{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Сегодня в топе, а завтра в ж**е»: как серые SEO-схемы убивают бизнес?

Получали предложения выйти в топ поиска за неделю/месяц? Значит, сталкивались с серыми или даже черными SEO-специалистами. Они берут сотни тысяч рублей на быстрый взлет, но еще быстрее сайт попадает в бан — и бизнес вынужден начинать продвижение с нуля. Рассказываю, почему не надо заниматься поисковыми накрутками в 2023 году.

Я эксперт Яндекса по обучению и директор по маркетингу WebCanape Евгений Чуранов — и как я уже объяснял в прошлой статье, работа над SEO не подразумевает моментального выхлопа. До первых ощутимых результатов пройдет 6–18 месяцев, и в этот проект придется вложить сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. Зато результат надежный и прогнозируемый — стабильный поток целевых лидов.

Конечно, в комментарии прибежали знатоки, уверяющие, что «проще накрутить»

Комментарии про накрутку в прошлой статье о SEO

К сожалению, таких «специалистов» становится все больше, заказчики продолжают вестись. А в итоге за ними все равно разгребают адепты белых SEO-методов (в том числе и мы в WebCanape): выводят сайт из-под бана, чистят его от спамных ключевиков и ссылок, пишут Платону Щукину…

Некогда успешный сайт попал под фильтр после «нейросетевого SEO»

Я тоже на старте карьеры грешил покупкой ссылок и однажды попал в бан, а после полгода работал без оплаты, чтобы компенсировать убытки от блокировки. С тех пор мы в WebCanape полностью отказались от серых схем, обнулили бюджет на SEO-ссылки и больше к этому не возвращались.

Ухудшились ли после этого позиции наших клиентов? А вот и нет! Успешных примеров накопилось уже несколько сотен. Ниже один из них.

Сайт нашего клиента в топ-10 Google по одной из самых конкурентных тематик — исключительно благодаря белым методам

В общем, за 10+ лет работы с SEO я убедился: если нужны системные интернет-продажи, экспериментировать с нелегальными методами продвижения — рискованная идея. Объясняю, почему это окупается разве что на короткой дистанции, и то не наверняка.

Прямой билет в «Минусинск»

Первые места в поисковой выдаче дают самый конверсионный, прибыльный трафик. Неудивительно, что многие пытаются срезать к нему путь, обманув алгоритмы.

Сначала это давалось легко: достаточно было впихнуть в страницу как можно больше ключей. Алгоритмы быстро научились это распознавать. Потом началась борьба со ссылочным спамом: чем больше ссылок вело на сайт, тем быстрее и выше он поднимался в выдаче. На этом выросла целая индустрия. Она существует до сих пор, но накрутка ссылочного фактора (как и текстового) уже практически не дает результата. А злоупотребляющие сайты быстренько получают билет в «Баден-Баден».

Серое продвижение поисковики распознают и блокируют с помощью антиспам-алгоритмов. В «Яндексе» больше 10 фильтров поисковой выдачи: например, «Минусинск» банит сайт за накрутку ссылок, «Баден-Баден» пессимизирует за перегруженные ключевыми фразами тексты. Аналогичные алгоритмы есть и у Google: Panda, Penguin и SpamBrain. За манипуляции они могут вообще исключить сайт из поиска.

Несколько лет назад помимо текста и ссылок поисковики стали обращать больше внимания на поведение пользователей. По их реакциям (или отсутствию реакций) алгоритм понимает, насколько полезен сайт, и присваивает ему рейтинг. Как я уже писал, «Яндекс» открыто признает, что ранжирование во многом зависит от предпочтений юзеров. Google отмалчивается, но все ясно из его патента, где описывается технология выдачи сайтов в зависимости от пользовательской реакции на них.

В ответ накрутчики стали подключать ботов, имитирующих действия реальных людей. Такие боты приходят на сайт через поисковик и имитируют бурную деятельность: прокручивают страницы, кликают по кнопкам — в общем, делают все, чтобы доказать поисковику, что сайт привлекателен и полезен для пользователей.

Вот таких «профи» можно встретить в VK и Telegram

И если раньше боты сразу заходили на нужный сайт, сейчас схема заметно усложнилась. Чтобы фильтры не вычислили робота, он сначала «нагуливается»: ходит по разным сайтам, нарабатывая похожую на человеческую поисковую историю, — и только потом идет на целевой сайт.

Так выглядит «нагуливание» ботов в Яндекс Метрике

Так что, если видите в вашей «Яндекс.Метрике», что резко увеличились прямые заходы на сайт, переходы из соцсетей или через странные поисковые запросы, не радуйтесь раньше времени. Это не реальные пользователи, а те самые боты — и они накручивают не вас, а готовятся к накрутке других сайтов.

Кстати, крайне низкий процент отказов — тоже признак работы ботов. Нормальный показатель — 10–15%, а по искусственным переходам он обычно не больше 3–4%.

Еще искусственные бусты очень хорошо видны в «Вордстате». И если внезапно подросла статистика по вашим ключевым словам, в 90% случаев это заслуга серых SEOшников.

Так выглядит накрутка в сервисе Wordstat по тематике «SEO»

Такие манипуляции и скрываются за красивыми названиями: интеллектуальная оптимизация, нейросетевое продвижение, авторская схема. Если встретите подобные фразочки в коммерческом предложении, не ведитесь.

Даже тут притянули нейросети

Месяцы бана за недели в топе

Поисковики не отстают от хитрящих SEOшников: довольно надежно защищен от подделки поведенческих факторов Google, специальный поведенческий фильтр есть и у «Яндекса».

Кто переходит на темную сторону SEO, часто получает такие «письма счастья» и улетает в бан минимум на год.

Так выглядит «черная метка» от «Яндекса»

Но кара настигает не всех или не сразу — к сожалению, SEO-манипуляции все еще работают. Например, подтасовка поведенческих факторов в «Яндексе» действительно может вывести сайт в топ и даже держать его там какое-то время.

Особенно жаркая битва идет за топ-10 по запросам услуг самих SEOшников. Там постоянно вылезают (и вскоре исчезают) сайты ноунейм-агентств. Такое ощущение, что сейчас весь верх списка по этой тематике забит накрутчиками и бороться с ними нет смысла — забанят одного, завтра выскочит другой.

Чтобы не получить «красную карточку», накрутчики обычно бустят не основной сайт компании, а специально созданные, на отдельных доменах. Их блокировка не затрагивает главный сайт и дает хоть какую-то страховку.

Битва накрутчиков за топ-10 по тематике SEO-услуг

Как результат, качественные сайты проверенных компаний вылетают из десятки. Владельцы этих бизнесов теряют деньги, и многие из них поддаются соблазну поэкспериментировать с серыми SEO-методами, чтобы как-то компенсировать потери.

И в моей практике были такие случаи.

В портфеле WebCanape много проектов для сайтов из категории пластиковых окон. Мы отлично знаем всю первую десятку и кто кого продвигает, поэтому сразу заметили, когда в топе стали регулярно появляться и пропадать незнакомые сайты, явно накрученные.

Естественно, они теснили сайты наших клиентов, поэтому на очередной встрече с одним из заказчиков мы сказали: в топ пришли накрутчики, пока бороться за эти запросы нет смысла, давайте пробовать другую тематику.

В ходе разговора выяснилось, что этот клиент самостоятельно заказал накрутку, чтобы сравнить, какой подход выгоднее — белый или серый. Несколько тех ноунейм-сайтов как раз принадлежали ему. Но выгоды особой он не получил: сайты хоть и были в топе, «Яндекс» периодически их банил. Приходилось делать новые, покупать домены, заводить другие номера телефонов, заново делать интеграции с CRM и еще много чего.

В итоге мы с этим заказчиком продолжили работать в белую: продвигать менее популярные ключевики, больше качать позиции в Google. Что в итоге и дало нужные результаты.

Первое место в Google вместо бессмысленной битвы за «Яндекс»

Карты на стол

В общем, считаю, серьезному бизнесу ввязываться в историю с мутными SEO-схемами — все равно что спортсмену соглашаться на допинг. Возможно, случится кратковременное «чудо», но потом тебя отстранят, да и репутацию придется восстанавливать всю жизнь. Так что призываю всех играть по правилам, а на откровенно бустнутые сайты жаловаться.

Кстати, заявить об откровенно поисковом спаме в Google можно вот тут, а в «Яндексе» вот тут. И да, я надеюсь, этот материал увидят коллеги из «Яндекса» и еще плотнее займутся накрутчиками!

Книга жалоб и предложений от Яндекса

Итак, что нужно знать о поисковых накрутках в 2023 году

  • Они все еще работают, но риск загнать ваш сайт на позиции ниже топ-100 очень велик. Лучше этого не делать.
  • В топе вы пробудете недолго, в лучшем случае — несколько месяцев. Потом все придется начинать по новой.
  • Первые места не гарантия продаж. Ноунейм-сайт не будет конвертировать трафик в продажи так же хорошо, как сайты, которые годами остаются в десятке за счет белого SEO-продвижения и комплексного маркетинга.
  • Не везде серые схемы работают. Например, в e-commerce основной поисковый трафик держится на карточках товара. Для их накрутки требуется настолько большой ресурс, что шансы окупиться близки к нулю.
  • Алгоритмы поисковиков умнеют, накрутка становится все сложнее — а значит, и дороже. В некоторых тематиках небелое SEO обходится заказчикам в сотни тысяч рублей в месяц.
  • Чтобы очистить страницы от ссылочного и текстового мусора и восстановить позиции, уходит от трех месяцев до полугода. А вернуть доверие поисковика после подделки пользовательской активности еще сложнее и дольше.

Ну и самое главное — сегодня накрутка сработает только с качественным сайтом, с нормальной структурой, естественными полезными текстами и технической оптимизацией.

То есть, даже если темнить, все равно придется раскошелиться хотя бы на базовые услуги белых SEOшников. Вот и встает вопрос: какой смысл проходить половину легального пути, а потом сильно рисковать, не получая гарантированный профит?

А что об этом думает сам Яндекс?

Послушайте, что «Яндекс» говорит про накрутки и их эффективность

Вангую, сейчас в комментариях «мастера» SEO начнут доказывать, что их поисковые шаманства безопасны.

Обычно все их аргументы сводятся к такой мысли (цитата из очередной статьи на VC про накрутку):

«SEO-эксперты часто предупреждают об опасности накрутки поведенческих факторов. Но они просто не умеют крутить».

Кто-то на VC

Верить или нет — решать вам!

Если вы за честный бизнес и искали SEO-подрядчика без "серых" схем, мы в WebCanape готовы в этом помочь. Гарантируем, что накруток и сюрпризов в виде бана не будет.

Было полезно и интересно?

Делитесь этой статьёй со своим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга». Здесь только актуальные исследования и рабочие кейсы.

0
96 комментариев
Написать комментарий...
Илья Исерсон

Ссылки не работают, говорили они, since 2014.
Я очень старался выразиться максимально мягко; я никогда не критикую качество чужого КМ, даже если это совершенный фейспалм, что на виси - не редкость.
Но в данном случае, это же в прямом виде дезинформация.
Я не буду спрашивать автора сколько PBN он построил, покупал ли он ссылки где либо кроме сапы, etc, все это не столь важно; хотя сейчас это напоминает формулировки уровня "все зло от компьютерных игр, их надо запретить"

в аттаче скрин, который говорит сам за себя.
Я приведу простой аргумент, понятный даже не специалистам: если бы то что автор говорит, было на 100% правдой, половина рынка сейчас бы занималась тем, что валила бы конкурентов, а вторая половина занималась "выводом".

Резюме:

1. я против серых методов, в этом легко убедиться например тут: https://vc.ru/marketing/630366-sklikivanie-v-yandeks-direkte-14-ispolniteley-zhuliki-i-vykinutye-57-000-ne-delayte-kak-my-eto-ploho

2. я не против КМ в который интегрированы довольно агрессивные продажи себя, каждый пишет что хочет)

3. но не стоит заниматься откровенной подменой фактов в попытке продать себя

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета

А в чём дезинформация-то? Интересно стало.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

так а я же написал. Вот эти все сказки про вечные баны, и подобные этому страшилки. Это если не погружаться в профессиональные детали.
Также написал, почему именно это дезинформация.

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета

«если бы то что автор говорит, было на 100% правдой, половина рынка сейчас бы занималась тем, что валила бы конкурентов, а вторая половина занималась "выводом"» — это?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

да, верно.
под серыми методами автор понимает, вероятно, ссылки и накрутку ПФ, однако погружение автора в вопрос оставляет желать лучшего, что не мешает ему делать крайне категоричные алармистские высказывания.

Реальность состоит в том, что ПС в отношении обеих методов поискового спама, упомянутых выше, в основном идут по пути "фильтрации" чистого сигнала от "грязного".
Т.е., тут видим, что это спам, не учитываем, тут видим что живой человек, учитываем.

Поскольку доказать связь между конкретным сайтом и автором накрутки невозможно, любые алгоритмические санкции или баны тут же приводят к еще большему снижению кач-ва выдачи за счет атак на конкурентов.

Странно, что автор этого не понимает, для этого не нужно быть специалистом по SEO. Тот же принцип в целом верен и для ссылок.

В итоге, это приводит нас к тому, что и ссылки, и ПФ, будут работать всегда, до тех пор, пока в формуле ранжирования они учитываются как таковые. Просто по мере закручивания гаек, косты будут подниматься (что хорошо и правильно), и позволить себе такие методы смогут незначительное число проектов с наиболее эффективной экономикой, что в конце концов и решит финальную задачу.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

На счет сроков бана/фильтра, то тут привожу выдержку из хелпа Яндекса: «Вебмастера, которые используют этот обманный способ продвижения, рискуют тем, что продвигаемые сайты могут быть существенно понижены в поиске на длительный срок…»

Из тех сайтов, что я лично наблюдал, после вылета из топа, я их там больше не встречал.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

да нет никаких вылетов, ерунда все это. зачем писать о том, в чем вы не понимаете ничего?

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Давайте без оценок, кто что понимает, а кто нет.
Спорить с вами не будем. Формулировку "вечного бана" поменяли. Но это не отменяет проблематики накруток и их последствий.
В любом случае, вам спасибо за комментарии.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
лично наблюдал, после вылета из топа, я их там больше не встречал

Я встречала. Причём по накрутке ПФ кейс был показательным. После годового плато (когда сайтом интернет-магазина вообще никак не занимались) после начала накрутки в течение месяца пошёл рост позиций и трафика. Через 3 месяца накрутку остановили. Всё начало падать, а прежде всего - продажи. Владелец попросил вернуть всё "взад". И опять завертелось.
Причём с оптимизацией там плоховато (на 3 балла из 10), а вот накрутка очень грамотная.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Илья, спасибо за мнение. На счет агрессивных продаж возможно вы и правы.
На счет pbn, это делать не умеем.
А на счет «вечных банов» такое видел и не раз (конечно вечность может быть разной), согласен, что может и не стоит так категорично.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Баны за ПФ я видал лет 5 назад. Позже - нет. Максимум - сайт из-за тупости накрутчиков впадает в стагнацию и прекращает рост, сваливаясь во вторую-третью десятку.
Просто потому, что одних только ПФ - мало, да и крутить нужно уметь.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
одних только ПФ - мало, да и крутить нужно уметь

Это и есть секрет )

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А самый страшный секрет - это то, что примерно 80% всего трафа в Яндексе - это боты. И отличать они их реально умеет. Но не будет.
Потому что останется без трафа и продаж рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Может, не настолько умеет. Или овчинка выделки не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Умеет. Было несколько моментов, когда они свой антифрод налаживали. Резало всю ботовню на 100%. И они это откатили - может быть, по неразумию, может быть - ресурсов многовато ест.
Но более вероятно - потому что трафа не остаётся.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Виктор, слово бан в данном контексте было выбрано ошибочно. А так да, сейчас сайт просто отскакивает на позиции ниже 50-100 и по сути это и есть "бан"

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Так нет примеров-то. Много кого мониторю, в том числе - и из активно крутящих - без догадок и додумок, точная информация напрямую. Банов нет, годами в топах несмотря на дурь.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

https://vc.ru/marketing/705323-prodavat-mozgi-a-ne-ruki-kak-v-moab-avtomatiziruyut-rutinu-v-seo

к слову, таки развернул свою мысль)

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда