растягивать удовольствие, то падает мотивация. Если нет грамотного преподавателя, обучение может быть низко эффективным, тоже упадет мотивация.

Здесь подробно, если интересно:
https://englishinmalta.ru/how-to-learn-english.shtml

А это моя статья на VC на тему "как выучить английский":
https://vc.ru/education/540809-kak-vyuchit-angliyskiy-yazyk-sposoby-izucheniya-angliyskogo-yazyka-kotorye-deystvitelno-rabotayut

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Natalia Korennaia

Обожаю иностранные языки. Есть пословица - чем больше человек знает иностранных языков, тем больше личностей в нем. Иностр язык для меня, не только средство общения, но через него открывается культура народа, их способы мышления и объясняет наши различия. Я английский выучила, когда стали ездить в Финляндию ( мы жили в 4х часах езды от границы Вяртсиля), мотивация зашкаливала.. С турецким было по-другому, два года просто лежала в его сторону, жила в стране, смотрела новости и фильмы на турецком, но, с учётом что муж переводчик с турецкого на русский, дома разговаривали на русском. В один момент обратила внимание, что много стало поступать запросов от соседей вновь приехавших на перевод и на обучение, и тут снова выстрелила мотивация) Сейчас продолжаю лежать в сторону арабского языка, уж больно интересная у них письменность,пока наблюдаю) Пишу, и от предвкушения эндорфин зашкаливает) Кстати, пробовала даже книгу Бытие читать не в синодальном переводе, а с языка оригинала прямой перевод один знаток делал в телеграмме, вдохновляюще. В общем, языки - это другие миры, если так можно сказать и для меня это - наивысшая мотивация к обучению.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Самое важное - маркетинг преподавателя.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia

Шедерально! Каждое предложение несёт контекстуальную нагрузку.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Количество призов ограничено 😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

А как поднять мотивацию?)

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Вот у меня тоже такой вопрос возник после прочтения :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Кудрявцев

Интерес - один из лучших мотиваторов.

Ответить
Развернуть ветку
Амра Камар

Честно понять, зачем оно нужно. Или не нужно. Коль уж честно.
Тогда и мотивации не будет — к этому. Рискует найтись к чему-то другому, что вам действительно нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Надо проверить наличие всех четырех элементов формулы

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

Прочитала 4 типа обучающихся. Вроде больше подхожу к 4-му. А иногда, тут вспомнила, как я поступаю. Это, интересно, к какому относится? Это в стези искусства. Рисовать никогда не умела. Попробовала по уроку нарисовать карандашом (срисовать) портрет - неплохо получилось. Так же по уроку попробовала нарисовать акварелью горный пейзаж - неплохо получилось. Поняла, что могу - и не пошла дальше)))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ну, стиль — это только один из четырех элементов формулы.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Ttay

Срисовать это одно, а понять форму и как ложатся тени и блики, рефлексы.
Построить композицию итд.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
kir.st

А по-своему пробовали/получалось рисовать?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Серега Якимов

Хорошая статья для осознания процессов в голове. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Сараева

Отличная статья . Хорошо изложена теория. Останется вопрос : все блага и знания доступны людям . Тогда почему одни берут и делаю , а другие в раздумьях . Одни богатые , счастливые , другие в уныние и бедности ? Верно ли , что это только из -за осуждение других?
Да, когда мы ищем виноватого , ты теряем силы и энергию . Но , что заставляет это делать человека? Мое личное исследование жизни СВОЕЙ И своего успеха говорит о том, что нами управляют наши эмоции и программы . И пока ты с этим не будешь разбираться , процесс обучения будет идти сложно .Даже когда я выбирала движение , оно было сложным . Только работа со своими мыслями , чувствами и действиями , глубокий анализ и формирование новых нейтронных связей дали сой результат . Просто можно сказать - форсирование своего эмоционального интеллекта. Когда ты понимаешь свои границы и чувствуешь границы другого человека . Когда можешь видеть и управлять своей эмоцией , тогда все обучения и цели становятся реальностью . Это мой профессиональный опыт более 25 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Копкина

Островитян жалко!)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Кстати эта история закончилась самым удивительным и неожиданным образом. Разные неравнодушные люди долго наблюдали за соломенными самолетами и в конце концов начали снова присылать им посылки))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Борис Кокляев

с возрастом информация вообще не запоминается, не зря нас заставляют учиться пол жизни

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В 90-х брат познакомил меня с одним иностранцем. Он приехал в Россию учить русский. Ему было за 80.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Простите, если затупил. А как понять, какой стиль из четырёх — мой? Я ж могу даже себя обманывать, есть ли какой-то стопудовый индикатор?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Стопудовый индикатор — мотивация. Нужно пробовать.

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Baturina

Немного не поняла к чему пример с аборигенами тут?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

К белым пятнам. Когда некуда разместить информацию, она не усваивается. Вместо реальных самолетов в голове появляются соломенные.

Ответить
Развернуть ветку
Dasha

Очень интересная статья, спасибо вам большое. Никогда не смотрела на обучение под таким углом, особенно карго культ порадовал. )) Извините, возможно, я не вполне уловила основной посыл. Что я понимаю:
1) иногда теорию изучать полезно, но если ограничиваться только ею и своими размышлениями, то связь с реальностью теряется, и возникает своего рода шизофрения и уютненький мирок, который нужно охранять от реальной жизни, потому что может быть неприятное столкновение.
2) иногда теорию хорошо дополняют комментарии других людей. Но многие люди любят высказываться не ради поиска истины, а просто потому что им нравится звук своего голоса)) То есть нужно фильтровать внешние советы, иначе опять построится мирок, который не выдержит столкновения с реальностью
3) иногда мои ощущения и интуиция работают хорошо (например, когда я решаю, что теория ограничена или данный набор людей не вполне компетентен), иногда - не очень (когда я присваиваю случайным событиям причинно-следственную связь с моими действиями).
Исходя из этих пунктов, какой стиль обучения мне подходит?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Прекрасные инсайты. Свой стиль вы найдете, ориентируясь на уровень мотивации.

Ответить
Развернуть ветку
Fatum

"Взрослые люди впрок не учатся. Они учатся ситуативно, т.е., начинают искать решение не раньше, чем оно понадобится для конкретной ситуации."
А вы на крупные сертификационные экзамены и, соответственно, обучающие программы к ним посмотрите - там всегда "в прок" и всегда основательно, с фундаментальной теорией.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да. Люди и второе, и третье высшее получают. Решают какую-то свою задачу.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Обучение в универе мне привило по сути такую же модель работы с самообразованием.
Как выпустился сменил не одну специализацию и нигде не сталкиваюсь с проблемой в освоении новой информации. Главное, чтобы был внутренний мотив.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, мотив — это главное

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Савицкий

Вы из СПбГУ? Узнать из универа вы или нет достаточно просто. Но личный опыт вам ничего не даст в работе с людьми. Нужен общественный, совместный опыт, в том числе и общей мотивации, лучше коллективной, ну или командной.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

На лишние знания просто обычно нет времени и сил. А вот четкие и конкретные уже пригождаются в работе и их есть смысл получать.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, так и есть

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

Интересно 👍

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шусов

Замечаю, что с каждым годом все сложнее чему-то обучаться

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это не возраст, а период в жизни. У меня тоже такое бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Приятно. Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пешков

Есть замечательная книга MAKE IT STICK, по русски называется
Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки
Пэм Браун, Питер Браун, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Техника важна

Ответить
Развернуть ветку
Вова Козырев

Спасибо!
Отложил для осмысления.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

👍

Ответить
Развернуть ветку
KendSharrien

можно пост на тему "как взрослому человеку не сойти с ума"

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Как?

Ответить
Развернуть ветку
Сашка

Все просто: если вам в изучении нового не хватает мотивации, значит, это вам не так уж и интересно

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Так и есть)

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Аросова

спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Савицкий

Константин. Вы указали, что у вас большой опыт продаж. И вероятно, обучения. Есть такая дисциплина - Педагогика. Возьмем ее часть, отвечающую за воспитание и обучение взрослых. Скажите, Ваше мнение, кто лучше научит сотрудников на предприятии при одинаковых требованиях на выбор:
А. Педагог с Высшим специализированным образованием.
Б. Специалист HRM, прошедший ускоренные курсы у преподавателей без профильного Высшего педагогического образования, но на курсах по Бизнес-обучению и тренингу в какой-нибудь фирме "Мозги, портфели и майнд-мапинг" (причем опыт работы в компании по продажам) и у А. и Б. одинаковый?
Очень любопытна Ваша точка зрения и других, кто подключится.
P.S. Зачем я спросил? Современные предприниматели берут на работу не настоящих Педагогов и мастеров, а тех, чей опыт ущербен для того, чтобы оправдать низкое оплату труда как преподавателей, тренеров, так и своих работников. Т.е. кусают себя сами за хвост. Или я не прав?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Если бы образование на 100% определяло результативность специалиста, то отбирать сотрудников было бы очень легко. Диплом есть? — проходи. Но так не получается. Поэтому, на мой взгляд, нужно рассматривать нового сотрудника как гипотезу. С одной стороны ему нужно дать все, что нужно для работы, с другой — проверить его в деле.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
тёма
Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Отличная бицуха

Ответить
Развернуть ветку
Тоже хочу

Говорят, что на OTUS офигенские курсы и преподаватели

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вы тоже хотите?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Rus Lan

моему деградирующему мозгу уже ничего не поможет

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Или поможет. Или не деградирующему. Короче, или.

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Аросова

Блин, что такое РОП? Ни в этой , и в предыдущей статье нет расшифровки. Яндекс дает "радиационно опасное производство". А весь текст статьи напоминает старую истину "саморазвитие - это что-то для безработных".

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

РОП — это руководитель отдела продаж. Саморазвитие — это саморазвитие, а безработные — это безработные))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бацман

Учусь на каком-то геморе и вынуждено. Список дел растёт, а не убавляется. Поэтому обучения стало просто ещё одной сменой после работы.

Ответить
Развернуть ветку
129 комментариев
Раскрывать всегда