«Яндекс» показал новое поколение беспилотников на базе Hyundai Sonata Статьи редакции
Российская компания впервые разработала беспилотник в сотрудничестве с автопроизводителем.
Четыре поколения беспилотников «Яндекса»
Программное обеспечение беспилотных автомобилей «Яндекса» обновляется еженедельно, поэтому для разделения поколений своих беспилотников команда ориентируется преимущественно на конфигурацию устанавливаемого дополнительного оборудования.
К первому поколению относят эксперименты компании по созданию беспилотного автомобиля, которые проводились в 2017 году. Несколько тестируемых пилотных машин были оборудованы лидаром на крыше, набором камер и радаров, закрепленных в салоне.
Второе поколение было собрано целиком на базе Toyota Prius и отличалось унифицированным набором сенсоров. На крыше появился массивный пластиковый короб, который объединял датчики и микросхемы для предварительной обработки данных. Три лидара, камеры и радары расположились по всему периметру автомобиля. «Яндекс» собрал десять беспилотных автомобилей второго поколения и тестировал их на общественных дорогах в течение 2017 и 2018 года.
Третье поколение, появившееся в 2019 году, получило обновленную конфигурацию, которая позволяла охватить больше окружающего пространства с помощью сенсоров. Два лидара с крыши «переехали» в специальные надстройки на боковых крыльях Prius. Кроме того, появился четвертый лидар, встроенный в передний бампер машины.
В течение 2019 года компания постепенно дорабатывала автомобили второго поколения, чтобы адаптировать их к новой конфигурации. Теперь на улицах Москвы и Иннополиса чаще всего можно встретить беспилотники именно третьего поколения.
Автономная машина, собранная на базе Hyundai Sonata, — это новое четвертое поколение. Помимо марки автомобиля, на базе которого собирается беспилотник, сменился набор, расположение и конфигурация датчиков, а также дизайн корпусов для установки дополнительного оборудования.
Чем беспилотник на базе Hyundai Sonata отличается от беспилотника на базе Toyota Prius
Автономный автомобиль на базе Hyundai Sonata — это первый беспилотник, который «Яндекс» собрал не самостоятельно, а совместно с автопроизводителем. В марте 2019 года «Яндекс» и Hyundai Mobis («дочка» Hyundai Motor Group, которая занимается инжиниринговой разработкой для Кia и Hyundai) подписали соглашение о создании «программно-аппаратного комплекса для беспилотных автомобилей» и в июле того же года показали прототип машины на базе Sonata 2020 модельного года.
Первый образец можно было увидеть на подмосковном полигоне для тестирования беспилотников «Яндекса». Летом 2019 года одну из первых машин, сошедших с конвейера завода Hyundai в Южной Корее, оснастили тем же дополнительным оборудованием, что и Toyota Prius.
В течение нескольких месяцев команда автопроизводителя работала вместе с российскими разработчиками над использованием систем автомобиля для автономного управления.
Так, инженеры Mobis изменили настройки электронной системы управления, изначально спроектированной для использования в машине, которой управляет человек. Автомобиль теперь получает более точные команды от компьютера, отвечающего за автономное перемещение, поэтому беспилотная Sonata плавнее набирает скорость и останавливается, по сравнению с прошлым поколением, поясняют разработчики.
Изменены настройки генератора. Sonata, в отличие от Prius, не гибридный автомобиль, поэтому инженеры Mobis адаптировали параметры бортовых систем, чтобы машина вырабатывала достаточно энергии для питания компьютеров.
Вычислительные системы, отвечающие за работу алгоритмов, как и в предыдущих поколениях установлены в багажнике автомобиля — в нише для запасного колеса. Для новой конструкции багажника были доработаны способы охлаждения плат.
Как изменились датчики
Четвертое поколение беспилотников «Яндекс» проектировал так, чтобы определять объекты, окружающие автомобиль, с помощью как можно большего набора датчиков. Это позволяет системе получать максимально подробную и надёжную информацию о других участниках движения в разных условиях, поясняют в компании.
В боковых крыльях автомобиля установлены новые вытянутые блоки. Помимо лидаров и радаров в них добавили камеры. С новой компоновкой машина может лучше «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора — например, при выезде из двора на улицу, по сторонам которой припаркованы другие машины, объясняют разработчики.
Коробка с сенсорами и другим оборудованием, расположенная на крыше машины, получила новый дизайн. Корпус теперь «обтекает» крышу, камеры интегрированы в специальный круглый постамент, на котором установлен четвертый лидар. Его положение выше, чем в Prius, поясняет команда. В «коробку» переехали радары, которые раньше устанавливались в передний и задний бамперы автомобиля.
В декабре «Яндекс» рассказал, что начал использовать в автомобилях собственные лидары и камеры, однако в Sonata установлены сенсоры сторонних производителей. По словам представителя компании, датчики сейчас проходят испытания, и после запуска серийного производства будут интегрированы в автомобили.
Что дальше
Первые пять беспилотных Hyundai Sonata выехали на улицы Москвы в марте. До конца 2020 года еще сто автомобилей пополнят флот «Яндекса». Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе, другая часть присоединится к тестовому флоту компании в США, обещают в компании.
«Яндекс» не раскрывает общую стоимость оборудования, устанавливаемого на автомобиль, однако утверждает, что стоимость четвертого поколения беспилотников в два раза ниже в сравнении с затратами на автомобили, которые собирались полтора года назад.
Яндекс - живи, ты нам нужен! 🤘🧐
После статей про Роскосмос - это первое что пришло в голову, Яндекс родной наш мы в тебя верим!
Около мгу круги наматывают, видимо ии обучается
Комментарий недоступен
Ты не различаешь ии и нейросетку?
Опять лидары(
Комментарий недоступен
У Яндекса их еще не так много, то ли дело Waymo. Им есть куда стремиться)
В самолётах, ракетах, пылесосах они есть, почему бы им не быть в автомобиле?
Выглядит прикольно. Но я за то, чтобы на тестовых автомобилях была более яркая индикация и предупреждения!
В России каждый второй таксист, что будет, если все они потеряют работу, а в ближайшем будущем это точно случится...
Может наконец-то делом займутся.
Как что? Наконец-то уделят внимание своему бизнесу - ведь таксовать для души станет невозможно.
Восстание мущщин
и что плохого? Меня лично достали хамоватые таксисты, которые вечно недовольны своей ЗП, им уже и машину не нужно иметь, бери у сервиса и катайся. Зачем нужно будет кормить таксиста, когда робот сможет так же по навигатору довести от точки А к Б)
Осталось замкадье обеспечить дорогами...
извозчики и конюхи кем-то же стали с появлением автомобиля
в каком году, точнее?
Ощущение, что скоро Яндекс свернет свои сервисы и останется только такси-агрегатором.
Это только ощущение, не более
Яндекс уже выделил такси в отдельную компанию.
Ну сервисы то ещё уг. Хуже только у гугла.
Я тоже так раньше думал, но потом увидел картину шире: Яндексу надо зарабатывать деньги сейчас, чтобы финансировать проекты далёкого будущего. Если деньги с Такси и доставки еды помогают развитию ИИ и беспилотных авто - я только за.
Яндекс сам рассказывает, что все его сервисы, кроме поиска, убыточны.
Если честно посчитать, что Яндекс.Такси и прочие платят Яндекс.Поиску по коммерческим расценкам.
Конечно увеличим выход на пенсию завезём пальмовое масло так же Путин думает
Имхо, Путин думает, как бы сделать Россию ещё более великой. А не про пальмовое масло, которое на самом то деле безвредное.
Соната норм конечно получилась, но есть детали по дизайну
Фары скоро в салон залезут
Мне не нравится это!получилось бедные люди. Инновация беспилотник яндекс такси стараться не надо,а не думать водители остаются без работы. Беспилот против!!!!! Сначала думать о народе улучшения условия жизни населения,а не робот.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Яндексу еще очень далеко до коммерческой эксплуатации автопилотной техники, пройдут годы. Смысл таких статей - показать, что деньги Яндекса не только на подкуп чиновников идут, а еще и в развитие немножко вкладываются.
Видео их на улице, с водителями за рулем))
В России запрещено ездить по общественным дорогам без человека, который сидит за рулём автомобиля
От слова "беспилотник" по-умолчанию ожидаешь БПЛА, а не автомобиль, всё же.
"безводительник" или АБВ, так?
Правильно, что в машине сразу предусмотрен гроб на крыше.
Это датчики
Комментарий удален модератором
может яндексу уже сделать компанию YaSpace
SpaceY
Лидар такой, радар сякой, дизайн покруче, расположение другое... четвертое, пятое поколение... Нам то че? Когда уже купить можно будет и поездить? :)
Комментарий недоступен
Они подорожают
Комментарий удален модератором
Да это пиар, перекинули старый комп в новую тачку уже четвертый раз и сразу четвертое поколение у них. Даже Гугл бросил идею беспилотников, а Яша который всю жизнь копировал Гугл просто переводя его на кирилицу строит из себя незнамо что. Обращаюсь к Яндексу, пусть возьмут нормального автоблогера и он потестирует это их четвертое поколение. Слабо???
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Можете не обращать внимание, беспилотные авто это имиджовая история, что бы в прессе упоминаний о компании было больше. Пока даже желдор транспорт не автоматизируется, где все проще на первый взгляд. А наооборот, ставят у машиниста систему проверки бдительности под руки и ноги, что бы он раз в минуту с разными интервалами кнопку или педаль нажимал.
Комментарий недоступен
Будущее на 100% за самомобилями! Надеюсь Яндекс в этом направлении не превратится в Роскосмос.
Яндекс вроде частная компания.
Судя по успешным продажам АвтоВАЗ Гранта, через 10 лет мы до веломобилей дотрахаемся.
Я бы на месте водителя перед коляской ногу на тормозе держал)
а на снегу/лужах/без разметки тестировали? пока встречал только летние видео с сухой размеченной дорогой
Вот что значит то же толокно!
Куда стучится Гугл. Туда ж и Яндекс понесло.
Робяты?!
А по другому подойти к этому вопросу вам что, слабо?
Или соображаловки не хватает?
Креативщики вы наши доморощенные!
Хундай подсуетился. А могла бы быть Лада...
С Ладой, скорее всего, не получилось бы технически. Для сборки беспилотника нужно, чтобы автомобилем можно было управляться электронно — поворачивать руль, тормозить и переключать передачи с помощью команд, отправляемых компьютером.
Поэтому для беспилотников чаще всего берут автомобили, в которых, например, есть системы помощи при парковке или удержания полосы (то есть электронное управление рулем), адаптивный круиз-контроль (то есть электронное управление тормозами и газом), и коробка передач с электронным переключением. На базе такого автомобиля проще собрать беспилотник, потому что не потребуется вмешательства в механизмы автомобиля.
Осень классно.
(ждём опен-сурс)