{"id":7299,"title":"\u0413\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 vc.ru: \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0432\u044b\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u043e\u0435 hr-\u043a\u043b\u0438\u0448\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=7299&url=https:\/\/vc.ru\/special\/vacancy&placeBit=1&hash=fe5f20397da228f9ae42ee87503a61e3a31884b3954f080b0a1e6dbbf239fec6","isPaidAndBannersEnabled":false}

Почему «Яндекс.Дзен» умрёт

Привет, меня зовут Игорь, я автор Telegram-канала «Digital Доктор». Помимо этого, я уже несколько лет занимаюсь разработкой систем рекомендации контента.

«Яндекс.Дзен» начали активно продвигать примерно полтора года назад — с тех пор я внимательно следил за его развитием, и сейчас у меня сформировалось понимание, что эта система находится в тупике, из которого, похоже, уже не сможет найти выход. Думаю что «Дзен», скорее всего, просто прекратит своё существование, как недавно это сделала Google+.

Откуда взялись такие негативные прогнозы? Попробую их подтвердить в этой статье.

Из чего складывается рекомендательная система

Любая система рекомендации контента всегда состоит из трёх групп заинтересованных пользователей.

  1. Читатели — то есть те, кто приходит в систему, чтобы почитать развлекательный, познавательный, профессиональный, политический и другой тематический контент.
  2. Авторы — это те, кто генерирует контент в экосистеме в расчёте на его монетизацию.
  3. Рекламодатели — эта группа хочет получить доступ к аудитории и прорекламировать свой товар или услугу. Именно они наполняют систему деньгами и дают авторам возможность зарабатывать на своём контенте.

Успешная система рекомендации контента всегда находится в состоянии плавающего равновесия между интересами этих трёх групп пользователей и своих интересов как четвёртой стороны. Перевес любой из сторон приводит к разрушению и стагнации системы.

Чтобы было понятнее, в какой момент система теряет баланс, кратко перечислю параметры идеальной контентной системы для всех её участников.

  • Читатели хотят как можно больше бесплатного высококачественного контента и меньше рекламы. Также крайне важным для читателей является фильтрация рекламы и защита от мошенников, скама и прочих не очень честных рекламодателей. Кроме того, потребители контента не хотят получать назойливые уведомления, чтобы читать материалы только тогда, когда у них есть на это время, либо получать уведомления, но только о крайне важных или полезных для них материалах.
  • Авторы хотят иметь надёжную и прогнозируемую систему заработка на своём контенте с максимальной доходностью. Они хотят получать от системы органическое распространение своего контента пропорционально его качеству: чем лучше контент, тем больше система должна давать ему бесплатного трафика.
  • Рекламодатели. Самая понятная категория — они хотят получать как можно больше клиентов за как можно меньшие деньги.
  • Система хочет продавать внутри себя как можно больше рекламы и отдавать авторам как можно меньший процент её стоимости. При этом получать органический рост читателей, авторов и рекламодателей, чтобы сталкивать последних в аукционных войнах за размещение рекламы, тем самым получать ещё больше денег от её продажи.

В чём слабые места любой системы рекомендации контента и как их пытается решить «Яндекс.Дзен»

Выяснив «хотелки» каждой из сторон, разберём, какие стандартные конфликты и противоречия формирует их столкновение и как их пытается решать «Яндекс.Дзен».

1. Система начинается с лояльных читателей (потребителей контента). Если обратить внимание на все успешные компании, которые зарабатывают на авторах и потребителях контента (Facebook, «ВКонтакте», Instagram, YouTube и так далее), то вы заметите, что система рекомендации контента не была первоисточником набора критической пользовательской базы.

Всё начиналось с хронологических лент и контента самих юзеров для других юзеров — без расчёта на монетизацию, а из чисто социальных побуждений. Уже после на готовую пользовательскую базу приходят авторы, а за ними и рекламодатели. В этот момент в системе начинают генерироваться большие объёмы авторского контента, который как раз уже и требует его рекомендаций и распространения среди пользователей.

К чему я клоню: «Яндекс.Дзен» не нужен пользователям в вакууме. В нём нет фич, кроме статей авторов. При этом он не нужен авторам, если там нет аудитории. Получается замкнутый круг, с которым, к слову, сталкивается любая «чистая» система рекомендации контента.

Как эту проблему решает «Яндекс»? Конечно же, подключает административный ресурс и вставляет блоки «Дзена» на главную поиска, стартовый экран «Яндекс.Браузера», на сайтах крупных партнёров. «Яндекс» использует места, в которых он мог бы разместить баннеры «Яндекс.Директа» под блоки «Дзена».

Какие это имеет последствия? «Дзен» привлекает трафик исключительно через баннерные рекламные блоки. Такие блоки привлекают трафик только в случае, если хорошо стягивают на себя внимание. Что лучше всего стягивает на себя внимание в интернете? Правильно! Это баннеры с кликбейтом. Приняв решение о таком «бесплатном» привлечении трафика в систему, «Яндекс» в одночасье создал самую большую кликбейт-площадку в рунете.

2. Проект не выживет, если будет одновременно работать вовнутрь и вовне. Следствием проблемы номер один стала проблема номер два. Поскольку «Дзен» не имел базы активных пользователей, которым можно было потихоньку предлагать контент авторов, ему срочно нужен был контент для их кликбейт-системы. Где его взять? Начать стримить его от участников «Яндекс.Новостей», у которых этого кликбейта навалом.

«Яндекс» подключает к себе в систему семи главных новостных сайтов России и начинает использовать их контент в своих блоках. Что тут важно отметить? Изначально «Яндекс.Дзен» позиционировался как сервис для тех авторов, у которых нет лицензии СМИ, как некое дополнение к «Яндекс.Новостям». Что в итоге получилось? Кликбейт-сервис всё с теми же «Яндекс.Новостями».

Кроме того, крайне важно отметить тот факт, что эти самые главные российские СМИ подключись в «Дзен» на совершенно драконовских для «Яндекса» условиях: они не публикуют свои статьи внутри «Дзена», а просто стримят их через RSS со своего сайта.

В итоге пользователи перекочёвывают на сайты СМИ через прослойку блоков «Яндекс.Дзена». Какой в этом смысл для «Яндекс.Дзена»? Совершенно непонятно. Просто такая вот кликбейт-благотворительность. Ключевой момент здесь в том, что система рекомендации контента должна всеми силами привлекать аудиторию внутрь себя, а не раздавать свой трафик направо и налево.

Иначе для авторов система так и будет восприниматься как площадка, из которой можно подкачать трафик на свой основной сайт, который и даёт монетизацию. А это значит, что никакого уникального контента «Яндекс.Дзен» никогда не получит.

Обратите внимание, как рос, например, YouTube: инструменты вставки видео на другие сайты и в соцсети давали огромный прирост внешнего трафика. Владельцы YouTube-каналов понимали, что дополнительные просмотры их видео на сторонних площадках дают рост популярности их аккаунту и, как следствие, более частое упоминание в рекомендациях YouTube — и в итоге ещё больше трафика на их каналы и видео.

В случае YouTube у авторов формируется простой паттерн поведения: чем больше я промоутирую YouTube на стороне, тем больше YouTube промоутирует меня. Получается хорошая взаимовыгодная связка, благодаря которой система рекомендации контента начинает расти как на дрожжах.

«Яндекс.Дзен» не так давно пытался переломить эту ситуацию, сделав систему внутренних блогов для авторов. Но мешает проблема кликбейтного трафика и больших медиа, которые не дают возможность авторам, привлекающим в свои блоги на «Яндекс.Дзен» аудиторию извне, получить сопоставимую отдачу от самого «Дзена». Как следствие, эта инициатива у авторов быстро затухает. А условные РИА Новости продолжают выкачивать трафик из «Дзена». Замкнутый круг, который нельзя разорвать.

3. Максимизация заработка авторов уникального контента. Встроенные блоки РСЯ в каналах «Дзена», которые показываются при достижении некоторой отметки по просмотрам статей в неделю, с одной стороны, являются классным инструментом гарантированной монетизации: автору не требуется искать себе рекламодателей на старте развития канала.

Но при этом они же являются и громадным минусом, сильно ограничивая возможности для дальнейшего роста доходов авторов. Причина кроется в формате такой монетизации: блоки РСЯ, встроенные в статьи, это обычные баннеры, которые можно встретить на миллионах сайтов СМИ по всему миру.

Я думаю, не надо рассказывать, что вся отрасль онлайн-журналов и СМИ который год страдает из-за проблем с монетизацией. Никто не может придумать ничего лучше этих баннеров, на которые уже давным-давно у всех сформировалась баннерная слепота.

Кроме того, доход от баннерной рекламы не очень хорошо коррелируется с качеством аудитории, которая эти баннеры видит. Что я имею ввиду? Я одновременно могу быть подписан на канал с «юморесками» и на серьёзный канал про технологии и искусственный интеллект — при этом реклама, которую мне будет показывать «Яндекс», будет основана в первую очередь на моей истории запросов в поиске.

Например, я искал «кухонные краны», и именно их мне будут рекламировать рядом с контентом этих двух принципиально разных каналов. Что это означает? Именно то, от чего страдает вся отрасль современных медиа. Вы будете больше зарабатывать, только кратно увеличивая просмотры ваших страниц.

Безусловно, про искусственный интеллект читает более «качественная» аудитория, которая ищет в поиске автомобили подороже, недвижимость и прочие «жирные» темы. Только вот в деньгах (в случае баннерной рекламы) это даст вам рост в три-четыре раза, а не в 30-40. При этом тема юмора и высоких технологий будет отличаться по потенциальному объёму трафика в сотни, а возможно, даже тысячи раз.

Как следствие, автор понимает, что заработает больше и получит больше органического трафика от рекомендательной системы, если просто будет привлекать больше просмотров — и плевать, что за контент там будет. К чему это приводит? Правильно: к генерации авторами тонн кликбейта!

4. Автор должен монетизировать свой авторитет перед подписчиками. Это условие является решением проблемы номер три. Автор качественного контента может адекватно монетизировать его, только передавая вес своего авторитета вместе с рекламным сообщением в нативном формате. Только тогда реклама будет давать результат на порядок лучше, чем просто баннеры в статьях.

Условный Юрий Дудь берёт за рекламную вставку в своём канале сейчас около 500 тысяч рублей. Разве в пересчёте на показы баннеров 5 миллионам человек (это среднее число просмотров его видео) это стоит таких денег? Безусловно нет — показ в РСЯ стоит гораздо меньше, чем 10 копеек.

Тогда из чего формируется добавленная стоимость такой рекламы? Как раз за счёт авторитета автора. Сюда же можно припомнить бешеные прайсы на рекламу в Instagram-аккаунтах Собчак, Бузовой, и так далее. Прямое нативное размещение у автора канала про высокие технологии будет эффективным, потому что рекламодатель получит чёткий таргетинг своей аудитории и авторитет рекомендации от автора, как следствие, от рекламы будет хороший выхлоп.

Например, в том же канале про искусственный интеллект могут рекламировать вакансии, образовательные курсы по теме, платные программные продукты и так далее. «Яндекс.Дзен» же, в свою очередь, полностью лишает авторов такой возможности, предлагая собирать копейки через монетизацию баннерами.

Тем самым сервис отпугивает любой качественный авторский контент и приглашает на сцену любителей «желтухи», Instagram Виктории Бони и всего того ужаса, что нам предлагает почитать «Яндекс.Дзен», — потому что только сотни тысяч просмотров генерируют для автора хоть какие-то минимальные заработки.

«Яндекс.Дзен» появился как экспериментальный проект, призванный помочь головной компании увеличить свои обороты и прибыль за счёт исключительно внутренних ресурсов — условно бесплатной аудитории и небольшой команды разработчиков. Сформированные условия привлечения трафика в систему и варианты монетизации для авторов превратили «Яндекс.Дзен» в крупнейшую кликбейт-площадку рунета.

Самое интересное, что «Яндекс.Дзен» активно борется с кликбейтом, то есть с собственной сутью. Я бы сравнил это с человеком, который по утрам пробегает 20 километров в стремлении стать олимпийским чемпионом, а по вечерам выкуривает пачку сигарет. Его сердце неизбежно остановится на беговой дорожке, и олимпийским чемпионом он так и не станет.

{ "author_name": "Игорь Крысанов", "author_type": "self", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0434\u0437\u0435\u043d"], "comments": 257, "likes": 153, "favorites": 78, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 48332, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 17 Oct 2018 10:47:32 +0300", "is_special": false }
0
257 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Я бы тут еще добавил довольно очевидную вещь, что сейчас Дзен уперся фактически в свой максимум. Те 12млн MAU про которые они говорят в своих отчетах. Это похоже их предел. Посколько сама по себе площадка не генерирует органического трафика в себя. Также как и органического вовлечения. Просто она всасывает трафик через ресурсы Яндекса по средствам кликбейт контента, отнимает время читателя на бесполезный контент, зарабатывает через РСЯ три копейки и выплевывает этих юзеров обратно в интернет.

Со временем до большинства просто дойдет мысль и сформируется паттерн, что Дзен помойка и надо обходить его за километр. На этом трафик и вовлечение начнут понемногу падать вниз. Это и будет закатом.

41
Длинный кавалер

Согласен. Удивительно, что Яндекс решил выпустить свой цифровой Спид-инфо.
Хотя чего удивляться после их методики распространения Яндекс.Браузера и Яндекс.Бара.

12

Тут стоит добавить, что аудитория дзена это люди 45+, которые смотрят его на рабочем месте.
То есть это такой удобный прожигатель рабочего времени на госслужбе. И инерция такой аудитории очень сильная.
Но и эти люди со временем безусловно поймут, что к чему)

10

Они охватили всех польхователей Яндекс Браузера в наличии, а других нет и придти неоткуда

0

Никогда не пользовался этой хренью под названием Я.Браузер. Дзен открываю в ФФоксе или в Хроме

0

Так себе достижение :)

Звучит как "никогда не пользовался такой хренью, как телевизор. 1 канал и НТВ я смотрю в интернете"

38

Ахахахаа) Верно подмечено)

0

был всего лишь ответ на мнение "В Дзен идут только пользователи Я.Браузера, и других нет"

0

А вам 45+ ? Им пользуются те, кто не может его удалить.
Ну и я, мне по работе надо во всех браузерах быть

2

Пользуюсь Яндекс Браузером для работы с Директом, потому что Хром не показывает баннеры РСЯ.

1

А я отключила Дзен на яндекс-браузере)))

0

Пользуюсь исключитель Я.Браузером, Дзен отключен и никогда не включается

1

Так же делаю. Браузер хороший из за поддержки плагинов в Android версии, как и в для ББ. А, вот Дзен старательно отключаю.

1

Тольконе MAU, а DAU. И не 12, а как минимум 13 https://themedia.center/2018/06/29/yandex-zen-2018-q3/

0

Ну тогда все круто!

5

Со временем до большинства просто дойдет мысль и сформируется паттерн, что Дзен помойка и надо обходить его за километр.

Именно. Кликбейт заголовки блоков Дзен под основным постом - место шоковых тизеров прошлого. За все время существования перешёл 1 раз по ссылке. Механизм для издателя тоже не самый лучший, он просто вынуждает к кликбейту, по крайней мере на начальном этапе для роста рейтинга чтобы можно было подключить в Дзен трансляцию со своего ресурса.

1

«Сформированные условия привлечения трафика в систему и варианты монетизации для авторов превратили "Дзен" в крупнейшую кликбейт-площадку рунета».

"Самое интересное, что «Яндекс.Дзен» активно борется с кликбейтом, то есть с собственной сутью. Я бы сравнил это с человеком, который по утрам пробегает 20 километров в стремлении стать олимпийским чемпионом, а по вечерам выкуривает пачку сигарет. Его сердце неизбежно остановится на беговой дорожке, и олимпийским чемпионом он так и не станет."

Об этом собственно и говорю)

0

уже как целый год обхожу эту помойку... всё что написали, всё это тоже самое было ровно год назад. Я сомневаюсь что они тебе как-то подробно разъеснят ситуацию. Нам они не хотели подключать сайт, и в тот-же момент они-же парсили контент с нашего сайта в свой Дзен и монетизировали на этих РСЯ - в этой проблемной ситуации они даже не хотели начинать разбираться, хотя я с ними контактировал и они обещали разобраться, их обещания = горохом об стену, они не преследуют интересов чтобы я зарабатывал.
Их сервис отбирает трафик у поиска и передаёт в эти желтушные СМИ свистоперделки всех жанров которые они форсят в топах не давая вариантов простым сайтам. Простые сайты они используют как сателиты - источники контента для своей Дзен ленты.

1

Всё мимо

Дзен не является для Яндекса тем, что вы описываете, логика его создания другая
На каждого розданного Яндекс получает больше одного полученного

Этих двух факторов хватает для того, чтобы всю статью читать не имело никакого смысла, к сожалению.

К искусству декомпозиции необходимо прикладывать ещё знание и понимание того, что именно декомпозируется и как оно работает.

3

Извините, но я если честно совершенно не понял, что вы хотите сказать.
Ну разве что кроме того, что я идиот. Это я конечно понял.
Но по сути дела то в чем ваш месседж?

5

Вам просто для размышления: вы не отмечали того, что на сайтах, куда Дзен раздаёт трафик стоят блоки Яндекс.Дзена? И может быть Дзен получает больше трафика, чем раздаёт?

И что тогда с большей частью ваших умопостроений?

1

По сути дела придётся статью писать, к сожалению. Слишком много
Не здесь.

Вы не идиот, вы просто написали про то, в чём не разобрались. Это у всех бывает.

0

У меня своё издание есть небольшое, думаю там примут.

2

Ссылочку то хоть пришлете потом почитать? Просвятится мне неразумному так сказать.

0

Не могу этого обещать, вдруг забуду.
Поставьте себе в календарик через месяц поискать в гугле "Юрий Синодов, Яндекс.Дзен Roem.ru", наверное найдёте то что вам интересно.

1

Но зачем вам писать статью на этом сайте?
Ведь его никто не читает.
Странный вы человек.

2

Ну мы просто для операционных сотрудников не пишем, вы поэтому не в курсе, Александр.

1

Не написал !!!

0

Да это всё описывается в моём исходном комментарии.
Я постоянно расписываю как Яндекс работает: https://t.me/sinod/383

Например

То что написал Крысанов это просто бред. Буквы верные, но инфа не о том.

Самый популярный вопрос к покупке "Яндексом" TheQuestion кроме "Нафига?" это "За сколько?"

Обычно делают ремарки, что это никогда не отобьётся, никому не нужно и так далее.

Это неверно.

У "Яндекса" есть четыре пути обращения с поисковым (а теперь ещё и новостным) трафиком, которы...
Самый популярный вопрос к покупке "Яндексом" TheQuestion кроме "Нафига?" это "За сколько?"

Обычно делают ремарки, что это никогда не отобьётся, никому не нужно и так далее.

Это неверно.

У "Яндекса" есть четыре пути обращения с поисковым (а теперь ещё и новостным) трафиком, который он раздаёт.

1. Отдать его сайтам без рекламы ("Википедия", например) и ничего не заработать
2. Отдать его сайтам с рекламой (Google, или других рекламодателей). По сути, подогреть других, а себе сработать в минус
3. Отдать его сайтам-участникам рекламной сети "Яндекса" (РСЯ), и заработать половину от их рекламных доходов
4. Отдать трафик своим собственным сайтам и заработать 100% их доходов.

Очевидно, что варианты 1 и 2 для "Яндекса" плохие в долгосрочной перспективе: уже даже не зарабатывать и отдавать трафик просто "Википедии" плохо, а уж работать на доходы конкурентов — это суицид. Весёлый, прикольный и с печеньками, но суицид.

А из оставшихся вариантов 3 и 4 предпочтительнее четвёртый.

Насколько предпочтительный? Сколько "Яндекс" готов отдать за 100% своих же денег вместо половины своих же денег?

Вся выручка "Яндекса" от контекста (грубо) 100 миллиардов рублей в год. Если 2% этого заработка приходится на РСЯ-партнёров получающих трафик из "Яндекса" же, и их можно будет заменить на TheQuestion, то даже при оценке TheQuestion в миллиард рублей сделка отобьётся за год.

Эти цифры абсолютно прикидочные, но даже двигая их вверх и вниз на десятки процентов, становится ясно, что TheQuestion для "Яндекса" очень быстро отбивающееся приобретение.

--
@sinodov
Хорошего дня.
0

Так я не понял. У вас свое издание? Тогда кто там будет думать и принимать, если оно ваше?

0

А я иногда шучу без смайликов, Игорь.

1

Ваше Roem, вы там пишите только про Яндекс как эксперты в единственном числе и больше ни о чём, и это-же продвигают вам через Яндекс, в ваших словах и на вашем там сайте нету народного авторитетного мнения, потому-что там невооруженным глазом видно что вы размещаете контент на заказ.

0

Евгений, я вам сейчас открою две страшные тайны
Во-первых, авторитетного народного мнения не существует. Авторитет - это подмножество народа. Народ, как правило, немного тупее авторитетов.
Во-вторых, Деда Мороза не существует, школьник.
Живи с этим.

–1

Дело в том, что не правы оба! Де-факто получает только Яндекс, т.к трафик с дзена идет не на сайт издания, а на турбо страницы, де факто опять на Яндекс. Т.е. Яндекс пылесосом собирая трафик с изданий отправляет его СЕБЕ делясь лишь долей от монетизации турбо-страниц (на которых можно устанавливать лишь ЯД) То, что издания видят в своей статистике и им кажется, что их трафик - фейк, это посчитанные турбо-страницы на ЯНДЕКСЕ!

0

А я вижу, этот тред заряжен на экспертность.

1

Понятно, что для аудитории по типу здешней - Дзен умер примерно сразу. Но для аудитории по типу аудитории Одноклассников - совсем неочевидна скорая смерть. Да, качественные авторы постепенно замещаются авторами, которые пишут статьи про «сокровища нацистов найдены на обратной стороне луны» и «секретное лекарство генсеков от грыжи». Но он так может много лет деградировать

2

Проблема в том, что он сам по себе ни имеет никакой ценности. То есть отключи трафик из я.браузера и поиска и завтра Дзен рухнет до нуля.

Соотвественно он жрет ресурсы Яндекса (трафик) и дает крайне малую добавленную стоимость, при этом нанося серьезные репутационный ущерб.
Такие штуки долго не умирают.
Их закрывают быстро и решительно. Я думаю через 2-3 года это произойдет.

7

Не только, в первую очередь рекомендательный контент - это инструмент манипуляции общественным мнением, что Яндекс неоднократно доказывал своими Яндекс.Новостями.

11

Любая "Умная" лента это инструмент манипуляции. И эффект цензуру может создавать инструмент, который изначально для этого не предназначался.

6

Кстати, уже умер)

0

Еще нет. Он сейчас на пике.

0

Значит прилег, на время))

0

Хмм... именно поэтому там отлично показывают дождь, эхо, мбх, медузу и не только...

0

МБХ уже не показывают 😉

1

Показывают конечно. Подпишитесь и получайте их статьи https://zen.yandex.ru/mbkhmedia

–2

Яндекс.Дзен отказался снять ограничения с канала «МБХ медиа»

Об этом говорится в письме Яндекс.Дзена, поступившем в редакцию. Компания ссылается на то, что Дзен ограничивает показы материалов, «которые могут шокировать людей, явно не выразивших свое желание получать такой контент». Представители Яндекс.Дзена отмечают в письме, что наши ссылки на то, что «МБХ медиа» публикует материалы на темы, представляющие общественный интерес, — справедливы, однако, по мнению Дзена – это не является основанием для «нарушения правил». При этом сам канал «МБХ медиа» не заблокирован, его материалы показываются подписчикам.

Редакция «МБХ медиа» по-прежнему считает, что не нарушает правил Яндекс.Дзена, в соответствии с которыми «детальные описания происшествий» допустимы в случае если «в публикации есть веское основание для размещения такой информации и обязательно дан контекст».

Мы уверены, что правдивая информация о том, что происходит в нашей стране, необходима людям и поэтому будем продолжать использовать все способы для ее доставки. Подписывайтесь на канал «МБХ медиа» в Яндекс.Дзене, чтобы беспрепятственно получать наши материалы

2

всё верно
При этом сам канал «МБХ медиа» не заблокирован, его материалы показываются подписчикам.

А можете дать ссылку на этот текст, кстати?

0

А разве Яндекс не является "нашим ответом" Гуглу?
Во всех направлениях? И, как обычно, ответ невнятный.
Чуть выше писАли про аудиторию 45+.
Не соглашусь - немало и 30- на него реагируют.
А так по ощущениям - СМИ24, только с господдержкой, типа Ростелекома

0

Да-да, судя по комментам Дзен вообще либо тренировочный лагерь кремлеботов, либо в психдиспанеры провели интернет во всей России и принудили читать и комментить Дзен.
Вероятно, одна из целей была создать карманный интернет с ложной широтой мнений, но реально играющих на одной стороне, чтобы не ходили по другим платформам

2

Я вообще не думаю, что тут у Яндекса было задание делать инструмент манипулирования общественным мнением и суперцензурированную умную ленту.
Просто хотели полегко увеличить доходы компании и показать рост для держателей акции.
Все крайне просто и совсем без конспирологии)

8

Кроме сотрудников компании эту версию никто не сможет опровергнуть или подтвердить, однако присутствие разных структур в таком влиятельном инструменте на население отрицать было бы крайне странно.

0

"Структуры" это Баширов и Петров. Проще говоря Лелик и Болик.
Вот такие вот в России "структуры"))
Не надо фантазировать на тему качества их работ. Они приходят на сцену, когда сервис уже в топе и только тогда начинают там свои бдения на счет цензуру. На старте им совершенно на это пливать.
Сколько еще ручек новичком то не обмазано!

0

Вы слишком оптимистичны и похоже не имели дела с ними.
Лелик и Болек - торпеды, мясо, которое не жалко. Над ними уже сложнее люди

1

Кто? Руководитель Росгвардии?)
Что-то не произвело впечатление его Ютуб творчество.

1

Росгвария-нахлебники ФСБ, на которых надо тратить деньги, туда набирают самый отмороженный континент, когда боялись массовых протестов. Сейчас очевидно, что их не будет, пора сливать и сильно уменьшать в размерах и аппетитах этих мушкетеров)

0

С чего ж их уменьшать то?) Если их только что вырастили. И очевидно для каких целей)

0

https://ura.news/articles/1036273115 например.
Их слишком много, расходы колоссальные, а вероятность применения низка.
Даже на подъем пенсии народ не вышел, поэтому зачем их кормить? Подготовят общественное мнение и сольют оставив как компактное подразделение в каждом регионе.

1

Ну хорошо. Поглядим) Возможно вы эксперт в этом.

0

Гвардейцев Рошфора-Золотова (так правдивей).

0

Одно другому не мешает)

0

Полностью не согласен. Может у меня другая лента, но я скорее вижу точку зрения "отличную от кремлевской". Возможно, что я не объективен и у меня не менее 500 сайтов в черном списке, но все же.
Касательно же контента, то да, он является крайне мусорным. Но для этого Вы сами можете подписаться к интересующим Вас страницам и получать только то, что Вам интересно.

Дополнительно: Я имею отношение к одному из сайтов, который занимается туристической тематикой (proturizm.club). У нас трафик, после регистрации в Дзене, стал 20'000 чел. в день. Что для нас очень не плохо. Планируем развивать его и выходить на 50-100т.ч.

2

опять-же, вы навязываете монополию себе и только себе побольше да побольше, а что будут говорить вам другие конкуренты кого не подключили к Дзену... система односторонняя.
Если их всех начнут подключать, как и должно быть в конкурирующей среде, от ваших 20 тысяч останется от 500 и меньше.
Рабская система что-бы люди закрывались и шли только к вам, только этого не будет, в отсутствии справедливой конкуренции, конкуренты вам скорее будут поджигать Такси в Таксопарках как это с Яндексом происходит (как пример происходящего).

0

Евгений, мы никак не можем повлиять на политику Дзена. Они сами выбирают сайты для подписки. Посещаемость же нам нужна, но идея в другом - сделать качественный сайт с хорошим и нужным контентом. Планов много, но как понимаете, монетизацию никто не отменял.

0

Да. Верно. Но всех минусов не засунуть в статью. Я написал примерно 5% от своих записей в блокноте по Яндекс.Дзен. Если тема будет популярная, то продолжу публикации)

1

Спасибо, очень интересный разбор!

0

Привет! Меня зовут Иван, я автор телеграм-канала Digital-поминки. Как будем хоронить Дзен?

15

Гроб в подъезд для начала выставим. Хотя я вроде это уже сделал)

2

Да, много желтухи. Новых качественных ресурсов не увидел, их походу в рунете и нету. Авторов, пишуших специально для дзена, я вообще не видел.

5

Авторы пишущие для Дзена есть. Просто их блоги микроскопические, а темы крайне узкие. Просто эти люди еще не поняли правил игры и карабкаются изо всех сил, чтобы выбить из Дзена свою копеечку. Но если эти самые правила игры не поменяются, то разочарование к ним придет достаточно быстро и каналы будут заброшены.

Вот пример чувака, который понял, что именно нужно Дзену, при этом, сделал не кликбейт. Но задача это крайне сложная, а заработки с канала я думаю уже начали его разочаровывать.
https://zen.yandex.ru/tsm?clid=300&token=

"Новых качественных ресурсов не увидел, их походу в рунете и нету." - они есть там, где имеется нормальная система монетизации, гарантии частной собственной и инструменты эффективной доставки контента.
Например, Телеграм. Я там подписан на огромное число небольших интересных каналов, где авторы даже при небольшом числе подписчиков могут зарабатывать какие то адекватные деньги.

8

Тихон Смирнов - придворный и прикормленный автор Дзена. Его суют в пример всем остальным.

3

Откуда им появиться, если нет спроса? Как правило качественный контент потребляют около 20% юзеров, остальным 80% подавай желтуху, интриги, расследования. Следовательно качественным генераторам контента нет смысла и появляться, так как основная понимающая аудитория зачастую сидит по узконаправленным ресурсам (тот же vc).
Уже очень много хороших печатных изданий ушли с рынка из-за снижения интереса, охвата, а какой-нибудь СпидИнфо еще здравствует)

4

Про людей-свиней это кстати фундаментальная ошибка всех кто приходит на рынок контента и его монетизации.
Люди думают, что причина интереса к желтухе в природе "глупого и никчемного" большинства. Хотя причина лишь в системе дистрибьюции и монетизации.

Тем 80% просто не предлагается интересно для них контента. Поверьте мне он есть для любой группы пользователей.

3

Тем 80% просто не предлагается интересно для них контента. Поверьте мне он есть для любой группы пользователей.

Так, по идее, это же и должен решать Дзен?

Проблема кликбейта есть в любой рекомендательной системе, потому что с холодного старта система рекомендует то, что наиболее вероятно вызовет отклик у пользователя. Попробуйте зайти с инкогнито в Ютьюб, например. Но систему надо обучать под себя, и тогда она будет предлагать нормальный контент.

0

Извините за критику вашего подхода, но у вас перепутаны причина и следствие.

Рекомендательная система заходит хорошо, когда пользователи, с которыми она работает находятся в системе не по причине того, что они забрели туда случайно.
Рекомен. система это всегда надстройка над хорошим продуктом, которая позволяет раскачать внутри системы авторов, повысить вовлеченность и заработать больше.

Корневая проблема Дзена в том, что он изначально может привлекать трафик в себя только через кликбейт или даже качественный контент, которому все равно приходится маскироваться под кликбейт.

Ну и прошу вас подумать про холодный старт: Яндекс это компания у которой на жителей России самый огромный профайл интересов. Так какого хера он мне рекомендует рецепт салата Мимоза?

Дзен вообще никак не интегрирован в систему Яндекса. Четков видно, что он не имеет доступа к базе интересов пользователей.

А если и имеет то не работает с ней.

2

Не знаю, я несколько новых авторов нашел.

0

Я только в Дзене пишу. Мне нормально

0

Спасибо за статью. Отличный анализ ситуации. Внесу свои пять копеек в обсуждение, т.к. являюсь автором канала в Дзен. Канал по истории и каким-то благословенным образом на монетаризацию он вышел. Далеко не сразу. Но не в этом суть. После двух с половиной месяцев, обратил внимание на два момента. 1) Кликбейт неизбежен, если нужно подтолкнуть показы. Как только я стал писать заголовки по духу соотносящиеся с лексиконом командира пионерского отряда на политинформации или 9 мая, то показы сразу взлетели. Это по теме истории. А в целом, если написать "Пошел в туалет, а там такое..." или "Пошел забрать сына из детсада, а там такая нянечка..." то, показов будет море и просмотров тоже. Тематика предпочтений Дзен - это отдельная тема, но личный опыт подсказывает, что немецкие танки в показах побеждают советские... 2) И, наверное, самое важное. В течение всего периода, не оставляет чувство, что сложного алгоритма расчета показов нет. У меня было два случая, когда вижу, что показов как-то совсем мало -- несколько сотен. Я скопировал публикацию Print Friendly и быстро создал её по новой. После обработки у публикации было уже несколько десятков тысяч показов. Что же произошло с алгоритмом?! Второй раз, я уже написал в техподдержку. Мне написала сотрудница, что были ограничения в показах, так как я удалил и опубликовал пост своей же статьи, а алгоритм все уже проиндексировал и считал, что это плагиат, а менять я должен внутри статьи, не удаляя её. Но, на самом деле, её ответ и истинное положение вещей не соотносились. После повторной публикации показы стали расти сразу, еще до того, как мне ответила сотрудница. Да, она ответила оперативно, но не настолько, чтобы повторная публикация уже не успела набрать десятки тысяч показов. Таким образом, можно подумать, что алгоритм здесь не при чем. Техподдержка тем более (Они отвечают готовыми конструкциями в основном). А есть какой-то отдел с людьми или bypass в самом алгоритме, который в непонятных случаях просто допускает возможность лишних показов и в не хилых объемах. А это уже не честно. В целом, даже и не знаю, что делать. Втянулся в тему. Но поднимать тоже самое на сайте, боюсь, что не смогу. РСЯ, гугл.директ -- это все для меня темный лес. И главным плюсом Дзен видел как раз заявленную ориентацию на автора. Типа, ты пиши, а остальное мы сделаем за вас. Но, по факту, не все так просто и однозначно.

6

Ну если вы хотите заниматься генерацией кликбейта, то безусловно Яндекс все сделает за вас и поможет.
А потом и канал вам заблокирует, когда признает вас автором кликбейта)

Подумайте о Телеграме или Ютубе. Ей богу.

4

А как раскрутить Телеграм-канал? Тут-то всё Дзен делает... Как бы даже бесплатно. Этот вопрос (более стабильной альтернативы) у меня стоит уже давно. Пока же приходится играть по правилам Дзена, которые очень и очень неоднозначны.

0

Как он вам поможет, так все и заберет) Дзен в любой момент без объяснения причины может свести ваш "актив" к нулю.

0

Однако, на первый вопрос ответа я не услышал :-) А именно это объясняет, почему многие "липнут" к Дзену. В остальном - понятно, что никакой гарантии ни в чем.

0

На первый вопрос ответ: за деньги. Это настолько очевидно, что я даже это проигнорил)

0

А ваш заголовок к этому материалу - это, конечно, ни в коем случае не кликбейт😂

3

Виновен. Каюсь!

Но если бы я писал в стиле Дзена то было бы как то так:

"Инопланетяне излучают пси-волны через Яндекс.Дзен. После трех дней чтения Дзена каждому россиянину сделают лоботомию. А сам сервис улетит на обратную сторону луны!".

–1

Вас умыли, а вы все вертитесь :)

Дело не в кликбейте (провокационные заголовки), а в соответствии заголовка статье. Какой бы она тематики не была. Не ваше дело читателей судить.

Нужно разобраться с понятием кликбейт. Если цель - перейти по ссылке, независимо от содержания контента, то это ложный (фальшивый) кликбейт. Но если содержание соответствует (Пугачева действительно умерла, ттт), то это подлинный (настоящий) кликбейт.

Ваш кликбейт - фальшивый. За такое морду бьют :)

По теме: Яндекс борется за рынок рекламы с другими медиагигантами. Для этого и создан был Дзен. Нужна была надежная площадка с вечнокачественным контентом, чтобы привлечь рекламодателей. Поэтому Яндекс будет беспощадно бороться с авторами фальшивых кликбейтов, чтобы Дзен не превратился в помойку с которой читатели быстро бы стали уходить навсегда. Останутся только добросовестные авторы. И по мере роста Дзена их количество будет только возрастать, что по идее приведет к падению доходов (бюджет всегда условно ограничен), но этого (существенно) не произойдет. Яндекс позаботится об этом. Чтобы сохранить уровень привлекательности своей площадки количество авторов достигнет потолка. Наступит конкуренция. Что в итоге ? В итоге как всегда. Будут блогеры-чемпионы, масса средних и море "неудачников". Последние и будут жаловаться (и уже) на Дзен как на фуфло и желтуху. Се ля ви. Итак, пишем хорошо и пеняем только на себя.

P.S. Бизнес может и рад был бы отказаться от Бородиной и т.п., но здесь читатель рулит.

Ни разу не технарь, но вот так я бы рассуждал на месте руководства Дзена. Сдается мне они так и рассуждают.

Глупость написал ? Проясни.

0

Текст выглядит как заявка на знание внутренней кухни и инсайтов, однако это не так, поэтому большую часть выводов можно просто проигнорировать, ибо они — фейк и вообще не соответствуют действительности. Такую же статью может написать моя бабушка :)

2

Где там заявка на знание внутренней кухни?))
Я сразу обозначаю, что являюсь сторонним наблюдателем.
В принципе как и ваша бабушка, если бы она писала статьи на VC.

Правда разница меня и вашей бабушки наверное в том, что я работаю уже много лет с подобными системами, а она нет?)

1

Заявка примерно в каждом пункте. О том какие способы и как именно применяет Яндекс. Хотя на деле это всё не так.
Начать с утверждения, что Дзен какие-то семь сайтов из Новостей подключил (семь? Новости? какое-то одностороннее восприятие сервиса, в котором десятки тысяч сайтов не только из России)
И закончить тем, что вы даже не знаете про нативную рекламу, а также пытаетесь за других людей утверждать, что их разочаровывает или что им точно нужно.

А ваша фраза про стороннего наблюдателя тонет рядом с очень самоуверенным утверждением, что вы эксперт в рекомендательных сервисах.

1

Я склоняюсь к мысли, что Игорь не очень эксперт, а вполне возможно даже что самоуверенный идиот

Извиняюсь, конечно, за переход на личности, но это важно для понимания стартового текста и выяснения причины, почему на него не стоит опираться в реальной деятельности.

0

Вы мне конечно очень нравитесь) Как там кстати ваша статья про Дзен? Все еще пишется?

0

Многабукаф, не осилил.
Имхо, будет жить (надеюсь). Дзен генерирует довольно интересную (для меня) подборку статей. Взять и найти всё это самому - было бы долго и нереально, да и на фиг это надо. А так - делать нечего - открыл, читаешь.
Сервис, который отбирает среди большого потока туфты нечто более-менее интересное для тебя - всегда востребован

1

Подскажите, пожалуйста, а сколько вам лет?

1

Мне 24, тоже иногда почитываю. Со временем можно интересную для себя ленту выстроить. Понятно что в дзене узкотематического чего то не будет, но общие познавательные материалы есть

1

Я не отменяю того факта, что кто младше 45 лет может читать Дзен. Понимаете?)

Вопрос массовости.

0

Слегка за 30, а какое это имеет отношение к теме?

0

Есть некий демографический срез у которого Яндекс.Дзен в почете по ряду причин.

Но вдаваться в эти подробности не хочу) Ибо сгенерирую срачи.

1

"есть некоторые сайты, которые в почете у некоторых аудиторий пользователей, и не в почете у других"
ну надо же, Нобелевку этому господину!!! ))
А как это связано с темой данной вашей статьи?

2

Это не связано с темой статьи. Это связано с вашим комментарием. Проще говоря я спросил про ваш возраст чисто из собственно интереса и не хотел бы продолжать эту тему.

0

Главное, чтобы можно было жаловаться на откровенный говно-контент. Пару раз пробовал - вроде работает, это у меня больше не появлялось

0

это вроде бы вообще везде можно) Ну разве что кроме рекламы в Яндекс.Директе))

1

Комментарий удален

Вы не забывайте, что все это жрет ресурсы компании, которые могли бы расходованы гораздо эффективнее. Со временем это доходит даже до совсем пробитых ТОП менеджеров из МБА.
Финансовая отчетность с каждым кварталом начинает им на это все прямее намекать)

1

Вы описали классическую схему работы кликбейт-прослойки. По типу "Дима Билан умер в автокатастрофе. СМОТРИ СКОРЕЙ"

0

Комментарий удален

Потому что он пытается отвлечь пользователя от его реальной причины по которой он открыл браузер или поиск Яндекса.
Лучше всего решает эту задачу Кликбейт и он же лучше всего монетизируется в такой системе.

0

Комментарий удален

Безусловно рассматриваю. Только вот вовлечение от подобного контента крайне краткосрочное.

Приведу пример из Телеграма. Вот статистика канал tele.click/rospres
На этом графике одна кривая (зеленая) показывает среднее число просмотров поста в канале по дням, а вторая кривая (синяя) показывает какой процент эти показы составляют об общего числа подписков в канале, то есть грубо говоря его вовлечение.
Как хорошо видно на график сначала идет отличное вовлечении и растушие просмотры, потому что число подписчиков растет. Дальше подписчики и просмотры растут, а вот вовлечение падает. Причем все стремительнее и стремительнее.
Почему? Потому что это в конечном счете бесполезный для человека контент. И на ежедевном аукционе за внимание человека такой шок-кликбейт контент начинает проигрывать.
Собственно это происходит с данным каналом и это будет происходить с 88% каналами на Яндекс.Дзене.

Когда пользователи Дзена задают себе вопрос: "На кой черт я это читаю?". Они не могут найти ответ и логично отказываются от просмотра.

Всегда в конечном счете показывает хорошее вовлеченение только тот контент, просмотр, которого подписчик может обосновать с экономической точки зрения.

2

Как по мне то, он и вправду умрет, но далеко не скоро!
И не такой же у них кликбейт, как вы описываете, по крайней мере я не замечал)

1

Серьезно? Вот это мне выдается даже после трехчасовых попыток настройки ленты под новости технологий.

9

Там надо в процессе регулярного чтения блокировать жёлтые и некачественные источники, тогда лента становится приемлемой. Как агрегатор в котором можно не только собрать то, что ты знаешь, но и найти то, что не знаешь — вполне себе идея. Правда за месяц экспериментов с Дзеном ничего особо нового я там не нашёл. :)
Мало в рунете интересных источников и обычно все их знаешь.

3

Я ж выше написал, что именно этим и занимался.

Источники интересно контента всегда есть. Просто в Дзен они не придут, потому что для них там нет подходящих условий. Собственно про это моя статья)

8

Просто в Дзен они не придут, потому что для них там нет подходящих условий.

Можно ли считать неинтересными https://zen.yandex.ru/batenka.ru, https://zen.yandex.ru/newochem, https://zen.yandex.ru/newyorker.com, https://zen.yandex.ru/physh, https://zen.yandex.ru/artlikbez, https://zen.yandex.ru/philological_maniac, https://zen.yandex.ru/maksatiha, https://zen.yandex.ru/diletant.media, например?

–1

Прошу вас обратить внимание:
1. Эти площадки не пришли в Дзен. Они просто подключили туда по RSS свои статьи. То есть у них по факту даже нет канала в Дзене. Это все просто ленты со ссылками сразу на их сайт. Для них это просто очередная возможность подлить себ немного трафика на халяву и не более того.
2. Что я называю приходом на площадку? Когда вы размещаете уникальный контент на ней, когда этот контенг публикуется в других соц сетях и платформах именно со ссылкой на статьи на Дзене.

Так что к вопросу пришли ли перечисленные каналы в Дзен я вам отвечу, что не пришли. Они просто настроили стриминг. Также как они пытаются зайти в любой новый инструмент в надежде схватить немного дополнительного трафика.

3

Они просто подключили туда по RSS свои статьи. То есть у них по факту даже нет канала в Дзене.

Вы либо невнимательны, либо вообще непонятно зачем это пишете.
Даже те сайты, которые получают трафик на свой сайт, зачастую комбинируют это с ведением канала вручную.

А главное, почему-то за словами про «приход» теряется основная мысль: рекомендуется интересный контент, которого, по вашим словам, в Дзене нет.

3

Ну что ж. У каждого своя правда. Я написал свои мысли в статьей. Вы можете быть с ними не согласны. Это нормально.

Переубеждать вас на 4-ых листах текста у меня к сожалению нет сил)

0

Я так понимаю вы в Дзене работаете?)

0

От Дзена отказался, смысла нет, но вот примерно так лента у меня выглядит.
Желтуха если проскакивает, то очень редко.

0

Оценил свою ленту. Желтухи процентов 30. Поймал себя на том, что я уже подсознательно ее фильтрую, привык, что она лезет на новостных сайтах со всех щелей.
Но если б знал улучшенный аналог Дзена, перешел бы на него

1

Телеграм?)

1

Превратить свой мессенджер в инфо-поток - лучший способ бесполезно тратить свое время. Не находите?

4

Жесткие ограничения мессенджера позволяют вам оставлять только ценный для вас контент. Словно бритвой оккама отсекая все лишние ХОХОТАЧИ и прочие глупости.

1

от чего отсекая-то? Вы вообще в курсе, что мессенджер, в отличие от агрегаторов, типа Дзена, сам не предлагает юзеру никакой контент? - Это всего лишь мессенджер

0

В курсе конечно. И знаю, что не предлагает. Но стоит вам подписаться на один канал, как вы начнете получать рекомендации других каналов в нем. Тоже своего рода инструмент рекомендательной системы.

Мессенджер отсекает чепуху и неважную информацию для вас. Вы сами это делаете отписываясь от ненужных для вас каналов и оставляете только то, что вам реально интересно и нужно. Это очень жесткий фильтр контнета для авторов.

3

Ну да. Уже поприличнее. У меня такого результата добавиться никак не получалось при всем старании и потраченном времени.
Правда даже с решением задачи фильтра откровенной желтухи остается еще гора проблем. Часть и которых я описал в статье, но их на самом деле гораздо больше.

1

Согласен с автором, особенно насчёт кликбейтности и косяком с RSS выгрузками. От себя добавлю про двойные стандарты политики модерации Яндекса (например, в отношении той же "кликбейтности"), которые подрывают доверие к сервису со стороны авторов.

1

Так я об этом в конце и пишу)) Яндекс.Дзен борется с собственностью сутью.

"Сформированные условия привлечения трафика в систему и варианты монетизации для авторов превратили «Яндекс.Дзен» в крупнейшую кликбейт-площадку Рунета. Самое интересное, что «Яндекс.Дзен» активно борется с кликбейтом, то есть с собственной сутью. Я бы сравнил это с человеком, который по утрам пробегает 20 километров в стремлении стать олимпийским чемпионом, а по вечерам выкуривает пачку сигарет. Его сердце неизбежно остановится на беговой дорожке, и олимпийским чемпионом он так и не станет."

4

Игорь, устал вам плюсы ставить))) Все по делу. Отличный пост!

0

Да. Неожиданно бурное обсуждение здесь. Не думал, что так бывает)

0

Комментарий удален

Я же объясняю в статьей, что это не проблема "плохих" авторов. Это проблема правил игры Яндекс.Дзена

5

"Если обратить внимание на все успешные компании, которые зарабатывают на авторах и потребителях контента (Facebook, «ВКонтакте», Instagram, YouTube и так далее), то вы заметите, что система рекомендации контента не была первоисточником набора критической пользовательской базы.

Всё начиналось с хронологических лент и контента самих юзеров для других юзеров — без расчёта на монетизацию, а из чисто социальных побуждений. "

Автор статьи дальше рунета ни разу не выходил?
Что вы скажете о самом быстрорастущем по выручке в мире агрегаторе новостей Toutiao? (в переводе "Желтые заголовки"). Если и сравнивать Дзен, то с ним, а не перечисленными компаниями - https://blog.ycombinator.com/the-hidden-forces-behind-toutiao-chinas-content-king/

Ну, или c западным Flipboard - https://mobilesyrup.com/2018/10/14/flipboard-great-news-app/

1

Вообще, включить Youtube в список, где рекомендации не решали - это сильно было
Как щаз помню - сижу я в Ютубе, ленту друзей листаю...

1

Facebook, Instagram, YouTube у нас теперь рунетом стали?)

0

Они популярны в рунете в отличии от 2 компаний, которые я указал. Сравнивать механику работы надо с популярными новостными агрегаторами, а не соцсетями.

0

Как много букв, я отвечу проще, яндекс дзен умрет - потому, что это никому не нужная говняшка, у него нет вишки, нет нормального маркетинга, нет хайпа, нет ничего, кроме трех сотен человек которые попробовали там что то писать.
Его нужно было развивать, выращивать в уникальный проект, а получилось, что просто решили прокатить на бренде яндекс и не получилось...