Как работает аутрич в России: холодная рассылка по школам с конверсией в лиды в 3,7%
Тот случай, когда ты подрос, но твой ЛПР — по-прежнему учитель, завуч или директор школы. Рассказываю, как нам удалось выйти на них для продажи VR-продукта. С 27 школами сейчас уже ведутся переговоры.
Всем привет! Это Федор Ченков, основатель российского аутрич-сервиса Respondo. Мы помогаем компаниям отправлять человечные письма, выходить на ЛПР и продавать свои продукты и услуги максимально эффективно и экологично.
Я уже описывал несколько успешных кейсов для B2B-компаний: психологическая поддержка сотрудников — Alter, разработка документации — EdBuro, маркетинговые услуги — BP Marketing.
Но сегодня — кое-что особое. Это первый раз, когда мы рассылали холодные письма образовательным учреждениям — обычным школам: муниципальным и частным. Нам самим было интересно, что получится, и рассылки опять не подвели. Заказчик ожидал 3-4 целевых отклика, а получил в 10 раз больше.
Как системный интегратор запустил свой VR-продукт и пробовал его продвигать
К нам обратился системный интегратор Vizzion, которому требовалось продвинуть свой новый продукт из области XR (виртуальной и дополненной реальности) среди образовательных учреждений.
Речь идет о Varwin Education — это платформа для организации занятий в VR-формате или непосредственно обучения VR-разработке. Компания продает подписку (35 тыс. рублей на год и 75 тыс. за безлимит) и отдельно шлемы виртуальной реальности.
Собственно, целевая аудитория — это государственные и частные школы. И с ними все было очень непросто.
В Vizzion пробовали и холодные email-рассылки. Казалось, что для коммуникации со школами это наиболее подходящий инструмент. Но на практике он тоже сработал не очень: искать контакты, готовить письма и рассылать их, — все это было долго, а ответов приходило немного.
Меняем подход к холодным рассылкам
Собственно, в Vizzion были не против холодных рассылок, только хотелось как-то изменить процессы. Во-первых, автоматизировать, чтобы тратить меньше времени и получать больше лидов. А во-вторых — пересмотреть формат самих писем.
VR — довольно сложная тема, и маркетологам Vizzion стало казаться, что они пишут слишком профессиональным языком, не очень понятным для школ.
Интересный факт: на Vizzion мы сами вышли с помощью email-рассылки, вот только с 4-й попытки. В то время как Анна очень нуждалась в сервисе для автоматизации холодных рассылок, наши письма копились где-то на общей почте. К счастью, коллеги Анны обратили внимание на наше последнее письмо, написанное в духе «Мы вам пишем-пишем, а вы не отвечаете», и переслали ей. Если бы мы ограничились одним письмом вместо цепочки, возможно, Анна еще нескоро решила бы проблему привлечения клиентов. Собственно, это классический пример, как работает холодная рассылка в B2B.
Итак, задача холодной рассылки: рассказать о продукте Varwin как можно большему количеству школ и добиться от них какого-то интереса, чтобы дальше их можно было вовлечь в переговоры.
Собираем контакты школ
Мы подготовили 2 списка: частных и муниципальных школ. Для начала поставили в «Контур.Компасе» общий фильтр по ОКВЭД:
- 85.13. Образование основное общее
- 85.14. Образование среднее общее
Затем пришлось немного поиграться с данными по выручке, чтобы, во-первых, разбить школы на 2 сегмента, а во-вторых, выбрать наиболее релевантные — те, которые потенциально могли бы себе позволить внедрение VR-уроков.
Понятно, что только выручка не может гарантировать 100%-е разбиение на частные и муниципальные учреждения, но что поделать: у нас в арсенале был только такой фильтр. Если у вас есть идеи, как еще можно разделить, напишите ниже в комментариях.
Частные школы
Первая гипотеза предполагала, что те школы, у кого высокая выручка, — в основном частные. Так что здесь мы просто поставили минимальный уровень в 10 миллионов рублей.
Муниципальные школы
Здесь было сложнее, т. к. муниципальные учреждения в принципе редко указывают финансовые показатели и в основном небольшие. Однако нам в любом случае нужно было отсеять совсем мелкие школы, поэтому мы указали порог от 50 тысяч рублей и убрали тех, кто уже попал в первый сегмент.
