{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

«Пассажиры ведут себя в такси так, будто едут в беспилотнике» Статьи редакции

Журналист и таксист Питер Якубович рассуждает, как развитие агрегаторов влияет на общество: водители перестали быть людьми в глазах пользователей и стали частью приложения, при которой можно спокойно раздеться или поговорить с психологом.

AFP

В будущем пользователей такси-агрегаторов вроде Uber и Lyft будут возить беспилотники. В 2021-м же автомобилями по-прежнему управляют люди. Однако некоторые пассажиры, похоже, давно «вступили в эпоху автономного транспорта», рассуждает журналист и водитель Lyft Питер Якубович.

Стоит только разогнаться, как моё настоящее «я» исчезает, и появляется иллюзия: невидимый многофункциональный водитель.

Поначалу я вёл себя с пассажирами так, как подобает незнакомцам. Они же, как я вскоре обнаружил, воспринимали меня иначе.

Питер Якубович, журналист и водитель

Якубович прислушивается к желаниям пассажиров. Он знает, что некоторые не любят ездить в полной тишине, поэтому начинает поездку с пары общих фраз — чтобы понять, настроен человек на разговор или нет. «Иногда, например, пассажирам нужен слушатель, и я не прочь услужить», — рассуждает он.

Люди нередко жалуются Якубовичу на других водителей: одни надоедают разговорами о политике, другие пристают и даже нападают на них. Поэтому безразличие пассажиров Якубович также считает попыткой справиться со страхом. Особенно в ситуации, когда два незнакомца заперты в движущемся автомобиле.

Водитель — это часть алгоритма

Впрочем, многие пассажиры, говорит Якубович, принимают водителя за часть «мегаприложения»: оно предлагает и сам сервис, и машину, и абстрактную невидимую фигуру за рулём. С последним у Якубовича проблем нет: он умеет «быть невидимым».

Однако, принимая человека за функциональную часть приложения, пассажир сильнее отрывается от реальности. Он оказывается в вакууме, в котором может не быть места сочувствию и заботе, пишет Якубович. Пассажир ведёт себя так, будто едет в беспилотнике — без водителя.

При использовании приложения мы думаем не о том, чтобы найти общий язык с другим человеком. Нам важно выполнить все необходимые шаги, и водитель в данном случае становится одним из них. Однако важно помнить, что он прежде всего человек, а не часть алгоритма.

Сьюзан Шнайдер, директор Центра разума будущего при Флоридском атлантическом университете

Якубович считает себя чутким слушателем, но признаётся, что иногда «отключается». Роботу-беспилотнику, в свою очередь, это не свойственно: он никогда не устаёт. И осознал это Якубович во время работы.

Однажды он забирал двух женщин — мать и дочь. Подъехать к месту подачи он не мог, поэтому остановился в 7,6 м от него. Дочь обзывала Якубовича «последними словами» и требовала немедленно позвонить Lyft, чтобы компания вернула им деньги. Мать при этом раз за разом повторяла имя дочери и умоляла её извиниться.

Воспоминания о таких невоспитанных пассажирах память хранит по сей день. Два месяца спустя я увидел страницу той дочери в разделе «Вы можете их знать» на Facebook и испугался. Неужели она искала меня, чтобы снова поругаться? Или это Facebook и Google пристально следят за поездками?

Питер Якубович, журналист и водитель

В 21-м веке люди всё ещё верят, что личные данные, которые они ежедневно выкладывают в интернете, не будут активно использовать против них. Потому неудивительно, что и водитель кажется пассажиру «абстракцией», пишет Якубович. Они забывают о конфиденциальности, о том, что водитель несёт частичную ответственность за их действия и что у него есть чувство достоинства.

Пассажиры проводили при мне сеансы психотерапии, раздевались в порыве страсти, почти отключались от передозировки наркотиками, угрожали мне.

Однажды мужчина всю дорогу требовал помочь ему достать виагру. А одна женщина предупредила, что у неё вот-вот «лопнет» аппендикс, только после отправления.

Питер Якубович, журналист и водитель

Якубович, впрочем, верит: пассажиры ведут себя так не специально. Они просто привыкли, что приложение, которое помогает им добираться до нужного места, заказывать еду и решать другие повседневные задачи, не требует «включать чувства», рассуждает он.

Так что эра автономных транспортных средств, по словам Якубовича, уже наступила. Просто не в том виде, в котором многие привыкли её видеть.

0
212 комментариев
Написать комментарий...
Anton Zhitarev

Так так и есть. Водитель - функция. Его задача вести машину, а не донимать меня, его нанимателя. Если я буду в настроении, то я сам инициирую разговор. Да, он моет пингануть меня дежурным вопросом, но не более.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Гомбоев

Сравниваете теплое с мягким. Вы сравниваете экстренную ситуацию, (где эмпатический момент должен быть сильно выше) с бытовой услугой.
Упрощаю. Вот человеку стало плохо, я как человек воспитанный в морали, с чувством эмпатии, конечно попробую оказать первую помощь и вызову скорую.
И именно эти же чувства - мораль, порядочность и эмпатия по сути должны быть у водителя, чтобы иметь такт - не лезть с разговорами, с вопросами.
Не сравнивайте бытовую услугу с экстренной ситуацией. В моих глазах, в бытовой услуге - добрым тактичным подходом - является дать личное пространство пассажиру, чтобы он мог заняться своими делами или поразмышлять о чем-то своем... да просто побыть в покое.
То же самое касается и пассажиров в сторону водителя.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Гомбоев

У вас есть хоть одно доказательство в подтверждение ваших слов обо мне?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Гомбоев

В таком случае вижу у вас когнитивные искажения в анализе данной ситуации. Как минимум вы совершаете "Фундаментальную ошибку атрибуции", плюс есть высокая вероятность когнитивной ошибки "Предвзятость подтверждения", которая как раз и является следствием индуктивного мышления.

Продолжать дискуссию в этом случае не вижу смысла. Спасибо, что поделились своей точкой зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

В основном люди просто привыкли, что в 19 из 20 случаев на улице обращаются, чтобы попросить денег. Поэтому к незнакомцу сразу идет негатив и любого контакта стараются избегать. Просят-то обычно не нищие и бомжи, а нагловатые пацанчики, приехавшие потусить в центр, но решившие, что брать для этого с собой кошелек необязательно. Ну или профессиональные попрошайки, которые ходят одним и тем же маршрутом в одно и то же время. Причем если раньше достаточно было сказать, что у тебя нет с собой налика, то теперь все эти прохиндеи без лишних слов предлагают скинуть на карту или на телефон. А нищему предложишь вместо денег купить еды, так тебя еще и пошлют последними словами на это. Тип нахер мне твои харчи, трубы горят, че не понял что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коровин

Причём тут страх? Вызвать скорую - это дело. Это нужно. А слушать про то, как тебя Яндекс угнетает, или как тебя кто-то подрезал на перекрёстке мне не интересно. Я еду и думаю о своём. И чаевые оставляю за комфорт езды (это намёк). 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коровин

А тебе что, человек, которого внезапно удар хватил, сможет что-то объяснить? Ох уж эти водители эконома. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
209 комментариев
Раскрывать всегда