«Сегодня в топе, а завтра в ж**е»: как серые SEO-схемы убивают бизнес?
Получали предложения выйти в топ поиска за неделю/месяц? Значит, сталкивались с серыми или даже черными SEO-специалистами. Они берут сотни тысяч рублей на быстрый взлет, но еще быстрее сайт попадает в бан — и бизнес вынужден начинать продвижение с нуля. Рассказываю, почему не надо заниматься поисковыми накрутками в 2023 году.
Я эксперт Яндекса по обучению и директор по маркетингу WebCanape Евгений Чуранов — и как я уже объяснял в прошлой статье, работа над SEO не подразумевает моментального выхлопа. До первых ощутимых результатов пройдет 6–18 месяцев, и в этот проект придется вложить сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. Зато результат надежный и прогнозируемый — стабильный поток целевых лидов.
Конечно, в комментарии прибежали знатоки, уверяющие, что «проще накрутить»
К сожалению, таких «специалистов» становится все больше, заказчики продолжают вестись. А в итоге за ними все равно разгребают адепты белых SEO-методов (в том числе и мы в WebCanape): выводят сайт из-под бана, чистят его от спамных ключевиков и ссылок, пишут Платону Щукину…
Я тоже на старте карьеры грешил покупкой ссылок и однажды попал в бан, а после полгода работал без оплаты, чтобы компенсировать убытки от блокировки. С тех пор мы в WebCanape полностью отказались от серых схем, обнулили бюджет на SEO-ссылки и больше к этому не возвращались.
Ухудшились ли после этого позиции наших клиентов? А вот и нет! Успешных примеров накопилось уже несколько сотен. Ниже один из них.
В общем, за 10+ лет работы с SEO я убедился: если нужны системные интернет-продажи, экспериментировать с нелегальными методами продвижения — рискованная идея. Объясняю, почему это окупается разве что на короткой дистанции, и то не наверняка.
Прямой билет в «Минусинск»
Первые места в поисковой выдаче дают самый конверсионный, прибыльный трафик. Неудивительно, что многие пытаются срезать к нему путь, обманув алгоритмы.
Сначала это давалось легко: достаточно было впихнуть в страницу как можно больше ключей. Алгоритмы быстро научились это распознавать. Потом началась борьба со ссылочным спамом: чем больше ссылок вело на сайт, тем быстрее и выше он поднимался в выдаче. На этом выросла целая индустрия. Она существует до сих пор, но накрутка ссылочного фактора (как и текстового) уже практически не дает результата. А злоупотребляющие сайты быстренько получают билет в «Баден-Баден».
Несколько лет назад помимо текста и ссылок поисковики стали обращать больше внимания на поведение пользователей. По их реакциям (или отсутствию реакций) алгоритм понимает, насколько полезен сайт, и присваивает ему рейтинг. Как я уже писал, «Яндекс» открыто признает, что ранжирование во многом зависит от предпочтений юзеров. Google отмалчивается, но все ясно из его патента, где описывается технология выдачи сайтов в зависимости от пользовательской реакции на них.
В ответ накрутчики стали подключать ботов, имитирующих действия реальных людей. Такие боты приходят на сайт через поисковик и имитируют бурную деятельность: прокручивают страницы, кликают по кнопкам — в общем, делают все, чтобы доказать поисковику, что сайт привлекателен и полезен для пользователей.
И если раньше боты сразу заходили на нужный сайт, сейчас схема заметно усложнилась. Чтобы фильтры не вычислили робота, он сначала «нагуливается»: ходит по разным сайтам, нарабатывая похожую на человеческую поисковую историю, — и только потом идет на целевой сайт.
Так что, если видите в вашей «Яндекс.Метрике», что резко увеличились прямые заходы на сайт, переходы из соцсетей или через странные поисковые запросы, не радуйтесь раньше времени. Это не реальные пользователи, а те самые боты — и они накручивают не вас, а готовятся к накрутке других сайтов.
Кстати, крайне низкий процент отказов — тоже признак работы ботов. Нормальный показатель — 10–15%, а по искусственным переходам он обычно не больше 3–4%.
Еще искусственные бусты очень хорошо видны в «Вордстате». И если внезапно подросла статистика по вашим ключевым словам, в 90% случаев это заслуга серых SEOшников.
Такие манипуляции и скрываются за красивыми названиями: интеллектуальная оптимизация, нейросетевое продвижение, авторская схема. Если встретите подобные фразочки в коммерческом предложении, не ведитесь.
Месяцы бана за недели в топе
Поисковики не отстают от хитрящих SEOшников: довольно надежно защищен от подделки поведенческих факторов Google, специальный поведенческий фильтр есть и у «Яндекса».
Кто переходит на темную сторону SEO, часто получает такие «письма счастья» и улетает в бан минимум на год.
Но кара настигает не всех или не сразу — к сожалению, SEO-манипуляции все еще работают. Например, подтасовка поведенческих факторов в «Яндексе» действительно может вывести сайт в топ и даже держать его там какое-то время.
Особенно жаркая битва идет за топ-10 по запросам услуг самих SEOшников. Там постоянно вылезают (и вскоре исчезают) сайты ноунейм-агентств. Такое ощущение, что сейчас весь верх списка по этой тематике забит накрутчиками и бороться с ними нет смысла — забанят одного, завтра выскочит другой.
Чтобы не получить «красную карточку», накрутчики обычно бустят не основной сайт компании, а специально созданные, на отдельных доменах. Их блокировка не затрагивает главный сайт и дает хоть какую-то страховку.
Как результат, качественные сайты проверенных компаний вылетают из десятки. Владельцы этих бизнесов теряют деньги, и многие из них поддаются соблазну поэкспериментировать с серыми SEO-методами, чтобы как-то компенсировать потери.
И в моей практике были такие случаи.
В портфеле WebCanape много проектов для сайтов из категории пластиковых окон. Мы отлично знаем всю первую десятку и кто кого продвигает, поэтому сразу заметили, когда в топе стали регулярно появляться и пропадать незнакомые сайты, явно накрученные.
Естественно, они теснили сайты наших клиентов, поэтому на очередной встрече с одним из заказчиков мы сказали: в топ пришли накрутчики, пока бороться за эти запросы нет смысла, давайте пробовать другую тематику.
В ходе разговора выяснилось, что этот клиент самостоятельно заказал накрутку, чтобы сравнить, какой подход выгоднее — белый или серый. Несколько тех ноунейм-сайтов как раз принадлежали ему. Но выгоды особой он не получил: сайты хоть и были в топе, «Яндекс» периодически их банил. Приходилось делать новые, покупать домены, заводить другие номера телефонов, заново делать интеграции с CRM и еще много чего.
В итоге мы с этим заказчиком продолжили работать в белую: продвигать менее популярные ключевики, больше качать позиции в Google. Что в итоге и дало нужные результаты.
Карты на стол
В общем, считаю, серьезному бизнесу ввязываться в историю с мутными SEO-схемами — все равно что спортсмену соглашаться на допинг. Возможно, случится кратковременное «чудо», но потом тебя отстранят, да и репутацию придется восстанавливать всю жизнь. Так что призываю всех играть по правилам, а на откровенно бустнутые сайты жаловаться.
Кстати, заявить об откровенно поисковом спаме в Google можно вот тут, а в «Яндексе» вот тут. И да, я надеюсь, этот материал увидят коллеги из «Яндекса» и еще плотнее займутся накрутчиками!
Итак, что нужно знать о поисковых накрутках в 2023 году
- Они все еще работают, но риск загнать ваш сайт на позиции ниже топ-100 очень велик. Лучше этого не делать.
- В топе вы пробудете недолго, в лучшем случае — несколько месяцев. Потом все придется начинать по новой.
- Первые места не гарантия продаж. Ноунейм-сайт не будет конвертировать трафик в продажи так же хорошо, как сайты, которые годами остаются в десятке за счет белого SEO-продвижения и комплексного маркетинга.
- Не везде серые схемы работают. Например, в e-commerce основной поисковый трафик держится на карточках товара. Для их накрутки требуется настолько большой ресурс, что шансы окупиться близки к нулю.
- Алгоритмы поисковиков умнеют, накрутка становится все сложнее — а значит, и дороже. В некоторых тематиках небелое SEO обходится заказчикам в сотни тысяч рублей в месяц.
- Чтобы очистить страницы от ссылочного и текстового мусора и восстановить позиции, уходит от трех месяцев до полугода. А вернуть доверие поисковика после подделки пользовательской активности еще сложнее и дольше.
То есть, даже если темнить, все равно придется раскошелиться хотя бы на базовые услуги белых SEOшников. Вот и встает вопрос: какой смысл проходить половину легального пути, а потом сильно рисковать, не получая гарантированный профит?
А что об этом думает сам Яндекс?
Вангую, сейчас в комментариях «мастера» SEO начнут доказывать, что их поисковые шаманства безопасны.
Обычно все их аргументы сводятся к такой мысли (цитата из очередной статьи на VC про накрутку):
Верить или нет — решать вам!
Если вы за честный бизнес и искали SEO-подрядчика без "серых" схем, мы в WebCanape готовы в этом помочь. Гарантируем, что накруток и сюрпризов в виде бана не будет.
Было полезно и интересно?
Делитесь этой статьёй со своим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга». Здесь только актуальные исследования и рабочие кейсы.
Ссылки не работают, говорили они, since 2014.
Я очень старался выразиться максимально мягко; я никогда не критикую качество чужого КМ, даже если это совершенный фейспалм, что на виси - не редкость.
Но в данном случае, это же в прямом виде дезинформация.
Я не буду спрашивать автора сколько PBN он построил, покупал ли он ссылки где либо кроме сапы, etc, все это не столь важно; хотя сейчас это напоминает формулировки уровня "все зло от компьютерных игр, их надо запретить"
в аттаче скрин, который говорит сам за себя.
Я приведу простой аргумент, понятный даже не специалистам: если бы то что автор говорит, было на 100% правдой, половина рынка сейчас бы занималась тем, что валила бы конкурентов, а вторая половина занималась "выводом".
Резюме:
1. я против серых методов, в этом легко убедиться например тут: https://vc.ru/marketing/630366-sklikivanie-v-yandeks-direkte-14-ispolniteley-zhuliki-i-vykinutye-57-000-ne-delayte-kak-my-eto-ploho
2. я не против КМ в который интегрированы довольно агрессивные продажи себя, каждый пишет что хочет)
3. но не стоит заниматься откровенной подменой фактов в попытке продать себя
А в чём дезинформация-то? Интересно стало.
так а я же написал. Вот эти все сказки про вечные баны, и подобные этому страшилки. Это если не погружаться в профессиональные детали.
Также написал, почему именно это дезинформация.
«если бы то что автор говорит, было на 100% правдой, половина рынка сейчас бы занималась тем, что валила бы конкурентов, а вторая половина занималась "выводом"» — это?
да, верно.
под серыми методами автор понимает, вероятно, ссылки и накрутку ПФ, однако погружение автора в вопрос оставляет желать лучшего, что не мешает ему делать крайне категоричные алармистские высказывания.
Реальность состоит в том, что ПС в отношении обеих методов поискового спама, упомянутых выше, в основном идут по пути "фильтрации" чистого сигнала от "грязного".
Т.е., тут видим, что это спам, не учитываем, тут видим что живой человек, учитываем.
Поскольку доказать связь между конкретным сайтом и автором накрутки невозможно, любые алгоритмические санкции или баны тут же приводят к еще большему снижению кач-ва выдачи за счет атак на конкурентов.
Странно, что автор этого не понимает, для этого не нужно быть специалистом по SEO. Тот же принцип в целом верен и для ссылок.
В итоге, это приводит нас к тому, что и ссылки, и ПФ, будут работать всегда, до тех пор, пока в формуле ранжирования они учитываются как таковые. Просто по мере закручивания гаек, косты будут подниматься (что хорошо и правильно), и позволить себе такие методы смогут незначительное число проектов с наиболее эффективной экономикой, что в конце концов и решит финальную задачу.
На счет сроков бана/фильтра, то тут привожу выдержку из хелпа Яндекса: «Вебмастера, которые используют этот обманный способ продвижения, рискуют тем, что продвигаемые сайты могут быть существенно понижены в поиске на длительный срок…»
Из тех сайтов, что я лично наблюдал, после вылета из топа, я их там больше не встречал.
да нет никаких вылетов, ерунда все это. зачем писать о том, в чем вы не понимаете ничего?
Давайте без оценок, кто что понимает, а кто нет.
Спорить с вами не будем. Формулировку "вечного бана" поменяли. Но это не отменяет проблематики накруток и их последствий.
В любом случае, вам спасибо за комментарии.
Я встречала. Причём по накрутке ПФ кейс был показательным. После годового плато (когда сайтом интернет-магазина вообще никак не занимались) после начала накрутки в течение месяца пошёл рост позиций и трафика. Через 3 месяца накрутку остановили. Всё начало падать, а прежде всего - продажи. Владелец попросил вернуть всё "взад". И опять завертелось.
Причём с оптимизацией там плоховато (на 3 балла из 10), а вот накрутка очень грамотная.
Илья, спасибо за мнение. На счет агрессивных продаж возможно вы и правы.
На счет pbn, это делать не умеем.
А на счет «вечных банов» такое видел и не раз (конечно вечность может быть разной), согласен, что может и не стоит так категорично.
Баны за ПФ я видал лет 5 назад. Позже - нет. Максимум - сайт из-за тупости накрутчиков впадает в стагнацию и прекращает рост, сваливаясь во вторую-третью десятку.
Просто потому, что одних только ПФ - мало, да и крутить нужно уметь.
Это и есть секрет )
А самый страшный секрет - это то, что примерно 80% всего трафа в Яндексе - это боты. И отличать они их реально умеет. Но не будет.
Потому что останется без трафа и продаж рекламы.
Может, не настолько умеет. Или овчинка выделки не стоит.
Умеет. Было несколько моментов, когда они свой антифрод налаживали. Резало всю ботовню на 100%. И они это откатили - может быть, по неразумию, может быть - ресурсов многовато ест.
Но более вероятно - потому что трафа не остаётся.
Виктор, слово бан в данном контексте было выбрано ошибочно. А так да, сейчас сайт просто отскакивает на позиции ниже 50-100 и по сути это и есть "бан"
Так нет примеров-то. Много кого мониторю, в том числе - и из активно крутящих - без догадок и додумок, точная информация напрямую. Банов нет, годами в топах несмотря на дурь.
https://vc.ru/marketing/705323-prodavat-mozgi-a-ne-ruki-kak-v-moab-avtomatiziruyut-rutinu-v-seo
к слову, таки развернул свою мысль)