Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE
Карьера
Denis Potrubeiko
6086

Как на интервью распознать начальника — самодура?

В закладки
Слушать

В последнее время меня очень интересует тема, посвящённая мудакам вообще и корпоративным мудакам в частности, поскольку сталкиваться с ними приходится постоянно. В этой статье я расскажу о способах, как их можно идентифицировать еще на этапе интервью, т.е. до того, как вы начали с ними работать.

После начала работы в какой — либо организации вам хватит и недели чтобы понять, насколько комфортно вам там работать, насколько дружелюбны коллеги и адекватен ли Ваш начальник. К сожалению, если все плохо, то ситуацию можно решить только увольнением. Процесс неприятный, иногда болезненный. Кроме того, стаж работы в неделю или две вызывает вопросы у будущих работодателей.

Поэтому лучше определить, является ли ваш потенциальный начальник самодуром и мудаком еще до того, как вы начали сотрудничать. Принять взвешенное решение, чтобы потом не заплатить слишком высокую цену за ошибку. Постоянная работа в атмосфере страха и недоверия, унижений и чувства вины способна разрушить вашу жизнь, настоящую и будущую.За много лет я убедился, что любая организация является отражением ее руководителя: его увлеченности или апатии, жизнелюбия или пессимизма, позитива или злобы. Поэтому очень важно уметь определить начальника – мудака еще на этапе интервью и отказаться от работы с ним.

3 сигнала на интервью, увидев которые нужно бежать из компании

Корпоративные ценности

Если на этапе интервью вам начинают задвигать про корпоративные ценности — у вас есть серьезный повод задуматься. Безусловно, ценности важны. Они есть у каждого человека и у каждой группы независимо от ее размера. Эти ценности проявляются, в первую очередь, в конкретных действиях, в отношении к людям и между людьми. Например, встретили ли Вас на интервью, помогли ли найти место, предложили ли кресло и напиток. Вы также можете увидеть ценности в действии, наблюдая за поведением интервьюера по отношению к вам и к другим людям, присутствующим на интервью. Не всегда это очевидно, но иногда можно заметить позитивные или негативные моменты.

Но когда какие — либо ценности начинают декларировать прямо с порога, на этапе интервью, до него или после — это тревожный знак. Это не ценности, это — удавка, которую начали накидывать вам на шею. С помощью этой удавки вас собираются держать на привязи.

Имейте ввиду, эти ценности создавались и будут использоваться только для того, чтобы вызвать у вас чувство неполноценности, несостоятельности, чувство вины, т.е. весь тот змеиный клубок негативных и разрушительных эмоций, которые пытаются вам навязать мудаки. Через декларирование ценностей это делать проще и удобнее. У некоторых есть даже целые списки этих ценностей. Представляете? Коллекция удавок на все случае жизни! BDSM головного мозга.

Еще недавно заслышав про ценности, я думал: «А вдруг? Вдруг у них действительно ценности для людей?». Но нет. В очередной раз я убедился – исключений не бывает.

Или наоборот. Бывают и продолжают неприятно удивлять. Я недавно столкнулся с тем, что потенциальный руководитель в разговоре со мной называл, обсуждал и осуждал бывших и настоящих коллег за несоответствие придуманным им ценностям, описывал их действия и характеризовал в негативном ключе. Он чуть ли не буквально говорил: «Со мной работают одни мудаки». Если вы услышите что-нибудь подобное, лучше бежать немедленно.

Если я слышу фразу вроде «Денег нет, зато есть много ценностей, которым вы обязаны соответствовать», то воспринимаю ее как «Ты работай, дурачок, мы дадим тебе значок». И это в самом лучшем случае.

Не стоит путать ценности компании с правилами и требованиями, расписанием и распорядком. Это и дресс-код, и часы работы, другие правила, регламентирующие работу. Ценностями они не являются.

На мой взгляд, настоящие ценности не декларируются и не навязываются. Их создают всем коллективом, о них заботятся и берегут, как уют в собственном доме, ими гордятся. Эти ценности проявляют и друг другу и к вам, а не требуют от вас. Их не используют как средство оценки и давления, а, тем более, унижения.

Как выглядят настоящие ценности?

Здорово, когда у компании, есть реальные ценности. Это означает, что команда или компания ценит тех, кто в ней работает. Я бы даже сказал, команда ценит Каждого, кто работает рядом, гордится своими людьми. В частности, за то, что они постоянно учатся, участвуют в конференциях, помогают новичкам и друг другу. И это здорово. Такие ценности вывешиваются на сайте, о них гордостью рассказывают эйчары, ими хвастаются. И тех, кто встречается с подобными ценностями, это здорово мотивирует попасть в такую команду, быть похожими вместе с теми, кто уже в не и быть похожими на них.

Но все меняется, когда ценности используются как критерий оценки человека. Например, если человек прочел 2 книги за месяц, он соответствует ценностям или нет? А если ни одной, он плохой и не подходит? Мне кажется, ценности, это в первую очередь то, за что члены команды ценят друг друга, а не способ деления на свой – чужой, плохой — хороший. Их смысл — мы ценим тех, кто с нами работает. Если это критично, проверить кандидата легко просто задавая ему вопросы, а не пытаясь его вписать в свои стандарты насильно.

Все дело не в ценностях, а для чего они применяются. Например, такая: «Мы быстро признаем свои ошибки». Звучит очень разумно и правильно. Я с этим согласен. Но на практике оказалось, что ошибся ты или нет, и в чем именно твоя ошибка определяет начальство. И ценность сразу трансформируется в следующую: «мы не спорим с начальством. А тот, кто нарушает ценности нам не нужен». Тема про увольнение за несоответствие ценностям на интервью звучала раз 5.

Когда мне на интервью сказали, что во время следующей встречи мне расскажут о корпоративных ценностях и мы полтора часа будем обсуждать мое соответствие этим ценностям, я чуть со стула не упал.

Объявление на vc.ru

Именно о таком использовании ценностей я писал. Когда ценности превращаться в прокрустово ложе, в которое тебя пытаются вбить и втоптать.

На мой взгляд, одна из самых важных ценностей — это личная свобода каждого, которая не мешает чужой личной свободе. Она не может быть основана на подавлении, только на свободном выборе.

И продуктивность никто не отменял, как и правила и требования компании. Важно, отличать из от реальных ценостей, чтобы ценности не стали инструментом манипулирования.

Поэтому если вдруг на этапе общения с рекрутером или нанимающим менеджером вы услышите что-то про ценности, которым вы обязаны соответствовать – не думайте, бегите. Скорее всего, перед вами мудак, переделать которого не удастся.

Реакция на ваши вопросы

До интервью или после уместно спросит эйчара о том, как прошло интервью. Можете задать вежливые вопросы про потенциального начальника. Это нормально. Можете также пообщаться с потенциальными коллегами, спросить о том, что вас интересует. Через соц. сети это сделать легко.

Очень полезно бывает поговорить с теми, кто работал до вас на вакансии, на которую вы претендуете. Как и с другими бывшими сотрудниками. В этом случае оценка будет более объективной и полной. Возможно, она будет даже негативной. Никто не идеален. В этом случае вы сможете заранее принять решение о том, сможете ли вы мириться с недостатками потенциального руководителя.

Беспокоится стоит тогда, когда реакции нет, либо, когда она вялая и невнятная.

Если вам не отвечают, уклоняются от прямых ответов или они слишком обтекаемые и невразумительные – что-то не так.

Дело в том, что большинство людей очень не любит говорить плохо о других, особенно за их спиной. Это просто неприятно, поэтому они молчат. Если в ответ на вопрос о конкретном человеке вы слышите молчание, причем не от одного, а от всех коллег, значит, для него у них не нашлось ни одного хорошего слова.

И это очень печально, в первою очередь, для него самого.

Кроме того, самодуры и мудаки — начальники, да и просто токсичные сотрудники создают вокруг себя отвратительную атмосферу страха, неуверенности в себе, отвращения и вины. Эта атмосфера настолько тягостна, что о том, кто ее создает, тяжело и противно не только говорить, но даже думать.

Так что молчат не только о мертвых.

В первую очередь, молчат о мудаках и самодурах.

Да, вы можете возразить, что может существовать корпоративная этика, которая запрещает обсуждать начальников и даже коллег. Сморите пункт первый. Любой свод правил, устав, создан для обеспечения полного и беспрекословного подчинения. Если в армии и некоторых других структурах это оправдано, то в деловых компаниях это вызывает вопросы.

Я однажды был на интервью в крупной международной компании. После окончания очередного этапа я задал вопрос девушке — эйчару о компании, или о дальнейших шагах. Не помню уже. И в ее глазах увидел стену страха и смятения. И сразу понял, что в компании, которая основана не на уважении, а на страхе, я работать не хочу. Если вы увидите такой взгляд в ответ на ваши вопросы – бегите.

Реакция на Ваше мнение

Даже если ни один из вышеприведенных триггеров не сработал, это еще не гарантия успешной работы. Особенно, если вы привыкли работать творчески и самостоятельно принимать решения. В очень многих организациях к вам будут хорошо относится, уважительно с вами общаться. И вам, скорее всего, даже понравится.

Некоторые позиции просто не предусматривают принятие решений, а в некоторых творчество отсутствует напрочь. Иногда работодателю нужны просто «руки». Идей своих хватает. Если вас это устраивает, то почему нет?

Для многих важно самостоятельно принимать решения. Более того, многие позиции, особенного управленческие, требуют самостоятельного принятия решений.

Тем не менее, мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда почти любая инициатива блокировалась вышестоящим руководителем. Принималось только одно мнение — мнение руководства. Весь офис играл, и, вероятно, до сих пор играет в увлекательную игру под названием «Угадай, что у начальства на уме». А если «начальство» еще не пришло к определенному мнению, то офис оказывался в тупике и зависал.

Я не буду обсуждать правильность или неправильность данной стратегии. Каждый собственник и руководитель сам вправе выбирать стиль руководства. Но и соискатель вправе решать, подходит ли ему такой стиль или нет. А для этого об этом нужно, как минимум, знать.

Есть один нюанс. Это касается только тех областей, в которых руководитель фирмы или подразделения разбираться сам. Или думает, что разбирается. Если это не так, он не будет вмешиваться, как бы ему этого ни хотелось.

На интервью довольно сложно определить, будут ли ценить ваше мнение. Можно воспользоваться советами из предыдущих пунктов и поговорить с бывшими актуальными или сотрудниками. Возможно, вы сможете узнать о стиле руководства в компании и принять взвешенное решение.

Тем не менее, некоторые моменты можно прояснить.

Обратите внимание на то, как относятся к вашему мнению и вашим идеям. Вам наверняка будут задавать вопросы и слушать ваши ответы.

Просто наблюдайте: допускается ли в компании существование разных мнений или правильное мнение может быть только одно. Это выяснится сразу, как только вам это правильное мнение, отличное от вашего, озвучат.

Если во время диалога тему о свободе инициативы прояснить не удалось, задайте вопрос сами. Вероятно, когда вы изучали компанию, у вас возникали идеи, чтобы вы могли сделать по-другому. Расскажите о них. Спросите, как они относятся к вашей идее.

Большинству компаний, в которых стоит работать, будут только рады вашим мыслям и идеям, даже если они не несут никакой ценности. Они просто будут рады вашей заинтересованности. Если же вы встретите волну холодного непонимания и негатива, у вас есть повод задуматься и прояснить ситуацию. Возможно, компании нужны просто «руки». А возможно, ваше мнение вообще никого не интересует в принципе.

Резюме

Если Вы не хотите попасть к начальнику – самодуру, потратить нервы и здоровье на работу, а затем и на увольнение, то вот 3 триггера, на которые стоит обратить внимание.

  • Вам навязываю ценности и требуют их соблюдать
  • Все молчат. О начальнике, о компании. Уклоняются от разговоров и испытывают страх.
  • Вам озвучивают «правильное мнение» даже в той области, специалистом в которой вы являетесь.

Даже наличие одного из них – серьезный повод насторожиться. Впрочем, решать вам.

На Ютюбе много видео на эту тему. Вот одно из них.

Гораздо более интересная ситуация складывается, когда мудак – ты сам. Впрочем, есть надежда, что осознав себя мудаком, осознав всю ущербность и деструктивность своего поведения, человек. перестает им быть. Кто знает? Очень на это надеюсь.

{ "author_name": "Denis Potrubeiko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 43, "likes": 28, "favorites": 135, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 139538, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 04 Jul 2020 20:22:01 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
43 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
23

Для меня четко: не работаю в компаниях, где руководитель на собеседовании:
-демонстоируют доминантное поведение (всем видом пытаются показать, какие они начальники и пытаются заставить тебя чувствовать, будто пришел на поклон к боярину)
- спорят со мной (я не претендую на истину, но ты либо задал вопрос, чтобы оценить какой-то параметр и по ответу сделал вывод для себя, либо поболтать захотелось и доказать свою правоту, отчитать кого-то, что он не прав. Второе не для собеседования. Это не профессионально.)
- задают вопросы типа "угадай, в каком ухе у меня жужжит". Был у меня собес с руководителем, который всю дорогу задавал вопросы типа "Вот у меня сейчас такой то план. Как думаете, что я буду делать?", " У меня было 5 руководителей, а стало 7, это значит что...?".
- чётко дают понять, что их позиция:" я-Д'Артаньян, все-...". все у него плохие, он, бедный, с ними мучается.
- высмеивают факты в резюме. Была на собесе с руководителем из сети куриного фастфуда несколько лет назад. Та откровенно высмеивала компании, где я работала "я о такой даже не слышала. Это вообще что? Вот мы-брэнд, в эти Рога и Копыта разве могут дать серьёзный опыт?" (хотя в своих кругах компания вполне известная и давно).

В работе все то, что руководитель проявляет на собеседовании, будет выражаться в 2-3 раза сильнее. Всем желаю бомбическим и компетентных боссов!

- спрашивают меня,

Ответить
13

Что спрашивают, то?) не скопипастилось?

Ответить
0

А смысл копипасты и откуда?))))
Весьма очевидно, что просто не удалила до конца то, что передумала писать.

Ответить
2

Весьма очевидно, что довольно интересная статья оформлена спустя рукава

Ответить
4

Не очевидно, при чем тут я) у этой статьи другой автор, лучше ему адресовать свое мнение, нежели мне.

Ответить
0

Вы можете просто не знать для чего задаются вопросы, а та которая высмеивала компании, вероятно просто искала реакции, просто времени мало, а понять о человеке надо как можно больше, поэтому выглядит не всегда адекватно, но это может быть просто стресс тестом и так далее. 

Ответить
4

Я думаю, что мой уровень компетенции в профессии даёт мне право утверждать, что я понимаю причины тех или иных вопросов и поведения, и это не стресс-интервью и не замысловатые системы оценки. Просто "художник так видит".

Ответить
0

После "спрашивают меня" должна быть простынка текста про смысл моей работы с примерами, но нннннет 🤣

Ответить
0

Все это конечно звучит красиво, но определяется лишь рынком труда в выбранной области. К тому же нередко проблема глубже - не начальник мудак, а система - дермо. И тут других начальников вы не встретите, а поработав сами можете стать мудаком.

Ответить
10

Статья выглядит как крик души человека, у которого не складываются отношения с другими людьми и карьера, надеюсь это не так.

Если с первых минут все болтают про какие то ценности абстрактные это конечно странно, я согласен. 

То, что люди не хотят обсуждать своих коллег с левым человеком это признак их адекватности, если бы мне кто то написал со странными вопросами про моего босса я бы тоже настороженно отнёсся и не стал бы ничего говорить вне зависимости от того нравится ли босс или нет.

Если hr затупила у неё в глазах страх это вообще не повод судить о компании - это просто может быть hr стажёр который растерялся.

Восприятие твоих идей/ инициатив - ну бизнес это не приём у психоаналитика который должен тебя хвалить за любую чушь что ты несёшь)

С другой стороны, даже если идея годная и ее не принял руководитель - он возможно ошибся, но это тоже нормально значит компания в чем то проиграет - обычный операционный риск, это не значит что он прямо мудак.

Вообще, я считаю что очень тупо идеализировать людей компании и проч и ждать что если он начальник то он должен быть светочем справедливости ума и доброты, он такой же человек со своими недостатками, нужно уметь работать с такими людьми, договариваться, выстраивать отношения , а не занимать позицию обиженного ребёнка. В конечном итоге важен результат и если ты такой Мега прав но по итогу в жопе, то как бы надо подумать кто реальный мудак в этой ситуации.

И самое главное надо быть лютым спецом в своей сфере тогда проблем вообще не будет с мудаками начальниками 

Ответить
2

И кстати если сразу начали затирать про ценности тут тоже может ничего криминального просто по корп стандартам так нужно делать например и проводящий собеседование это делает. Но это может не иметь отношения реальному положению вещей а компании и проч. Надо зрить в корень.
В то же время если на собеседовании реальный не адекват который высмеивает что то пытается унизить и проч ну тут понятно что надо валить а можно написать в компанию жалобу на это, от этого его конечно не выкинут а вас не возьмут но тем не менее

Ответить
0

К тому же если ты чувствуешь что их поведение не уместно надо прямо об этом прямо сказать в спокойной форме - это нормально 

Ответить
–1

А статьи, как искать людей на определенную позицию, что спрашивать, выглядят так, что hr или компания неопытная, в истерике и не знает уже как найти себе специалиста. Не стоит полагать, что только у компаний верное отношение к работе)

Ответить
1

А кем вы видите себя через 5 лет 😅

Ответить
9

Автор хорошо начал "если задвигают про ценности" значит хотят обмануть/перед Вами самодур"

Но дальше его занесло -  "Как выглядят настоящие ценности?" 

То есть, просто неправильно и не про те ценности рассказывают.

Но у компании (любой) на самом деле одна ценность - увеличение прибыли/стоимости компании, а любое упоминание каких-либо иных "ценностей" - это, в лучшем случае, лицемерие. 

Ответить
2

А для наемного сотрудника другая ценность - меньше времени и сил тратить на работу, но получить максимум прибыли.
Лицемерие - это норма во всех видах человеческих отношений. Главное - помнить об этом всегда.

Ответить
–1

Кто ж спорит. Просто из статьи следует, что автор думает, что "ценности", "миссия" что-то значат

Ответить
1

Знаете чем отличается цель от миссии? Ценность это скорее про миссию, чем про деньги. Но все взаимосвязано, конечно. 

Ответить
1

В данном случае - ничем вообще. Можно хоть "огурцом" назвать. Суть не изменится, бизнес делается для заработка, а не для спасения панд в лесу или кормления голодных детей 

Ответить
1

Наши ценности - уголовный кодекс

Ответить
0

На самом деле у всех компаний разные ценности. Увеличить прибыль - желание не только компании, но и простого работника)

Ответить
0

Вам шашечки или ехать?

Ответить
5

Сейчас вопрос скорее звучал бы: а что толкнет ехать без шашечек, если полно с шашечками?

Ответить
0

Всё относительно, к примеру поступило предложение значительно выше рынка, но атмосфера в коллективе так себе, что будите делать?

Ответить
0

Если Вас интересуют я, то мой самый главный фактор будет не коллектив и не деньги, а круг обязанностей. Если меня этот момент не устроит, то уровень вознаграждения и коллектив не будут играть никакой роли.
На втором месте будет отрасль и уровень компании.
Если оба этих параметра одинаковы в предложениях, буду смотреть на коллектив и руководителя.
И полом уже зарплата.
Хорошая ЗП это круто, но не готова терпеть ужасного руководителя и отвратный коллектив ради денег. Ровно как и не готова делать какую-то дичь за ЗП выше рынка.
У каждого свои ценности, потребности и мотива торы. Кому-то важнее всего будут деньги, а все остальное второстепенно, кому-то что-то ещё. Это индивидуальный момент, нет универсального подхода.

Ответить
3

Мне на собеседовании сначала сказали, что у них очень сплочённый и "практически родной" коллектив, который держится без изменений почти 30 лет (админ вышел на пенсию, искали нового), а потом стали спрашивать, крещёная ли я и хожу ли в храм. Это к слову о ценностях. Хз, все разные, не роботы же везде, раз на раз не приходится.
А люди мне, в общем, понравились, приятные такие...

салон красоты, МО

Ответить
1

верно, это нормально.
люди ищут похожих, с одними ценностями, весь день же вместе проводить, всю жизнь практически.

поэтому такие вещи лучше сразу озвучивать, и не надо поэтому считать людей мудаками.

собеседование процесс стрессовый и синтетический, не все понятно сразу, более того, даже тот кто проводит собеседование не уверен в своих вопросах зачастую, это просто копание, поиск вероятностей, попытка раскрыть человека.

Ответить
1

В принципе, вам честно сказали, каким образом и на какой основе у них коллектив сплочен. 

Поступили, на мой взгляд разумно,  иначе потом (с высокой долей вероятности) Вы бы стали воевать с коллективом и Вас бы выжили оттуда 

Ответить
2

Ценности озвучиваются, чтобы собрать однородный коллектив, отсеять мудаков например, или наоборот их найти, если работа это предполагает.

Ответить
0

Стив джопс был мудаком?

Ответить
3

Нуууу, поговаривают, что именно им он и был. Что вполне вероятно.

Ответить
1

На меня начальник орать боится. Знает, что я его не боюсь и запросто пошлю на… Но это единственное, чем хороша зарплата в 3 тыс. рублей.

Ответить
0

Мало. Я с марта 25 тыщ заработал

Ответить
0

Всё это очень относительно, иногда могут по началу вести себя нормально, а потом всё всплывает через месяцок.

Ответить
0

Так и на работу не устроишься...

Ответить
0

Интересно, как часто автор статьи слышал " мы вам перезвоним" прежде чем ее написать ?

Ответить
0

Сколько раз слово «ценности» было написано?

Ответить
0

Ролик из какого фильма в конце статьи?

Ответить
0

Меня заинтересовало в этой пустой статье лишь - почему автор все время пишет "какая - либо" вместо "какая-либо"?)

Ответить
0

У многих людей привычка всегда делать отступы вокруг дефисов. Это подобно правилу -тся/-ться — мало кому даётся писать правильно, даже если доходчиво им объяснишь.

Ответить
0

Это из серии фраз Ностальгирующего Критика "диалог в фильме настолько скучный, что мне интересней - сколько кто из сидящих за столом взял рогаликов с блюда". Статья ужасно занудная

Ответить
0

То что вы описали довольно очевидно. К сожалению, часто по собеседованию бывает не понятно, что какой-то начальник будет неадекватен.
В моей практике был случай когда непосредственного начальника просто не было на собеседовании (он был нужным/важным техническим специалистом, но реально психически неуравновешенный и его не брали на собеседования).
В другой раз повезло - от "неосторожно оброненной" на собеседовании фразы у директора и основателя реально "сорвало" крышу. Была нескрываемая вспышка гнева. Мне показалось, что человек, который добился безусловно значительного в ИТ бизнесе - в принципе не готов слушать/принимать альтернативное мнение или взгляд на вещи от своих подчинённых и просто от специалиста, которого только собеседуют. Привел ему реальный случай из опыта.

Ответить
–2

честно не стал читать всю статью после строчек что нужно бежать от руководителей, которые негативно отзываются о своих подчиненных. извините, но это не всегда показатель руководителя самодура. есть моменты, когда попросту нету выбора другого персонала, а работу делать нужно. это и недостаток финансирования и другие моменты. но если искателя работы устраивает размер зарплаты, то других может не устраивать. и они могут попросту валять дурака, вместо работы. потому и становятся плохими.

Ответить

Комментарии