Удержание пользователей с помощью геймификации
Я занимаюсь геймификацией и самая частая задача с которой я сталкиваюсь – удержание пользователей.
В статье делюсь опытом по этому вопросу.
Общаюсь с предпринимателями и не могу нарадоваться. У всех нынче один вопрос на уме – как пользователей удерживать?
Свершилось, парадигма бизнес-мышления повернулась к лесу задом, а к пользователям передом. Раньше постоянно слышал:
— Нам сейчас главное трафика нагнать…
Нагнали, получается, полное ведро. А теперь дыры в ведре залатываем, через которые этот трафик выливается. Так и подмывает соблазн высказаться:
— Я же говорил..
Но не буду, вместо этого лучше своими секретами про удержание поделюсь.
Многие к вопросу удержания и возвратности почему-то подходят исключительно с материальной стороны вопроса. Расчехляют всякие акции, скидки, уникальные предложения. Как будто и без прибыли готовы работать, лишь бы купили еще.
Другие мыслят глубже. Начинают гонять идеи на тему создания программы лояльности. Запала креатива и фантазии, как правило, на долго не хватает. Поэтому и пресловутые программы лояльности зачастую сводятся к скидкам или подаркам. Лучше конечно, но все равно не фонтан.
Натыкался я когда-то на любопытный психологический эксперимент. Не знаю его научного названия, от себя назову “эффект шредера”. Суть вот какая:
Взяли кучку людей и поделили ее на три группы. Приказали задачки решать, а листики с ответами сдать на проверку профессору.
- Первая группа сдала листики. Профессор их сразу же проверил и одобрил.
- Вторая группа сдала. Профессор собрал все в стопочку и без проверки и оглашения результатов отправил всех восвояси.
- И третья группа сдала. На этот раз профессор взял стопку работ и демонстративно запихнул ее в шредер (уничтожитель бумаги). И выгнал.
А на выходе из аудитории подопытных поджидали ученые с блокнотиками. Вопрос задают:
— Готовы ли вы выполнить задание еще раз?
Результат показал: благодаря даже незначительному вниманию люди из первой группы были готовы выполнять задание больше раз, чем из второй и третьей. А вот игнорирование (2-ая группа) оказало такой же негативный эффект на желание продолжать, как и уничтожение (3-тья группа).
Выражаясь проще – проигнорить по силе негативного воздействие примерно то же самое, что и послать.
Результаты эксперимент приводят нас к любопытным мыслям: в отношениях с клиентом важна обратная связь.
Вот это открытие.. Однако как оно в большинстве продуктов устроено? Клиент приобрел товар или воспользовался услугой, деньги потратил, а ему за это в лучшем случае “Спасибо! Возвращайтесь еще!”. И спам-рассылку по смс и мыло в комплекте.
Ну вот представим супружескую пару:
Она долго хотела посетить модный курорт на другом континенте. Показывала красивые фото, яркими красками и естественно вслух писала картину совместного путешествия. (Это вы так, уважаемые читатели, в своих клиентов таргетируетесь)
Он наконец-то дозрел. Путешествие случилось. Из описанных ранее картин сбылась хорошо если треть. (Оказалось, что дополнительные функции оплачиваются отдельно) Про постельные сцены и вовсе молчу.
Вернулись домой. И понятное дело, что наш герой не ждет благодарности, она в эпоху “равенства” не особо в моде. Хуже, он слышит страшный вопрос:
— Ну что?)) Когда в следующий отпуск поедем?))
Становится ясно, его желаниями вообще никто не интересуется. Скоро ли он после такого озарения дозреет до следующего путешествия? Не думаю.
Ровно то же самое и происходит в отношениях между бизнесом и клиентом. Он расстается с деньгами, а в ответ мало того, что не чувствует и капли интереса к себе, так еще и сталкивается с банальным желанием навариться на нем снова.
Когда я занимаюсь геймификацией очередного продукта и клиент озвучивает мне задачу “поработать с удержанием”, я всегда начинаю задавать себе такие вопросы:
— А как мы можем вернуть клиенту уделенное нам внимание? Как мы можем его отблагодарить? Чем можем наградить взамен?
Ответы на эти вопросы помогают строить по-настоящему долгие и счастливые отношения с потребителями. А игровые и интерактивные сценарии помогают с реализацией:
Обычный процесс покупок таким образом можно превратить в коллекционирование. Ведь одно дело шопиться, и совсем другое собирать свою уникальную коллекцию.
Интерес к продлению подписки подогревать перспективой получения нового “титула” или “ранга”. Отменить то подписку легко, а вот решится на такой поступок понимая, что лишишься заслуженного звания уже не так просто.
Применять даже такие простые механик уже на много лучше, чем просто игнорировать клиента (вспоминаем про шредер). А если еще и добавить во всю эту историю элемент социализации, ну чтобы пользователи могли друг перед другом хвастать, ух.. Впрочем это история для отдельной статьи.
Среди предпринимателей есть люди, которые смотрят на такие решения и хмуря домиком бровки заявляют:
— Это все какое-то баловство. Детский сад. Клиенту важна только цена!
Обнаружив такого я начинаю улыбаться до ушей: “Есть! Есть еще люди, у которых мы не забрали клиентов!”. За близорукость и нежелание строить с клиентом отношений они заплатят своим финансовым благополучием.
Благо у меня в телеграм канале такая публика не собирается. Можно легко, свободно и без страха осуждения делится интересными идеями и яркими ходами с единомышленниками. Чем я постоянно и занимаюсь))
Делайте бизнес играючи!
Спорим, такую методику можно применить к любому бизнесу, товару или услуге?
про сцпрцжескую пару прям жиза
надо своей переслать
Рад слышать))
Как она применима к юр услгуам?
Отличный вопрос)) Уж с кем с кем, а с юристами я почти и не встречался в жизни))
И все же думается мне, что у вас многое завязано на эмпатии и на сопереживании ситуации клиента. Как у тех же психологов.
Мне как-то один юрист сказал, что мы, юристы – это переводчики. С языка законов на человеческий. Вот с такой идеей в голове я бы и подошел к вопросу удержания в этой сфере.
И тут конечно не нужно выдавать ачивки, титулы и ранги))
И хорошо Дмитрий, что вы с юристами почти не сталкивались...
хотя мы же еще не спрашивали у юристов,
может они с вами сталкивались?
Ачивки постоянным клиентам давайте
«Первая ходка» вторая-третья и так далее…
Не все юристы работают по криминалу..))
Но идея прикольная
Доложу, что adult у хороших эскорт-менеджеров обратная связь очень неплохо налажена кстати,
с теплотой вспоминаю своего менеджера, которая иной раз перед выходными интересуется не хочу ли я отдохнуть на этих выходных сопровождая письмо рассылкой анкет...
Отдыхать я конечно не планирую, но то, что обо мне вспомнили, уже приятно
Изучаю сейчас тему обратной связи, и очень кстати твоя статья, спасибо. А еще нравится, как пишешь, на одном дыхании 👌
Спасибо, очень приятно!)
И рад, что пришлось кстати. Геймификация вся на обратной связи строится)) Действие–результат–действие и т.д.
Мы все те же дети, просто в телах в взрослых. Нам нужна геймификация
Сильное заявление!))
Вот и кстати любопытный вопрос: кто-нибудь вообще прочувствовал в жизни тот момент, когда он перестал быть ребенком и стал взрослым?)
До 40 мы все дети)
А после 40-ка подростки?
Доживу, расскажу)
Этот момент растянут на годы.
Наталкивался как-то на информацию, что понятие "детства" вообще появилось относительно недавно и то, только для высших слоев общества.
Всякие крестьяне о таком в отношении детей даже не задумывались. Обыкновенный человек, просто пока маленький и плохо работает.
Точь-в-точь – каждый второй руководитель.
Не совсем понял про руководителя)
Нам постоянно нужна мотивация, иначе мы не работает, поэтому к геймификации отношусь отлично!
Про геймификацию в контексте HR можно общаться отдельно)
Тоже интересная тема.
Еще какая, обязательно напишите статью, первый лайк у вас уже есть!
Спасибо, сделал себе пометку)
Сработало )) Коммент+ )
Каналья! Благодарен вам, Евгений!
Отличная история про "эффект шредера". А какие методы обратной связи с клиентами вы используете, чтобы избежать этого эффекта
К примеру один известный магазин через 2 недели спрашивает как прошла доставка. И доставка и впечатления отличные. У всех остальных доставка крупногабарита происходит через пятую точку, вечером, в темноте, в грязной газели, с порванной упаковкой или без неё, частенько с конфликтами. Тут вот читал, как человеку холодильник возле лифта оставили. У меня примерно так же было. Естественно мне бытовая техника даже если будет дешевле всех, от них не нужна. Киданная и битая, она все равно сломается. То есть даже если есть отличный товар, без обратной связи магазин не в курсе почему больше не берут и не рекомендуют. Ну если не звонить, почта, приложение, и т.п. могут помочь. А там и вовлечение, и игровые механики можно включить.
Тут все индивидуально, в зависимости от продукта. Как в статье и было сказано – любая обратная связь лучше ее полного отсутствия.
И Если делать ее правильно, то можно еще и запомниться человеку.
Вопрос про то, как вернуть внимание - супер!
Спасибо. Рад, что откликнулась мысль))
На мой взгляд , удержание пользователей — это важная задача, и геймификация может помочь в ее решении
Как раз готовлю статью о том, ради чего вообще можно внедрять геймификацию и с какими задачами она чаще всего работает.
Спасибо за коммент!
Ну да, главное только условия делать простые, чтобы игра не превратилась в наказание.
Классный эксперимент!) Найти бы источник
Сам не нашел. Только в памяти остался, а что-где-как – забылось))
Удержание пользователей с помощью геймификации — Маркетинг на vc.ru
• Статья обсуждает проблему удержания пользователей в контексте геймификации.
• Многие предприниматели фокусируются исключительно на материальной стороне удержания пользователей.
• Психологический эксперимент "эффект шредера" показывает важность обратной связи в отношениях с клиентами.
• В отношениях между бизнесом и клиентом игнорирование может иметь негативный эффект.
• Игровые и интерактивные сценарии могут помочь в удержании пользователей.
• Использование механик коллекционирования и наград может повысить интерес к продлению подписки.
• Добавление элементов социализации может улучшить отношения с клиентами.
• Некоторые предприниматели считают, что цена является главным фактором для клиентов, но это может привести к потере финансового благополучия.
Бобрый день, Евгений!
Нормальная статья, некоторую новую инфу почерпнул
Спасибо, рад слышать
Прочитал статью, согласился с автором по рабочим позициям, как и многим читателям мне отозвалась зарисовка и аналогия на отпуск, захотелось даже что-то пошутить на эту тему... и тут улыбка сошла на нет
задумался и понял, что за всю жизнь у меня до второго отпуска с дамами так и не доходило, всегда только один успевался случится..