{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Настройка CRM — как минимальными усилиями сделать работу отдела продаж прозрачной, системной и масштабируемой

• Какие настройки нужны для нормальной работы отдела продаж?
• Что можно не делать без ущерба для работы отдела?
• Какой нужен бюджет на настройку и нужен ли вообще?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво изложить свой опыт настройки CRM

Кадр из фильма «Брюс Всемогущий»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Впервые я увидел CRM-систему в 2000 году. Собственно она тогда так не называлась, а концепция CRM считалась некой идеологией, а не софтом.

В нулевых мне попадались самые разные CRM-системы: у одной не было воронки продаж; другая при открытии предлагала автоматически перенести все просроченные задачи; в третьей нельзя было завести больше одного контактного лица. Но были и зрелые системы, например Sales Expert.

В 2009 году я написал первый функционал для CRM 1С-Битрикс, чуть позже стал первым партнером amoCRM. Оба продукта родились на моих глазах. Оба мне близки, хоть и не лишены явных недостатков.

Но главное — оба продукта не надо внедрять. В том смысле, что достаточно правильно настроить и тем самым закрыть 95% задач отдела продаж.

Чек-лист по настройкам

  1. Подключить источники лидов
    • web-формы
    • соцсети
    • все виды ботов
    • рекламные кампании
  2. Подключить каналы коммуникаций
    • корпоративную почту
    • СМС-сервис
    • VK
    • Телеграм
    • WhatsApp
    • IP-телефонию
  3. Добавить поля
    • особенности клиента
    • особенности сделки
    • особенности оплаты
    • поля для выборок и сортировки
  4. Часть полей сделать обязательными
  5. Настроить разделение прав доступа
    • менеджеры по продажам видят только свои сделки
    • руковоидтель видит сделки подчиненных
    • права привязаны к должностям или ролям, но не к персоналиям
  6. Завести сотрудников
  7. Настроить этапы воронки (принципы создания проспективной фактологической воронки можно посмотреть в статье «Воронка продаж — опыт и ошибки создания правильной воронки для отдела продаж»)
  8. Загрузить клиентскую базу
    • можно автоматически, настроив соответствие полей
    • но лучше вручную: по мере работы с клиентами менеджер заносит их в CRM
  9. Актуализировать сделки
    • запланировать задачи
    • перенести просроченные задачи
    • проверить актуальность этапа сделки
    • проверить актуальность поля «Бюджет»
  10. Создать автозадачи
  11. Настроить отправку автоматических сообщений
    • по факту выполнения автозадачи
    • по факту перехода на новый этап воронки
  12. Добавить шаблоны писем и сообщений
  13. Настроить выписку счетов
  14. Настроить целевые показатели (как установить план продаж я писал в статье «Как в B2B установить план продаж: пример и пошаговая инструкция»)
  15. Настроить таргетированную рекламу на текущих клиентов
    • по факту перехода на новый этап воронки
  16. Настроить причины отказов (если нужно)
  17. Настроить автоотчет
  18. Настроить отчет асессора (о роли асессора и форме отчета можно прочитать в статье «Как одна хрупкая скромная девушка может удвоить результаты всего отдела продаж»)
  19. Написать регламент работы в CRM

Что можно не делать без ущерба для работы отдела продаж

  1. Создавать рабочую группу
  2. Собирать требования
  3. Выделять внутренних экспертов
  4. Готовить техническое задание
  5. Описывать бизнес-процессы
  6. Рисовать структуру компании
  7. Прописывать цели компании (я не придумал этот пункт, — нашел у коллег в гайде по внедрению)
  8. Интегрировать с другими отделами и службами
  9. Проводить обучение по CRM, создавать учебные материалы и т.д. (достаточно регламента и инструктажа)
  10. Проводить проверку знаний
  11. Настраивать коробочную версию (все можно сделать в облаке)
  12. Делать резервное копирование
  13. Логировать
  14. Презентовать проект стейкхолдерам
  15. Передавать управление настройками специалистам из IT

Нужен ли бюджет на настройку CRM?

Нет. Все можно сделать самому. Это не сложно. Да простят меня коллеги из компаний CRM-интеграторов.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях как вы решили вопрос с CRM.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
0
102 комментария
Написать комментарий...
1234

Ещё порекомендую хоть иногда запрашивать фидбек от сотрудников по удобству, в частности у тех кто может адекватно все разложить. Я как человек который хорошо продавал тратил минут 30 времени в неделю из-за кривой настройки црм - дублированные поля, поля которые не используются никем, криво сделанные даты/формы/статусы, неактуальные продукты и тп. Потом когда стал ропом и увидел внутрянку понял что оптимизировать можно ещё больше чем думал, что сделать это достаточно просто, что где нельзя убрать старые продукты их можно отсортировать чтобы не мешали и тп. Час настройки который директор откладывал годами стоил сотни часов работы сотрудников и уйму дополнительных ошибок (в некоторых случаях даже напрямую повлиявших на продажу).

Ответить
Развернуть ветку
1234

Забывал добавить что новички тоже быстрее учатся когда всё сделано качественно, и роп меньше времени тратит на контроль.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
1234

Платное редактирование комментариев спасибо вс) Последний момент добавлю больная тема. Если в црмке есть плагин за 500 рублей который позволяет нескольким ропам не переносить вручную сотни-тысячи сделок сотрудников при увольнении/смене отдела, может быть стоит всё таки его купить.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах
Автор

Практика рулит

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Оооо. сколько пользы в столь небольшом тексте!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Выжимка из выжимки))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Все можно сделать самому)) - полностью согласна:)) и дешевле))

Ответить
Развернуть ветку
Брайан Гриффин

Да уж прям-таки все и платить никому не надо? Ну-ну, и кто в это поверит

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Особенно, если в компании есть толковый человек, который сядет и разберется))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мелихов Дмитрий

Коллеги, пардон, а меня это "тригернуло":

"Нужен ли бюджет на настройку CRM?
Нет. Все можно сделать самому. Это не сложно. Да простят меня коллеги из компаний CRM-интеграторов."

- да, я большую часть сознательной жизни посвятил работе в интеграторах (и не только CRM) и поэтому со всей ответственностью заявляю, что все можно сделать самому только, когда делаешь для себя любимого (своей небольшой фирмы), а когда тебе нужно системно выстроить работу и учесть множество нюансов при внедрении в корпоративной среде - не каждый будет заморачиваться и доводить до победного конца!
Один в корпоративном поле - не воин!))))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Инна Большакова

За одно и разберешься, как это все работает)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Иван Замятин

Костя, какую CRM советуешь, чтобы выполнить весь твой чек-лист?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Амо, Битрикс. Есть много других хороших систем, но лучше пользоваться популярными

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
flash

значит вы через раз большие и маленькие по объёму статьи выпускаете?) или я уже начинаю видеть то чего нет

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это сложный орнамент)) Плету паутину)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anastasia

Самому crm-ку настраивать даже лучше, тк ты точно понимаешь процессы. Когда пересказываешь их интегратору, потом с бОльшей вероятностью нужно под его видение подстроиться или переделывать все под себя.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вот для этого и создаются рабочие группы, собираются митинги, чекаются ганты...)))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Многие работодатели со своими отделами продаж остались на уровне базы клиентов в блокноте и мнением «нет срм - нет проблем»)) староверы и динозавры) что с динозаврами случилось, все помнят )

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

У Битрикса есть исследование: только 16% компаний, которым нужна CRM, пользуется ею. Остальные в эксельчике)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Максим Лесник

Главное - не перегружать систему ненужными настройками и сосредоточиться на ключевых аспектах

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это точно!) Сосредоточиться на продажах)))

Ответить
Развернуть ветку
Мелихов Дмитрий

Ого, целый трактат) Отлично! Теперь у меня в закладках есть всеобъемлющее руководство по продажам: и самому полезно и можно скинуть страждущим, вместо того, чтобы объяснять!!!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, я тоже некоторые статьи пишу, чтобы можно было просто скинуть и не объяснять)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Евгений

Настройка CRM — как минимальными усилиями сделать работу отдела продаж прозрачной, системной и масштабируемой — Личный опыт на vc.ru

• Статья представляет опыт автора в настройке CRM-систем.
• Автор описывает различные CRM-системы, которые он встречал в прошлом.
• Он отмечает, что для нормальной работы отдела продаж достаточно правильно настроить CRM.
• Чек-лист включает подключение источников лидов, каналов коммуникаций, добавление полей и настройку разделения прав доступа.
• Автор обсуждает, что можно не делать без ущерба для работы отдела продаж, включая создание рабочей группы и интеграцию с другими отделами.
• Автор утверждает, что бюджет на настройку CRM не нужен, так как все можно сделать самому.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Еще один чек-лист))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Брайан Гриффин

И насколько, по вашему мнению это поможет бизнесу?

Ответить
Развернуть ветку
1234

Зависит от бизнеса сильно. Если прямо сильно усреднено - собирать информацию/статистику по продажам/клиентам, рассылать акции, ускорить и стандартизировать то что используется вместо црм.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Тем, кто выбирает между дорогим внедрением и отказом от CRM — очень поможет)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Мелихов Дмитрий

"Настроить таргетированную рекламу на текущих клиентов
• по факту перехода на новый этап воронки" - а здесь точно нужен отдельный буллит?)))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Может и нет)

Ответить
Развернуть ветку
Vadimir Gogolev

Вот после таких статей классных, бизнес использует CRM абсолютно не верно. И приходит к нам за настройкой отделов продаж.
Если просто сделать воронку, ради воронки это идеальная статья👍

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Почему воронка ради воронки? И что вы делаете, чего не указано в чек-листе по настройкам?

Ответить
Развернуть ветку
MegaAnders

Константин, впервые встречаю от вас такую короткую статью, но вы как всегда очень информативны, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Филиппова

информация для каких-то супер умных людей

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Просто умных

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Погодин

О, а вот это кстати отличный ресурс для тех, кто хочет сделать работу своего бизнеса более системной и эффективной

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кайт

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам!
Но тут есть нюанс.
И я соглашусь с теми спикерами и комментаторами, которые говорят, что если предполагаются сложные настройки и интеграции (API шмапи), лучше доверить их профессионалу (знакомому сисадмину, доверия больше).

Полгода назад у меня стиралка сломалась. Полез разбираться - затопил свою ванную и соседей.

Тут две стороны медали.

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Полезный чек лист, просто по пунктам делай и вноси на полях свои поправки и дополнения.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

👍

Ответить
Развернуть ветку
Иммануил Дмитриев

спасибо за статью, интересно !

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, что читаете!)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лапин

Статья из раздела - хочешь быть успешным? Так будь им!

Извините, бред полный.
1) настроить црм самому? За 15+ лет в онлайне я не видел ни одного проекта кто «сделал сам»

2) при этом я забавно наблюдал как интегрируют Амо 9 месяцев и платят за это 800 тысяч. Да да. И через месяц все же слушают меня и переходят на Геткурс

3) я прям вижу как собственник «сам» для себя настраивает все по этим пунктам, ага ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ключевое слово: «слушают меня».

Ответить
Развернуть ветку
Rom

Я хачу зарабатывать деньги как мне ета зделать

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Нужно найти того, кто заплатит

Ответить
Развернуть ветку
99 комментариев
Раскрывать всегда