Что нужно для развития рынка электротранспорта в России
Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.
По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).
Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.
В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.
Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.
Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.
Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).
При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.
Насколько востребован электротранспорт в мире и в России
Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.
По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.
Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.
Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.
В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.
Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.
Что нужно для развития рынка электрокаров в России
В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.
Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров
Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.
Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.
За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.
Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.
На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.
Поддержка сектора со стороны государства
Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.
В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.
Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.
Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.
Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.
Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.
Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.
Мне кажется что наибольший выхлоп как раз таки от старых автобусов и грузовиков которые в лицо херачат дизельным выхлопом, поэтому хоть все машины переведите на электро, ситуация не изменится.
В Спб нужно запретить этим Туристические автобусам с Китайцами на дизеле вьезжать в центр, пусть на метро едут или на тролейбусах=)
Я сегодня за гольфом ехал. Он дымил так, что хотелось противотуманки включить. И вообще у нас много любителей вырезать себе кат.
мне обычно пофигу, но вы настолько неграмотны, что мне троечнику стыдно :D
нет. вы имеете ввиду видимый черный дым от которого кашляешь. его да, в старых машинах только можно увидеть, в новых его нет. но основные вредные вещества в выхлопе почти не имеют вкуса цвета и запаха. иными словами если машина не дымит ее выхлоп не безопасен для вдыхания. он опасен и даже очень. возможно он менее опасен чем дым старых машин. но он не безопасен.
Сейчас никто не мешает производителям электромобилей продавать их в России. И продажи даже растут. На 49 процентов за год. Но правда это всего сотни едениц.
А что бы это были не сотни едениц, а тысячи, товарищ предлагает в это вложить кучу бюджетных денег, как например в Норвегии - "Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию зеленого транспорта со стороны государства достигли 5 млрд. долларов".
А "хорошая идея" это был сарказм.
Вот это бы зашло, инфа 100%
Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно)Мешает отсутсвие инфраструктуры.
Бюджет России должен субсидировать заводы в США и в Европе на несколько миллиардом долларов.
Хорошая идея.
Ну если своего нет то придётся. 70 процентов всего что есть в России будь то товары оборудование машины и тп производится не у нас в стране и субсидируем зарубежных производителей. Странный какой то комментарий вы оставили ... Вопрос только в том что страна уже ничего не может произвести начиная от трусов заканчивая самолетами.
"В 2014 году на ЗАО «Тролза» началось серийное производство электробусов с динамической подзарядкой. В период с 2014 по 2017 гг. компания «Тролза» поставила электробусы с динамической подзарядкой в следующие российские города — Тула, Нальчик, Санкт-Петербург. Также поставки этой техники осуществлялись за рубеж — в Аргентину, города Росарио и Кордова. Общий объём поставок составил более 200 единиц"
Странная логика. По-моему, до 2016 года в РФ не производили оптико-волокно, по крайней мере в промышленных масштабах и оно закупалось в основном в США и частично в других странах. По вашей логике, местные операторы не должны были спонсировать производства в США и оставить страну на меди?
По Питеру и Москве ездят электробусы вполне себе российского производства. У ВАЗ был электромобиль. Зарядные станции делают Россети. В чем финансирование бюджета США?
"Первые 200 автобусов по госконтракту поставят группы ГАЗ и КАМАЗ, они же в течение 15 лет будут заниматься их обслуживанием"
https://newizv.ru/news/city/18-08-2018/v-moskve-s-1-sentyabrya-zapustyat-elektrobusy
Дороги пора вообще запретить, тратятся несколько десятков миллиардов долларов на поддержание, для того чтобы американские и европейские машины на них ездили. Это невыгодно!
Самый главный вопрос: "какой с этого профит и есть ли он вообще" не раскрыт.
Профит прежде всего для горожан, уж общественный транспорт точно можно на электричество перевести
ну например в москве на садовом кольце днем может легко стоять пробка рядов в 12 (считая обе стороны). москвичи не советуют гулять по его тротуару в принципе:) мы конечно привыкли к этому и все равно ходим, но мысль думаю понятна - электромобиль позволил бы в городах убрать фактически все вредные выбросы. по количеству автомобили там процентов 90% составляют.
но это такой опосредованный профит и в россии мы пока не дошли до такого.
в западных странах есть оценки в деньгах сколько стоит загрязнение от автомобилей если его выразить в расходах на лечение и на то что люди раньше умирают. но это не прямая прибыль а очень косвенная - в России мы пока еще не на таком уровне чтобы это понять.
поэтому ответ в духе этого сайта таков - профит есть фактически либо в ларьке с шаурмой либо в помещении под коммерческую аренду в пределах ттк. во всем другом профита нет один убыток.
Чтобы зарядки были повсеместны, нужно чтобы электро-монополисты оперативно подключали желающих к своей сети, при этом предоставляя вменяемые мощности.
Один пост "электро заправочной станции" должен давать примерно 50-75квт*ч, т.е. на всю станцию надо выделять хотя бы 300 квт электрической мощности (3-4 поста + собственные нужды). А это сейчас очень дорого.
Например я знаю садоводство - 400 участков, где стоит подстанция на 250квт. Энергокомпания больше не дает, т.к. "нет свободной мощности", а будет она, если повезет к 2030 году.
Т.ч. чтобы говорить о развитии электротранспорта, надо менять законодательство об электроэнергетике. Но тут будет очень много сопротивлений, т.к. это очень сладкая кормушка.
В Германии выгоднее сделать зарядную станцию для электроавтомобилей на основе генераторов на метаноле, чем обычную. Бугага
Берлинский стартап ME Energy разработал станцию быстрой зарядки, на которой электричество вырабатывается прямо на месте с помощью двигателя внутреннего сгорания, работающего на биометаноле, который производят не из нефти, а из органических отходов или растений. В этом случае СО2, поглощенный растениями, из которых и получился метанол, просто возвращается в атмосферу, новый при этом не добавляется. Плюс таких зарядных станций в том, что они будут автономными и независимыми от электросети.
Опытный образец компании заряжает батарею с помощью быстрого зарядного устройства, которое вырабатывает электроэнергию, сжигая метанол. Полученная энергия приводит в движение генератор, а тот, в свою очередь, генерирует электричество.
Родилась идея не на пустом месте — дело в том, что основатели ME Energy Александр Золь и Хольгер-Инес Адлер ранее работали в Bosch и Daimler соответственно, изначально планировали и разрабатывали свою технологию в качестве двигателя для электромобиля. Когда стало ясно, что это будет слишком дорого для использования в транспортных средствах, им пришла в голову идея создания автономной зарядной станции.
Станция быстрой зарядки на метаноле на 150 000 евро дешевле, чем обычная электрозарядная станция. С 1500-литровым баком для метанола и предусмотренной мощностью зарядки 150 кВт автономная зарядная станция обойдется не более чем в 80 000 евро.
Комментарий удален модератором
Электрокары очень выгодны, поэтому дайте миллиарды субсидий, иначе их никто не купит.
Это какая-то особая, электро-логика?
Всё от пробега зависит. Начиная с х километров становится выгоднее гибрид или электрическая машина.
Есть ещё одна серьёзная проблема для электромобилей в России - аккумуляторы сильно деградируют на морозе:
https://www.wired.com/story/electric-cars-cold-weather-tips/
https://tomharrisonjr.com/tesla-model-3-cold-weather-tips-e8db94afb1eb
Как мне сказал знакомый чувак из Arrival, именно поэтому у нас скорее ОТ перейдёт на газ, чем на электричество.
Объясните это жителям Норвегии и Канады а то они не знали и пользуются электрокарами как ни в чем не бывало.
Лучше бы развивали сеть агнкс:
экологичность - чек
минимальная стоимость переоборудования - чек
скорость заправки - чек
даже субсидии есть
и горят почти так же
Про минимальную стоимость переоборудования спорно. На лёгковой автомобиль тысяч в 50-80 выходило.
Всё логично. Режиму пофигу люди а значит и экология и здравоохранение и наука.
Просто отменив пошлину на ввоз, государство могло в разы увеличить количество электрокаров на дорогах России.
А если бы ещё и доплачивало!
Хотите беречь экологию, пользуйтесь общественным транспортом. А то убиваете природу воображая себя спасителем, так ещё хотите делать это за чужой счет.
Хотел бы я посмотреть на стоимость решения электрификации хаотичной парковки во дворе высотки какой-нибудь и кто за все это заплатит, это один момент. Сами по себе электромашины может быть и неплохо, но у нас пока прорывом считается АКПП на УАЗе, а уж производство элетромашин явно не для нашей промышленности. Можно конечно под это производство сделать целый нац.проект с триллионным бюджетом, чтобы развивать полный цикл производства на отечественных агрегатах. Но оглянитесь вокруг. Элита государства нам уже годами намекает, что все "это экономически невыгодно", им. Иначе бы вкладывались деньги в реальное производство и разработки. Пока же, попил гос.доходов интереснее, потому что эта элита собирается жить заграницей, а не в тухлой России.
Электромобили проще в целом
Фины, кстати, справились с электрификацией большинства уличных парковок на отлично. Там, правда, 220, но для зарядки ночью самое оно.
Автор, поясните вашу логику, как одно следует из другого?
Вы как-то слишком большой ясности мысли хотите от СЕО энергетической компании, который пишет фразы типа ".......... отсутствие фильтров на выхлопных трубах..........".
Для начала необходимы люди в структуре государства отчётливо понимающие что такое экология. В России на данный момент производство которое превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) опасного вещества буквально ничего не теряет. Штрафы за нарушение технологии производства сравнимы со штрафами за нарушение правил торговли. В принципе в такой статье нельзя заходить только с точки зрения экологии.
Нельзя забывать, что электромобили в целом стоят достаточно дорого даже для среднего класса, а значит необходимы будут субсидии для обновления автопарка населения.
В конце концов государственные нефтяные компании дают очень большой приток денег в казну государства только за счёт налога на добычу, а что говорить про налог за продажу топлива, доля которого упадёт при повышении процента электромобилей. Есть конечно вероятность, что из-за падения спроса упадёт темп роста цены на топливо, но не в ближайшей перспективе, даже при послаблении к покупке электротранспорта.
Если посмотреть на BP или Shell - то они давно уже про диверсификацию. Даже Германия и UK уже жестко жмут производителей автомобилей, рынок это видит и перестраивается.
Владеть электромобилем уже сейчас не особая проблема. Подключил к розетке в гараже и всё.
Проблема в отсутствии выбора. Всё, что вы можете купить из машин нормального размера за нормальную цену - это б/у Лиф с правым рулем и запасом хода километров сто пятьдесят. Лифы, собственно, и составляют 95% электропарка России. Остальное стоит космических денег - из официальных Jaguar iPace за 7 млн, из серых - Тесла еще дороже. И в ближайшее время ничего дешевого, как Лиф, не предвидится.
Вся проблема в пошлинах. Нова Тесла начинается от 2млн, то есть на уровне одноклассников, но у нас она превратится сразу же в 3. А скорей даже больше.
Если же все это дело обнулить, то очень скоро мы увидим в продаже восстановленные Теслы за 1-1.5млн.
Ну и леворульные лифы конечно.
некорректная формулировка в статье
" К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка"
слово "пользуется" подразумевает что половина машин электрические. это не так. в Норвегии 10% (десять) машин электрические.
50% это другая цифра и автор ее перепутал - 50% это доля электромашин в продажах на данный момент. то есть число проданных за текущий год электромобилей примерно 50% от общего числа проданных машин.
то есть доля рынка - 50%
доля в автопарке - 10%
Комментарий удален модератором
не...нормально, уже подзарядили
Комментарий недоступен
Это не проблема - введут универсальный акциз на заправку
Ну да, электричество у нас частные компании производят, ага
Комментарий недоступен
Отсутствие товарищей, лоббирующих интересы нефтяных компаний.
Электрокары вполне могли бы зайти населению, но раз нет заправок, то и нет спроса, а раз нет спроса, то и заправки делать невыгодно. Замкнутый круг.
Электрозаправка, в отличие от своего бензинового собрата, в своём простейшем виде организуется за 5 минут практически где угодно с помощью устройства под названием "удлинитель". Розничная цена около 3 тыс. руб.
Цены на электричество у нас также вполне гуманнные.
Думается, дело всё же в относительной дороговизне электрокаров при низких потребительских свойствах (малый пробег на одной зарядке).
Стоил бы, условно, тот же Рав4 в электрическом варианте не более чем на 100-200 тыс. руб. дороже варианта с ДВС и со сравнимым пробегом (350 км., например) и более лучшей динамикой (на электричке этого несложно добиться) — думаю, разбирали бы весьма бодро любители погонять и любители сэкономить на заправке.
Грустная правда в том, что стоить электро-рав будет в 2 раза дороже бензинового и это ставит крест на всей затее.
Автор статьи пишет: "Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей."
Как не удивительно, но это всё есть и в России. Пошлина на ввоз электромобилей нулевая, по выделенке в Москве им ездить можно и даже стоянка бесплатная.
А требовать от государства электрозаправок неправильно. Дать какие нибудь преференции тем, кто такие заправки делает - да, это было бы правильно.
Но вот стоимость - у нас есть отель в подмосковье, мы бы с удовольствием сделали там электрозаправка. НО - кто нам допольнительно мощности выделит? И цена с учётом согласований будет под полтора миллиона.
Полтора миллиона чего?
А почему Тесла в России стоит в 2 раза дороже?
Что бы там не думал Минприроды, на данный момент нет никаких предпосылок для использования электромашин нет.
Создание заправочной сети - очень долго и дорого; достигнуть охвата, сравнимого с обычными АЗС, в условиях РФ практически невозможно (при этом, что забавно, электричество у нас часто копеечное и электросети не в состоянии его продать).
Сами электромобили - чудовищно дорогие, сраный Nissan Leaf стоит больше миллиона. Если план состоит в том, что пенсионеры на разбитых жигулях купят себе электромобиль - то он уже давно провалился.
К слову, особенно вредны дизельные выхлопы от грузовиков, что решается установкой фильтров (опять же дико дорогих) и установкой двигателей нового поколения, но Минприроды об этим видимо и не подозревает.