(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95025600, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95025600, 'hit', window.location.href);

Китайские предприниматели выходят на отечественные маркетплейсы. Как это сказалось на российских селлерах?

Для покупателей появление китайских продавцов на площадках - это рост количества предложений и разнообразие цен. Для отечественных селлеров - ужесточение конкуренции и столкновение с демпингом.

В декабре прошлого года основательница Wildberries Татьяна Бакальчук сообщила, что маркетплейс начинает работу с производителями и продавцами из Китая.

Ранее китайские предприниматели в основном:

  • выступали в качестве поставщиков для российских селлеров;
  • вели розничную торговлю на российских площадках через представителей бренда.

Такой вариант не давал им занять выгодные позиции из-за сложностей с логистикой и долгой доставки. Немногие покупатели были готовы ждать товар месяц и более, когда можно легко найти аналог и получить его через пару дней.

Сегодня предприниматели из Поднебесной напрямую отгружают товары на склады WB и имеют непосредственный доступ к покупательской аудитории России. Это дает им возможность продавать те же продукты намного быстрее и по низкой цене.

Карточку китайского селлера в большинстве случаев просто распознать, не заглядывая в данные о продавце - описания переводятся автоматически и для русскоговорящей аудитории выглядят странно. Что называется, в стиле Aliexpress.

Карточка продавца Yibai Shop

Некоторые селлеры предпочитают не мучиться с переводом и подчистую копируют карточки аналогичных товаров у российских коллег.

Wildberries - отличная площадка для того, чтобы прощупать аудиторию, понять алгоритмы работы и ключевые схемы поведения покупателей. В этом заинтересованы в первую очередь те, кто уже поставлял товары на российский рынок через посредников и знают, что на их продукт есть спрос.

На OZON китайские селлеры появились раньше. Наши соотечественники начали массово жаловаться в соцсетях на демпинг и копирование карточек еще весной прошлого года.

Кому появление китайских конкурентов угрожает в первую очередь

Придется подвинуться селлерам, которые занимались перепродажей популярных китайских брендов. Многие российские предприниматели долгие годы продавали одежду, косметику и электронику из Китая, повышали доверие аудитории к определенным маркам и тем самым создали благоприятную почву для выхода на маркетплейсы самих владельцев брендов.

Товары от производителя как правило вызывают больше доверия и продаются дешевле - без наценки посредника. Это ставит в шаткое положение всех селлеров, которые строили бизнес на закупках товаров в Китае с дальнейшей продажей в России.

В уязвимом положении находятся предприниматели, которые делают ставку не на брендовость, а на низкую стоимость. Их китайские ноунейм-поставщики готовы самостоятельно завозить те же товары по еще более низкой цене и компенсировать ее количеством продаж.

Под ударом оказались и владельцы незарегистрированных авторских брендов. Если раньше им угрожали отечественные конкуренты, то теперь добавились зарубежные. Причем, предпринимателям не всегда ясно, как выстраивать линию защиты в борьбе с ними.

Попытки китайцев “увести” бренд у российского владельца уже известны. Вот одна из них:

TANNY BUNNY - мастерская авторских ювелирных украшений. Более чем за 10 лет существования ее изделия неоднократно копировали и продавали селлеры Aliexpress.

16 января создательница бренда Татьяна Хахалкина сообщила подписчикам в ВК, что название пытается присвоить некая китайская фирма. В тексте сообщения девушка упоминает, что и сама планировала зарегистрировать товарный знак, но откладывала подачу заявки из-за более срочных дел.

Сейчас Татьяне предстоит аннулировать регистрационную заявку китайской фирмы. Для этого потребуется доказать, что именно она является создательницей TANNY BUNNY и продает украшения под этим названием уже много лет. Ситуация не безнадежна, так как бренд имеет историю, собственный сайт и большое количество отзывов от покупателей.

Как селлеру укрепить свои позиции на маркетплейсе

Займитесь защитой интеллектуальной собственности

Первое, что я всегда говорю начинающим и опытным предпринимателям - заботьтесь о защите вашего бизнеса. Правило актуально и в контексте выхода китайских компаний на российские площадки. Зафиксированные права на интеллектуальную собственность - это действенное оружие против конкурентов. Тем более, когда они пытаются притеснить вас на маркетплейсах.

Зарегистрируйте товарный знак

Это позволит вам:

  • бороться с копированием бренда;
  • блокировать недобросовестных конкурентов;
  • взыскать компенсацию в случае нарушения и самому не получить штраф от правообладателя;
  • внести товарный знак в таможенный реестр и предотвратить ввоз/вывоз контрафакта.

Таможенный реестр интеллектуальной собственности (ТРОИС) - это информационная система, которая работает по всей таможенной границе России. Она отфильтровывает контрафактные товары и не дает им попадать на рынок.

Кировская компания PRIDE - производитель разнообразных станков и хозяйственных приспособлений. Один из их товаров - трубогиб “Гиббон”- представлен на OZON и имеет хорошую статистику продаж.

22 января менеджер компании обратил внимание на дублирующую карточку товара. Продавцом оказался вовсе не производитель, а некое акционерное общество из Гуанчжоу, Китай.

“Гиббон” - зарегистрированный бренд. Правообладатель сообщил о нарушении в техподдержку маркетплейса и дополнительно приложил свидетельство на товарный знак. Уже на следующие день карточку конкурента заблокировали. На данный момент ведется разбирательство.

Позаботьтесь о защите карточек товаров

Заключайте договоры с авторами, которые делают наполнение для вашего магазина, сохраняйте исходники фото и видео, проводите депонирование материалов. Так у вас будут доказательства прав на содержимое карточек.

Если конкурент скопирует контент частично или полностью, вы сможете направить жалобу в техподдержку маркетплейса. Карточку нарушителя заблокируют.

Получите патенты на оригинальные товары

Конкурент может скопировать не название и карточки товаров, а уникальную идею. Он будет производить и продавать продукт непонятного качества, а вы рискуете потерять и прибыль и репутацию.

Все перечисленное - только инструменты для защиты бизнеса. Чтобы избежать копирования, ими придется работать: отслеживать появление идентичных карточек, похожих брендов или скопированных товаров. Щита, который раз и навсегда оградит вас от недобросовестных конкурентов, не существует.

Развивайте собственный бренд

Перепродажа чужих товаров - это то, что приносит прибыль здесь и сейчас. Бренд - игра в долгую. Придется в прямом смысле заняться строительством: тестировать ниши, материалы, искать поставщиков, формировать репутацию.

Собственный бренд поможет вам отстроиться от конкурентов и повысить ценность товара в глазах аудитории.

Уделяйте внимание кастомизации

Чем больше положительных эмоций вызывает товар, тем выше шанс, что покупатель вернется или посоветует магазин близким.

Китайские товары выглядят довольно однотипно и доступно.

Клиентоориентированный подход всегда подкупает. Товар, адаптированный под портрет конкретного покупателя, выглядит дороже и привлекает больше внимания.

Самые простые способы кастомизировать товар - поместить его в оригинальную упаковку, добавить в нее небольшое письмо от продавца с благодарностью за покупку или маленький, но приятный подарок.

У действующих российских селлеров есть весомое преимущество перед китайскими - это опыт и один язык с покупателями.

Азиатским продавцам придется пройти период “акклиматизации” и разобраться с огромным количеством тем: правильным оформлением магазина, маркировкой рекламы, работой с негативными отзывами и низкими оценками.

Пока это происходит, российские селлеры могут направить силы на укрепление бизнеса.

Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

0
42 комментария
Написать комментарий...
Кеша Ветров

Тот, кто говорит, что как хорошо, создают условия для конкуренции, мол чтобы смотивировать открыть свое производство в России.

Вопрос - как конкурировать с китайским производством? Возьмем в пример компанию Apple - придумали в США, а собирают все равно в Китае, потому что это дешевле.

А что тогда насчет простых товаров? Их и подавно китайцы готовы штамповать за копейки гигантскими объемами. Демпингом давят наших продавцов.

Хорошие условия для конкуренции это не запускать китайцев на маркетплейсы, а поощрять наших продавцов. Например, делать в категориях более низкую комиссию для тех, кто произвел товар тут, в России.

Ответить
Развернуть ветку
Frederik Appleberg

Ваши слова, да маркетплейсам в уши )) да им плевать и по сути это нормально, они живут по законам природы, выживет приспособившийся ))

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Дублин

«Развивайте собственный бренд» — абсолютно согласен. Рано или поздно будет такой же отток селлеров на свои площадки и соцсети, как это происходит с Амазоном.
✅ Развивайте свои площадки, интернет-магазины, SEO в узких нишах и для брендовых дорогих товаров прекрасно работает.
✅Развивайте соцсети - сейчас время контент-маркетинга: статьи, обзоры, вебинары - всё пригодится. Продавайте в ВК, Телеграме и вообще везде, где есть ваша аудитория.
И тогда в условный час ИКС вы не останетесь без каналов продаж.

➡️ Как придумать темы для своих статей:
https://vc.ru/u/2643862-veniamin-dublin/995788-kak-pridumat-temu-dlya-stati-na-vc-esli-vy-ne-ekspert-i-ne-pisatel-instrukciya-chast-1

➡️ Шаблон контент-плана и пример тем для селлеров маркетплейсов (скачай на будущее):
https://vc.ru/u/2643862-veniamin-dublin/1002939-shablon-kontent-plana-bozhestvennyy-pod-vc-telegram-obrazec-dlya-sellerov-skachat

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А откуда данные про отток? Есть какие-то цифры?

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Дублин

прям не то что глубокая аналитика и конкретная статистика, но вот, кое-что:

➡️ Крупнейший онлайн-ритейлер в мире Amazon уничтожает своих продавцов - https://oborot.ru/news/kak-amazon-prisvaivaet-tovary-svoih-prodavcov-i-zachem-potom-torguet-imi-sebe-v-ubytok-i149871.html

➡️ почему в США возвращается тренд на интернет-магазины - https://habr.com/ru/articles/772836/

➡️ Сбер Мега Маркет - продажа поддельных iPhone - https://www.banki.ru/services/questions-answers/question/561310/

с маркетплейсами есть очевидная беда для мелких селлеров - сами площадки отжимают кусок бизнеса + недоверие покупателей в сегменте дорогих товаров. Рано или поздно куда-то селлерам придётся перетекать, я считаю.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вот как бы не было это единой и абсолютной площадкой типа "Госуслуг" на фоне всеобщей цифровизации. Посредники типа Бакальчук тут едва ли нужны, а инфраструктура, логистика и т.п. уже отработаны. И население привыкло к сервису: утром заказал - вечером получи в соседнем подвале.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

Спасибо за полезности, Вениамин!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ефимов

Речь ведь про Ozon Global? Единственное чему они там угрожают - кошельку покупателей, которых кинут, прислав кусок пенопласта вместо телефона.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Chernev

Русский иван платит мало, получая все порции риса, Ху И хочет денег, убрать из цепочки русский иван

Ответить
Развернуть ветку
Vishna Savadhu

Великий Си братский Китай мудрый лидер любивен и прельстив!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дубровина

Ладно, если бы речь была только о перекупах... Но в примерах из статьи страдают производители.

Ответить
Развернуть ветку
Vishna Savadhu

видимо речь про локализацию китайцев, у них уже есть здесь свои склады, осталось открыть ипешки и выдавливать местных перекупов, шах и мат.

Ответить
Развернуть ветку
Тот самый партизан

Невыгодно им ИП открывать

Ответить
Развернуть ветку
Kit

А чему ты радуешься? Китайцы тоже будут перекупы

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Вспомнил легендарный китайский товар (из эпохи до Google Translate)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Семрак

сейчас китайцы gpt оседлают, и карточки содержательнее наших будут

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Добров

Для отечественных селлеров это только к лучшему, конкуренция всегда идет на пользу!

Ответить
Развернуть ветку
Серега Якимов

Видимо вы абсолютно ничего не понимаете в торговле, особенно на маркетплейсах, если додумались написать эту чушь.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Добров

Если вас кто-то сильно обидел, не обязательно заходить на ВС и отрываться тут, попробуйте разговаривать лучше в жизни!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Теоретика всегда видно издалека. Вряд ли эта чушь будет для вас актуальной, когда вы вдруг откроете бизнес и уже на старте схлопнитесь от полезной конкуренции.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Равич

Это многоходовочка, чтобы убрать с рынка мамкиных бизнесменов перекупов и мотивировать бизнес к производству и развитию собственных продуктов

Ответить
Развернуть ветку
Тоже хочу

Кто в России что будет производить.. ты о чем? либо владелец помещения кинет, либо налоги, либо либо счета за энергию...

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Либо лично Путин ларёк отожмет по старой памяти

Ответить
Развернуть ветку
Хъй Петрович

Вот не похуй ли кто конкретно у тебя отожмёт ларёк?

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Ну да. Только продукт и прибыль от него должна умещаться в одной сумке, чтобы успеть убежать если какой подментованный ими заинтересуются

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Если он не заинтнрисуется, то твой бизнес ничего не стоит😆

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Мерило популярности российского стартапа :)

Ответить
Развернуть ветку
КакЦапля

Ух, сейчас, как задымят заводы предпринимателей в три смены!

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

Насчет товарных знаков, так тут хозяйка бизнеса сама виновата. Ей видите ли за 10 лет было лень это сделать. Не виноватая она.

Ответить
Развернуть ветку
AeternaMens

Всё, как на Амазоне, только с задержкой.

Ответить
Развернуть ветку
Тоже хочу

все что надо знать

Ответить
Развернуть ветку
Александра Вологжанина
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Румянцев

это что доставка будет быстрей чем на алике?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

У тех, кто уже отгружает товары на российские склады, доставка занимает несколько дней.

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Маркетплейсный шрот станет дешевле? Ну да, кому-то плюс...

Ответить
Развернуть ветку
Фулфилмент ОператороФФ

В последнее время мы замечаем, что все больше покупателей сталкиваются с проблемами при заказе товаров из Китая.
Основные из них заключаются в том, что товар не соответствует описанию или вовсе отсутствует в упаковке.
Возврат таких товаров зачастую бывает крайне затруднительным, а стоимость доставки нередко превышает стоимость самого товара.
К сожалению, если товар не был проверен на ПВЗ, то не всегда возможно вернуть деньги в случае недовольства качеством или содержимым.
На данный момент у нас все же есть преимущества перед селлерами из Китая в том, что мы понимаем систему работы маркетплейсов, их логистику и т.п.
Важно отметить, что в настоящее время существуют строгие требования к упаковке и маркировке товаров , а с 1 марта требования к маркировке ужесточаются и многие товары попадают под маркировку "Честный знак".
Предполагаем, что не все селлеры из Китая отслеживают эти изменения.
У нас так же есть преимущества в сроках доставки.
Покупатель должен остаться довольным товаром, качеством упаковки и сроками доставки. Один раз, поведясь на цену и получив "кота в мешке", а судя по отзывам и комментариям зачастую так и выходит, все же надеемся, что покупатель в дальнейшем не будет рисковать и будет приобретать товар уже не из-за рубежа.
В свою очередь мы рекомендуем отслеживать обновления, качественно и правильно упаковывать и маркировать свои товары, сохранять исходные материалы дизайна и видео карточек, по возможности регистрировать свой товарный знак/бренд

Ответить
Развернуть ветку
Rinat Karlin

Так а в чем отличие от алика? цены теже, сроки те же - от месяца, гарантии - ноль. Как на алике не шибко берут, в отличии от прошлых годов, когда жирная рука Усманова и мейл ру не были включены в цепочку, так и тут не будут брать.

Ответить
Развернуть ветку
Vishna Savadhu

отличие в том, что алик уже тута, здеся, склад тута, товар тута - осталось номинальное юрлицо впечатать тута. Перекуп бизнес х500 к цене отваливается, понимаешь? Доставка 2 дня, наличие шипованый подошва ботинок 5999 тысяч на складе, покупай.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Дружинин

Да, анализ влияния появления китайских продавцов на российских маркетплейсах хороший, но что еще, по вашему мнению, может предпринять отечественные селлеры для успешной конкуренции с китайскими конкурентами?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

Выходить против китайцев с их же товарами бесполезно, поэтому селлерам нужно делать что-то свое с оптимальным соотношением цена/качество. Плюс ставка на клиентоориентированность - азиатские селлеры ей пока не отличаются.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bocheverov

У нас кучу карточек эти китайцы скопировали и размножили хотя стоит запрет на копирование

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

Насколько знаю, раньше селлер мог поставить запрет, но сейчас это не актуально.
Если есть товарный знак, вы можете обратиться к администрации маркетплейса с требованием о блокировке недобросовестного конкурента.

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда