{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что будет с IT? Что будет со страной? Что делать моему бизнесу? Не спрашивали — отвечаем

Привет! На связи Боровков Евгений, сооснователь Искусства Автоматизации, Botcreators, и основатель Wmtools.ru. Сегодня попробую вставить свои три копейки в общую истерию на тему перспективы отечественного бизнеса и рынков и куда мы катимся.

Скажу сразу, мое мнение не претендует на экспертность. Я лишь говорю что вижу, и не призываю ни к чему. На всякий случай, в наше время, такие оговорки лучше вставлять. Погнали

Что происходит?

Со всех сторон летят новости про уход с нашего рынка всяких разных компаний, и связанные с этими компаниями вопросы. Думаю что и в вас тоже. Как всем ответить? Никак. Я в завтрашний день смотреть могут не только лишь все.

Тем не менее, заглянуть вперед пытаются многие, и я сегодня тоже попытаюсь. Давайте по порядку.

Ушел Oracle, Adobe, Autodesk…

Тут даже не знаю с чего начать. Продукты Autodesk и Adobe и так у всех были ломаные (но не у меня, я же не «из этих»), а уход Oracle не означает что запретили ЯП Java. Казалось бы, где повод для истерии? Я тоже не пойму пока.

Google Pay, Apple Pay и прочие Pay в некоторых банках отказали? Ну ок, я просто скачал МИР Pay (на самом деле не скачал, у меня Google Pay До сих пор работает). Жалко только что за границей им особо не расплатишься. Хотя туда особо и не уедешь уже.

Остальные глобальные компании либо развернулись в дверях, либо развернутся в коридоре чуть позже. Я думаю так.

Заблокировали Facebook, Instagram.

Еще «ушел» LinkedIn (ага, заблоченный N лет назад, но в котором все равно все сидели), у кого-то один раз не открылся YouTube. Да и инста еще не до конца заблочена (вроде дали пару дней оттуда контент перевезти). Facebook вроде говорили что закрыли, и он два дня даже не открывался без VPN, но сейчас о чудо! Открывается даже без плясок с бубном. Ну и в Гугле реклама не крутится (на самом деле крутится, и на vc даже статья была на эту тему. Может кто ссылку скинет, поможет мне?).

Повод для паники? Ну да, на некоторые привычные действия надо будет теперь просто сделать на 1 действие больше (кнопку в VPN нажать). Через какое-то время этот шаг отпадет и все опять заработает. Хоть на бумаге и будет заблокировано.

Все свалили, я остался

Поехавшие Уехавшие (нужное подчеркнуть) айтишники больше всего меня печалят. Понятно, что валютные все эти скачки не нравятся людям (и не только это, знаю да). И мол «раньше было лучше». Но кто страну то будет поднимать? Вечный вопрос, который сейчас наиболее остро стоит. Чтобы «поднимать страну» какие нужны для этого условия? Другая власть? Чтоб по утрам в попку целовали?

«Заводы стоят, одни гитаристы в стране..» (с)

Уже тьма статей вышла про релокацию, материалы с переездом, рекламой стран, и т.д. Но я не видел ни одной статьи в поддержку противоположной позиции. Если видели — пришлите в комментарии. Или про это не принято говорить?

Я не хочу никого ни к чему призывать, а лишь попробую заметить вот что:

Непопулярная точка зрения

Я предприниматель, и стараюсь мыслить как предприниматель. И вот какие у меня есть наблюдения:

  • Дефицит айтишников. Он и раньше был. Усилился? Возможно. Открылись возможности для молодого поколения быстрее проявить себя? Несомненно!
  • Перефокусировка внимания. Есть такой аспект, про который не все помнят: большое количество фрилансеров и нефрилансеров но айтишников — работали на запад. Кто-то уехал да. Но кто-то остался. Считать количество и мотивацию тех и других я не буду, но те кто остался, начали испытывать трудности с получением денег из за бугра. А значит им нужно больше заказов чтобы обеспечить свою жизнь. Логично? Мне кажется тоже. Очень многие студии и небольшие компании делают скидки и пытаются набрать клиентов тут, в РФ. Кроме того что это им нужно, это нужно и этим самым клиентам. Потому что вдруг выясняется что написать вундервафлю стало подешевле, и вообще «кризис время возможностей».
  • Поддержку от государства обычно принято ругать, и говорить что денег у них брать опасно, и т.д. Но в этот раз поддержка не только в «сниженной ставке на кредиты», но и всякие другие меры, которые будут приниматься и дальше. И нет, я не пропагандист, я просто читаю новости. Сколько бизнесов воспользуется этой поддержкой? Ровно столько, сколько сможет. У Минкомсвязи, я слышал, количество заявок на аккредитацию выросло в какие то нереальные разы (слава богу мы ее получили уже пару лет назад). А те компании, которые не слышали про особые экономические зоны — самое время погуглить этот вопрос, наряду с мерами поддержки от государства.
  • Всплеск активности отечественного софта. Этот феномен меня просто восхищает. Огромное количество фаундеров сейчас начали суетиться с такой скоростью, что аж искры летят. Супер! Кроме того, что я тоже отношусь к таким фаундерам, я призываю остальное сообщество поддерживать эту волну! Да, нашим фаундерам было гораздо тяжелее местами. Например потому, что их не заливали деньгами (или они их не брали). А сейчас появляется огромное окно возможностей, которое непременно надо использовать. Уже создано много списков и всяких перечней такого софта (приложите в комментарии пожалуйста), и там уже столько разных сервисов, о которых я раньше не слышал. А ведь они были, и как то развивались. Считаю что мы должны дать им не просто шанс, а присмотреться детально к каждому, и подумать как бы их применить у себя.

Справедливости ради, замечу, что тому-же Miro не понадобилась поддержка отечественного комьюнити, чтобы вырасти до единорога. Им хватило одних лишь денег :)

Вангую, что в комментариях, кроме дельных ссылок, о которых я попросил, будет еще какая-то точка зрения, отличная от моей. Поэтому призываю фокусировать свое внимание на возможностях, которые открылись для нас в это нелегкое время, а не на унижении оппонентов.

0
738 комментариев
Написать комментарий...
Nan Nan

А будут конкретные ответы на вопросы из заголовка?

Ответить
Развернуть ветку
Трайчик

А зачем? Главное же убедить самого себя, что все ок )

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Или убеждать самого себя что все не ок ?))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Жаль что вы видите мир именно с этой стороны.
Критическое мышление заключается в том числе в том, чтобы смочь увидеть и плюсы, где казалось бы одни минусы

В любой кризис появляется гора возможностей. А люди, вместо того чтобы их научиться отличать и пользовать — предпочитают сидеть в углу обняв коленки

Вот это по настоящему самогипноз

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
vitrehnut

Здесь вовсе не безвыходные ситуации. К примеру, сажать больше картошки

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Локальные решения для выживания - есть. А вот глобального для роста благосостояния - нет. Выжить - выживем (не все).

- Доктор, я жить буду?
- А смысл?
Ответить
Развернуть ветку
vitrehnut

А раньше же как-то жили и без этого. Есть много чего интересного в жизни, просто нужно найти чем себя занять и это не только хобби, можно больше уделять времени на семью, больше общаться с родными и близкими, развиться социально. К примеру, на даче или у себя в огороде иногда можно после возделавания, посадки или полки травы иногда готовить шашлыки, гарнир и дополнительные блюда, а летом как хороша молодая картошка со сливочным или нерафинированным маслом посыпанный свежим укропчиком и зелёным лучком и свежим салатиком. Здесь уже дело вкусов, как кому жить я нерешаю, кто-то хочет жить на небоскрёбе не глядя на деревню и вообще что с ней связанно, здесь у каждого свои приоритеты и не мне это осуждать, это их выбор

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пилипенко

Очень интересно как вы планируете жить в светлоликой Европе когда ваш счёт за отопление и электричество и еду будет выше вашего заработка.

Только недалеким кажется что сила в IT. Технологии можно украсть и скопировать как делает Китай.

А вот газ, нефть, зерно в красть и скопировать нельзя.

Удачи за границей захватите побольше шерстяных одеял.

Ответить
Развернуть ветку
Shokunin

Ваш ответ отражает и мою точку зрения. Согласен и поддерживаю ) в данное время возможности России стали более прозрачно видны, не только Европе и гражданам РФ но и большей части мира.

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Но пока цены не энергоресурсы сравнимы с ценами 2007 годов, когда был пик. Почему должно стать иначе?

Ответить
Развернуть ветку
Seth Diezz

Поэтому в Италии сейчас забастовки дальнобойщиков из-за цен на топливо? Поэтому остановился единственный сталелитейный завод в Баварии?

Ответить
Развернуть ветку
Shokunin

Потому что есть прецедент для этого. Очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vinokurov

Прикольно ты нас сравнил с Кубой или Ираном или же с Северной Кореей, где нет столько полезных ископаемых и нет всей таблицы Менделеева в недрах земли, а также нет таких торговых взаимоотношений и товарооборота как между РФ и Европой, например... Поэтому соглашусь, что правительству действительно надо грамотно сработать сейчас (как никогда), и все возможности для этого есть.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Желтухин

Вы сами включите критическое мышление

Поддержку от государства

Сначала предлагали льготную ставку по ипотеке, отсрочку от армии и отмену ндфл, но как всегда людям денег дать государство зажало и дошла только отсрочка от армии.

>В любой кризис появляется гора возможностей.

Толку от этих возможностей, если завтра государство выпустит очередной закон и отожмет все то, что заработано на этих возможностях.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Друзья, с каждым персонально спорить очень сложно. Просто ваше упадническое настроение пройдет, время покажет что-то новое, и все будет хорошо в любом случае. У тех кто выберет этот путь "хорошего"
Просто попробуйте взглянуть на мир под другим углом, а не сидеть и не думать что наша страна нас всех закапывает. Ну тошно уже от этих речей ей богу.

Вместо того чтобы топить мою статью — лучше подумайте что вы сделали в своей жизни, чтобы было не все так плохо у вас лично, и у людей вокруг вас

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Желтухин

Я не топлю вашу статью, и у меня не упадническое настроение и пока не все плохо. (Ну пока выезд не закрыт и хоть что-то еще можно вывозить).

Просто попробуйте взглянуть на мир под другим углом

Вы тоже попробуйте взглянуть на мир под другим углом, прочитать базовый учебник по экономики и посмотреть, оптимизма у вас поубавится.

p. s.

Но кто страну то будет поднимать? Вечный вопрос, который сейчас наиболее остро стоит. Чтобы «поднимать страну» какие нужны для этого условия?

Не меняющиеся каждые неделю-месяц-год

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Я кстати читал учебники по экономике. И не только базовые
Обычно те кто это советует — как раз сами то и не читали :)

Оптимизма у меня не поубавится, сколько бы ни старались комментаторы

Надеюсь через время местные негативщики вспомнят эту статью и поймут что в мире есть не только их "реализм"

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Plushkin

Видимо плохо читали или забыли уже что читали.
Страну ждёт самый настоящий дефолт (пусть даже технический суть последствий от этого не меняется), уничтожение среднего класса - основу экономики. Простой производств (производственники отлично знают и понимают почему) и торговли на долгое-долгое время, раньше надо было предпринимать, сейчас или чемодан и билет или с попкорном у ТВ.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Желтухин

Дефолт в текущей ситуации вообще не проблема
Инвестиций все равно не будет, даже если рф выплатит все по обязательствам

А вот то что пол экономики разрушено за неделю - эт ппц.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Время покажет. Кажется, я упомянул что в завтрашний день смотреть могут не только лишь все
Проблемы в экономике есть, безусловно. Но дальше то что?
Про это моя статья :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гуляев

Что это за дичь: "не только лишь все"? Это что, русский язык, по-вашему? Или у вас тоже ЗЧМТ? Вам трудно связывать слова в осмысленные конструкции?
Если так, то это многое объясняет.

Ответить
Развернуть ветку
Федя Мегатронов

Этот словесный оборот - уже довольно старый мемас, рождённый Кличко. Так что придирка не к месту.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гуляев

Я прекрасно знаю, откуда эта фраза. Поэтому, это даже не придирка. А прямой вопрос. Повторю: у автора статьи тоже ЗЧМТ, как у Кличко, что он не может нормально разговаривать?
Если же это цитирование, то существуют в великом и могучем правила оформления цитат. Но с правилами в этом тексте вообще большие проблемы. Если же это заимствование, то я не увидел в тексте, с какой целью автор использует "мем" с нарушенной смысловой структурой. Что автор пытается этим сказать или показать? Такая придирка подойдёт?
Хотя, вообще, неважно. Оптимизм же.

Ответить
Развернуть ветку
Max Romanenko

А какие критерии того, что время показало, что вы были правы?

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Что все хорошо станет :)

Ответить
Развернуть ветку
Max Romanenko

Падение ВВП РФ на 10% в 2022? Или вы о более далеких перспективах?

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

В данном контексте, скорее о более далёких

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Самое выгодное идти в силовые структуры наверное

Ответить
Развернуть ветку
Константин Никулин

Я прошу прощения, это по какой такой теории средний класс является основой экономики? Даже если посмотреть на богоспасаемый запад, основа экономики это крупные компании, экономические гиганты. У них больше всего денег и они задают курс всей экономической политике страны. Второй гегемон это низший и низший средний класс, тоесть низкоквалифицированных рабочие и квалифицированные рабочие. Средний средний и высший средний класс ни по количеству денег не могу перебить высший класс ни по своему потреблению не могут перебить низший класс просто исходя из своей малочисленности. Так что в основном либо это малые средние предприниматели которые обслуживают крупные предприятия или розницу для основного потребителя, либо топ менеджмент и высококлассные специалисты Лиды. Экономика от их исчезновения даже не вздрогнет а на их место придут либо сверху либо снизу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Правильно!
В меру здравый пофигизм,
оптимизм,
трудоголизм
и стремление вперёд,
нас к успеху приведёт!

Ну а нытики пущщай,
дуют на холодный чай,
шоб язык свой необжечь!

Могут дальше сидеть бздеть,
ЖДАТЬ КОГДА ЖЕ прям для них,
государственный родник,
с помощью в ручки придёт.

Ну а умный сам возьмет,
что найдёт и где найдёт!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Zusman

Ну да, сначала продразверстка, потом НЭП(Мишустин стайл?), потом новый 37й год. Спасибо, проходили

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Том

Все конечно хорошо написано, оптимистично. Но вот о клиентах сказано очень мало. А ведь они являются основой существования разных IT компаний. Допустим те кто остался в России уже с трудом могут работать на иностранных клиентов, по разным причинам. А те у кого клиенты были местные, тоже хорошо выкусили, так как клиенты тоже из России и у них те же самые проблемы. Они не платят, либо ставят все на паузу. А надо платить зарплаты и налоги. Не все компании имеют собственные проекты которые стабильно приносят им доход. По этому многим грозит закрытие и безработица.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

В России основной плательщик в IT - это ГОСы. Там денег условно безлимит. Надо идти туда

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Том

Боюсь все айтишники туда все равно не попадут. А с таким количеством безработных, то скоро они задемпингуют рынок, так как готовы будут работать за любые деньги. Какой смысл платить кому-то больше деньги если под дверью стоит жесть таких же безработных и им нечего есть...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
А с таким количеством безработных

А с каким? Этих цифр еще нет ни у кого.

Дай бог чтобы многолетний дефицит кадров на рынке труда в IT закрыли. Но с учетом резко возросших потребностей в миграции и разработке новых продуктов - еще не известно куда баланс сдвинется.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Том

Мне кажется что дефицит кадров, это вещь синтетическая и там речь идёт про специалистов высокого уровня. А вот есть задачи где супер профессионализм может и не понадобиться, а таких разработчиков, дизайнеров довольно много и все кушать хотят.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Может, но все это из области гипотез, реальных цифр по рынку труда ни у кого еще нет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Том

Я о дефиците слышу довольно часто. Просто когда я только попал в сферу IT, в году 2012, тогда в компании были готовы брать любого адекватного человека, с минимальными скилами а потом его воспитывать под себя. Там люди набрались опыта и из них росли нормальные специалисты. После 2014 года, все плавно начало скатываться к тому, что денег стало меньше, проекты сложнее и уже начали плавненько фильтровать. А сейчас если зайти на любое объявление о вакансии, то там будет длинное полотенце текста о том что ты должен уметь, причём независимо от уровня заработной платы. Все посокращали штат, и стараются нанимать человека без единого изъяна и с максимальной отдачей. Понятно что с точки зрения бизнеса это выгодно, но вот куча людей и достаточно способных остаются за бортом и идут работать, если повезёт в веб студии за копейки, где делают обезьянью работу и не могут перескочить на следующий уровень потому, что на новой работе всем нужны кейсы и опыт. Вот и получается, что те у кого есть силы и опыт, без работы не остаются и стоят очень дорого, а про тех у кого есть способности, но не хватает опыта не особо вспоминают и говорят что дефицит.

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Мы ещё дна не достигли, ещё не понятно чем завершиться эта спецоперация, толи нас отправят на фронт, толи будет спецоперация с солдатами НАТО, толи П с З договориться и все как-то решиться, толи многолетняя спецоперация на 20 лет. Пока этот вопрос не решиться будет упадническое настроение. Пока из-за санкций будем падать на дно будет упадническое настроение. А там уже будет видно валить или не валить и что делать, может быть и возможности уже не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Сначала предлагали льготную ставку по ипотеке, отсрочку от армии и отмену ндфл, но как всегда людям денег дать государство зажало и дошла только отсрочка от армии.

Офигеть у вас позиция: обещали подарить нахаляву 100 рублей, но дали только 50 - ах жеж какие твари!!

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Там есть ещё ограничения по образованию

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

и налог на прибыль 0%

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Условно говоря дали 5 рублей, отсрочка от армии без проблем получается при желании и для айтишников стоимость этого вопроса не будет существенной.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

А 0% налога на прибыль? А 3% кредиты на развитие бизнеса?

Таким ребятам можно и Порш Кайен подарить, так ведь доебутся и обидятся что зимнюю резину и коврики не положили

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Пока ещё не ясно что будет когда мы достигнем дна, а потом уже можно судить насколько полезны эти меры

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Ну а смысл ждать этого дна? Это все может долгие годы тянуться. Надо прям сейчас пользоваться тем что дают по-максимуму

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Ну у меня пока есть работа и честно говоря непонятно что будет дальше. Наверное торговлей в обход санкций и ИТ будет выгодно заниматься или уйти в полицию, но это все гадание на кофейной гуще.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

А как это на сотрудниках отразится? Максимум это сохранение рабочего места, т.е.то что вчера было обыденностью сегодня нужно воспринимать как блага? Люди потеряли в зп и сейчас им за это предлагают "отсрочку от армии", это если о льготах

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Желтухин

Вы игнорируете тот факт, что государство сначала создало ситуацию, которая резко ухудшила уровень жизни всех, а потом только обещало что-то

Ответить
Развернуть ветку
Shokunin

А вы Михаил создайте. А потом посмотрите отбирают у вас лично что то или нет. Ответ в 80% случаях будет отрицательный. Не хочу занижать удиторию сайта, и мои оценки могут быть неверны но бОльшая часть здесь это скорее ,(среди владельцев бизнеса ) малый , максимум средний. Такие не особо интересны для государства. Есть другие методы сбор налогов и.т.д а следовательно большой бизнес( судя по вашему настрою ) вы не станете создавать. Для этого нужно иметь другой настрой. Соответственно приходим к выводу что стоит пробовать если решитесь ) возможности были и есть всегда. Сейчас их прибавилось.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Желтухин

У меня уже отобрали возможность моими деньгами распоряжаться, государство решило, что 10к usd это максимум, сколько у меня может быть. Что-то создавать и проверять, отожмут или нет еще что-то, я не хочу

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Я лишь пытаюсь быть оптимистом, и не навязываю никому свою точку зрения :)

Жаль что вы просто меня минусуте

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Я как раз подобрал те слова и в то время. Вы же пишете мне ответ :)

Мне, например, хочется вынуть голову из трясины этого негатива
Как и многим, думаю

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Вынуть голову из трясины негатива и увидеть реальность это разные вещи с абсолютно разными последствиями.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Ставку не надолго.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Смит

Озвучивать вашу точку зрения в момент массового исхода - дело неблагодарное, поверьте. Те кто решил остаться, приняли это решение твердо и ваш призыв на это никак не повлияет. Многие же из тех кто решил уехать ищут поддержки своего решения, а не причин сомневаться в своем выборе. Так что зря вы этот разговор затеяли сейчас. Если хотите пообщаться с единомышленниками, то стоит немного подождать устаканивания этой ситуации, а сейчас заняться непосредственно тем, о чем вы пишете в статье, и не забивать голову спорами с комментаторами.

Ответить
Развернуть ветку
Ильдус Атнагулов

Согласен. Не надо давить людям на больное.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Пару лет назад я видел счастливые лица венесуэльцев, которые смогли купить туалетную бумагу

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Штука вся в том, что от того что человек сидит и говорит как все плохо, ему точно не станет лучше, станет только хуже. При любом кризисе всегда максимально страдают всепропальщики и минимально - деятельные оптимисты (зачастую они даже оказываются в значительном плюсе, как раз за счет всепропальщиков). Просто такова реальность, так окружающий мир работает.

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

У большинства наших людей упаднические паникерские настроения. Можно поучиться у индуса который живёт на доллар в день, и чувствует себя счастливым

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

Или у шведа, норвега, дубайца и тд.
Зачем сравнить себя с обществом, где правит до сих пор "индийский фашизм" - кастовое деление по рождению. Хотя, я понял о чем вы...

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

может, еще у бомжа предложишь поучиться, фантазёр? Ему и доллар в день - лишнее. Живет же как-то

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

главное это не деньги, а счастье. если человек счастлив ничего не имея, то я ничего против не имею

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

главное - это не пытаться решать (вам) за другого человека, что для него главное

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

если для человека главное это деньги, и он живет в РФ, то наверное это говорит о его недальновидности. те люди для кого деньги имеют ключевое значение - разъезжаются по сша и европе

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Даушнифтинг в Сочи или Крым тоже вариант. Сдавать квартиру летом в Москве, а на деньги жить в палатке в Крыму у моря

Ответить
Развернуть ветку
Йож Пуфыст

При текущем курсе доллара у нас почти все пенсионеры стали жить на 3 доллара... Не сильно далеко ушли от индусов, а если сделать скидку на климат и необходимость в отоплении жилья, покупке теплых вещей то у нас положение хуже - хорошее достижение ничего не скажешь

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Да, я это наблюдаю в комментариях

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

Если пофантазировать и предоставить что завтра все вернётся вспять, то они все равно найдут на что жаловаться, и снова начнется песня про беспросветный ад в России. Такой уж народ у нас

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

Может проблема не в народе.
Вы не думали, почему в Швейцарии президент назначается на один год.

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

Потому что в Швейцарии президент номинальная фигура, которую никто не знает, и которая ничего не решает. Тем не менее в США целые династии президентов, которые держатся у власти не меньше наших, но это им не мешает быть успешной экономикой

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Целые династии президентов это 3 президента из 46?

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

И что плохого эти династии сделали для США? По логике людей несменяемость власти - это кризис. Можно ли сказать что при несменяемости власти при династии в США был кризис? Не думаю

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Раньше было меньше жалоб. Я особо не жаловался и далее надеялся на лучшее что вот нефть подросла, сейчас рубль укрепиться. Можно будет купит квартиру побольше, машину поменять и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

Например возможность свалить и никогда не возвращаться в первобытное общество к дикарям. Тоже критическое мышление.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Privaloff

Да сколько можно писать,что ты там хочешь или о чём мечтаешь.Возьми да свали уже молча, у нас воздух чище станет.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Смит

О, типичный представитель хмурого лица, толкающий тебя плечом в 7 утра в метро, вот вы где обитаете, оказывается!

Знаете, я таким как вы всегда хотел вам передать - мне жаль, что у вас такая жизнь, что вы несчастны в своём деле, что ходите на паршивую работу, что дома вас ждут жена и дети, на которых вы кричите по вышеперечисленным причинам.

Вы не двигаете прогресс общества, лишь распространяете агрессию и не даёте другим жить спокойно. Но я на вас не злюсь. Вас просто, искренне, со всем милосердием, жаль...

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ничто не критическое мышление кроме критического мышления :))

Будьте добрее, друзья :)

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
Ответить
Развернуть ветку
Shokunin

Говорят у меня карма маленькая чтобы поюсовать. Поэтому плюсую здесь !

Ответить
Развернуть ветку
Александр Анатольевич

Крысы бегут первыми. Это факт.
А крыс никто не любит

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Предлагаете оставаться на Титанике до логического финала?
;)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Анатольевич

Предлагаю латать и улучшать Титаник, а не кричать "ой как все плохо, ой как не хорошо"

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Что бы латать и улучшать Титаник нужно полностью все менять, начинаю с сами знаете кого. Строить бизнес в РФ сейчас это как приготавливать ужин когда Титаник уже уходит под воду.

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

Лучше дать титаниту затонуть.Может хоть так получится нечто изменить.

Ответить
Развернуть ветку
MilesSmiles

Ну, например я жил...не благодаря и не с помощью, как вы выразились, этого Титаника, а скорее вопреки.
Сейчас Титаник совсем охуевшим стал, поэтому ну его на...

У всех людей разные ситуации, кто-то вообще только за счёт гос подачек все эти годы жил. Такие люди как были нахлебниками, так и останутся ими (говорю не об инвалидах если что, а о людях, которые по ментальности своей ищут халяву). И чаще всего именно такие люди топят за "спасение корабля".
А вот когда твой бизнес это адский труд и зависим только от тебя самого, и даже чтобы его правильно легализовать тебе пришлось попотеть, то в условиях нынешней ситуации естественно правильно бежать первым.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бердышев

Какой в этом смысл, если капитан задался целью носом судна собрать все айсберги?

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

Россия уже 1к лет на Титанике, сотни войн прошла, а все потонуть не может

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

А что плохого в том что бы найти себе корабль получше вместо русского военного?

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Не смотрю ТВ, не верю ни СМИ, ни политикам,
потому что погружался внутрь и очень много тусил "за кулисами".

Общаюсь и в живую и посредством разных коммуникаций с разными людьми,
и что заметил,
те кто реально работают,
и как правило много,
обычно без праздников,
выходных,
не важно на себя ли,
на дядю,
никогда не ноют.

От слова совсем.

Скорее всего им просто некогда.

Работают, зарабатывают идут к своим личным целям, создают семьи, растят детей, строят дома и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

ключевое слово - "некогда". Не у всех главная цель в жизни "работать много, обычно без праздников, выходных" на дядю. Кто-то и просто пожить хочет.
Да, в Великую Отечественную тоже никто не ныл. Поймешь, надеюсь, почему, объяснять не надо?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Ага, только теперь в один день они стали зарабатывать в два раза меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Shokunin

Мне лично видится что никакой корабль ко дну не идёт. Для шага вперёд очень часто надо один а то и два три назад сделать.
Говорить о стагнации точно нельзя, кому возможности кому негожести )

Ответить
Развернуть ветку
Cake Show

Весь ваш опус и позиция подходит под определение "токсичный оптимизм"
Но помимо этого, вы ещё и игнорируете окружающую нас действительность.
Я не хочу больше выживать и поднимать Россию с колен. Я ХОЧУ ЖИТЬ.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Так живите :) я же не мешаю этому
И свой оптимизм не считаю токсичным. Не в этой статье точно

Ответить
Развернуть ветку
Cake Show

А как теперь?)
Мир закрыт, мои интересы не учитываются, зп упала. Как жить?)

Ответить
Развернуть ветку
Трайчик

Не думаю, что кто-то сейчас этим занимается) обьективной реальности более чем достаточно

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

О, ну с фанатами теорий объективных реальностей я не буду спорить

Ответить
Развернуть ветку
Трайчик

Какая-то очень тупая попытка обесценивания, если честно ))

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ладно, сорян
Просто тяжело каждому аргументировать что "не все пропало"

Ответить
Развернуть ветку
Alks

Евгений, не грустите, Большевики так тоже в 1918 году говорили. Но их никто не слушал.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Я как раз и не грущу :)
Статью то читали? ))

Ответить
Развернуть ветку
Alks

Джек Восьмёркин — «американец» ))

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Вы пытаетесь научить людей оптимизму но сами не понимаете одну очевидную вещь: чтобы цель достичь надо сделать план с наиболее четким учётом реальных условий. Вы же предлагаете тупо закрыть глаза на то что происходит, т.е. не учитывать реальные условия. С таким подходом все полетит к чертям. Например я, администрация пекарни, когда началась вся эта канитель начала покупать сахар про запас. Не из паники, а потому что знаю его импортное происхождение и соответственно подорожание. В итоге у меня запас на три месяца. А коллеги - соседи судорожно ищут где купить сахар, т.к. его банально нигде нет- им работать не с чем. Так что чтобы спастись, в первую очередь надо признать что Титаник тонет и сделать соответствующие шаги , чтобы спастись. И потом в новых условиях строить что-то новое. Здоровый оптимизм это когда при понимании что все плохо, человек все равно стремится к своим целям и верит в себя.
Вообще в нашей стране все предприниматели офигенные оптимисты, т.к. выживают и работают в постоянном кризисе. Так что вот оптимизму нас учить как раз не надо. Лучше денег дайте- ещё сахаром закуплюсь, если найду))

Ответить
Развернуть ветку
Michael Ermolenko

Вы пока что на первой стадии принятия: "отрицание". У вас ещё долгий и насыщенный путь впереди. Надо быть реалистом и понимать, что гос деньги будут первым образом направлены на силовые ведомства для поддержания военной операции и удержания недовольных. Деньги направленные на импортозамещение будут разворовыться. В условиях падающей экономики людям будет не до софта, они будут думать о том, что им кушать нечего. Собственные деньги я бы не инвестировал, так как когда границы откроются снова, этот софт будет не конкурентно способен. Функционал и качество будет отставать не десятилетия. Как это было с советским автопромом.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Чем дольше путь, тем интереснее 😁

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Privaloff

Нет чувак,ты из этих.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ладно чувак
Как скажешь
Чувак

Ответить
Развернуть ветку
Cake Show

Апдейт, меня сократили, но все отлично!)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пилипенко

Очень интересно как вы планируете жить в светлоликой Европе когда ваш счёт за отопление и электричество и еду будет выше вашего заработка.

Только недалеким кажется что сила в IT. Технологии можно украсть и скопировать как делает Китай.

А вот газ, нефть, зерно украсть и скопировать нельзя.

Удачи за границей захватите побольше шерстяных одеял.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

Только недалёким кажется, что газ, нефть негде больше взять, и нечем заменить.
И им же кажется, что зерно никто в мире кроме них не вырастит

Ответить
Развернуть ветку
Demyan Belyakov

Интересный феномен: вата свела всю жизнь планеты к отоплению))) Вот нечем больше крыть. И это в стране которая полностью зависит от Запада. От семян для с/х до 100% электроники.

Ну живу я в этой Европе. Ну этой зимой я платил за электричество на 20€ больше. И за отопление + 50€. Ну 70€. Один поход в ресторан с подругой без бухла)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кремлебот

К сожалению, нужно все. Чтобы украсть и скопировать - надо это в руке подержать. А пока что нам ничего в руки не дают, а даже обходят стороной. Поэтому важно эту "дыру" залатать, только для этого всего деньги нужны. Мало людей, кто готов работать бесплатно

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Что делать? Оставаться и "поднимать страну с колен"! :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Fox

ну вот поднимали, поднимали страну последние 15 лет, а потом дед одним махом взял и все обнулил. И что теперь? Все по новой? А нахуя? Ради чего? И где гарантия что все не повторится снова??

Ответить
Развернуть ветку
Трайчик

Ну есть надежда, что еще 15 лет дед не проживет, так что уж на этот раз точно поднимем ))

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Fox

так преемник деда повторит!

Ответить
Развернуть ветку
Трайчик

Там все остальные хотя бы смартфонами пользоваться умеют ))

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

Хороший критерий выбора нового представителя нации ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Кстати многие очень хвалят Мишустина. Что он очень адекватный человек и с ним легко работать.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Андриянова

Конечно. Он же не КГБшник, а экономист.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Так и есть, у него более современные взгляды и виды на всё. Я бы сказал что с ним цифровизация и развития могла пойти дальше чем она есть и была. Видение хорошее у него, у него не усматриваются советские пережитки прошлого, по крайней мере у меня такое впечатление сложилось.

PS На вопросы которые возникнут - да, я лично его знал, исключительно в профессиональном плане конечно, пару раз пути пересекались на коллегиях, до того как он стал председателем Правительства. Казалось что он смотрит "вперёд", а не застрял в прошлом. Но опять же это сугубо моё мнение по моим наблюдениям.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Я слышал,что в 90-е он торговал компами)))

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Значит есть надежда на то что этот ад все таки закончится. Радует, что все таки есть "наверху" умные люди.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Мишустин, это тот, который онлайн-кассы навязал и ЕНВД зарубил?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Да. И он в налоговой порядок навел и работу МФЦ как одного окна вроде тоже. Кстати мне отмена ЕНВД наоборот помогла. Я налогов в три раза платить стала. Кому-то стало тяжелее наверное.
Но речь вообще о том, что человек работать умеет и наводить порядок. Естественно есть и решения которые кому-то не понравятся.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Ой, а сможете рассказать как именно отмена ЕНВД помогла вам платить в 3 раза меньше налогов? Или в методичке про это не написано?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

У меня патент вышел дешевле ЕНВД в три раза. И если раньше патент нельзя было закрывать страховыми взносами то после отмены ЕНВД стало можно. Но стоимость зависит от региона. В Татарстане к примеру мой патент дороже в пять раз. Там вообще самые дорогие патенты по сравнению даже с Москвой.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

А что за регион, ОКВЭД и показатели? Мишустин ЕНВД резал не для того, чтобы вы платили меньше, а для того, что вы платили больше

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Вообще ЕНВД не мишустин убрал а Орешкин. Мишустин был исполнителем. Насколько я помню. Да и нечего плакать по ЕНВД. Патент это равнозначная замена. Да любой ОКВЭД вбейте обычного региона ЦФО а потом его же в Татарстане. Увидете разницу. Ну например автосервис посмотрите.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

ясно-понятно, значит все же бот пишет. Реальный человек привел бы реальные примеры. Например на ЕНВД на торговле в Хабаровском крае я платил 500 тысяч в год, а на патенте выходит больше миллиона. Охуеть равнозначная замена

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Вы хоть читайте сначала ответы, а потом делайте выводы. А не сами с собой разговаривайте. Я так и Нет написала, что разные регионы поставили разную стоимость патента. Вам не повезло с вашим регионом. Мне повезло. Посмотрите ваша торговля какой патент платит в Костроме и Татарстане. Тогда поймёте о чем я. Лично же я собираюсь я здесь озвучивать свою предпринимательскую деятельность и доказывать что-то незнакомому человеку.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Че

таков путь

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Abramov

Вот предположим, после ситуации 2014 года некий патриот, оставшись в РФ, "поднимал с колен" усердно работая себя, близких, компанию и страну.
А теперь в 2022 г правительство повторило ситуацию 2014... И Вы предлагаете патриоту повторить подъем еще раз?

Есть такая цитата - "Обмани меня раз - позор тебе, обмани меня дважды - позор мне". Рациональное мышление это нормально. Безусловные оптимизм - это ИМХО не очень нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Баварский

Люди, с которыми вы здесь пытаетесь вести диалог - прожжённые капиталисты. Им не понять, что счастье может быть совсем в других вещах. Им не объяснить, что лучше без айфона и фейсбука покорять космос впереди планеты всей.
Спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Lagman Andersson

Какое покорение космоса?) Вы технологии Роскосмоса и SpaceX видели? Или количество запусков?) Или стоимость?) А с чем, если не с айфоном и фейсбуком? С AYYA и ЯРусом?)))
Я работал осенью в переписи на планшете с ОС Аврора. У меня планшет умудрялся разрядить 30-40% батареи за ночь. Ничего не делая.
А программисты софта для переписи даже тесты ПО не сделали, из-за чего данные с планшета переписчика не пересылались на планшет куратора и данные переписывались ежедневно в ручную. А вскрылось это только, когда перепись началась. Вы какой космос покорять собрались, дядя?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Федосеев

Какое поколение космоса, когда со всеми этими санкциями, уходом компаний и запретом экспорта мы теряем в развитии лет так 20.
Тут не знаешь что будет завтра, а вы про космос.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Спасибо за мнение отличное от этих бесконечных негативщиков!

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

А где вы были эти 8 лет, огромные бюджеты, заказчики, конкуренция ... и где наш космос?

Почему айфоны отдельно, космос отдельно то?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Сколько лет поднимали, а она всё равно падает.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бобр

Это как в анекдоте про двух пьяных мужиков, которые третьего, упавшего, пытаются поставить обратно, а он всё падает, пока мимо подходящая бабка не говорит им, что они на голову его ставят..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Класс
Это пока лучшая позиция в этих комментариях
Даже ответить нечего

Ответить
Развернуть ветку
Тихий

Ну если Вы решили уехать, зачем возвращается, надо на ПМЖ, а то вдруг за это время Россия станет Русской Империей, паспорта сменятся, а Ваше гражданство будет под вопросом:)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Тихий

Ну я Вас поздравляю с получением паспорта, осталось на ПМЖ уехать со страны которой, как Вы выразились не станет. Есть такое выражение: Чтобы что то построить новое, надо сломать старое (ветхое, прогнившее). Мы обычный народ, много не знаем и не владеем той информацией, которой владеет Кремль, а информационные вбросы которые идут и с нашей стороны и со стороны Запада и США, вызывают разные чувства, у многих это страх и не желание что либо менять (напримере обычной семьи - ремонт в квартире. И по финансам бьёт и комфорт жизни меняется) Вот чисто гипотетически, например Вы купили квартиру, в ней тараканы, что Вы сделаете? Правильно создадите такие условия, чтобы тараканы ушли. Логично? Но тараканы могут приходить от соседей, следовательно, надо отгородится от них, заткнув всё щели. Вот теперь представьте, что за время 90-х в нашей стране, в разных сферах и на разных уровнях власти сидят иностранные агенты, которые пихают палки в колёса, заключают договора, которые на первый взгляд выгодные, но в дальней перспективе наносят ущерб. Вот сейчас как раз такие условия. Да, это перезагрузка ударила по обычным гражданам, но мы справимся. Наши родители 90-е пережили, нас смогли воспитать, а тогда в разы сложнее было. Вы скажете нет? Ну может в больших городах не так сложно было, но в малых были проблемы с зп, которую месяцами не платили, вещами и продуктами расплачивались. Поэтому ТС и написал что надо постараться быть оптимистами в такое трудное время, верить, что всё что не делается всё к лучшему.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lazovskiy

Как только вижу чушь в поддержку безумной власти РФ во главе с дедом-стратегом, сразу хочется проверить дату регистрации.. так как ну не верю я, чтобы здоровый человек, который еще и пользуется VC был так туп.

И - бинго! "Тихий" дата регистрации - 12 марта 2022 года, прям чудо какое-то, совпадение не иначе!

Ответить
Развернуть ветку
Тихий

Ну если вы так умны, то наверное надо думать не только об одном варианте, что если человек зарегистрировался недавно, он поддерживает, что либо. Во первых, хотелось высказать свое мнение. Много негатива шло от моих соотечественников, которые топят за США и Европу, считая что их там ждут, ценят, и дадут им столько "свободы", "толерантности", что они ее унести не смогут. Во вторых я возможно хотел писать свои мысли на данном ресурсе, кому то может, мои мысли показались бы разумными, кому то нет. В третьих я возможно хотел заработать на статьях. То что вы предположили это "бритва оккама". То есть я могу поступить так же, как и вы, и предположить что на данном ресурсе, все пользователи ограничены как вы, но делать я этого не буду, потому что, каждый человек индивидуален и его мнение может не совпадать с моим или вашим.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Kushnir

Нахер ты тут не нужен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Kushnir

Да вы в принципе к бесполезным существам относитесь

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Kushnir

Нашёл виновных в своей никчемности? Почаще себе это повторяй, так легче будет жить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vinokurov

Извините, что вмешиваюсь, но о каких 95% населения планеты Земля идет речь: Европа + США/Канада/Океания? Боюсь, что от силы хотя бы половину набрали...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Федосеев

Лучше скажите это не простым людям, а властьимущим, которые эту страну сами же на колени и поставили.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Что делать тем, кто и до этого десять лет страну с колен поднимал, а она ну никак не хочет подниматься?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бобр

Так и есть. У уехавших будет заебись - они плюнули на режим и будут жить в нормальной стране, и у оставшихся - скрепы, поднятие с колен, борьба с пиндосами, скрепы и т.д. А так-то - кому-то и флюгегехаймен в жёппу - заебись

Ответить
Развернуть ветку
Artem Suhenko

Вы можете аргументировать свой ответ основываясь на логике и фактах, а не одной только вере?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалев

они тут есть. просто нужно голову включать при чтении😉 *если что, без негатива*

Ответить
Развернуть ветку
Nan Nan

Как там говорится...
Я сюда деградировать прихожу, нафига мне ваши ребусы?:)

Ответить
Развернуть ветку
735 комментариев
Раскрывать всегда