Как мы нашли PR-менеджера для агентства разработки и чему научились в процессе
Пытались найти человека, который хотя бы отчасти умеет писать тексты для IT и понимает эту среду (junior++ уровень). Выяснили, что в этом случае грейды не работают. Переосмыслили вакансию, портрет кандидата и нашли просто любознательную девушку за 35к, которая быстро учится. Рассказываю, как вам сделать так же, а нервов потратить меньше.
Привет! Меня зовут Витя Фомин. Я периодически ищу толковых людей для тех проектов, над которыми работаю. Это могут быть авторы, дизайнеры, видеомонтажеры и так далее. И мне захотелось тратить при этом поиске меньше нервных клеток и находить их быстрее.
Я стал писать вакансии-истории, быстро отвечать кандидатам — в общем, отнёсся к процессу как человек, который хочет закрыть боль с делегированием. На текущем месте работы («Рейтинг Рунета») у меня получилось собрать небольшую дополнительную команду из иллюстратора, редактора и ассистента, которые нам помогают, а также базу других прикольных внешних спецов и подрядчиков.
В 2023-м году я попробовал масштабировать услугу найма: открыли микро HR-агентство с партнёром и успешно его закрыли 🙃 Главная причина — я плохой предприниматель и больше тяготею к бутиковому, а не серийному типу обслуживания.
Тем не менее, с парой компаний мы хорошо поработали.
Пиарщика мы нашли ещё в прошлом году, но не спешили об этом рассказывать. Чтобы убедиться, что всё в порядке. Но теперь, в 2024-м, можно подытожить этот опыт. Статья написана с благословения и при участии Андрея Погорелого, заказчика и руководителя агентства Рецифра.
Как всё начиналось
В конце 2022-го года я написал статью «Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства». Статья и последующий запуск моей HR-услуги откликнулись у Андрея, и весной 2023-го он пришёл в личку с запросом:
Компания Андрея тогда называлась Ugraweb и работала порядка 10 лет в том же состоянии, в котором находятся многие агентства: есть средняя региональная узнаваемость, процессы, клиенты. Но сделать какой-то скачок и выйти на федеральный уровень не получается.
Андрей, как специалист по разработке, тогда мало понимал в пиаре и маркетинге. И как нормальный предприниматель, хотел просто нанять человека, который скажет «надо делать вот так!».
Однако я не зря написал ту самую статью. Самой важной мыслью там было следующее:
Я ещё раз проговорил это Андрею на созвоне — что людей, которые могут вникнуть в его бизнес и выстроить коммуникации с IT-заказчиками «под ключ» без его участия, попросту нет на рынке. Отдельные сильные ребята есть, но они заняты, довольны жизнью и очень дорого стоят.
Поэтому ему нужно сначала самому понять — что он хочет и как этого добиться, быть «головой» — постановщиком и контроллером задач по пиару и маркетингу, по крайней мере, на начальном этапе. И тогда я смогу найти ему для этого исполнителя — «руки».
В качестве решения я предложил ему сначала «побиться» об [....], PR-директора известного интегратора.
Я знал, что [...] классный стратег. И как-то она рассказывала мне, что помогла выстроить PR-стратегию нескольким агентствам, входящим в их группу компаний.
Никаких реферальных отчислений я от такой рекомендации не получал и не просил. И, казалось, просто отдал тёплый лид другому человеку. Андрей сказал «спасибо» и ушёл договариваться к [...] насчёт платной консультации.
Но потом история продолжилась. [...] действительно смогла выступить в роли «бизнес-психотерапевта» и структурировать мысли Андрея:
В процессе их общения выкристаллизовалось новое позиционирование. Андрей понял, что у его агентства в портфеле много госпроектов, они умеют «оцифровывать регионы». В своём регионе ребята сделали много кейсов — поэтому появилась амбиция выходить в другие области. Для этого они, среди прочего, сменили название на Рецифра и обновили сайт.
После этого запрос Андрея насчёт поиска пиарщика оброс конкретикой:
Тогда я уже подключился, и мы начали первые эксперименты с воронкой найма.
Ошибки первой вакансии, отвал первого кандидата с испытательного срока
Первая вакансия
Я постарался так составить текст, чтобы он честно и с вдохновением отвечал на логичный вопрос любого кандидата «зачем мне вообще эта малоизвестная студия из Югры?».
Мы согласовали вакансию, и я начал её постить в профильных телеграм-чатах и сообществах, где ищут работу редакторы, сммщики и пиарщики, а также на HH. В конце вакансии прикрепил форму для откликов с несколькими полями, чтобы все отклики собирались в гугл-табличке.
Но откликов от кандидатов было немного по нескольким причинам. Я несколько раз поднимал (переопубликовывал) эту вакансию и всего пришло 42 отклика из чатов и штук 5 в HH.
В процессе получилось эти причины обнаружить и идентифицировать.
Проблема №1: текста в вакансии было слишком много, и он местами был неуверенный
Например, там был такой абзац:
Люди не поняли заход и прямо об этом говорили. Я собирал публичные скептические обсуждения вакансии и мотал на ус.
Фидбэк был справедливый. Если человек уже имеет хоть какой-то опыт, то как правило, он хочет прийти на работу в компанию, где выстроены процессы и есть понимание «чего мы хотим и куда движемся».
Для примера, один мой бывший коллега — хороший сейлз — очень точно это сформулировал, описывая свой поиск работы на рынке:
В общем, далеко не у всех людей есть амбиции для того, чтобы прийти на полностью новый участок деятельности и построить там что-то с нуля. Людям больше нравится стабильность и понятность, чем авантюризм и риски.
Проблема №2: попытка назначить этой вакансии грейд
Мы с Андреем попытались квалифицировать будущего пиарщика как junior++, и смотрели на вакансию в таком разрезе. Это просматривалось:
- в тексте вакансии (в самом первом варианте я даже буквально написал junior, но потом немного правил текст и эта версия в Notion уже не сохранилась);
- в описании функционала;
- в ценнике, который начался с 80 тысяч в первых анонсах вакансии;
- в наших ожиданиях, что человек будет иметь некоторую проектную организованность.
Но проблема здесь в том, что грейды гораздо лучше работают в IT и на технических позициях. Всем +/- понятно, что должен делать джун-программист Java, например.
А кто такой пиарщик-джуниор? Честно говоря — фиг его знает. Рынок до сих пор не может даже договориться между собой, должен ли пиар приносить продажи или нет.
Естественно, раз у самих работодателей нет такого понимания, то у кандидатов его ещё меньше. Поэтому на вакансию отзывались и редакторы СМИ с двадцатилетним опытом, и новички-копирайтеры.
В целом, построить такой фильтр на вакансиях, чтобы отсеивал 99% вредных микроорганизмов, никогда не получится. Но в этом случае я сам ошибся и расширил входную воронку для нецелевых откликов.
Первый кандидат на испытательный срок
Через две недели всё же нашлась молодая девушка с интересным опытом и подходящим ценником. Она полтора года работала копирайтером в IT-компании.
Мы её прособеседовали, потом придумали тестовое задание. Вроде всё было на четвёрку с плюсом, хотя некоторые сомнения оставались. Меня немного пугают люди, которые говорят, что у них хорошо получается креатив, а рутина — не их сильная сторона. Во многих случаях это означает, что человек не умеет управлять собой и обстановкой вокруг себя.
В 2010-х художник Остин Клеон написал известную статью «10 правил творчества», в которой он подтверждает мысль, что креатив зависит от организованности:
Я озвучивал это Андрею, когда мы обсуждали её кандидатуру:
Чтобы услышать ещё какие-то точки зрения, я сходил и взял отзыв по кандидатке у её бывшего руководителя. Он подтвердил, что человек не любит монотонность, но в итоге дал позитивную рекомендацию.
Это обрадовало и появилась надежда, что раз девушка в меру амбициозная и хочет расти, то это может сыграть нам на руку. В Рецифре её не ограничивал никто и ничего (кроме отсутствующих пока маркетинговых процессов :), владелец бизнеса спокойный и договороспособный, вполне готовый платить больше за понятные результаты. В общем — приходи и настраивай всё под себя!
Андрей решил попробовать этот вариант и взял кандидатку на месячный испытательный срок. Даже с небольшим совмещением — она работала редактором на парт-тайме в контент-агентстве.
Но потом понемногу начали всплывать косяки. Сначала девушка регулярно что-то не успевала. Поэтому даже уволилась из контент-агентства, чтобы сосредоточиться на Рецифре.
Я насторожился, сходил в это агентство и тоже попросил у ребят фидбэк о сотрудничестве с ней. Он был следующий:
Фокус на одном проекте, к сожалению, ничего не исправил. Андрей продолжал замечать, что девушка регулярно на что-то отвлекается или делает не то, что согласовали для итерации. В целом процесс выглядел так, что предприниматель занимался коучингом молодого сотрудника, ещё и платя ему зарплату.
В середине испытательного месяца Андрей дал ей ещё один шанс, проговорив на большом созвоне все эти моменты. Но чуда не случилось.
Этот опыт, кстати, хорошее подтверждение, что сарафанное радио работает не всегда. Напомню, что от бывшего директора этой сотрудницы мы получили в целом хорошую рекомендацию. Люди могут искажать настоящий опыт по разным причинам, или ставить перед сотрудниками другие требования.
Второй заход: переосмысление, кого мы ищем и переписывание вакансии. Две кандидатки на испытательном — одна успешно прошла
Сменили портрет кандидата
За время первого захода и собеседований я заметил, что мы устали общаться с «опытными» людьми, приходящими с рынка. Среди них преобладали классические журналисты или пиарщики из офлайна и без понимания IT.
А те ребята, которые имели хоть какие-то навыки с диджиталом, также зачастую имели на борту разных тараканов, Чувство Собственного Достоинства и большие для экономики вакансии ожидания по деньгам (до 130 тысяч рублей). Половина, к тому же, была из Москвы, что накладывало отпечаток на запросы.
Поэтому возникла гипотеза, что с поисками «хардов» мы пошли не в ту сторону. И что лучше и важнее искать в человеке сообразительность и энергичность в первую очередь. Остальному можно научить.
Переписали вакансию
Поэтому я переделал страничку в Notion, назвав её теперь «Начинающий PR-менеджер в IT-агентство». Часть описания про обучение с помощью бесплатных курсов и полезных материалов (в частности, курса Сибирикс «Менеджер проектов») стащил у коллег из Пиробайт, которые тоже сделали для себя вывод, что найти пиарщика для сибирской IT-компании — это задача со звёздочкой. Мы общались об этом в личке, я интересовался их опытом.
Что конкретно изменилось:
1. Переписал текст, сократил его и переориентировал на другую целевую аудиторию — энергичных новичков. Теперь вакансия вела себя, как щенок хаски, которому хочется поиграть с новым другом, её тональность изменилась и теперь звучала примерно так:
😄
2. Ценник стал меньше — 35 тысяч на испытательный.
3. В форме откликов пришлось добавить пару небольших, но полезных фиксов. Например:
Две кандидатки на испытательном сроке — и по какому критерию делали финальный выбор
В этот раз воронка была построена лучше, и мы увидели больше тех людей, которых хотели видеть — молодых ребят, которые отдавали себе отчёт в том, что им ещё многому предстоит научиться.
В процессе собеседований выделились две девушки:
редактор с опытом диджитала, прошла первую ступень Школы редакторов Горбунова;
- научный сотрудник из Москвы, которая решила сменить профиль и училась на коммерческого автора.
Андрей решил попробовать потестировать их параллельно, не скрывая небольшого конкурса. Также, учтя предыдущий опыт испытательного срока с кандидаткой, которая не умела организовывать процесс, он перед стартом работы сразу написал девушкам вводную инфо:
Дальше мы дали им тестовое — доработать черновик кейса, помочь с описанием мероприятия Рецифры и немного мелочёвки. Обе справились неплохо. Настал сложный момент, когда нужно было сделать конечный выбор.
Финальный выбор
Для конечного выбора тестовые задания всё же помогли не сильно. Качество текстов и организационные моменты у девушек немного отличались, но не кардинально, потому что обе были умными и адекватными. Слишком мало времени прошло для «обкатки».
При этом мы с Андреем уже несколько раз обсуждали между собой принцип подбора людей. У меня несколько лет есть точка зрения, что лучше не пытаться мыслить идеалистично, что если мы нашли человека с каким-то одним сильным навыком, то при желании он сможет подтянуть остальные навыки на такой же уровень.
Например, у нас есть на руках сильный редактор-текстовик, но он больше интроверт. Какая вероятность, что он станет душой компании? Жизнь показывает, что вероятность небольшая, либо в прокачку его софтов надо вложить много времени и сил.
Микроскопом при желании можно забивать гвозди, но лучше взять более профильный инструмент.
Поэтому тут надо определиться, что первично для позиции:
либо первичны именно сильные тексты;
либо первична харизма для того, чтобы драйвить коллектив и любых внешних контрагентов на рынке, с которыми будет взаимодействовать Рецифра. Если это присутствует, то супер-тексты вторичны. Да и научить человека более-менее осмысленно писать всё же легче, чем научить его нравится людям и вдохновлять их.
Я повторил эти мысли:
Андрей соотнёс это со своими соображениями и позвал на испытательный срок более общительную, по нашему общему мнению, девушку.
Катя действительно была удивительной:
- живя в Москве, согласилась на невысокую для Мск оплату на испытательном — 35 тысяч;
- вполне здраво и честно проговаривала, что понимает, что пока ничего не понимает в IT, но хочет научиться — поэтому согласна на такие условия;
- при этом была старательной, что показывал статус научного сотрудника.
После того, как она вышла на испытательный, я занялся своими делами. Но спустя время спросил Андрея — как сложилось? Потому что вдруг повторилась история с отвалом человека, и мне нужно снова кого-то искать.
Но на этот сложилось хорошо:
Итог: что мы поняли
Получается, что главный фактор отбора на позицию PR-менеджера для айтишников — «хороший человек». На позициях, где хард-скиллы важны — дизайн, кодинг — это кажется утопичным и невыполнимым.
Но в таких более зыбких материях, как менеджмент, PR, HR, если мы говорим о поиске НЕ middle+ специалиста, то именно уровень коммуникации и «приятность» решают.
Надеемся, что вам была интересна эта история.
- Если есть желание, почитать про жизнь Рецифры можно в телеграм-канале Жизнь за МКАДом. Андрей там пишет просто и весело;
- А я живу в канале Витя Фомин: проекты и коммуникации.
Всем добра и пусть вас окружает классная команда.
«Катя действительно была удивительной: живя в Москве, согласилась на невысокую для Мск оплату на испытательном — 35 тысяч;»
Простите)
Она прошла этот испытательный период и теперь на столе у неё есть ещё и хлеб ))
С солью?) Зажиточная!)
Научная карьера приносила ещё меньше перспектив (к большому сожалению).
С....ка это идеальная жена, никаких Iphone 15 и Dolge Gabbana с Burberry )) А мне мерещится или у нее боевой ствол на столе лежит?))
не мерещится, это жена честного гаишника, который не берет взятки)
Это выдали на работе, чтобы подрабатывала, пока на испытательном)))
Пиарщик в айти за 35 тысяч рублей... Это как же надо себя не уважать.
Я общался с несколькими людьми, вышедшими из PR-департаментов огромных компаний. Они умели писать пресс-релизы, а на вопрос «ты выпустил кейс на vc или Хабре, как получить для него больше охватов, какие есть способы?» не могли ответить. Они вполне себя уважали и запрашивали ЗП от 130 тысяч рублей.
За ЗП 130 000 рублей они и не должны увеличивать охваты на Хабре)
Во-первых, пиарщик работает с репутационным фоном и узнаваемостью бренда. За повышением охватов (с целью продаж, я правильно понимаю?) обращайтесь к маркетологам. PR не про продажи от слова совсем и в индустрии об этом уже давно договорились.
Во-вторых, у пиарщика ценятся навыки работы со смыслами и контакты со СМИ. В айти-среде все гораздо своеобразнее, чем, например, в государственном секторе. Соответственно, что и стоимость персонала выше. За 350 000 вы найдете хорошего пиарщика, который сможет сделать из бренда конфетку (но учтите, что ему нужна команда, в одни руки - это не делается).
За 130 000 вы берете человека на пресс-релизы и исполнение медиаплана. Чего-то сверхъестественного ждать за эту сумму вы и не должны.
За 35 000 тысяч можно нанять только вчерашнего школьника. Либо человека, который настолько не уверен в себе, что готов работать за стакан воды (на хлеб тут не хватит даже). Хороший ли это специалист? Нет. Потому что пиарщику важно иметь работать с информацией, а чтобы узнать свою стоимость на рынке даже ресерч большой не нужен.
Увы, до них этого не дойдет. Они свое время тратили на переписку, обсуждая, как бабки на лавке, кандидата на вакансию.
Возможно, что для корпораций 350к пиар-менеджеру — нормальная сумма.
Для малого IT-бизнеса нет. Там экономика другая и ожидания другие.
А по поводу того, что не нужно ждать сверхъестественного от человека за 130к (не нужно ждать от него повышения охватов поста на Хабре) — это забавно.
Потому что для этого не нужно быть пиарщиком, достаточно немного здравого смысла и желания получить результат. Конкретно на Хабре один из способов — сразу продумывать статью под популярные, читаемые хабы. Это тоже может сказать, по сути, любой внимательный школьник, а не человек хоть за 130, хоть за 350 тысяч.
Я сильно вас расстрою, если скажу, что в корпорациях вилка по зарплатам еще выше + плюс всякие плюшки? IT - это история про деньги на данный момент. Все профильные специалисты стоят дорого. Например, зарплата HR в IT выше в среднем в 2 - 2,5 раза, чем в других отраслях. С пиарщиком история та же.
Если ваш знакомый может себе позволить только "специалиста" за 35 тысяч, то ему рано думать о пиаре в целом. И какие госпроекты могут быть у малого IT-бизнеса? Умную лампочку в мэрии поменять?
Скорее всего, у вашего заказчика что-то чуть более серьезное. И да, если бы вы разбирались в PR (раз уж взялись за подбор специалистов), то никогда не выпустили бы такую статью, где вам, простите за грубость ..ев в панамку напихали. Репутация стоит дороже)
Человек, претендующий на экспертность в пиаре, искренне делает вид, как будто большинство комментаторов не приходит в принципе насовать кому-то половых органов в панамку, охлол)
Ещё смешнее ситуация становится, когда мы сравниваем показатели по просмотрам статей у отправителя и получателя этого комментария)
Ну, если в вашем мире люди приходят кому-то насовать, то сочувствую) Бытие определяет сознание
А что касается просмотров, то что я пишу здесь от своего имени, делается под мои цели. Если бы я продавала свои услуги, то может быть и был бы смысл гнаться за просмотрами и лайками, но для меня ресурс - это возможность разместить материал и отправить ссылку конкретным адресатам. Прочтет кто-то еще - супер, может быть ему будет полезно.
А насчет экспертности, то я занимаюсь внутрикомом. Сижу на зарплате, которая х12 от 35 тысяч автора. И раз компания (которая не является большой корпорацией) все еще является моим нанимателем, то они понимают за что ежемесячно перечисляют мне деньги))
Для корпораций это будет уже 500, а не 350
Почему на этот вопрос могу ответить я, копирайтер-редактор, вообще не являющийся пиарщиком, а PR-менеджер с зарплатой практически в 1,5 килобакса, не может?)
На «просто писать пресс-релизы и предлагать статьи разным изданиям» вполне реально найти человека за 60 тысяч. По крайней мере, это не самая плохая зарплата для джуна-копирайтера, которому навесят ещё одну обязанность.
Потому что ответить на вопрос могут люди и далекие от всей этой сферы, а вот реально повысить охваты - профессионалы. Потому ситуация аналогичная с управлением государством: все знают как сделать хорошо, но почему-то не делают.
Писать и отправлять пресс-релизы может и нейросеть, вот только загвоздка в том, что вас должны написать СМИ. А это уже опыт, связи и профессиональная репутация. И это стоит денег. 130 000 - это уровень пиарщика для локальных изданий. Тот, кто может договориться о публикации (не за деньги) на федеральном уровне стоит гораздо дороже.
60к - это зарплата где-то за МКАДом. Либо стажер на 3-4 курсе на удаленке, который сначала пишет пресс-релиз, а потом его переписывает еще три раза.
Просто для примера: выпускник магистратуры журфака МГУ просит не менее 85 тысяч в месяц в первый год работы. Вузы попроще - от 75. Свои пожелания объясняют так: "за меньшие деньги нет смысла тратить нервы, проще в курьеры пойти". Спрос на специалистов есть, без работы не сидят.
Так а находящийся в сфере человек почему не может, если это такая элементарщина, что для того, чтобы дать ответ, не обязательно быть пиарщиком?)
Потому что профессионал не будет консультировать в тех сферах, где не является экспертом. Работник "мультитул" - это то, кто сначала творит дичь, а потом берут специалиста за "много деняк" это разгребать.
Например, ваша девочка за 35к напишет вам кучу провокационных заголовков и прочих триггеров внимания. Просмотры поднимутся. Но купят ли у вас? Не-а. Потому что за шутами забавно наблюдать, а работают с адекватными партнерами (особенно в госсекторе).
Если кейс не направлен на продажу, то это история про репутацию. А с ней нужно быть мега осторожным. Это РЖД может себе позволить выкидывать котов из поезда и их услугами будут пользоваться, а малый и средний бизнес зависит от лояльности к ним клиентов.
Анна, вы не туда воюете. Я тот самый заказчик и плательщик 35 тыщ.
У вас судя по всему есть опыт и деньги, ваше мнение хочу узнать. Скажите, пожалуйста, в этой ситуации кто больше всего не прав - Виктор (автор статьи), Я (заказчик подбора человека), или Катя (девушка, которую мы в итоге взяли)?
Неправ тот, кто позволил опубликовать эту статью) Причины:
1. Минус в бренд работодателя. Соискатели шерстят очень много информации о будущей работе. Название компании вы указали, статьи на VC индексируются поисковиками. Адекватные кандидаты не пойдут работать туда, где работодателя хвастается тем, что нашел работника за стакан воды. Это красный флаг (особенно в IT).
2. Представьте, что ваши партнеры прочтут эту статью. Вероятно, у них возникнет мысль, что:
а. у вас плохо идут дела, если вы так сильно экономите на персонале
б. вы скряга, а значит, есть шанс, что будете экономить, где надо и не надо. Это минус к качеству работы.
в. почему, если у него такие маленькие зарплаты, то он просит так много денег за свой продукт. Буду выбивать скидку и пойду к другому.
Это не значит, что у вас после этой статьи все разом рухнет. Вообще нет. Но репутация - это штука коварная и начинает работать в самый неподходящий момент. Именно по этой причине в крупных компаниях бьются маркетологи и пиарщики: одни хотят "охваты на хабре", а вторые понимают, что косяки разгребать им. И лучше бы у той статьи было как можно меньше просмотров)))
Когда я пробовал продавать агентские продукты, а у меня их плохо покупали, то один очень опытный серийный IT-предприниматель дал мне такой совет:
- - -
— Я не встречал по-настоящему богатых людей, которые сорили бы деньгами.
Они довольно прижимисты и не любят переплачивать. Я всегда смотрел на ценник дорогих автомобилей, как на нечто неторгуемое. Каково же было мое удивление, когда мой наставник сказал мне, что ни за один из своих автомобилей он не заплатил столько, сколько стояло в ценнике.
Это выглядит странным, но они могу отжимать тебя досуха, когда дело касается бизнеса, но при этом вкладывать огромные деньги в благотворительность или не жалеть их на собственный отдых, семью, друзей.
- - -
Поэтому с партнёрами Андрея ничего страшного не случится, потому что у них есть бизнес-опыт, а у вас нет.
А за сколько кто нанимает людей и его экономика — это вообще никого не касается и нормальные люди таким не интересуются. Заказчиков волнует продукт на выходе.
Заказчики не дураки и прекрасно понимают, что низкооплачиваемый персонал не сделает свою работу хорошо.
Пока информация о зарплатах остается внутри компании, то да, она никого не волнует. А когда ее выносят в публичное пространство, то ситуация меняется.
Тем более, что бизнес Андрея, как мы узнали из комментариев, не может себе позволить специалистов с зарплатой в рынке. Следовательно, появляется ощущение, что дела идут не очень.
А насчет серийного IT-предпринимателя, то, наверное, вы сами понимаете, что на..здеть можно, что угодно. Если бы за 35 тысяч рублей в Москве можно было бы нанять хорошего пиарщика, то никто бы не платил в десять раз больше. Все бизнесмены умеют считать деньги. Вряд ли в том же КРОКе разбрасываются деньгами, но уровень зп там в разы выше.
Но может быть у Кати 100500 квартир в Москве и она работает для души. Было бы интересно увидеть ее комментарий.
Всё понял, спасибо!
—--
Будущим соискателям ответственно заявляю:
— Людей без опыта готов по прежнему брать, но скорее на бесплатную стажировку, а не на оплачиваемую.
— Людям с опытом гарантирую и крутой коллектив, и хорошие условия, и возможности роста (чтобы потом уйти на х12 к ЗП)
— И тем и другим - в конце концов, мы сможем быть друг с другом только по обоюдному согласию!
А партнёрам и заказчикам:
— Ну теперь то вы понимаете, почему у нас до сих пор не московский ценник??!!
—--
Анна, кроме шуток, спасибо за ваши комментарии. Даже если я с ними не согласен, они всё равно помогают иначе взглянуть на материал.
1. Это был не запрос на консультацию, а собеседование.
2. Подъём охватов — это, вроде бы, одна из задач пиарщика, который, если уж на то пошло, и является экспертом.
А мопед не мой. И девочка тоже. Прост забавно наблюдать, как вы ужом вертитесь, лишь бы ответ на элементарный вопрос не противоречил представляемой вами картине мира.
Оч хорошая история. Спасибо. И да, приятный в общении, мягкий но настойчивый и достаточно системный, чтобы протоколировать свою деятельность - базовые навыки пиарщика. А не база журналистов
Спасибо! Ёмкое описание.
Любознательный, хороший человек, за 35р в Мск, удивительная история) Видимо у Екатерины харизма Prevailing Skill
А потом жалуются, что в стране дефицит кадров
Где вы находите этих рабов за 35к в месяц, отсыпьте и мне пачку.Желательно чтобы в эти 35к была включена колыбельная для руководителя перед сном.
Тут важно научиться ссать в уши молодым и все получится, как у автора
А как должен быть организован процесс с молодыми кадрами / стажёрами, чтобы не «ссать» им в уши? Расскажите, интересно.
Вам неинтересно, от слова совсем, вам это не надо, поверьте. У вас получается находить народ за 35 000
Как скажете.
Выберите один из двух вариантов:
1. Разговариваем с людьми, спрашиваем, чего они хотят в жизни, рассказываем про свою отрасль и объясняем, что вот таких и таких навыков у них пока не хватает, поэтому денежек немного, пока они будут учиться. Люди смотрят, трезво оценивают картинку и либо подписываются, либо нет.
2. Отбираем паспорт и приковываем цепями к батарее в подвале.
Виктор, от всей души начинающего пиарщика в айти спасибо за кейс! (:
Сейчас в принципе анализировать, какой подход к таким кадрам выстраивают руководители. Общий опыт помогает уже дальше подтягиваться "по грейдам", но начинаем (те, кто только приходят в сферу) все точно с одного — знаем, что ничего не знаем
Спасибо!
Немножко не понял про «помогает уже дальше подтягиваться по грейдам» — можете объяснить? Интересно.
Слегка поторопилась с субъективным восприятием (:
Правильнее сказать так: мне как условному джуну в пиаре, помимо фидбека моих руководителей, интересен опыты и коллег. Так картинка объемная формируется и совокупное представление о пиарщике в айти. Т.к, на мой взгляд, направление все-таки от обычного пиара немножко отличается. По крайней мере начинающим, действительно, нужно много дополнительного впитывать
Это уже помогает дотягивать софты, что в перспективе может поднять мой "грейд" пиарщика :)
А, я понял!
Сначала подумал, что вы внутри себя аккумулируете разный опыт c рынка и составляете некий средний по больнице портрет грейдов (в частности, про контентщиков в IT).
"составляете некий средний по больнице портрет грейдов"
Для такого я еще совсем джун :) Но и это тоже в какой-то момент было интересно, т.к, действительно, вопрос интересный, а был ли грейд
И спасибо за мой портрет 😂
Как пиарщик в айти да еще даже не из Москвы не могла пройти мимо. Несколько фраз залетели в сердечко:
— "Половина, к тому же, была из Москвы, что накладывало отпечаток на запросы"
— "Например, у нас есть на руках сильный редактор-текстовик, но он больше интроверт. Какая вероятность, что он станет душой компании?"
— "...при этом была старательной, что показывал статус научного сотрудника"
Но читать было действительно интересно, местами даже очень.
Простите за косноязычность, иногда болею.
Спасибо за статью, как раз в поисках. Забираем
Все- таки непонятно, как сотрудник будет обучаться, если обучаться не у кого? И, какие обязанности он должен выполнять. Если писать кейсы на Хабр, то нужен сильный редактор- текстовик и совсем важно, насколько он экстраверт. Для того, чтобы успешно заниматься мероприятиями, надо посетить/поучаствовать в большом количестве конференций - у организаторов ит- мероприятий очень высокая планка при отборе докладов. Наверное, без подготовки можно как- то заниматься внутрикомом, за счет собственного драйва и обаяния. При этом у руководителя есть какие- то ожидания от pr, раз он решил, что нужна такая позиция. То есть в итоге сотрудник получит: широкий круг обязанностей, не имея ресурса в виде знаний/опыта/помощи более опытных коллег, но зп у него будет в несколько раз меньше, чем у его коллег в компании
Анна, добрый день! Спасибо, хороший вопрос. Схема сейчас выглядит так:
1. есть очень опытный ментор-практик
2. Андрей с ней регулярно на связи
3. он учится быть «головой» по маркетингу и PR. Эта компетенция владельцу в любом случае нужна, по крайней мере, пока они небольшое агентство. Во-первых, он лучше любого сотрудника или аутсорсера понимает, «что происходит», т.к. он сделал этот бизнес; и в конечном итоге только ему принимать решение, как развивать компанию дальше. Во-вторых, если у него не будет такой компетенции, то любой приходящий извне маркетолог, уходя, будет уносить с собой экспертизу. Это постоянная зависимость от кого-то.
4. Но у Андрея нет времени делать руками многие вещи. Поэтому он ставит Катерине задачи. И вот таким образом Катерина тоже учится непосредственно у руководителя.
вы как будто в крайности впадали. то вам нужен нищий молодой инициативный, то профессионал, но за три корочки хлеба. согласен с комментаторами выше, все и сразу не бывает. платить такие копейки только потому что спец молодой - страшная тупость. наберется опыта и сввалит при первой возможности
Да я тоже думаю, что мы совершили ошибку.
Не надо было вообще платить на стажировке.
Но больно уж понравилась команде Катя!