{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что выбрать: WhatsApp или WhatsApp Business API?

Кроме обычного всем известного WhatsApp, есть еще версия для бизнеса – WhatsApp Business API. Эта версия создана специально под задачи бизнеса: рассылки без блокировок, чат-боты, интеграция c СRM и т.д. В этой статье я сравню преимущества и недостатки двух версий этого популярного мессенджера и помогу вам выбрать подходящее решение.

Но прежде чем начнем сравнивать версии мессенджера, разберемся, что они из себя представляют. WhatsApp и его версия для бизнеса WhatsApp Business – это мобильные приложения, которые доступны в Play Market или AppStore для любых пользователей. У них есть десктопные и веб-версии. WhatsApp Business мы не будем расскрывать в этой статье, подробно про него можно прочитать здесь.

WhatsApp Business API – это не приложение, которое можно скачать и установить на телефон или компьютер. Это облачный сервис, который позволяет интегрировать мессенджер с разными платформами (CRM, CMS, приложения, омниканальные платформы и др.). Такой сервис расширяет возможности бизнеса при работе с клиентами, а как именно — расскажем далее.

Кому подойдет обычный WhatsApp

Привычный нам WhatsApp был создан и активно используется для личных переписок. Этот канал стал настолько распространенным, что и компании активно используют его для общения со своими клиентами.

Обычный WhatsApp подходит для компаний, которые:

  • Имеют 3-4 сотрудника;
  • Не нуждаются в рассылках и клиенты сами с ними связываются;
  • Только вышли на рынок и начали формировать базу контактов;
  • Не используют CRM, поскольку заявки легко отслеживать вручную;
  • Отправляют не больше 6000 сообщений в день.

Когда заявок мало, обычных функций мессенджера достаточно, чтобы принять заказ, проконсультировать, выполнить заказ и уведомить об этом. Обычно задач еще немного, и не нужна автоматизация работы, сегментирование клиентов и группировка чатов.

Преимущества и недостатки WhatsApp

На основе выше сказанного можно перечислить основные сильные и слабые стороны привычного WhatsApp.

Плюсы:

  • Бесплатно

Скачивание и пользование приложением бесплатное.

  • Быстрое и простое подключение

Достаточно скачать приложение на телефон.

  • Можно писать любые сообщения и в любое время

В обычном WhatsApp нет никаких ограничений на отправление сообщений первым, если у вас есть номер другого пользователя. Но есть высокий риск бана, если вас заподозрят в спаме.

  • Можно создавать группы и каналы

Чтобы не делать массовые рассылки, компания может писать всю информацию об акциях, новинках в общей группе, на которую подписываются заинтересованные клиенты. Группа – это альтернатива рассылкам и один из хороших способов повышения лояльности без риска бана. Ведь люди вступают туда сами и, соответственно, соглашаются получать рекламные и информационные сообщения от компании.

  • Привычно для сотрудников

Многие используют мессенджеры для личных переписок и знакомы с основными его функциями и возможностями. Поэтому для сотрудников это простой в использовании канал коммуникации с клиентами.

Минусы:

  • Не работает без телефона

Для работы обычного WhatsApp необходим работающий и подключенный к сети телефон.

  • Рассылки ограничены по количеству

В обычном WhatsApp возможны рассылки, но с определенными ограничениями: до 256 контактов.

  • Нельзя делать рассылки тем, кто не сохранил телефон компании

WhatsApp не позволяет делать рассылки тем, кто не сохранил ваш номер в контактах.

  • Высокий риск блокировки при рассылках

Если делать рассылки часто и получателям, которые не соглашались на них, то после нескольких жалоб вас могут отправить в бан. И таким образом можно потерять не только возможность писать новым клиентам, но и все чаты со старыми. А это могут быть контакты, наработанные за долгое время. Также клиенты могут в переписке ждать уведомления о заказе. В этой ситуации, когда компания резко пропадет с радаров, клиент может решить, что компания «кинула» его.

Нет никакого оповещения о блокировки номера, просто отметка, что контакт не получил сообщение. А это все серьезные репутационные риски.

  • Ссылки в сообщениях неактивны и нет кнопок

В сообщения нельзя прикрепить кнопки, а ссылки будут неактивными, если клиент не сохранил ваш номер у себя в контактах и вы до этого не общались.

  • Ограничено количество подключаемых устройств к одному номеру

К одному WhatsApp аккаунту можно привязать до четырех устройств, не считая основного. Если основным телефоном не пользоваться больше двух недель, то связанные устройства отключатся. Поэтому если у вас больше четырех менеджеров, которые общаются в мессенджере, то нужен будет еще один номер. А это лишние расходы на телефонную связь.

  • Нет контроля за переписками и есть риск потерять базу контактов

Количество подключаемых устройств ограничено, и поэтому может быть нецелесообразным привязывать к аккаунту еще и устройство руководителя. Таким образом, руководителям сложно контролировать, как идет переписка с клиентами. Ведь все диалоги в устройствах сотрудников (если только не забирать физически телефоны из рук). А если менеджер использует свой личный телефон, то после его увольнения компания может потерять все данные по клиентам.

  • Ограничены возможности систематизации и автоматизация работы

Обычная версия предназначена для личного пользования, и поэтому официальных предложений интеграции с CRM-системами и омниканальными платформами нет. Подобные интеграции есть только в серых вариациях, но они нарушают правила WhatsApp и если это обнаружат, то аккаунт заблокируют.

  • Бывают сбои в работе

Периодически в WhatsApp обновляют протоколы, после которых подключение может перестать работать на несколько часов. В это время чаты будут недоступны, а файлы и вложения могут потеряться.

  • Нельзя получить верификацию

Нельзя пройти верификацию и подтвердить, что аккаунт принадлежит именно вашей реально существующей компании.

Многих этих минусов нет в WhatsApp Business API. Давайте разберем детальнее, что это такое и с чем его едят.

Кому подойдет WhatsApp Business API (WABA)

WhatsApp Business API, как мы уже упоминали, это не совсем приложение мессенджера. Это сервис, который доступен только в виде интеграции с различными платформами и в десктопном формате. С телефона можно пользоваться WABA, только если платформа, с которой интегрирован сервис, имеет свою мобильную версию.

WABA подойдет компаниям, у которых:

  • WhatsApp – важный канал для связи с клиентами;
  • Бизнес расширяется, и сотрудники уже начинают не справляться с потоком заявок;
  • С клиентами общаются уже несколько менеджеров со своих телефонов;
  • Внедряют в работу CRM-системы;
  • Есть желание активно работать с базой клиентов (рассылать рекламные предложения, возвращать клиентов, анализировать статистику и т.д.);
  • В день сотрудники отправляют около или больше 6000 сообщений.

Если у вас слишком много сообщений, обычный WhatsApp это замечает и может заблокировать ваш номер за нарушение правил, ведь допустимы только личные переписки. А блокировка номера грозит потерей контактов, данных о покупателях и заказах. Чтобы избежать подобных рисков, лучше задуматься о переходе на WABA.

Преимущества и недостатки WhatsApp Business API

Эта версия разработана специально для компаний. Поэтому она помогает решать именно бизнес-задачи, и имеет ряд соответствующих преимуществ.

Плюсы:

  • Все сотрудники могут общаться с клиентами с одного номера

Количество устройств, с которых менеджеры могут переписываться с клиентами с одного аккаунта, не ограничено. Кроме того, в некоторых CRM-системах можно настроить чаты так, чтобы менеджеры видели только свои чаты. Руководитель может просматривать чаты, проверять, как сотрудники общаются с клиентами, насколько эффективно идет работа, собирать статистику.

  • Рассылки можно отправлять без ограничений

При использовании WABA можно отправлять рассылки больше, чем 256 контактам и по контактам, которые не сохранили ваш номер. Рассылки возможны, потому что начать переписку с клиентом можно только отправив шаблонное сообщение. Такие сообщения проходят модерацию Facebook*, который проверяет безопасность рассылок для получателей.

  • В сообщения можно добавлять кнопки

В шаблоны можно добавить до 3 кнопок. При интеграции с некоторыми сервисами, например, amoCRM, в обычных сообщениях можно добавить до 10 кнопок. Получателям проще кликнуть на кнопку в сообщении, чем вручную набирать ответ. Поэтому конверсия растет, ведь клиентам гораздо удобнее так общаться с бизнесом.

  • Ссылки кликабельные

Во всех версиях мессенджера можно вставлять ссылки в текст сообщения, но если это первая переписка с клиентом и ваш номер не сохранен в его контактах, то по ссылке нельзя перейти. Можно только скопировать ее как текст. В WABA ссылки можно спрятать в кнопки и они будут кликабельными независимо от того отвечал ли вам до этого клиент.

  • Работает стабильно

WABA работает напрямую с серверами WhatsApp, без привязки к телефону. Это официальный и надежный способ. Меньше сбоев и рисков потери сообщений или вложенных файлов, чем при работе с обычным WhatsApp.

  • Автоматизация коммуникации с клиентами

Вы можете использовать официально чат-ботов для общения с клиентами. А также интегрировать мессенджер с различными платформами, например, CRM-системами.

С помощью чат-ботов на самые распространенные вопросы клиенты смогут получать ответ в любое время, не дожидаясь менеджеров. А CRM помогают собирать все сделки и информацию по ним в одном месте и анализировать результаты работы.

Есть у этой версии и свои минусы. В WABA добавили много полезных инструментов для продаж, но при этом убрали часть привычных и ввели определенные правила для пользования. Вот некоторые из этих особенностей, которые можно считать недостатками:

  • Начать переписку можно только с шаблонного сообщения

Шаблонные сообщения, которые упоминались ранее, используются не только для рассылок, но и в целом для начала переписки с клиентом.

  • Платные диалоги

После отправки шаблонного сообщения открывается период в 24 часа, во время которого можно отправлять шаблонные сообщения, а после ответа клиента начать переписку обычными сообщениями. Шаблоны той же категории, что и у первого сообщения и простые сообщения можно отправлять бесплатно. Этот период бесплатной переписки называется «диалог». Отправка внутри открытого диалога шаблонных сообщений другой категории будет платным и будет считаться внутри системы как открытие нового диалога.

После истечения 24-часового окна необходимо снова отправить шаблонное платное сообщение, если вы пишете клиенту первым.

Не стоит отправлять рассылки с WABA-аккаунта, а остальную переписку вести с обычного WhatsApp. Если вы запускаете рассылки без дальнейшего диалога с клиентами, то ваш номер могут заблокировать.

В зависимости от вида шаблона различается его цена. Есть четыре категории шаблонов: маркетинг, услуги, аутентификация и поддержка. Самые распространённые и дорогие шаблоны – маркетинговые сообщения. Это рассылки с акциями, коммерческими предложениями, напоминания о компании и т.д. Подробнее об их различиях и как их создавать, читайте здесь.

  • Непривычно для сотрудников

Нет приложения на телефоне, и поэтому часто переход на WABA затрудняется из-за того, что менеджерам приходится менять свои привычки. Ведь теперь они смогут переписываться с клиентами только в CRM, а не в мобильном приложении.

  • Нужна верификация аккаунта

Чтобы увеличить количество открываемых диалогов, нужно пройти верификацию, то есть доказать существование и деятельность компании. Это может занять до трех недель. Можно и не верифицировать аккаунт, но тогда использование диалогов с клиентами ограничено: можно вести не больше 250 диалогов в день.

Это не совсем минус, ведь верифицированные аккаунты проверены системой и вызывают больше доверия к бренду. Также верификация дает возможность получить «зеленую галочку», если компания подходит под необходимые критерии. В обычном WhatsApp нет возможности верификации.

  • Нет возможности создать общий канал (вместо этого можно использовать рассылки)
  • Нельзя позвонить из мессенджера или принимать звонки

У потенциальных клиентов просто нет кнопки звонка при открытии чата с компанией.

  • Длительный процесс подключения

Этот пункт раскроем детальнее ниже.

Я подготовил для вас таблицу-сравнение обычного WhatsApp и WABA, чтобы вы могли выбрать подходящий вариант.

Как подключать WhatsApp Business API (WABA)

WABA – аккаунт можно создать на новом номере или перенести старый номер с обычного WhatsApp. Для этого надо сначала удалить с телефона приложение мессенджера, а потом уже приступать к подключению. При переходе на WABA данные переписок потеряются, если не выгрузить их, например, в CRM.

Подключить WABA можно только с помощью посредников. Есть два вида легального подключения:

  • Через независимых поставщиков программного обеспечения, которые сертифицированы WhatsApp. Например, Radist.Online.
  • Через поставщиков бизнес-решений (компаний-BSP) из партнерского каталога WhatsApp.

Когда вы выбрали, через кого будете подключаться, можно приступить к дальнейшим действиям. Порядок подключения следующий:

Подключение может занимать от нескольких часов до двух суток. С этим могут помочь компании-посредники. Наши специалисты занимаются полным сопровождением подключения WABA.

При подключении WABA через Radist.Online вы получите:

  • Техническую поддержку;
  • Помощь с подключением WABA и прохождением верификации;
  • Помощь с рассылками, составлением шаблонных сообщений;
  • Обучение эффективной работе с WABA;
  • Внешнее API для подключения собственных интеграций;
  • Интеграцию с amoCRM или Битрикс24.

Если у вас нет CRM, вы можете воспользоваться нашей платформой RadistWeb. Это простая CRM с самыми необходимыми функциями для работы, в том числе и возможностью рассылок через WhatsApp и Telegram.

Выводы

Обе версии мессенджера полезны для общения с клиентами, но функционал у них разительно отличается. Так, обычный WhatsApp – это решение для небольших компаний, у которых немного сотрудников и все заявки легко обрабатывать вручную. Подойдет для тех, кому не нужны многочисленные функции, такие как рассылки, интеграции с CRM, чат-боты и прочее, а блокировка номера не несет риска для бизнеса.

Для крупных и средних компаний больше подойдет WhatsApp Business API. Это решение стабильно работает, и в ней есть полезный для бизнеса функционал: рассылки без риска блокировки, легальные возможности интеграции с CRM и автоматизации рабочих процессов.

Если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях или свяжитесь с нами удобным способом по ссылке.

*Facebook - организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Анна Селезнёва

Спасибо, очень подробная статья! Наконец то начала понимать различия более фундаментально

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Вы знакомы с WhatsApp Business API или впервые узнали о бизнес-версии мессенджера? Поделитесь в комментариях :)

Ответить
Развернуть ветку
Калмыков

раньше часто делал рассылки в ВА и удивлялся почему меня блочат,теперь знаю))

Ответить
Развернуть ветку
Калмыков

первый раз слышу)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

Радик, интересную тему затронул. Мог бы скинуть контакт телеги в личку?)

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Спасибо! Отправил :)

Ответить
Развернуть ветку
srgTs

Уже работает без телефона подключенного к сети

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Верно. Спасибо, что обратили внимание! Телефон не обязательно постоянно держать подключённым, но нужно регулярно заходить с основного телефона в WhatsApp (не реже чем раз в 2 недели), иначе связанные устройства отсоединятся/отключатся от аккаунта.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Котова

А можно не выбрать ватцап?

Ответить
Развернуть ветку
Йолдыз

Спасибо за подробное сравнение) вот бы ещё в таблицу сравнение с whatsapp business app)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда