«Можно забыть про кикшеринг как транспорт последней мили»: что сервисы аренды думают о регулировании электросамокатов Статьи редакции
Власти предлагают признать мощные самокаты мопедами, пользователей регистрировать по паспорту и создать единую базу нарушителей. Бизнес согласен, что нужны чёткие правила, но предупреждает: дополнительные расходы лягут на пользователей.
Аренда электросамокатов набирает популярность, но из-за недостаточно развитой инфраструктуры и правил дорожного движения растёт и число аварий с их участием. Из-за правовой неопределённости водителей электросамокатов лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами.
Минтранс и другие ведомства пытаются решить проблему и урегулировать движение электросамокатов, но сейчас в законодательстве нет даже определения для такого транспорта и правил передвижения на нём.
Определения электросамоката в ПДД нет: его можно отнести и к пешеходам, и к мопедам
ГИБДД относит владельцев таких устройств к пешеходам: они могут ездить по тротуарам и обочинам, запрещено выезжать на проезжую часть.
Но по правилам дорожного движения, электросамокат можно приравнять и к мопеду из-за схожих технических характеристик: два или три колеса, двигатель, мощность от 0,25 до четырёх киловатт и скорость до 50 км/ч. В таком случае ездить на самокатах можно только с правами категории «М» — придётся нести такую же ответственность, как и обычные водители.
Так, осенью 2020 года суд в Казани оштрафовал пользователя электросамоката Whoosh на 30 тысяч рублей и лишил водительских прав за отказ от медосвидетельствования. Согласно протоколу, он с «признаками опьянения» управлял «мопедом» и наехал на ребёнка.
В суде обвиняемый показал справку из Whoosh о том, что в режиме «длительной нагрузки» мощность самоката не превышает 0,25 киловатт, а значит, это велосипед. «Если бы нужны были на данное средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат, являются нарушителями закона»,— добавил он.
Другого пользователя электросамоката приговорили к 100 часам обязательных работ — при проверке документов оказалось, что ранее он был лишён прав.
Ответственность за действия водителей на электросамокатах несут и сервисы кикшеринга: 26 мая СК начал дело против «неустановленных лиц» из руководства неназванной компании по аренде электросамокатов. Это случилось после того, как в середине мая двое молодых людей наехали на пешехода, а затем подрались и избили его.
Ведомство заявило, что травмирования из-за «агрессивной езды на элекстросамокатах» в последнее время участились, в том числе из-за отсутствия «единых правил» для сервисов.
Как предлагали урегулировать движение электросамокатов
Минтранс пытается решить проблему с 2017 года: тогда ведомство начало разрабатывать поправки к ПДД, чтобы включить в них электротранспорт и правила движения для него.
Проект поправок был опубликован в октябре 2019 года:
- Ведомство предложило ввести новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) для устройств, «предназначенных для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека» — это электросамокаты, моноколеса, ролики, коньки, скейтборды и другое.
- СИМ обязаны будут передвигаться по велодорожкам, а если их нет — по тротуарам со скоростью не более 20 км/ч или по обочинам и дорогам, где скорость ограничена 60 км/ч. При этом держаться нужно будет как можно правее — как велосипедисты.
- Детям до семи лет можно будет ездить на самокатах только с родителями по тротуарам и пешеходным зонам, а с семи до 14 лет — без взрослых ещё и по велосипедным дорожкам.
- Планируется также запретить ездить по двое и в состоянии опьянения.
Минтранс предлагал штрафовать за нарушение правил на сумму до 1500 рублей, однако поправки раскритиковали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), МВД и Ространснадзоре и отправили на доработку. Документ застрял на стадии правок.
Общественная организация «Союз пешеходов» считает, что новые правила опасны и для пешеходов, и для самих водителей СИМ во время движения по дороге с другими водителями. Кроме того, непонятно, как и кто будет контролировать скорость передвижения на тротуарах.
В Татарстане предлагают свои поправки к ПДД, схожие с позицией ГИБДД: премьер-министр республики Алексей Песошин попросил Минтранс приравнять электросамокаты мощностью 0,25 киловатт и с максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам. Пользователи роликов, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами, считает представитель республики.
Общественная палата предложила другой подход: приравнять электрические самокаты и велосипеды к мопедам, а гироскутеры, сегвеи, скейты и другие средства без электромотора признать СИМ. В таком случае электросамокатами можно будет пользоваться только с 16 лет. Ездить разрешено будет только по обочинам, необходимо иметь права категории «М» и использовать шлем.
Кроме того, петербургские власти обсуждают с сервисами идею создания «единой базы нарушителей». Пользователи должны будут проходить идентификацию по паспорту, все нарушения будут заноситься в базу, чтобы в случае блокировки пользователь не мог арендовать самокат ни у одной компании. Стороны также обсуждают идею оснастить каждое устройство идентификационным номером, чтобы легче было найти нарушителя.
Каких последствий ждут сервисы для аренды электросамокатов
Представители Urent, lite и Whoosh в разговоре с vc.ru заявили, что поддерживают часть предлагаемых ограничений: ограничение скорости в городе до 20 км/ч, запрет ездить на электросамокатах вдвоём и в пьяном виде, запрет парковки у станций метро и остановок.
Но некоторые меры участники рынка считают избыточными: приравнять электросамокаты к мопедам, ввести идентификацию по паспорту и сделать обязательными шлемы при езде.
Цены могут вырасти
Затраты на разработку единой базы нарушителей лягут на пользователей: цены на аренду вырастут, самокаты перестанут быть транспортом последней мили и альтернативой общественному транспорту и автомобилям, опасаются в Urent.
Представители сервиса lite также считают, что меры, требующие физического участия, могут отразиться на стоимости аренды, но разработка ИТ-платформы не кажется дорогостоящей.
Далеко не все хотят надевать на себя чужой шлем, отметили в Urent. В lite добавили, что из-за опасности краж операторы кикшеринга физически не смогут обеспечить шлемами всех желающих.
Рост аудитории замедлится
Ограничение по возрасту и требование прав категории «М» скорректируют уже существующую пользовательскую базу и снизит приток новых клиентов, считает Николаев.
По его словам, оценить возможный отток сложно, но права категории «М» имеют далеко не все, а их получение может вызвать затруднения. «В итоге горожанам проще воспользоваться более привычными средствами передвижения по городу», — заключает издатель «Трушеринга».
Ограничение по возрасту и идентификация по паспорту отпугнёт новичков и замедлит привлечение пользователей, предупреждают в Urent. При этом ядро аудитории — клиенты 20-35 лет. Электросамокатами lite и Whoosh также можно пользоваться только с 18 лет, заявили представители сервисов.
«Оценить возможный отток пользователей довольно сложно, но мы предполагаем, что необходимость указывать паспортные данные при аренде электросамоката может существенно сказаться на количестве регистраций», — предупредила представительница lite. Она пояснила, что многие пользователи чувствуют себя некомфортно, когда их просят делиться персональными данными.
Отдельные дорожки могут ограничить зону поездок, а их организация займёт время
Мнение по необходимости создания специальных дорожек для электросамкатов расходится: Urent поддерживает идею, а lite считает такие дорожки излишними. Электросамокаты и велосипеды прекрасно уживаются вместе, поскольку их скорости примерно равны, заявила представительница сервиса. Лучше сосредоточиться на увеличении количества велодорожек, считают в компании.
Николаев считает, что городские власти физически не смогут организовать дорожки по всей Москве. А если сделать их только в центре и парках, то электросамокаты уже не будут транспортом последней мили.
Как ограничения уже есть
Кроме правил самих сервисов, есть и другие:
- В мае комитет по транспорту Петербурга договорился с кикшеринговыми компаниями ограничить скорость движения электросамокатов при передвижении по городу 15 км/ч. Если у сервиса нет такой технической возможности, то нужно информировать пользователей об ограничении, а в случае нарушения — блокировать.
- В результате Whoosh ввёл ограничение в 15 км/ч на Невском проспекте, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. На территории парка 300-летия, Приморского парка Победы и на Яхтенном мосту лимит скорости — 20 км/ч. Передвигаться на самокатах запрещено по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии. Urent тоже ограничил скорость на Невском проспекте.
- Кроме того, в Петербурге запрещено парковать электросамокаты у станций метро, ближе чем на 15 м остановки общественного транспорта, а также на Дворцовой площади.
- Московский дептранс создал «медленные зоны» для арендованных электросамокатов. В них скорость автоматически будет снижаться до 15 км/ч. Среди таких зон — Сокольники, ВДНХ, Парк Горького, Театральный проезд и Большая Лубянка.
Беда велодорожек, курицы с колясками и дети на игрушечных великах. Поэтому настоящие велосипедисты, которые реально вкручивают на приличной скорости, по ним не ездят.
С одной стороны с машинами тоже не безопасно, но там хоть понимания чуть больше или хоть какие-то правила у участников движения есть в голове. Хотя не все их помнят, они хотя бы есть. На велосипеде лучше по дороге или по тротуару где мало людей в интервалах между населенными пунктами.
Велодорожки обречены как часть тротуара, а именно так у нас принято их делать. Им бы стать частью проезжей части, но ширина дорог не позволяет это организовать. И давайте признаем, это все это про большие города, а за мкадом жизни нет.
По сути ситуация тупиковая. Я не вижу выхода. Как вариант, лицензирование и учёт электротранспорта, запрет самоделок. Все разрешённое к продаже, должно иметь Gps и принудительное ограничение скорости в пешеходных зонах. Как это сделано с запретом полета квадрокоптеров. Тогда можно будет разрешить им двигаться вместе с пешеходами.
Для меня это выстрел в ногу, так как владея моноколесом, обожаю на нем гонять в том числе в пьяном виде, но по ночам, когда людей нет. Но приходится признать, что эти штуки опасны и для ездоков и для окружающих и как и мопеды в свое время, оставлять их без регуляции и правил, нельзя.
Есть простое решение - велодорожки, как часть дороги для машин, просто выделеная полоса. За заезд на полосу машиной сразу лишать прав. С точки зрения водителя авто дорога должна заканчиваться раздедительной линией, для водителя эта полоса должна иметь ровно такое де значение, как железобетонный забор, без всяких исключений.
Да, это сузит дороги. Но, как это не парадоксально, но сужение дорог уменьшает пробки, так что для машин это даже плюс. С точки зрения затрат на создание дорожек тоже копейки и сделать можно за ночь. Остаётся прописать лишение прав за выезд на велодородку без всяких исключений и штраф в 3 мрот за выход на неё пешехода.
Во первых и так уже отняли полосы и под тротуары и под выделенки, местами ещё и сами полосы сильно заузили. Куда там ещё вело, без расширения проезжей части? Почти нигде это не возможно. И у меня есть живой яркий пример того, что заужение дорог не делает их быстрее. Я раньше на дачу гонял за 20 минут, по дороге где было условно полторы полосы. Свободно проезжали легковушка или легковушка и грузовик или автобус, но не помещалось два грузовика. Это давало место для безопасного обгона или объезда стоящего на съезд. Потом там сделали обочину метра три и одну полосу и все встало нахуй просто, теперь та же дорога занимает полтора часа. Я люблю вело и электро, но нас мало и это дофига чести отнимать и без того дефицитную дорожную полосу под полтора альтернативно развитых дурачка.
Хотите скажу как сужение дорог уменьшает пробки? ) Это тупо убирает тех, кто не хочет в пробке большой стоять ) Городу не выгодны машины от слова совсем. И да, сразу скажу, не надо тут про дорожный налог ибо он даже заплаточный ремонт не покрывает
https://vc.ru/future/46544-kakie-goroda-otkazyvayutsya-ot-mashin-i-zachem-eto-nuzhno читаем и думаем
Это все кудрявая гомосятина к нашей стране мало применима, потому что чтобы начать запрещать машины "как там", нужно ещё очень много всего для начала сделать "как там". Есть паттерны поведения, есть культура, есть принцип построения уже имеющейся инфраструктуры. Где-то принято ходить в магазин у дома за покупками каждый день, где-то закупаться за городом в моле на неделю или даже месяц. Европа не единственная в мире страна и не истина в последней инстанции. Глупо обезьянить то, чего не понимаешь полностью. А так же слушать недоурбанистов, выезжающих за МКАД поделать фоточки, но никогда там не живших.
На самом деле выбора особо нет. Либо делать "как там" либо сдохнуть, заодно потянув за собой всю планету. Выхлопные газы загрезняют воздух, а в отсутствии зелёных насаждений воздух становится непригодным для дыхания. Попробуйте как нибудь купить анализатор качества воздуха, узнаете много чего интересного )
Машины капля в море. Вы если читаете про урбанистику и чистоту воздуха, углубитесь чуть дальше, чем популистские блоги. Узнаете много нового, про пищевую промышленность, угольные электростанции и морские грузоперевозки. 😁
Уголные электростанции так или иначе уйдут в прошлое, им не долго осталось. Да и в городе их нет. В городе наибольший вред наносят именно машины ибо кроме машин по большому счету в городе ни чего не чадит
Машинам в городе в принципе не место. Это осознают во всем мире и только у нас люди готовы чуть ли не в рабство продаться, чтобы машину приобрети
Это чушь собачья. По уровню автомобилизации РФ на 54 месте.
Чушь собачья - это покупать машину, когда в этом нет необходимости
У кого нет - тот не покупает.
Правда что ли? То то я под окном постоянно лицезрею одни и те же машины ))
Ну да, наверное, их владельцы живут где-то поблизости. А если они больше стоят, чем ездят - так это же хорошо, экологию не портят, пробки не создают.
Хорошо было бы, если бы их там вовсе не было
Дорожки нужно отдалять физически все таки, чтобы и заехать нельзя было.
А то будет как с островками безопасности из разметки, он вроде есть, но мне как пешеходу на нем безопасности не чувствуется.
Если кто не видел, то вот как это чудо выглядит:
Можно просто сразу прав лишать за выезд на такую полосу. Тогда желающих будет минимум
Это невозможно, даже если бы было возможно, мне безопасней от этого не стало бы.
Комментарий удален модератором
Почему невозможно? Как прописать в пдд так и возможно станет ) Пол города лишится прав, зато вторая половина станут как шёлковые))
узаконить 5см шипы внутри сплошной разметки и процент нарушений резко снизится, а количество самозанятых в сфере шиномонтажа вырастет
Во первых и так уже отняли полосы и под тротуары и под выделенки, местами ещё и сами полосы сильно заузили. Куда там ещё вело, без расширения проезжей части? Почти нигде это не возможно. И у меня есть живой яркий пример того, что заужение дорог не делает их быстрее. Я раньше на дачу гонял за 20 минут, по дороге где было условно полторы полосы. Свободно проезжали легковушка или легковушка и грузовик или автобус, но не помещалось два грузовика. Это давало место для безопасного обгона или объезда стоящего на съезд. Потом там сделали обочину метра три и одну полосу и все встало нахуй просто, теперь та же дорога занимает полтора часа. Я люблю вело и электро, но нас мало и это дофига чести, отнимать и без того дефицитную дорожную полосу, под полтора альтернативно развитых дурачка.