С помощью такого метода мы получили 930 школ. Какие-то целевые могли упустить, но конкретно для этой рассылки нам было достаточно.
Пишем цепочку аутрич-писем
Как я уже писал выше, цепочка писем, отправляемая до получения ответа, — это must have в холодных рассылках. Во-первых, отправляя цепочку, мы повышаем конверсию в ответ. А во-вторых, снижаем вероятность попасть в спам.
В этом кейсе мы для каждого сегмента написали по 4 письма. Их целью было выйти на сотрудников школ, которые принимают решение по внедрению тех или иных цифровых технологий.
Подход к письмам вкратце был следующий:
- 1-е письмо: Вижу, что у вас технологичная школа, применяете ли вы VR в учебном процессе? Подскажите, с кем можно пообщаться по этому поводу.
- 2-е письмо: Хотел бы обсудить вопрос внедрения Varwin Education. Коротко и понятным языком рассказываем про возможности платформы. В письмах частным школам еще упоминаем доп. финансирование.
- 3-е письмо: Отмечаем, что внедрение цифровых технологий поощряется в школах. Предлагаем отправить наши кейсы, частным школам еще сразу высылали настоящий отзыв учителя.
- 4-е письмо: Предлагаем показать, как работает платформа, и помочь в реализации цифровых проектов Минпросвещения. Оставляем контакты и приглашаем к общению в будущем.
Настраиваем холодную рассылку
Дальше стандартная подготовка рассылки в сервисе Respondo:
- прогрели email-аккаунты,
- провалидировали и отобрали подходящие адреса,
- добавили персонализацию,
- протестировали доставляемость,
- настроили отправку писем по расписанию.
Подробнее о том, как настроить холодную рассылку, можно почитать здесь:
60 ответов на 930 контактов
Такой результат мы получили, разослав холодные письма. Общая конверсия в ответ оказалась 6,5%, в сегменте частных школ — выше, 12% (это очень хороший показатель, средний по всем нашим рассылкам в коммерческих B2B-сегментах).
Интересно, что на первое письмо пришло относительно немного ответов — 14. Самый большой фидбэк получили на второе письмо, где мы рассказывали о продукте, — 20 ответов. На третье и четвертое письма — еще по 17 и 9 ответов соответственно.
Примеры ответов от школ (реальные цитаты, только без имен):
Здравствуйте,
Вы готовы в формате онлайн сделать презентацию вашего предложения?
Я могу в понедельник во второй половине дня встретиться с вами онлайн.
Здравствуйте, Егор Михайлович!
Извините за задержку обратной связи. Конец учебного года, организация ЕГЭ и ОГЭ вырывает нас из реального мира.
Вы можете прислать презентацию, ссылку на сайт и реализованные продукты?
Я обязательно посмотрю, изучу, сообщу нашему руководству.
Добрый день!
Я руководитель инженерного направления департамента дополнительного образования … (название школы).
VR/AR технологии у нас активно представлены в дополнительном образовании.
Какого рода сотрудничество Вам интересно? Мы всегда открыты к взаимодействию с партнерами.
Итоги: что получил Vizzion
Мы с клиентом выделили 3 главных результата:
- В 10 раз больше лидов, чем ожидалось (клиент думал, что заинтересуются максимум 3-4 школы).
В качестве интересных отметили 37 ответов из 60 — там, где ЛПР проявляли интерес к платформе, просили прислать КП, примеры реализации и т. д. С 27 из них сейчас ведутся переговоры, а 6 частных школ уже близки к закрытию сделки.
- Время, сэкономленное за счет автоматизации холодных рассылок.
Собственно, что и хотели на старте: автоматизировать большую часть процессов, чтобы тратить меньше времени и получать больше лидов.
- Понимание запросов ЦА.
Это тоже важный момент: на старте сложно было понять, какие именно материалы лучше использовать при ведении переговоров. Когда пошли первые ответы от школ, то уже стали очевидны и примерные запросы. На их основе коллеги из Vizzion упаковали нужные презентации, скрипты и прочие материалы и дальше могли общаться более предметно.
Вот такой немного нестандартный кейс. Был ли у вас опыт продвижения среди школ или других госучреждений? Какой продукт/услугу продвигали, получилось ли? Расскажите, интересно :)
Ну частные школы - это тот же коммерческий сегмент, понятно, что там конверсия выше
Да, но тем не менее, от муниципальных тоже отклик был
А чем в данном случае холодная рассылка отличается от презентаций на мероприятиях? Точно так же доносишь инфу о продукте, обмениваешься контактами и потом общаешься.
В том, что этот подход масштабируется, т.е. если мероприятие закончилось, то что делать дальше? Как продавать?
Ну и стоимость лида получается ниже.
а какие еще есть инструменты для поиска контактов ЛПР кроме КонтурКомпаса, а то там тарифы какие-то нелогичные?
1) контактов ЛПР нет, ну или они могут быть, но в 5-10% случаев, поэтому надо писать на другие почты и прямо спрашивать контакты ЛПР
2) источники данных есть:
* СБИС, в принципе рабочий вариант, но попадаются дубликаты (нес. сайтов одной компании в выборке), и фильтров меньше чем в Контуре, и имейлов меньше
* 2GIS Data, хорошо ищет B2C компании типа ресторанов и тд, потому что там операторы обзванивают, проверяют актуальность данных
* Есть разные подборки на kwork или можно просто погуглить (база интернет магазинов, например)
Больше ничего приличного нет.
Аутрич в России работает с трудом...
По секрету скажу, что везде всё работает с трудом :)
О! Полезная статья. Покажу коллеге
Читаю периодически ваши кейсы, все время разные сферы, прикольно, молодцы)
Спасибо! Да, специально так делаем, чтобы показать, что наш подход работает в абсолютно разных сферах.
Помогает ли ваша компания составлять цепочки(кажется именно интересные письма должны заинтересовать)), либо есть советы, гайд или это полностью ложится на плечи менеджера клиента?
У нас есть такая услуга, можно заполнить форму на сайте, мы созвонимся и всё обговорим, гайд тоже есть
https://respondo.ru/docs/123
Теперь уже до школ добрались со своей рассылкой :)
Да, а то как же школы без VR, куда это годится :) В будущем мы живём или где?)
Лол, а откуда у муниципальных щкол выручка?
Если с частными все понятно, то на чем зарабатывают муниципальные?
Супер вопрос. Сам не знаю.
Но у меня есть друзья, которые играют в баскетбол в физкультурном зале в одной из школ. Наверное, платят что-то школе за аренду.
...
Погуглил, согласно книге " Доходная и внебюджетная деятельность школы: правовой аспект", доходы такие могут быть:
1.1. Платные дополнительные образовательные услуги
1.2. Сдача имущества, закрепленного за школой, в аренду
1.3. Деятельность по производству и реализации товаров, работ и необразовательных услуг
https://fcoz.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/?ELEMENT_ID=1759
Вообще, из-за пресловутой цифровизации и холодная рассылка для продажи всякой техники в школы может сработать. У государства на учителей денег мало, а на цифровизацию хватает
Тут сложно сравнивать, все-таки учитилям надо платить ЗП каждый месяц, а покупка техники - разовая, и работает она длительное время.
Думаю, это хорошо, что уроки в некоторых школах будут более интересными. Мы в своё время и диафильмам были рады :)
Интересно, не думала, что рассылка может может помочь что-то продать муниципальным организациям)
Мы сами удивились. То есть, можно, думаю, и в мэрии что-то продавать.
А зачем так с выручкой заморачиваться? Тут все просто - у частных школ в названии «частное», «негосударственное», у государственных - «муниципальное», «бюджетное», «казенное» и тд.
Ну, теория была такая - есть какая-то выручка - значит директор более хозяйственный и заинтересованный в какой-нибудь движухе :)
Хахах ну логика есть в принципе. Но я бы просто наверно разделил на частные и государственные по наименованию юр лица, потом взял бы только те, что в Москве Питере и других крупных городах, движуха как раз вся там обычно. Но может там все и сложнее, я хз))
Ну, мы не знали заранее, что частные лучше конвертятся. Сейчас вот знаем, можно сделать выводы и двигаться дальше :)