«Я посчитал, что за год потратил на совещания 516 часов» – история одного маркетолога об оптимизации встреч
Привет, я Алексей Шеин. Руковожу маркетингом в «Мастерской цифровых решений». Как глава отдела много времени провожу на встречах, особенно, по понятным причинам, в онлайне. Недавно я всерьез заинтересовался оптимизацией времени, которое тратится на совещания.
С уходом на удаленку мы адаптировались к онлайну. Не могу сказать, что это был легкий процесс. Бывали «дни-совещания», когда времени не оставалось даже на обед. Планерки, обсуждения, созвоны — они стали съедать много времени. Я не говорю уже про решение задач вне встреч: из-за вереницы созвонов просто не успевал их качественно обрабатывать. В этой статье я расскажу, что сделал для улучшения процесса переговоров.
Сколько времени тратил на совещания
Как-то раз я решил посчитать, сколько часов уходит на встречи. Хотелось осознать масштаб проблемы. Формула грубовата, но среднее количество из нее можно вывести.
Совещания я ставлю в календарь, поэтому собрать статистику и просуммировать продолжительность рабочих встреч за месяц не составило труда. Результат умножил на 12 и получил цифру за год.
У встреч был разброс в продолжительности: были и получасовые совещания, и «тяжеловесы» на 4 часа.
После подсчета часов вышло, что за последний месяц я провел 43 созвона с длительностью ~54 минуты. Округлим до часа и умножим на 12.
43 х 12 = 516
516 / 8 = 64,5
P.S.: если кто-то из вас тоже считал количество часов, проведенных на совещаниях, делитесь в комментариях, как вы это делали.
То есть 64,5 рабочих дня уходят просто на совещания. Это ~3 месяца при 5-дневной рабочей неделе. При этом я буду лукавить, если скажу, что все встречи были эффективными.
Первое, что пришло в голову: «Надо срочно остановить это безумие!» И возник вопрос: а так ли нужны все эти совещания и встречи? Не слишком ли часто проводятся, достигаются ли результаты? Поразмыслив, я пришел к выводу, что все же бОльшая часть нужна. Просто не хватает оптимизации.
Какие инструменты использовал для оптимизации
Я не мог взять и отсечь бОльшую часть совещаний, сказав: «Ребята, сори, тут без меня». Иногда так можно делать, но в большинстве случаев я был нужен, особенно на удаленке, к которой мы притерлись не сразу. Сотрудникам было важно видеть включенность и доступность руководителя отдела. Но и пускать все на самотек не хотелось, поэтому задумался над оптимизацией времени.
Я стал пробовать разные инструменты, приемы и подходы. Ниже привожу мой топ инструментов и приемов, которые помогают экономить время:
#1. Целевая картина совещания
Если указана расплывчатая тема собрания либо непонятны цели, то вы уже знаете, к чему это ведет. Через полчаса после начала встречи все начинают залипать в экраны смартфонов, разбирать почту и слушать вполуха. Из-за этого теряется динамика встречи, и она выходит за рамки тайминга. Представьте, сколько времени было загублено таким образом.
Выработать привычку готовиться ко встречам у себя и сотрудников помогает целевая картина совещания. Как ее подготовить:
- прописать цель совещания;
- определить состав участников;
- составить повестку и список вопросов, разослать участникам;
- определить тайминг совещания и выступлений.
Что надо сделать после совещания:
- свериться с повесткой: все обсудили? ничего не забыли?
- прописать, какие решения были приняты по итогам;
- установить договоренности по контролю задач: кто вносит их в план, какие дедлайны, кто следит за исполнением.
Звучит просто, но попробуйте делать это перед и после каждой встречи. И не за 5 минут до начала, а хотя бы за несколько часов. Тут-то и кроется ловушка регулярности. Речь об игнорировании базовых подходов. Человеку свойственно так делать: например, нам с детства говорят мыть руки, когда приходишь домой. Но люди все равно не делали этого регулярно. Только острая необходимость в виде пандемии поменяла подход. Нечто похожее происходит и в совещаниях: мы знаем, что нужно уделить время подготовке, но применяем «авось-подход».
#2. Устроить голосование по вопросам
Для решения некоторых вопросов проще сделать голосование и увидеть цифры, чем выслушивать мнение каждой стороны в отдельности. Например, можно использовать голосования в чатах в Telegram, а во время встречи посмотреть на результаты, выслушать пару замечаний и принять решение.
#3. Назначить куратора или секретаря собрания
Это практика из Agile, я думаю, тут многие о ней знают.
Хорошо, когда вам помогает куратор или секретарь собрания. Он ведет запись основных договоренностей, помогает держать русло беседы, рассылает участникам репорты со встреч. Еще лучше, когда куратор — это сотрудник, не принимающий активного участия в беседе. Плохо, когда человек и следит за встречей, и пытается закрывать свои задачи с помощью звонка.
#4. Ограничить количество участников
На встрече не должно быть много участников, иначе все превращается в балаган. Так происходит, потому что люди чувствуют себя невовлеченными. Вот представьте: вас 7 человек и каждый должен участвовать в обсуждении. Людям от такого некомфортно: кто-то начинает нервно ерзать, стараясь вклиниться в разговор и показать, что он не зря тут тратит рабочее время, а кто-то переключается на другие дела и выпадает из повестки. В итоге время идет, а работа буксует. Чтобы свести к минимуму этот риск, нужно стараться уменьшить количество участников — до 3-5 человек.
#5. Ввести практику индивидуальных встреч
Это экономит время сотрудникам. Ребята подключаются по очереди на планерку, и им не приходится слушать про задачи коллег.
Лирическое отступление о проблеме совещаний в целом
Проблема неэффективных совещаний в том, что в России нет культуры переписки. Про свежий формат аудио- и видеовстреч даже говорить не стоит — с переходом в онлайн обнажились все проблемные места в организации встреч.
Вот ситуация: как-то раз я организовывал рабочую встречу с итальянцем. Мы выбрали дату и время. Утром в день встречи я написал ему: «Всё ли в силе?», на что получил удивленный и строгий ответ: «Если бы что-то изменилось, я бы уже сообщил». Тогда я понял, в чем различие российского опыта и зарубежного — мы необязательные и можем забыть о встрече, сообщить об изменениях в последний момент.
Цифровизация скоро дойдет и до совещаний и не в виде полумер, а в виде качественных решений. Нам не хватает инструмента, где без дополнительных кликов и движений можно набросать задачи, прикрутить их ответственным и поставить сроки. То есть да, есть Google Календарь, EASY TASK и другие инструменты. Но постоянно перелинковывать их между собой — долго. Материалы совещаний хранятся в большом количестве источников. И это боль.
Какие есть тренды в онлайн-совещаниях
Не претендую на то, что этот список исчерпывающий. Он основан на моем собственном изучении и понимании проблемы:
- Автопротоколирование. Перспективный инструмент: система переводит аудиопоток созвона в текстовый с разбивкой на фразы участников. Или в аудиозаписи проставляются таймкоды с номерами поручений.
- Автоматизация расчета времени, потраченного на совещания в специализированном ПО.
- Интеграция с мессенджерами — чтобы, подключив бота к разговору, можно было вести встречу как в аудио, так и в текстовом варианте. Существующие варианты пока далеки от совершенства: чат в Zoom нельзя сохранить, а видеосвязь в том же Telegram пока что хромает по качеству соединения.
- Голосовая постановка задач — если вспомнить Алису от Яндекса или Салют от Сбера, то там можно совершить действие просто сказав фразу, например, «Алиса поставь будильник на завтра на 7 утра» или «Салют, переведи 7000 рублей Ивану Федорову».
Что в итоге
Сейчас я трачу на совещания столько же времени, сколько и раньше. Но при этом качественно изменилась их структура. Например, раньше 10 часов в неделю уходило на совещания с 3 людьми. Сегодня на этих 3 человек уходит ~3 часа, еще 5 — на совещания в индивидуальном формате. Мои сотрудники стали меньше времени проводить на встречах, а значит, уменьшилась и средняя стоимость совещания в компании.
#совещания #планирование_встреч #zoom #google_meet #skype #agenda #повестка_встречи #протокол_совещания #оптимизация_встреч
Все, что говорит автор - понятно и говорено уже раз сто.
Но когда глава компании сам устраивает балаган, когда стиль "поговорим всем отрядом до 2 часов ночи" - часть корпоративной культуры - никакие статьи не помогут. Вы голову боссу не вылечите и структуру митинга не измените.
Ну этому боссу уже не вылечу, потому что больше там не работаю)) Теперь работаю в компании, где меня слышат)
Комментарий недоступен
Ооооо! Плюсую!
Я в свое время в одной компании задолбался с этим.
Вроде, и регламенты написаны, и персонал в курсе. Но в итоге в повестке одно, а в протоколе совершенно другое. И временные рамки полностью нарушены.
Не стал особо сильно бороться только потому, что начальница была крайне креативной и как раз в процессе этих... блин... ну, посиделок, наверное генерила неплохие идеи.
Но это исключение. А в целом для другого бизнеса - бич.
Нет ну вот планёрка отрядом на час раз в неделю все равно должна быть. А если новые сотрудники в компании - они с этой удвоенкой без планёрок вообще будут себя чувствовать одиноко как в пещере
Закон Митчелла: Любую проблему можно сделать неразрешимой, если провести достаточное количество совещаний по её обсуждению.
В том числе проблему длины совещаний😂
Ну посчитал и посчитал.
че бухтеть-то
Мир должен об этом знать)
Комментарий недоступен
А вот это интересный вопрос! Менеджмент среднего и высшего звена, как водится, имеет сильно ненормированный день.. Поэтому, такие посиделки выливаются, часто, в персональные трудозатраты - менеджер потом свою работу должн делать в обязательном порядке после этих общественных мероприятий.
Если бы все укладывалось в 40 часовую неделю, плюс печеньки на совещаниях - все было бы приятно
Оплаченных. Но я работаю не только ради ЗП))
Комментарий недоступен
Ну да, а если фаундер или СЕО мнет письку на 3 часа...
Именно так, все понимают, но мало, кто делает)
Заранее озвучена повестка встречи и ее тайминг.
Вы не совсем правы. То, что Вы описали больше походит на собрание уровня правления компании.
Задача же совещаний (если мы не говорим про какие-то внутриотделовые летучки) - скоординировать мнение разных отделов (зачастую противоречащих друг другу) насчет какого-нибудь вопроса в присутствии модератора (вышестоящего лица, которое и принимает решение). И тут - дискуссии, и потому тайминг неуместен.
Раздражжжает другое. Когда начинается обсуждение с того, например, "нужен ли нам новый формат аптек", а в итоге начинает обсуждаться в какой цвет двери красить, нужны ли автоматические двери и пр.
Ну начинается: а на Западе лучше. Особенно смешно слышать про итальянца. Они вообще самые необязательные люди на свете))))) Автору попался какой-то чел, который решил перед ним выпендриться, видимо.
То же самое испанцы - спокойно могут опоздать на встречу на 6 часов (есть история знакомых, они в посольстве работают), и им как бы норм.
Это я к тому, что не надо идеализировать Запад. Их единственное отличие в том, что они до последнего не признают проблему на проекте, в отличие от нас. И будут всеми силами убеждать, что все круто. Поэтому такое ощущение, что "они" чем-то лучше.
Подпишусь под каждым словом. Американцы тоже так себя ведут. Слишком долго нам внушали что мы хуже, поэтому когда сталкиваешься с реальностью дико бомбит :)
Это называется средиземноморский стиль) и хорошо, когда есть возможность его придерживаться :))
Если кратко — видеовстречи не нужны вообще. Ну т.е. они занимают дохрена времени, несут массу ненужной видеоинформации и крайне непродуктивны.
Максимум голос и это больше не для работы, а для социальных функций, чтобы было больше «дружбы» и «на одной волне».
Рабочие задачи закрываются в удобных онлайн-инструментах.
Ну как сказать. Вот прилетела вам откровенно бесполезная задача, и вы уверены, что ее выполнение не решит проблемы, а время ваше и ваших сотрудников сожрет. И у вас был бы шанс объяснить, что нужно сделать для решения проблемы, но совещания не было, а только директивная постановка задачи в таск трекере.
и митинги и таски нужны. рабочие видео на самом деле оч хорошо, стимулирует и сближает удаленные команды.
и без дебильных аватарок как в статье, именно лайв видео.
А мне нравятся совещания, особенно если на них есть: печеньки и конфетки)
Это вам не совещания нравятся, а быстрые углеводы, которые эндорфинчиков вам в кровь доставляют)
тогда уж лучше "блэкджек и эти... " ))
Комментарий недоступен
Ну да, ну да. Опять приплетаем Рашку. а в Штатах по вашему нет проблемы митингов бесполезных?
Культуры переписки явно где-то нет, но почему именно в России? По-моему это проблема отдельных компаний, и конечно отдельных людей.
Давайте уже признаемся сами себе: большинство созвонов это просто создание видимости работы и переливание из пустого в порожнее. Вы упомянули Agile - так вот она и предназначена для того, чтобы каждый сотрудник знал список своих задач, работал над ними и синхронизировался с остальными. Практически все вопросы можно решить в переписке двумя-тремя предложениями и не обязательно для этого созывать очередной созвон. Меня на удаленке эти созвоны больше всего раздражали - пол дня прошло, а ничего не сделал, только созванивался.
Это работает, когда есть конечный список задач у сотрудников, у маркетологов он бесконечный, ограничивается только фантазией руководителя)
Где то год назад была хорошая статья на одном сайте, про то как Джефф Безос ведёт совещания - там говорилось что все кто с ним встречаются, должны заранее написать план отчёта, потом сократить количество слов в 2 раза, а затем из получившегося ещё сократить в 2 раза.
"Краткость - сестра таланта" если коротко.
Поучительно.
Но тут многие задумаются - ведь главный плюс в данной задаче это экономия времени Безоса, в то время как подготовителю отчёта потребуется потратить на всё это времени гораздо больше.
Отсюда возникает вопрос - а можно ли научиться высказывать свои мысли быстро и без воды, если ты по роду специальности всегда говоришь много и с подробностями?
Мастерская цифровых решений.
Цифровых)) Сидят и решают: 10001101010110
Ну наконец-то! Хоть кто-то понял. Ура! А "цифровизация общества" — это чипирование людей.
Сюда же мне кажется надо расписать такую вещь, как отдельный мессенджер для работы. Мне кажется, что многие сталкивались с вопросами от не совсем «осознанного» руководства в те же 2 часа ночи.
Про звонки когда угодно без регламента - прям боль(
Про рабочие мессенджеры тема для отдельной статьи)
А я в прошлом году на доту 1000 с хвостиком
наконец-то по-настоящему интересная статистика
Не вижу проблем, с многочасовыми митингами в онлайне. У меня время оплачено, если вместо работы надо часами зевать перед монитором, ладно. Это лучше, чем было в оффлайне, когда надо сидеть в переговорке часами.
В случае если начальник не самодур, а то бывает знаете, совещаешься так вот по три часа, приходишь после такого совещания на свое рабочее место, а чат разрывается от сообщений от того же начальника, который только что проводил совещания с вопросами о том
- Когда ты уже сделаешь задачу такую-то...?
К слову сказать задача была поставлена часа в три утра/ночи. Когда я ее должна была сделать, чет не понимаю
При сравнении офлайна и онлайна, да, лучше попить кофе перед монитором. Но мне важнее сделать задачи, которых «вагон и тележка», чем «смотреть на эти лица».
позови сюда своего босса, гнать таких работничков нахер
Используете календли или что нибудь похожее для планирования встреч?
Конечно, все встречи в календаре)
все пункты верны.
если стоит задача внедрить такую систему, я бы еще раз подчеркнул важность секретаря - такую роль можно дать отдельному человеку и добавлять его на все важные митинги.
только обязательно дать ему права и обязанности следить за таймом, чтоб умел вежливо прерывать людей и напоминать о времени.
Да, специально обученный человек еще лучше.
Совещания = прокрастинация.
для кого?)
для начальника совещания это и есть работа, как иначе руководить людьми.
-1