«Можно забыть про кикшеринг как транспорт последней мили»: что сервисы аренды думают о регулировании электросамокатов Статьи редакции
Власти предлагают признать мощные самокаты мопедами, пользователей регистрировать по паспорту и создать единую базу нарушителей. Бизнес согласен, что нужны чёткие правила, но предупреждает: дополнительные расходы лягут на пользователей.
Аренда электросамокатов набирает популярность, но из-за недостаточно развитой инфраструктуры и правил дорожного движения растёт и число аварий с их участием. Из-за правовой неопределённости водителей электросамокатов лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами.
Минтранс и другие ведомства пытаются решить проблему и урегулировать движение электросамокатов, но сейчас в законодательстве нет даже определения для такого транспорта и правил передвижения на нём.
Определения электросамоката в ПДД нет: его можно отнести и к пешеходам, и к мопедам
ГИБДД относит владельцев таких устройств к пешеходам: они могут ездить по тротуарам и обочинам, запрещено выезжать на проезжую часть.
Но по правилам дорожного движения, электросамокат можно приравнять и к мопеду из-за схожих технических характеристик: два или три колеса, двигатель, мощность от 0,25 до четырёх киловатт и скорость до 50 км/ч. В таком случае ездить на самокатах можно только с правами категории «М» — придётся нести такую же ответственность, как и обычные водители.
Так, осенью 2020 года суд в Казани оштрафовал пользователя электросамоката Whoosh на 30 тысяч рублей и лишил водительских прав за отказ от медосвидетельствования. Согласно протоколу, он с «признаками опьянения» управлял «мопедом» и наехал на ребёнка.
В суде обвиняемый показал справку из Whoosh о том, что в режиме «длительной нагрузки» мощность самоката не превышает 0,25 киловатт, а значит, это велосипед. «Если бы нужны были на данное средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат, являются нарушителями закона»,— добавил он.
Другого пользователя электросамоката приговорили к 100 часам обязательных работ — при проверке документов оказалось, что ранее он был лишён прав.
Ответственность за действия водителей на электросамокатах несут и сервисы кикшеринга: 26 мая СК начал дело против «неустановленных лиц» из руководства неназванной компании по аренде электросамокатов. Это случилось после того, как в середине мая двое молодых людей наехали на пешехода, а затем подрались и избили его.
Ведомство заявило, что травмирования из-за «агрессивной езды на элекстросамокатах» в последнее время участились, в том числе из-за отсутствия «единых правил» для сервисов.
Как предлагали урегулировать движение электросамокатов
Минтранс пытается решить проблему с 2017 года: тогда ведомство начало разрабатывать поправки к ПДД, чтобы включить в них электротранспорт и правила движения для него.
Проект поправок был опубликован в октябре 2019 года:
- Ведомство предложило ввести новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) для устройств, «предназначенных для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека» — это электросамокаты, моноколеса, ролики, коньки, скейтборды и другое.
- СИМ обязаны будут передвигаться по велодорожкам, а если их нет — по тротуарам со скоростью не более 20 км/ч или по обочинам и дорогам, где скорость ограничена 60 км/ч. При этом держаться нужно будет как можно правее — как велосипедисты.
- Детям до семи лет можно будет ездить на самокатах только с родителями по тротуарам и пешеходным зонам, а с семи до 14 лет — без взрослых ещё и по велосипедным дорожкам.
- Планируется также запретить ездить по двое и в состоянии опьянения.
Минтранс предлагал штрафовать за нарушение правил на сумму до 1500 рублей, однако поправки раскритиковали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), МВД и Ространснадзоре и отправили на доработку. Документ застрял на стадии правок.
Общественная организация «Союз пешеходов» считает, что новые правила опасны и для пешеходов, и для самих водителей СИМ во время движения по дороге с другими водителями. Кроме того, непонятно, как и кто будет контролировать скорость передвижения на тротуарах.
В Татарстане предлагают свои поправки к ПДД, схожие с позицией ГИБДД: премьер-министр республики Алексей Песошин попросил Минтранс приравнять электросамокаты мощностью 0,25 киловатт и с максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам. Пользователи роликов, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами, считает представитель республики.
Общественная палата предложила другой подход: приравнять электрические самокаты и велосипеды к мопедам, а гироскутеры, сегвеи, скейты и другие средства без электромотора признать СИМ. В таком случае электросамокатами можно будет пользоваться только с 16 лет. Ездить разрешено будет только по обочинам, необходимо иметь права категории «М» и использовать шлем.
Кроме того, петербургские власти обсуждают с сервисами идею создания «единой базы нарушителей». Пользователи должны будут проходить идентификацию по паспорту, все нарушения будут заноситься в базу, чтобы в случае блокировки пользователь не мог арендовать самокат ни у одной компании. Стороны также обсуждают идею оснастить каждое устройство идентификационным номером, чтобы легче было найти нарушителя.
Каких последствий ждут сервисы для аренды электросамокатов
Представители Urent, lite и Whoosh в разговоре с vc.ru заявили, что поддерживают часть предлагаемых ограничений: ограничение скорости в городе до 20 км/ч, запрет ездить на электросамокатах вдвоём и в пьяном виде, запрет парковки у станций метро и остановок.
Но некоторые меры участники рынка считают избыточными: приравнять электросамокаты к мопедам, ввести идентификацию по паспорту и сделать обязательными шлемы при езде.
Цены могут вырасти
Затраты на разработку единой базы нарушителей лягут на пользователей: цены на аренду вырастут, самокаты перестанут быть транспортом последней мили и альтернативой общественному транспорту и автомобилям, опасаются в Urent.
Представители сервиса lite также считают, что меры, требующие физического участия, могут отразиться на стоимости аренды, но разработка ИТ-платформы не кажется дорогостоящей.
Далеко не все хотят надевать на себя чужой шлем, отметили в Urent. В lite добавили, что из-за опасности краж операторы кикшеринга физически не смогут обеспечить шлемами всех желающих.
Рост аудитории замедлится
Ограничение по возрасту и требование прав категории «М» скорректируют уже существующую пользовательскую базу и снизит приток новых клиентов, считает Николаев.
По его словам, оценить возможный отток сложно, но права категории «М» имеют далеко не все, а их получение может вызвать затруднения. «В итоге горожанам проще воспользоваться более привычными средствами передвижения по городу», — заключает издатель «Трушеринга».
Ограничение по возрасту и идентификация по паспорту отпугнёт новичков и замедлит привлечение пользователей, предупреждают в Urent. При этом ядро аудитории — клиенты 20-35 лет. Электросамокатами lite и Whoosh также можно пользоваться только с 18 лет, заявили представители сервисов.
«Оценить возможный отток пользователей довольно сложно, но мы предполагаем, что необходимость указывать паспортные данные при аренде электросамоката может существенно сказаться на количестве регистраций», — предупредила представительница lite. Она пояснила, что многие пользователи чувствуют себя некомфортно, когда их просят делиться персональными данными.
Отдельные дорожки могут ограничить зону поездок, а их организация займёт время
Мнение по необходимости создания специальных дорожек для электросамкатов расходится: Urent поддерживает идею, а lite считает такие дорожки излишними. Электросамокаты и велосипеды прекрасно уживаются вместе, поскольку их скорости примерно равны, заявила представительница сервиса. Лучше сосредоточиться на увеличении количества велодорожек, считают в компании.
Николаев считает, что городские власти физически не смогут организовать дорожки по всей Москве. А если сделать их только в центре и парках, то электросамокаты уже не будут транспортом последней мили.
Как ограничения уже есть
Кроме правил самих сервисов, есть и другие:
- В мае комитет по транспорту Петербурга договорился с кикшеринговыми компаниями ограничить скорость движения электросамокатов при передвижении по городу 15 км/ч. Если у сервиса нет такой технической возможности, то нужно информировать пользователей об ограничении, а в случае нарушения — блокировать.
- В результате Whoosh ввёл ограничение в 15 км/ч на Невском проспекте, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. На территории парка 300-летия, Приморского парка Победы и на Яхтенном мосту лимит скорости — 20 км/ч. Передвигаться на самокатах запрещено по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии. Urent тоже ограничил скорость на Невском проспекте.
- Кроме того, в Петербурге запрещено парковать электросамокаты у станций метро, ближе чем на 15 м остановки общественного транспорта, а также на Дворцовой площади.
- Московский дептранс создал «медленные зоны» для арендованных электросамокатов. В них скорость автоматически будет снижаться до 15 км/ч. Среди таких зон — Сокольники, ВДНХ, Парк Горького, Театральный проезд и Большая Лубянка.
Комментарий недоступен
Тут как с сигаретами. Парламент карат уже почти 300 рублей, но это не повод отказываться от него ☺️Меж тем акцизы повышаются по несколько раз в год
Комментарий недоступен
Нет
Комментарий недоступен
Не знаю ни одного человека, кто бросил бы курить исключительно из-за повышения цен. Максимум переходят на более демократичную по цене марку.
Тут как с алкоголем, многие бросили пить из-за того что водка подорожала?
Постоянное увеличение акцизов под прикрытием борьбы за здоровье нации выглядит несколько лицемерно на мой взгляд.
а есть статистика примерно по сотне стран, которые выбрали этот путь.
но статистика - это про математику и скучно, да?
Статистика это всего лишь статистика, сложно оценить какой процент бросивших курить сделал это по фактору цены, у людей достаточно других причин для отказа от курения. Но конечно всех надо включить в статистику и сказать акцизы помогли. Очень удобно, не находите?
Я когда в Канаде жил, то почти бросил курить, но потом обратно в Россию переехал)
Пачка от 800₽. Все пачки одинаковые, даже сигареты все одинаковые. Смысла покупать дорогие нет, и статуса тебе данхил или белмонт не даст, потому что никто не узнает, что у тебя дорогие сигареты.
Если вы бросили курить в канаде только из-за дороговизны сигарет, то вы будете первым в моей личной статистике)))
И все же некорректно сравнивать цены на сигареты в абсолютных деньгах, сколько в канаде средняя зп, сколько минимальная, а у нас?
Кто уже подсел допустим те не бросят, но подсаживается большинство будучи школотой безденежной и вот тут порог входа поднялся
Святая наивность. Конечно запрет продажи несовершеннолетним не работает, а цена сработает.
Нет, конечно, не надо с детьми заниматься, не надо делать так чтобы зож был в тренде у молодняка, надо просто драть и дальше акцизы и проблема решена, так?
Все это лицемерие, главное поднять налоги. Но вы можете и дальше верить в высокие идеалы.
Подмена тезиса будто кто-то в треде утверждал, что дополнительные меры не нужны плюс куча пассивной агрессии на ровном месте. Хм
Как раз никто не говорил о доп мерах, как раз наоборот, утверждалось что опыт прям сотен стран по статистике доказывает, что повышение налога уменьшает процент курильщиков в стране. Я же говорю лишь о том, что прикрывать неуемное повышение акцизов заботой о здоровье граждан чистое лицемерие. Но вы в своем негативе к курильщикам не вникаете в суть, и еще большой вопрос у кого агрессия. У меня лично претензия только к политике государства, у вас же, судя по всему, лично ко мне, сами все додумали, нафантазировали какую-то агрессию и т.п.
Считаю что сигареты и алкоголь должны быть недоступны подросткам, но в первую очередь надо ограничивать места продажи, ужесточать наказание за продажу несовершеннолетним и т.д., но нет, проще увеличить налог, вдруг кому денег не хватит, ага((
Первый комментарий в ветке "удорожание сигарет снижает потребление", вы пишете твёрдое "нет", вам приводят аргументы почему удорожание оказывает влияние на потребление, в том числе мой, Какие аргументы у вас? То что пропаганда зож должна быть и дополнительные меры и государство обдирает - это не ответ на заданный вопрос.
Именно ответ. Удорожание по сути своей не преследует цель снизить потребление, а лишь увеличивает сумму налога. В статистику снижения употребления попадает снижение в целом, т.е. стремление вести зож, ограничение доступа молодого поколения и прочее.
По вашему же аргументу вообще получается что если не давать ребенку денег, это убережет его от всех пагубных пристрастий.
Повторюсь, пока сигареты продаются в любом ларьке, повышение акцизов чистое лицемерие.
Комментарий недоступен
Очень просто - наркота дорожает, наркоман не перестает потреблять. (никотин тоже наркотик)
Комментарий недоступен
По силе привыкания никотин сопоставим с героином
Комментарий недоступен
Прямое. Удорожаниние ≠ снижение потребления сигарет.
Комментарий недоступен
А какое конкретно вам нужно подтверждение общеизвестного факта, что наркоман не откажется от дозы сколько бы она не стоила?
Комментарий недоступен