(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93078421, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93078421, 'hit', window.location.href);

Как работает аутрич в России: холодная рассылка по школам с конверсией в лиды в 3,7%

Тот случай, когда ты подрос, но твой ЛПР — по-прежнему учитель, завуч или директор школы. Рассказываю, как нам удалось выйти на них для продажи VR-продукта. С 27 школами сейчас уже ведутся переговоры.

Всем привет! Это Федор Ченков, основатель российского аутрич-сервиса Respondo. Мы помогаем компаниям отправлять человечные письма, выходить на ЛПР и продавать свои продукты и услуги максимально эффективно и экологично.

Я уже описывал несколько успешных кейсов для B2B-компаний: психологическая поддержка сотрудников — Alter, разработка документации — EdBuro, маркетинговые услуги — BP Marketing.

Но сегодня — кое-что особое. Это первый раз, когда мы рассылали холодные письма образовательным учреждениям — обычным школам: муниципальным и частным. Нам самим было интересно, что получится, и рассылки опять не подвели. Заказчик ожидал 3-4 целевых отклика, а получил в 10 раз больше.

Как системный интегратор запустил свой VR-продукт и пробовал его продвигать

К нам обратился системный интегратор Vizzion, которому требовалось продвинуть свой новый продукт из области XR (виртуальной и дополненной реальности) среди образовательных учреждений.

Речь идет о Varwin Education — это платформа для организации занятий в VR-формате или непосредственно обучения VR-разработке. Компания продает подписку (35 тыс. рублей на год и 75 тыс. за безлимит) и отдельно шлемы виртуальной реальности.

Собственно, целевая аудитория — это государственные и частные школы. И с ними все было очень непросто.

Изначально мы продвигали Varwin с помощью контекстной рекламы, профильных выставок и семинаров. Но этого было недостаточно — понятно, что после презентации учитель не может просто прийти к начальству и сказать «А давайте запустим у нас в школе VR?». Поэтому продажи шли довольно медленно, и нужны были и другие каналы.

Анна Архипова, руководитель отдела маркетинга Vizzion

В Vizzion пробовали и холодные email-рассылки. Казалось, что для коммуникации со школами это наиболее подходящий инструмент. Но на практике он тоже сработал не очень: искать контакты, готовить письма и рассылать их, — все это было долго, а ответов приходило немного.

Меняем подход к холодным рассылкам

Собственно, в Vizzion были не против холодных рассылок, только хотелось как-то изменить процессы. Во-первых, автоматизировать, чтобы тратить меньше времени и получать больше лидов. А во-вторых — пересмотреть формат самих писем.

VR — довольно сложная тема, и маркетологам Vizzion стало казаться, что они пишут слишком профессиональным языком, не очень понятным для школ.

Интересный факт: на Vizzion мы сами вышли с помощью email-рассылки, вот только с 4-й попытки. В то время как Анна очень нуждалась в сервисе для автоматизации холодных рассылок, наши письма копились где-то на общей почте. К счастью, коллеги Анны обратили внимание на наше последнее письмо, написанное в духе «Мы вам пишем-пишем, а вы не отвечаете», и переслали ей. Если бы мы ограничились одним письмом вместо цепочки, возможно, Анна еще нескоро решила бы проблему привлечения клиентов. Собственно, это классический пример, как работает холодная рассылка в B2B.

Итак, задача холодной рассылки: рассказать о продукте Varwin как можно большему количеству школ и добиться от них какого-то интереса, чтобы дальше их можно было вовлечь в переговоры.

Какую-то такую картинку хотелось донести до школ, только с помощью писем. Источник фото: varwin.com

Собираем контакты школ

Мы подготовили 2 списка: частных и муниципальных школ. Для начала поставили в «Контур.Компасе» общий фильтр по ОКВЭД:

  • 85.13. Образование основное общее
  • 85.14. Образование среднее общее

Затем пришлось немного поиграться с данными по выручке, чтобы, во-первых, разбить школы на 2 сегмента, а во-вторых, выбрать наиболее релевантные — те, которые потенциально могли бы себе позволить внедрение VR-уроков.

Понятно, что только выручка не может гарантировать 100%-е разбиение на частные и муниципальные учреждения, но что поделать: у нас в арсенале был только такой фильтр. Если у вас есть идеи, как еще можно разделить, напишите ниже в комментариях.

Частные школы

Первая гипотеза предполагала, что те школы, у кого высокая выручка, — в основном частные. Так что здесь мы просто поставили минимальный уровень в 10 миллионов рублей.

Фильтры для выгрузки базы контактов частных школ

Муниципальные школы

Здесь было сложнее, т. к. муниципальные учреждения в принципе редко указывают финансовые показатели и в основном небольшие. Однако нам в любом случае нужно было отсеять совсем мелкие школы, поэтому мы указали порог от 50 тысяч рублей и убрали тех, кто уже попал в первый сегмент.

Фильтры для выгрузки базы контактов муниципальных школ

С помощью такого метода мы получили 930 школ. Какие-то целевые могли упустить, но конкретно для этой рассылки нам было достаточно.

Пишем цепочку аутрич-писем

Как я уже писал выше, цепочка писем, отправляемая до получения ответа, — это must have в холодных рассылках. Во-первых, отправляя цепочку, мы повышаем конверсию в ответ. А во-вторых, снижаем вероятность попасть в спам.

В этом кейсе мы для каждого сегмента написали по 4 письма. Их целью было выйти на сотрудников школ, которые принимают решение по внедрению тех или иных цифровых технологий.

Подход к письмам вкратце был следующий:

  • 1-е письмо: Вижу, что у вас технологичная школа, применяете ли вы VR в учебном процессе? Подскажите, с кем можно пообщаться по этому поводу.
  • 2-е письмо: Хотел бы обсудить вопрос внедрения Varwin Education. Коротко и понятным языком рассказываем про возможности платформы. В письмах частным школам еще упоминаем доп. финансирование.
  • 3-е письмо: Отмечаем, что внедрение цифровых технологий поощряется в школах. Предлагаем отправить наши кейсы, частным школам еще сразу высылали настоящий отзыв учителя.
  • 4-е письмо: Предлагаем показать, как работает платформа, и помочь в реализации цифровых проектов Минпросвещения. Оставляем контакты и приглашаем к общению в будущем.

Настраиваем холодную рассылку

Дальше стандартная подготовка рассылки в сервисе Respondo:

  • прогрели email-аккаунты,
  • провалидировали и отобрали подходящие адреса,
  • добавили персонализацию,
  • протестировали доставляемость,
  • настроили отправку писем по расписанию.

Подробнее о том, как настроить холодную рассылку, можно почитать здесь:

Холодная рассылка в B2B: как сделать ее правильно, чтобы получить конверсию в 10-20% ответов, теплые лиды и продажи

От сердца отрываю — ценнейшее руководство, с помощью которого сотни B2B-компаний запускают холодные email-рассылки и успешно привлекают себе клиентов.

Когда холодная рассылка работает

60 ответов на 930 контактов

Такой результат мы получили, разослав холодные письма. Общая конверсия в ответ оказалась 6,5%, в сегменте частных школ — выше, 12% (это очень хороший показатель, средний по всем нашим рассылкам в коммерческих B2B-сегментах).

Интересно, что на первое письмо пришло относительно немного ответов — 14. Самый большой фидбэк получили на второе письмо, где мы рассказывали о продукте, — 20 ответов. На третье и четвертое письма — еще по 17 и 9 ответов соответственно.

Примеры ответов от школ (реальные цитаты, только без имен):

Здравствуйте,

Вы готовы в формате онлайн сделать презентацию вашего предложения?

Я могу в понедельник во второй половине дня встретиться с вами онлайн.

Директор

Здравствуйте, Егор Михайлович!

Извините за задержку обратной связи. Конец учебного года, организация ЕГЭ и ОГЭ вырывает нас из реального мира.

Вы можете прислать презентацию, ссылку на сайт и реализованные продукты?

Я обязательно посмотрю, изучу, сообщу нашему руководству.

Куратор в области ИКТ

Добрый день!

Я руководитель инженерного направления департамента дополнительного образования … (название школы).

VR/AR технологии у нас активно представлены в дополнительном образовании.

Какого рода сотрудничество Вам интересно? Мы всегда открыты к взаимодействию с партнерами.

Руководитель инженерного направления департамента дополнительного образования

Итоги: что получил Vizzion

Мы с клиентом выделили 3 главных результата:

  • В 10 раз больше лидов, чем ожидалось (клиент думал, что заинтересуются максимум 3-4 школы).

В качестве интересных отметили 37 ответов из 60 — там, где ЛПР проявляли интерес к платформе, просили прислать КП, примеры реализации и т. д. С 27 из них сейчас ведутся переговоры, а 6 частных школ уже близки к закрытию сделки.

  • Время, сэкономленное за счет автоматизации холодных рассылок.

Собственно, что и хотели на старте: автоматизировать большую часть процессов, чтобы тратить меньше времени и получать больше лидов.

  • Понимание запросов ЦА.

Это тоже важный момент: на старте сложно было понять, какие именно материалы лучше использовать при ведении переговоров. Когда пошли первые ответы от школ, то уже стали очевидны и примерные запросы. На их основе коллеги из Vizzion упаковали нужные презентации, скрипты и прочие материалы и дальше могли общаться более предметно.

Вот такой немного нестандартный кейс. Был ли у вас опыт продвижения среди школ или других госучреждений? Какой продукт/услугу продвигали, получилось ли? Расскажите, интересно :)

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Елена

Ну частные школы - это тот же коммерческий сегмент, понятно, что там конверсия выше

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да, но тем не менее, от муниципальных тоже отклик был

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хабаров

А чем в данном случае холодная рассылка отличается от презентаций на мероприятиях? Точно так же доносишь инфу о продукте, обмениваешься контактами и потом общаешься.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

В том, что этот подход масштабируется, т.е. если мероприятие закончилось, то что делать дальше? Как продавать?
Ну и стоимость лида получается ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

а какие еще есть инструменты для поиска контактов ЛПР кроме КонтурКомпаса, а то там тарифы какие-то нелогичные?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

1) контактов ЛПР нет, ну или они могут быть, но в 5-10% случаев, поэтому надо писать на другие почты и прямо спрашивать контакты ЛПР
2) источники данных есть:
* СБИС, в принципе рабочий вариант, но попадаются дубликаты (нес. сайтов одной компании в выборке), и фильтров меньше чем в Контуре, и имейлов меньше
* 2GIS Data, хорошо ищет B2C компании типа ресторанов и тд, потому что там операторы обзванивают, проверяют актуальность данных
* Есть разные подборки на kwork или можно просто погуглить (база интернет магазинов, например)
Больше ничего приличного нет.

Ответить
Развернуть ветку
Вера

Аутрич в России работает с трудом...

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

По секрету скажу, что везде всё работает с трудом :)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

О! Полезная статья. Покажу коллеге

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Читаю периодически ваши кейсы, все время разные сферы, прикольно, молодцы)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Спасибо! Да, специально так делаем, чтобы показать, что наш подход работает в абсолютно разных сферах.

Ответить
Развернуть ветку
Zlatko Mlechko

Помогает ли ваша компания составлять цепочки(кажется именно интересные письма должны заинтересовать)), либо есть советы, гайд или это полностью ложится на плечи менеджера клиента?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

У нас есть такая услуга, можно заполнить форму на сайте, мы созвонимся и всё обговорим, гайд тоже есть
https://respondo.ru/docs/123

Ответить
Развернуть ветку
Олег Пестряков

Теперь уже до школ добрались со своей рассылкой :)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да, а то как же школы без VR, куда это годится :) В будущем мы живём или где?)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Okhrimenko

Лол, а откуда у муниципальных щкол выручка?
Если с частными все понятно, то на чем зарабатывают муниципальные?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Супер вопрос. Сам не знаю.
Но у меня есть друзья, которые играют в баскетбол в физкультурном зале в одной из школ. Наверное, платят что-то школе за аренду.
...
Погуглил, согласно книге " Доходная и внебюджетная деятельность школы: правовой аспект", доходы такие могут быть:
1.1. Платные дополнительные образовательные услуги
1.2. Сдача имущества, закрепленного за школой, в аренду
1.3. Деятельность по производству и реализации товаров, работ и необразовательных услуг
https://fcoz.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/?ELEMENT_ID=1759

Ответить
Развернуть ветку
Мимо крокодил

Вообще, из-за пресловутой цифровизации и холодная рассылка для продажи всякой техники в школы может сработать. У государства на учителей денег мало, а на цифровизацию хватает

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Тут сложно сравнивать, все-таки учитилям надо платить ЗП каждый месяц, а покупка техники - разовая, и работает она длительное время.
Думаю, это хорошо, что уроки в некоторых школах будут более интересными. Мы в своё время и диафильмам были рады :)

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Интересно, не думала, что рассылка может может помочь что-то продать муниципальным организациям)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Мы сами удивились. То есть, можно, думаю, и в мэрии что-то продавать.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Moskvin

А зачем так с выручкой заморачиваться? Тут все просто - у частных школ в названии «частное», «негосударственное», у государственных - «муниципальное», «бюджетное», «казенное» и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Ну, теория была такая - есть какая-то выручка - значит директор более хозяйственный и заинтересованный в какой-нибудь движухе :)

Ответить
Развернуть ветку
Egor Moskvin

Хахах ну логика есть в принципе. Но я бы просто наверно разделил на частные и государственные по наименованию юр лица, потом взял бы только те, что в Москве Питере и других крупных городах, движуха как раз вся там обычно. Но может там все и сложнее, я хз))

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Ну, мы не знали заранее, что частные лучше конвертятся. Сейчас вот знаем, можно сделать выводы и двигаться дальше :)

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда