{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему система стимулирования есть, а желаемых результатов всё нет?

Системы стимулирования персонала в том или ином виде есть в каждой компании. Это управленческий инструмент, который направляет сотрудников на достижение определенных результатов. Включает в себя как поощрение, так и наказание.

Создание системы стимулирования лучше рассматривать с позиции маркетинга. Сама система стимулирования – это продукт. Наполнение системы стимулирования – характеристики продукта. Клиентом для этого продукта является сотрудник компании.

Основные проблемы, которые возникают при создании систем стимулирования

Проблема 1

Считают синонимами мотивацию и стимулирование, поэтому часто вознаграждение называют то системой мотивации, то системой стимулирования.

Разница между стимулами и мотивами носит принципиальный характер.

Мотивы – то, что внутри человека. Они подталкивают его к действиям, которые приводят к определенным результатам.

Стимулы – то, что снаружи. Выступают в роли поощрения или наказания за полученные результаты.

Важно!

Стимулы приводят к желаемым результатам тогда, когда соответствуют мотивам!

Пример из статьи "Как удержать сотрудника, которому надоела работа"
Источник: www.e-xecutive.ru

Суть статьи

Один из лучших продавцов компании резко снизил качество своей работы, что сразу сказалось на результатах. Беседы с ним не привели к изменениям в его поведении. Тогда стали пересматривать его систему стимулирования. Начали с предложения новых поощрений - не получилось.

Перешли к наказаниям - он решил уйти из компании. После детального разговора выяснилось, что у него изменилась мотивация. Работа продавцом перестала соответствовать его мотивам, поэтому прежняя система стимулирования перестала работать. Ему нашли новое место в компании, которое максимально соответствовало его мотивам. Выиграли обе стороны: и сотрудник, и руководитель.

Проблема 2

Размытое описание результатов, которые хотят видеть от деятельности конкретного сотрудника.

Больше, эффективнее, лучше и т.д. ответами не являются. Существует система KPI. Однако часто они носят общий характер.

Типичное проявление этой проблемы можно увидеть при анализе систем стимулирования для продавцов.

На вопрос: "Что вы хотите от своих продавцов?"
Часто можно услышать ответ: "Хочу, чтобы он больше продавал".

Уточняющие вопросы

  • Что значит "больше продавал"?

  • Что в компании считается продажей?

Начинается мучительный поиск ответов. Потому что для разных компаний будут разные ответы на эти вопросы.

Например:

  • Рентабельность заключенных контрактов не менее, чем …процентов

  • Объем продаж существующим клиентам без НДС

  • Объем продаж новым клиентам

  • Объем полученных денег на р/счет компании

Важно!

Прежде, чем создавать систему стимулирования, необходимо обязательно ответить на 2 вопроса:

  • Какие результаты от деятельности продавцов нужны вам, как руководителю?

  • Каким образом эти результаты связаны с целями компании?

Проблема 3

Система стимулирования ориентирует сотрудника на получение тех результатов, которые мало зависят от его деятельности.

Обратимся снова к продавцам.

Часто результатом деятельности продавца считают получение денег за выполненный контракт.

Однако само выполнение контракта от продавца не зависит.
Он отвечает только за подписание контракта.

Качество и сроки выполнения контракта зависят от других подразделений.

Проблема 4

Каждое подразделение тянет в свою сторону и отстаивает в процессе работы, в первую очередь, свои интересы.

Наиболее частый конфликт возникает между маркетингом и производством. Периодически возникают конфликты между маркетингом и продавцами.

Например, для производства важна стабильность, а маркетингу важно периодически вносить изменения в продукты, чтобы формировать отличия от конкурентов.

Проблема 5

Считать, что материальные мотивы самые сильные и выстраивать систему стимулирования, в основном, на их основе.

С определенного момента времени материальные стимулы перестают работать и их повышение не дает того эффекта, который ожидают при их внедрении.

Нематериальные мотивы, которые в пирамиде Маслоу относятся к профессиональному развитию и самоактуализации обладают сильным влиянием на поведение человека. С определенного момента для каждого человека нематериальные мотивы начинают обладать большей силой влияния на поведение человека.

О чем важно думать, создавая системы стимулирования?

Момент 1

Прежде, чем начинать заниматься системой стимулирования необходимо определить цели компании и цели подразделений, как вклад в достижение целей компании. Такой подход создаст основу для формирования целостной системы стимулирования в компании.

Момент 2

Создание системы стимулирования, соответствующей специфике и особенностям бизнеса трудная задача.

По сути, нужно заниматься изучением ожиданий сотрудников и их мотивами. Это требует времени и серьезных усилий.

Еще труднее - начинать отбирать в компанию людей с соответствующими мотивами.

Стоит ли на это тратить время, которого всегда не хватает, зависит от решений руководства компании.

Момент 3

При обсуждении системы стимулирования в компании, в первую очередь, обсуждают финансовую и нефинансовую части, конкретно касающиеся сотрудников.

К нефинансовой части относят социальный пакет, обучение, абонементы в фитнес-центр и т. д.

Очень важно помнить, что вся компания - то, как она устроена - является системой стимулирования по отношению к каждому сотруднику

Культура компании, ее реальные ценности, процессы, принципы принятия решений, позиционирование на рынке, отношения руководителей и сотрудников и т.д. - это элементы системы стимулирования, которые влияют на поведение всех сотрудников.

Об этом часто забывают, нанимая новых сотрудников.

Важно понимать

Чем более лучший результат топ-менеджмент хочет получить, тем больше сил должно быть вложено в разработку системы стимулирования, соответствующую мотивам ключевых сотрудников.

Потому что правило - Бизнес делают люди – работает всегда, независимо от отношения к нему со стороны руководителей.

В кризисные времена оно становится еще актуальнее!

Если вы хотите, чтобы созданная система стимулирования работала на достижение целей компании, то нужно начинать с определения целей компании и ее подразделений. Я могу помочь вам провести анализ существующих целей и вместе с вами определить те цели, которые соответствуют текущей ситуации и ожиданиям собственников бизнеса.
Напишите мне на [email protected] или позвоните по тел.:
+7 (499) 380-77-67

Team-партнёр

Статья написана на основании опыта, полученного при работе в проектах с компаниями из разных отраслей.

0
64 комментария
Написать комментарий...
дядя Федор

По-моему, главный принцип стимулирования работников в России звучит так:" незаменимых людей нет!", и похеру там на то, что насколько этот сотрудник ценен!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Ставка на человеческий капитал выигрышна в долгосрочной перпективе!
Не зря уже достаточно давно начали говорить об интеллектуальном капитале и даже пробовать его оценивать.
Отношение к людям в компании это всегда один из стратегических выборов, которое делает руководство компании.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Бизнес-процессы важны- согласен!
И с балансом согласен!
Вопрос первичности это как про курицу и яйцо:)
Важны одновременно и бизнес-процессы и отношение к людям.
Главное это при описании бизнес-процессов не забывать, что их реализуют люди!

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда