Почему из Пулково почти нет международных рейсов, а перелеты доступны только элите?
На сегодняшний день из Пулково практически не совершается международных рейсов в открытые для перелетов страны.
Я задалась проблемой выбрать для поездки страну - для своей семьи 5 человек с совсем маленьким ребенком.
В итоге, как выясняется, практически все направления требуют пересадки - в Москве, либо в другой стране.
Мне стало интересно, почему нет рейсов напрямую из Питера в туже самую Хорватию к примеру… Или в Грецию… И почему существующие варианты отличаются от тех же вариантов с вылетом из Москвы минимум на 30% (включая внутренние рейсы), а зачастую разница в 2-3 раза по сравнению со стоимостью на те же направления, только из Москвы.
Мало того, что даже на этой карте видно, что рейсов в разрешенные страны из СПб производится крайне мало, так на ней отображена недостоверная информация – к примеру, в Ираклион рейсов из СПб нет:
А вот, к примеру, единственный рейс в неделю в Шарджу из СПб:
Стоимость перелета из Санкт-Петербурга на нашу семью в октябре составит:
Из Москвы на те же даты примерно цена гораздо ниже:
Даже с учетом того, что потребуется сначала добраться до Москвы, лететь оттуда нам выгоднее, но с малышом – совсем неудобно!
Та же история с Турцией:
Да, многие могут сказать, что сейчас эпоха ковида, перелеты между странами запрещены или весомо сокращены… Но такая история с Пулково продолжается уже давно – не меньше 5 лет. В 2019 году, планируя отдых в Таиланде, нам пришлось вылетать и возвращаться в Москву, так как из Питера аналогичный тур стоил на 40% дороже… А сейчас ситуация со стоимостью билетов просто ужасающая! Да и лететь особо некуда…
Ну вот , к примеру, полеты в Египет разрешили и они начались из Москвы и Екатеринбурга, а из Санкт-Петербурга рейсов прямых на курорты нет.
Мне стало интересно, почему так происходит? Я задала вопрос в Администрацию Президента РФ – обычно там разбирают проблему и направляют в ведомства. Мое обращение направили в Росавиацию и Федеральную антимонопольную службу. Росавиация мне ответила раньше – написали, что никаких преград с их стороны в авиасообщении из Санкт-Петербурга нет, более того – нашему аэропорту присвоена седьмая степень «свободы воздуха» - такая в России только у Пулково.
Так почему же самолеты у нас не летают, а те что есть – стоят дороже, чем в других регионах? У меня были подозрения о завышении стоимостей и тарифов для авиаперевозчиков самим аэропортом… и в своем запросе я просила дать комментарии и по этому поводу.
Когда же я получила ответ ФАС все встало на свои места – оказывается, тарифы нашего аэропорта в принципе не контролируются и не проверяются антимонопольным органом! Представляете, руководство (а это, по сути, иностранная компания сейчас), сама по своему видению и желанию устанавливает цены для авиакомпаний, которые пользуются аэропортом, и суда по всему они чрезмерно завышены, если летать отсюда никто не хочет.
Письмо ФАС прилагаю:
И такой ситуации не было бы, наверное, если бы в нашем городе были другие аэропорты, как в Москве, но у нас их нет. На город, в котором сейчас примерно 5 800 000 жителей, а в области еще почти 1 900 000 всего один аэропорт.
Так и получается – конкуренции нет, контроля нет – делай что хочешь, кому нужно – улетят.
А у вас нет своего самолёта что ли? Купите обязательно, это же не удобно на чужих летать
Свой – это для старых пердунов. Выбор прогрессивной молодежи – аренда. Мы с однокурсниками всегда пользуемся самолётошерингом. Да, может быть не очень удобно и комфортно, иногда сиденья грязные, зато очень бюджетно!
Комментарий недоступен
Дак вы и есть элита! Мы в отпуск ездим на плацкарте к тётке в Воронеж, а за границей вообще не были никогда. Слышал там у людей лисьи головы - это правда?
Комментарий недоступен
Не надо завидовать.
Человек правильно требует и не только для себя!!!!
Комментарий недоступен
Правда.
абсолютно верно - 100к на билеты - это не для простых смертных
С каких пор РЖД вдруг стал возить ощутимо дешевле самолета? Они по-моему, идут по той же цене, видимо, считают, что ты должен платить за проживание в вагоне дополнительно к транспортировке.
Просто страна такая.
Все через одно место, через Москву то есть.
И до "пандемии" так было.
А почему пандемия в кавычках?
Комментарий недоступен
На юге еще через Стамбул много куда улететь можно, так обычно и летаю.
Краткое содержимое заметки (кому лень читать всё):
1. Какой-то сервис оказывает услуги не лучшего для ТСа качества (УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, СТРАННО ДАЖЕ)
2. Услуги энного сервиса, кроме не оптимального качества, характеризуются также не очень приятной для ТСа ценой (НЕВЕРОЯТНОЕ СОБЫТИЕ, ОДНОЗНАЧНО)
3. Энный сервис пользуется имеющимися привилегиями и льготами, чтобы стараться поменьше, зарабатывать - побольше (ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫЙ ПОДХОД)
4. Ряду контролирующих органов достаточно безразлично, как работает энный сервис, ибо они совершенно внезапно тоже фунциклируют в парадигме "делать нихера и чтобы было дохера" (КРАЙНЕ НЕОБЫЧНОЕ ЕДИНОДУШИЕ)
5. Автор негодуэ, энный сервис коптит рыночег дальше (РЕДЧАЙШИЙ ФИНАЛ В ПОДОБНЫХ СЦЕНАРИЯХ)
Мораль басни (но это не точно):
Ну ничоси как устроен мир, ну надо же - люди и выстроенные ими системы - несовершенны !!!11111
Как же многим в этом большом мире класть с огромным прибором на маленького меня вместе с моими интересами?! Аж не верится! Ууу, забодай их всех комар!!!111 Облюдяхващенедумают.
Пропагандонский душок басни (это - тем более - неточно):
Капитализм, счастье, ЗБС!
2B continued...
Бухаити?
Короткое содержимое...
*Выдает роман-истерику в двух частях*
вы - прелесть
У автора исключительно неправильное понимание ситуации, но объяснение тянет на отдельную статью.
Тезисы:
1. Доля аэропортовых сборов в расходах авиакомпаний, скажем так, не слишком заметная. Зато в доходах аэропортов она занимает более половины. Если снизить сборы, аэропорт не сможет существовать.
2. В гражданской авиации издержки почти никак не влияют на ценообразование. Это очень рыночная отрасль.
Если снизить стоимость билетов, то вы вообще не сможете улететь, т.к. не останется свободных мест.
3. Вас в принципе никто не обязан никуда везти (тем более за рубеж) просто потому, что вы есть. Но у вас всегда есть возможность зафрахтовать себе чартерный рейс, если вас не устраивают регулярные (например, если вы не хотите лететь с пересадкой).
Никакой рыночной цены здесь нет. Количество АК сокращено через админ ресурс, куча направлений закрыта по политическим причинам.
Комментарий недоступен
Ну как бы ТС странные сравнения приводит, то сравнивает с Шереметьево то с Жуковским смысл сравнения одного аэропорта с 4 ?
Как это в Санкт Петербурге один аэропорт? А аэропорты "Лаппенранта" и "Хельсинки" как же?
В ЕС без ВНЖ начали впускать ?
Вроде взрослый человек, вроде не первый год в России живет, а такие вопросы задаёт странные. Вот вам ответ от представителей власти: "Отдыхать за рубежом и вообще летать на самолетах — привилегия богатых людей. Если вы не из их числа, то должны сидеть дома и ни на что не претендовать. Потолок ваших амбиций — путешествовать автостопом, спать и есть на полу"
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Опять Путин виноват, что ли?
Услышат. Построят новый аэропорт. Только детки Ваши к тем временам вырастут, и вопрос отпадет сам собой. А если вопрос отпадет сам собой., то и аэропорт строить не надо.
ПС настоящая элита на частной бизнес авиации летает. Самолетов этих в аэропортах Москвы стоит больше чем других самолетов.
Проблема сейчас только в том для меня, что детям в их возрасте сложно летать с пересадками - год-два и она отпадёт. Просто самих рейсов из СПб прямых нет - в Хорватию через Москву, в Египет - через Москву… В Турцию, сколько бы она не стоила, мы не ездим уже давно. Я знаю, что вопрос может быть решён контролем ФАС за тарифами аэропорта - законных причин его отсутствия нет.
Зачем новый аэропорт строить? Старый работает при предельной нагрузке?
Господи, ТС - вы конечно копать стали вообще не с той стороны.
Заходим сюда - смотрим кто сидит в Совете директоров аэропорта и чьи зарплаты зависят от деятельности данного аэропорта:
https://pulkovoairport.ru/about/about_pulkovo/board/
Оказывается, у нас там сидят люди из:
1) Fraport AG — немецкая компания, управляющая международным аэропортом Франкфурт с пассажиропотоком 59,6 млн человек.
2) Qatar Investment Authority - суверенный фонд Катара (ей же принадлежит Qatar Airways - слышали про такую, одну из топовых авиакомпаний?)
3) ВТБ Инфраструктурный Холдинг – лидер на российском рынке инфраструктурных инвестиций - В частности, в портфель Холдинга входят такие знаковые
и масштабные проекты, как аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге ($ 1,7 млрд), первая внутригородская платная автомагистраль «Западный скоростной диаметр»
в Санкт-Петербурге ($ 7 млрд, крупнейший в мире проект платной автомобильной дороги в рамках ГЧП), 7-8 участки платной автострады М- 11 «Москва – Санкт-Петербург» ($1,6 млрд), платная магистраль «Восточный выезд» в Уфе ($700 млн), мостовой переход через реку Пур в Ямало-Ненецком автономном округе, крупнейшие портовые активы в Новороссийске и Тамани и другие проекты.
Как думаете- грамотные достаточно такие люди, чтобы управлять Аэропортом?
Если Авиакомпании не заказывают у данного Аэропорта вылеты - значит Авиакомпаниям это не выгодно - экономика не складывается.
Слишком сложно...что там про диктатора и бедных граждан? ) Опять нет бесплатного бизнеса? опять за 5т самолёт не умеет лететь 10 часов? Ууххх Путин все законы физики и бизнеса испортил..)
На сайте Росавиации есть список стран, с которыми возобновлено авиасообщение: https://favt.gov.ru/public/materials/0up/spisok-na-09-08-2021.pdf В этом списке нет вылетов из Санкт-Петербурга в Грецию, Египет, Кипр, Хорватию и много куда еще.
Ну про цены для авиакомпаний и Пулково история была уже, как они бизнес зал Аэрофлота на внутренние рейсы закрывали, потому что подняли ценник настолько, что Аэрофлоту было выгоднее отказаться от него просто. Если здесь причина аналогичная - будет неудивительно.
Да и в целом Пулково, по непонятным причинам, не может обеспечить нормальный сервис в абсолютно простейших вещах: на досмотре при входе в аэропорт по 5 безопасников на ленту, а корзинок нет = очередь; на досмотре на внутренние рейсы такая же чехарда + народ выстраивают в очередь в новомодный сканер)); в зеленом таможенном коридоре по прилету устраивают досмотры, хотя красный коридор в принципе закрыт.
Все вместе создаёт ощущение, что в целом есть какие то трудности с организацией работы
В Пулково всегда была самая упоротая САБ в стране. Это накладывает свой существенный отпечаток на скорость
Вспомните Пулково-2, вот где жесть была, непонятно как добраться, толкотня в зале с очередью в сотни человек и прочие приключения
Комментарий недоступен
No show на первый сегмент Спб - Москва автоматом аннулирует весь билет и сесть в Москве на рейс в Белград уже не получится. Такая же история с билетом туда-обратно. Если не улететь "туда", билет "обратно" автоматически сгоpает.
Сие невозможно. Если пассажир не начал полет с первого пункта, во втором него не допустят
Представляете - так работает РЫНОК! ПроизвЁл, продал, ЗАПЛАТИЛ НАЛОГИ - profit!
Аэропорт ПУЛКОВО недогружен процентов на 70, а то и более. Но какой смысл работать на загрузку, если это не приведЁт к увелицению прибыли? ПРАВИЛЬНО - НИКАКОГО. А снижение расценок на услуги аэропорта - приведЁт к появлению в нЁм новых АК НО (!!!) как не странно - практически не приведЁт к увеличению прибыли.
Другими словами - зачем суетиться?
P.S. А второй аэропорт в СПб - не построят никогда, потому что в нЁм просто нет абсолютно никакого смысла.
Комментарий недоступен
Предлагаю скинуться и построить аэропорт (сделать ООО продать акции).
Давайте дирижабли. Надоели самолёты. Воздушные круизы 🤟
У ООО не может быть акций, как ни странно.
Никто не разрешит
Космодром частный уже построили
То что в Пулково самое дорогое наземное обслуживание известно очень много лет. Не знаю, в этом году летал зимой и летом в турцию, весной на Кипр, особой разницы не почувствовал, но с большой семьёй это проблема конечно, бюджет другой. А вообще планируйте на следующий год и по 40 евро у визэйр покупайте
До короновирусных ограничений мы летали с семьей примерно 5 раз в год. На ближние расстояния разница в цене с Москвой была всегда небольшой, но если перелёт более 5 часов - стоимость отличалась значительно. Конечно, ограничение дают отселе знать, но сейчас из Екатеринбурга больше международных рейсов в открытые страны , чем из СПб.
Ахаха, ну удачи. Пулково и авиакомпании уже регистрируются на VC, чтобы оправдаться перед Вами в комментариях.
Вот на Вашу семью (4 взрослых и ребёнок) из Хабаровска в Шарджу в те же даты. Зажрались Вы там, крч.
У нас тут проехать ночь на поезде во Владивосток/Благовещенск (или обратно), чтобы полететь в полтора-два раза дешевле - норма.
В Питере же были хорошие аэропорты в Таллинне, Хельсинки и Лаппеенранте. Намного дешевле Пулково, в до ковидный период.
В них не попасть сейчас простому гражданину РФ.
Спасибо вам, что озаботились проблемой и добились-таки ответа от чиновников
Ну так а в Москве жителей в три раза больше, и аэропортов в три раза больше. Что не так?
в 2
аэропортов в 4 раза больше, если считать аэропортом недоразумение под названием "Жуковский")
Тоже всегда задавался вопросом, почему у нас всего 1 аэропорт
А зачем их два? Петербург – это очень загруженный авиаузел как МАУ?
Вообще-то недавно (до пандемии) выдвигались проекты:
1. В Гатчине вместо старого военного аэродрома - эта тема продвигалась правительством Ленобласти.
2. Газпром собирался делать свой аэропорт на базе Левашово.
Сейчас, по понятным причинам, все проекты временно заглохли.
Мария, ситуация это давно и никто с эти ничего не будет делать, это не только проблема Пулково, но и других аэропортов, все стекается в Москву, в перегруженные аэропорты. Я в этом году впервые была на пересадке во Внуково. Он забит людьми под завязку, найти место, чтоб посидеть в зоне вылета - это надо еще по этажам ходить и выискивать, везде огромные толпы народа.
Очевидно, что он перегружен, но вместо того, чтоб заниматься разгрузкой пассажиропотока, ситуация прямо противоположная - раньше я покупала прямой билет в другой регион России из СПБ, сейчас я летаю через Москву, потому что прямые рейсы стали намного дороже, чем с пересадкой. Тоже и по загранице - в 2018 году летела прямым рейсом в Стамбул за 6 тыс. туда-обратно, в марте 2021 прямой рейс стоил около 50 тыс., покупала с пересадкой в Москве.
Ждем открытия границ, потому что летать через Эстонию и Финку намного выгоднее.
Да всегда так было. Поэтому до марта 2020 года ездили на своей машине в аэропорт Хельсинки, его в народе называли Пулково 3, чтобы сэкономить на билетах, а в этом году ездили в Москву, чтобы из Внуково вылететь в Сочи, ибо из Питера билеты в 2 раза дороже, вот рассказик о поездке https://trip-together.ru/otdih-na-more-adler/ , я вообще трэвел блогер и рассказов и вылетах из Хельсинки у меня тоже много, как правило вечно ездили по адскому гололеду, один раз в страшную метель, так что удовольствие ниже среднего. Я тоже все время возмущалась, надеялась на седьмую степень свободы, но воз и ныне там. Мои дети уже выросли и ничего не изменилось может вашему малышу повезет больше.
Насчет ценообразования и наземных сервисов на местах не скажу, ибо не в теме. Как гритса, если что не нравится, постройте свой аэропорт...
Но что не отнять, так это дерьмовый брендинг и ибланский дизайн цифрового продукта в целом. Где табло на сайте, епта???
https://pulkovoairport.ru/passengers/departure/
Смотреть не пробовали?
сейчас, видимо, какие-то флуктуации коронные, но до них (и даже во время, прошлой весной-летом) я периодически пускал слюну на ценники WizzAir для Питера сидя в Москве. А еще финка и прибалтика в доступности, как альтернативные аэропорты. Кому-кому, а питерским грех жаловаться я счтаю!11 :)
Ага, нужно поехать в соседнюю страну, чтобы улететь дешевле. В отпуске нужно отдыхать, а не добираться на перекладных до Турку или Хельсинки
Почему заголовок такой? Вы из Медузы?) Читать ваш "правдивый" текст после того, как вы обманом в заголовке хотите завлечь публику, не интересно...У нас в Магнитогорске вот тоже, международный аэропорт, а за границу летают либо чартеры, либо частные самолёты...почему вы об этом не пишите?
Нет же хайпа и интереса, ну и пусть во всех странах мира есть свои аэропорты для частников, но вот у нааааас..
Он не пишет про вашу деревню, потому что живет в в другой деревне. Вот вы и напишите, как у вас там всё плохо.
перелёты между конкретными городами определяются межправ соглашениями двух стран, ну или короче, на очень высоком уровне с двух сторон
это решается не на уровне федерального агентства и не только Россией
У нас в екб все так же. Жизнь есть только в Москве. Ненавижу эту систему. И так во всем.
21:00
Никто ещё не написал про то, что одно время парковки в Пулково стоили дороже, чем в Московских аэропортах, пока не вмешалась общественность и не подняла шумиху…
И что вы думаете? - стоимость снизили, время бесплатного пребывания в зоне посадки/высадки пассажиров обратно вернули с 5 до 10 минут (если не ошибаюсь), НО сделали 2 (Карл, 2!!!) лежачих полицейских вокруг выездных шлагбаумов, чтобы собиралась дикая очередь на выезд и все водители выходили за период бесплатного нахождения на парковке и платили штраф 500 рублей…
На ближайшие парковке тоже завысили цену и, особенно, на крытую, на что я один раз случайно попался, так как раньше она стоила одинаково с соседней.
Никогда не замечал никаких лежачих полицейских на выезде. Может, машину повыше надо иметь? Или таки не тормозить, а ехать?
Нормальный заголовок у статьи, на грани кликбейтного, но в рамках приличия :)
В общем, доить питерских пассажиров будут еще долго, ибо это вам не московская конкуренция, тут все правильно поделено :)
Путину писать можно, но лучше инстанцией выше подавать - сразу в "Спортлото".
Ну не всем же жить как в Москве.
Комментарий недоступен
Может сразу своё государство создать?
Ржевка думали расшириться до пассажирских перевозок, но кто-то им сказал "ненадо"
Их скоро вообще наверное закроют, вместе с артполигоном. Чтобы построить еще 100500 муринских человейников.
Дикие цены)) не путешествию просто меняю ПМЖ на море а теперь на другом 😜
Есть Ираклион. 17, 21, 24 августа
Так таких аэропортов по всей России куча. Всё через Москву, даже в соседний регион через Москву, не говоря уже о за границе.
Основная причина - сейчас очень плохо дают разрешения, в тот же Египет - банально не дали.
Тарифы Пулкова не причем.
Они могут влиять скорее на цену перелета
Такая же ситуация была ещё в начале 2000-х
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Добро пожаловать в Россию) У нас в Воронеже тоже один аэропорт и до недавнего времени была единственная авиакомпания, которая летает из него - "Полет", как конфеты ;)
Сейчас есть парочка других, но карта полетов крайне ограниченна.
P.S. Зимой даже отменили все рейсы в Спб, только с пересадкой через Москву, и добираться 9 часов...
Вы что, полагаете, что аэропортовый сборы могут на 40 процентов поднять стоимость билетов и этого никто не заметил бы? Или Аэрофлот - будучи государственным перевозчиком не смог бы повлиять на тарифную политику Пулково, если бы была необходимость? Проблем много, одна из них: В Петербурге нет концепции развития авиационного транспортного хаба, вторая воздушные ворота не поддерживают технологию обслуживания Лоу Кост компаний в соответствии с западными стандартами (грубо говоря 20 минут на стоянку + пассажиры пешком и прочее) - боятся эффекта канибализации.
Фиг бы с этими заграницами, хотя обидно конечно, но когда из Перми в Ростов надо лететь через Москву, это маразм.
Можете заказать чартер и лететь напрямую - это не запрещено.
а чего ещё ждать от бандитского Питера и "малой родины" Владимира? Все крупные аэропорты доются ещё с 90-ых, т.к. там довольно большой оборот денег и твои 2% по итогу оказываются хорошей суммой + аэропорт это режимный объект и случайные люди нос туда не сунут.
У меня подруга занимает руководящую должность в Пулково. Она как раз объясняла недавно, что тарифы на обслуживание внутренних рейсов жестко ограничены Министерством транспорта, которое всегда лоббирует интересны авиаперевозчиков. И тарифы эти для аэропорта неприбыльные. В нынешней ситуации, когда практически нет зарубежных рейсов, аэропорт работает в ноль. Когда в апреле закрыли авиасообщение с Турцией, они всем аэропортом оплакивали потерю, так как зарабатывает аэропорт только на зарубежных рейсах, тарифы на которые Минтранс не контролирует.
Тоже домали голову семьёй из 5 человек, но взяли в Турцию из спб! Разница в 30к, но чтобы из Москвы лететь было выгодней, придётся туда ехать на машине....
Надо ехать в Москву теперь а оттуда вылетать. Сохраните 50% стоимости билетов. В Пулково зажрались. Как и во многих крупных компаниях России владеют собсвенностью в России иностранные компании
Посмотрите цены якутск-спб.
А у вас проблема с питера до шаржи 5 человек туда обратно за 142000 )))
Статья на богатом?) с Дальнего Востока нам дешевле было летать в тур в Тайланд/Вьетнам/Китай, чем добраться до Москвы/Питера. А сейчас и тем более ни о какой загранице и речи нет.
"Да, многие могут сказать, что сейчас эпоха ковида" - прям "эпоха", риали?? выдуманное дело которое втирают доверчивым не умеющим считать и анализировать. вот чего у нас эпоха.
Замечательная статья. Все совершенно так! Рейсов из Спб, да и в Спб из Греции практически нет. Этому безобразию надо быть обязанным властям города, которые продали ранее пакет акций аэропорта Пулково арабам, при этом полностью проигноривовав интересы горожан. Просто мерзавцы! -и те, и эти. (
М-да, очень печально. А я голову ломаю: почему мне из Забайкалья в Питер проще добраться через Москву? Обычно предлагают лететь больше суток...
А что ты так нервничаешь?
Невидимая Рука Рынка расставила всё по своим местам, а вам не нравится?
Ах вот оно что. А я-то думала это из-за того что Московские аэропорты больше и компаниям удобней там делать основные развязки. Спасибо за информацию.
Ну нету и нету. Езжу в Ригу или Таллин, летаю оттуда. В редких случаях из Вильнуса.
Ну то есть это нормально, что надо ехать в другую страну, чтоб потом полететь?
Правильно, че жаловаться. Граница у нас большая, государств рядом много. Едьте в любое и летите, куда хотите.
Не очень понимаю чего вы хотите, как в совке, чтобы билеты во Владивосток были по цене Подмосковной электрички и субсидировались за счёт всего населения страны? Фраза "цены не контролируются" меня просто убила. Я знал конечно что в Питере чудные люди живут, но не настолько чтобы хотеть возвращения регулирования цен. Не нравится - надо больше зарабатывать. Рынок на то и рынок, что равновесная цена устанавливается покупателями. Значит людей которые могут себе позволить этот билет больше и авиакомпания и аэропорт заработают. Иначе бы они (включаем логику) обанкротилась и никто бы не летал.
Вообще-то в Питере 2 аэропорта, Пулково 1 и 2
А в Москве тогда 9? Шереметьево Терминал А, Шереметьево Терминал Б, Шереметьево Терминал Ц, Шереметьево Терминал Д, Шереметьево Терминал Е, Шереметьево Терминал Ф, Внуково, Домодедово и Жуковский?