{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Регуляторы готовятся принять закон о масштабном сборе автоданных — кто выступил с критикой

В России могут запустить масштабную базу данных, генерируемых автомобилями. Анализирую ситуацию и мнения экспертов авторынка.

Фото: Donny Jiang / Unsplash.com

Что за база данных

Камеры, сенсоры, компьютеры и другие системы на борту транспортных средств потенциально могут генерировать терабайты данных ежедневно. Это намного более существенные объемы по сравнению с тем, что мы сами оставляем в соцсетях. Плюс — автоданные — достаточно чувствительная область с точки зрения контроля за перемещением личного и коммерческого транспорта и других нюансов, связанных с его использованием.

Поэтому вопрос о правах на такую информацию в особенности актуален. Однако российское законодательство пока не даёт на него ответа. По факту автоданными распоряжаются те, к кому они ближе — то есть автопроизводители. Если автомобиль подключён к интернету, данные могут отправлять прямиком на корпоративные серверы по умолчанию.

В прошлом году рабочая группа под руководством специалистов НП «ГЛОНАСС» предложила отрегулировать этот момент: передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства. Для реализации проекта хотят сформировать масштабную базу «Автодата». Её разрабатывают Росавтодор, Минпромторг, отечественные производители и ИТ-компании, а Росстандарт уже одобрил ГОСТ с перечнем собираемой информации.

Как это может работать

Автоданные предлагают разделить на обязательные и добровольные. К первой категории отнесут информацию для решения государственных и общественных задач, обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Это — слежение за беспилотниками, оптимизация трафика и управление парком карет скорой помощи (и других спецслужб).

Во второй категории будут данные автолюбителей, которые решат поделиться информацией об эксплуатации автомобиля (условной телематикой) в обмен на какие-то привилегии — например, скидки на страховые полисы. К слову, такие продукты уже предлагает ряд СК (с переменным успехом).

Задачу по сбору данных, скорее всего, возложат на автопроизводителей. Согласно текущей редакции законопроекта, они должны раз в минуту определять местоположение и скорость движения транспортных средств и мониторить системы помощи водителю, а каждые полчаса — считывать информацию о техническом состоянии машины: тормозах, двигателе, осветительных приборах. Все эти (и многие другие) сведения будут поступать на платформу «Автодата» с интервалом в пятнадцать минут с указанием VIN-номера транспортного средства.

Что беспокоит индустриальных игроков

По словам автопроизводителей, принятие нового законопроекта неминуемо приведёт к росту цен на автомобили. Большинство из них уже оснащают телематическими системами, но для удовлетворения требований стандарта такие системы придётся модифицировать — например, изменить протоколы передачи данных. Кроме того, непонятно что делать со старым парком автомобилей, поскольку многие транспортные средства на дорогах вообще не оснащены какими-либо сенсорами.

Представители ГАЗ, в свою очередь, считают, что «Автодата» сформирует неконкурентную среду. По сути, на рынке появится монополия, которая подомнёт под себя всю информацию о транспортной системе. Это создаст риски раскрытия инсайтов о грузоперевозках, что может стать проблемой для компаний, где подобное знание является коммерческой тайной.

Ряд экспертов беспокоят трудности, связанные с информационной безопасностью. В частности, объединение автопроизводителей России (ОАР) отмечает, что БД подобного масштаба создаёт угрозу утечек персональных данных. Информация позволит идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, отследить его точное местоположение. По этой причине эксперты призывают ограничить сбор данными, необходимыми исключительно для обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичной точки зрения придерживаются в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По их словам, подобные инициативы необходимо внедрять на добровольной основе — это общемировая практика.

В любом случае законопроект будет доработан с учётом предложений участников рынка, чтобы отрегулировать доступ к данным. Какие именно механизмы (в том числе для защиты данных) будут реализованы, нам всем еще предстоит увидеть.

Мои материалы на vc.ru:

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Б

Ох, отхвачу, конечно, минусов от местной быдлоты, но:
Автомобиль это 1,5-2 тонны повышенной опасности. Если Вы просто купили автомобиль и любуетесь им, то с Вас никакого спроса. Но как только Вы выезжаете на дороги общего пользования - Вы вступаете в особые отношения с окружающими - вся телеметрия (средняя скорость, максимальная скорость, маршрут, работа поворотников, перестроения) должна быть доступна органам правопорядка в режиме онлайн. То, что в цивилизованном мире называют "подключенным автомобилем", помимо всяких плюшек в виде умного регулирования траффика и обучения автономного управления следующих поколений, позволит полностью избавиться от нарушителей ПДД. А если не избавиться - то заставить понести полностью неотвратимое наказание.
Когда все научатся ездить по правилам, глядишь и беспилотное управления 5 уровня подоспеет

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Ты только что зачем то обозвал всех кто здесь сидит, быдлом.
Знаешь кем это делает тебя? )))

Никогда не бойся отхватить минус за собственное мнение

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

он же не всех оскорбил

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Да всех вроде.
Хотя быдла здесь практически и нет.

Здесь в основном люди с повышенным чсв, самомнением, экспертностью не терпящей критики по всем вопросам и так далее.
взять хотя бы меня )))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

укажи мне на оскорбление всех пожалуйста , мб читать разучился 

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Там 👆🏼

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Оскорбил несогласных. И зачем оскорблять вообще?
Обиженные стараются обидеть, счастливые - осчастливить.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

А умные - объяснить. Правда, беда в том, что если уровень интеллектуальных способностей слишком разный - они потерпят неудачу. Я тут подобное постоянно наблюдаю.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда