{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Разломов

Мне кажется что наибольший выхлоп как раз таки от старых автобусов и грузовиков которые в лицо херачат дизельным выхлопом, поэтому хоть все машины переведите на электро, ситуация не изменится.

В Спб нужно запретить этим Туристические автобусам с Китайцами на дизеле вьезжать в центр, пусть на метро едут или на тролейбусах=)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Я сегодня за гольфом ехал. Он дымил так, что хотелось противотуманки включить. И вообще у нас много любителей вырезать себе кат.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

мне обычно пофигу, но вы настолько неграмотны, что мне троечнику стыдно :D

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

нет. вы имеете ввиду видимый черный дым от которого кашляешь. его да, в старых машинах только можно увидеть, в новых его нет. но основные вредные вещества в выхлопе почти не имеют вкуса цвета и запаха. иными словами если машина не дымит ее выхлоп не безопасен для вдыхания. он опасен и даже очень. возможно он менее опасен чем дым старых машин. но он не безопасен.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Ян Зовём

Сейчас никто не мешает производителям электромобилей продавать их в России. И продажи даже растут. На 49 процентов за год. Но правда это всего сотни едениц.

А что бы это были не сотни едениц, а тысячи, товарищ предлагает в это вложить кучу бюджетных денег, как например в Норвегии - "Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию зеленого транспорта со стороны государства достигли 5 млрд. долларов".

А "хорошая идея" это был сарказм.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вот это бы зашло, инфа 100%

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно)
Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Dmitry Vedenko

Мешает отсутсвие инфраструктуры.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Ян Зовём

Бюджет России должен субсидировать заводы в США и в Европе на несколько миллиардом долларов.

Хорошая идея.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Ну если своего нет то придётся. 70 процентов всего что есть в России будь то товары оборудование машины и тп производится не у нас в стране и субсидируем зарубежных производителей. Странный какой то комментарий вы оставили ... Вопрос только в том что страна уже ничего не может произвести начиная от трусов заканчивая самолетами.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

"В 2014 году на ЗАО «Тролза» началось серийное производство электробусов с динамической подзарядкой. В период с 2014 по 2017 гг. компания «Тролза» поставила электробусы с динамической подзарядкой в следующие российские города — Тула, Нальчик, Санкт-Петербург. Также поставки этой техники осуществлялись за рубеж — в Аргентину, города Росарио и Кордова. Общий объём поставок составил более 200 единиц"

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Странная логика. По-моему, до 2016 года в РФ не производили оптико-волокно, по крайней мере в промышленных масштабах и оно закупалось в основном в США и частично в других странах. По вашей логике, местные операторы не должны были спонсировать производства в США и оставить страну на меди?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

По Питеру и Москве ездят электробусы вполне себе российского производства. У ВАЗ был электромобиль. Зарядные станции делают Россети. В чем финансирование бюджета США?

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Михаил Качалов

"Первые 200 автобусов по госконтракту поставят группы ГАЗ и КАМАЗ, они же в течение 15 лет будут заниматься их обслуживанием"

https://newizv.ru/news/city/18-08-2018/v-moskve-s-1-sentyabrya-zapustyat-elektrobusy

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Denis Smirnov

Дороги пора вообще запретить, тратятся несколько десятков миллиардов долларов на поддержание, для того чтобы американские и европейские машины на них ездили. Это невыгодно!

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Самый главный вопрос: "какой с этого профит и есть ли он вообще" не раскрыт.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Профит прежде всего для горожан, уж общественный транспорт точно можно на электричество перевести

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Петр Иванов

ну например в москве на садовом кольце днем может легко стоять пробка рядов в 12 (считая обе стороны). москвичи не советуют гулять по его тротуару в принципе:) мы конечно привыкли к этому и все равно ходим, но мысль думаю понятна - электромобиль позволил бы в городах убрать фактически все вредные выбросы. по количеству автомобили там процентов 90% составляют.
но это такой опосредованный профит и в россии мы пока не дошли до такого.
в западных странах есть оценки в деньгах сколько стоит загрязнение от автомобилей если его выразить в расходах на лечение и на то что люди раньше умирают. но это не прямая прибыль а очень косвенная - в России мы пока еще не на таком уровне чтобы это понять.
поэтому ответ в духе этого сайта таков - профит есть фактически либо в ларьке с шаурмой либо в помещении под коммерческую аренду в пределах ттк. во всем другом профита нет один убыток.

Ответить
Развернуть ветку
Тофсла, Вифсла и партнёры

Чтобы зарядки были повсеместны, нужно чтобы электро-монополисты оперативно подключали желающих к своей сети, при этом предоставляя вменяемые мощности.

Один пост "электро заправочной станции" должен давать примерно 50-75квт*ч, т.е. на всю станцию надо выделять хотя бы 300 квт электрической мощности (3-4 поста + собственные нужды). А это сейчас очень дорого.
Например я знаю садоводство - 400 участков, где стоит подстанция на 250квт. Энергокомпания больше не дает, т.к. "нет свободной мощности", а будет она, если повезет к 2030 году.

Т.ч. чтобы говорить о развитии электротранспорта, надо менять законодательство об электроэнергетике. Но тут будет очень много сопротивлений, т.к. это очень сладкая кормушка.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Моржик

В Германии выгоднее сделать зарядную станцию для электроавтомобилей на основе генераторов на метаноле, чем обычную. Бугага

Берлинский стартап ME Energy разработал станцию ​​быстрой зарядки, на которой электричество вырабатывается прямо на месте с помощью двигателя внутреннего сгорания, работающего на биометаноле, который производят не из нефти, а из органических отходов или растений. В этом случае СО2, поглощенный растениями, из которых и получился метанол, просто возвращается в атмосферу, новый при этом не добавляется. Плюс таких зарядных станций в том, что они будут автономными и независимыми от электросети.

Опытный образец компании заряжает батарею с помощью быстрого зарядного устройства, которое вырабатывает электроэнергию, сжигая метанол. Полученная энергия приводит в движение генератор, а тот, в свою очередь, генерирует электричество.

Родилась идея не на пустом месте — дело в том, что основатели ME Energy Александр Золь и Хольгер-Инес Адлер ранее работали в Bosch и Daimler соответственно, изначально планировали и разрабатывали свою технологию в качестве двигателя для электромобиля. Когда стало ясно, что это будет слишком дорого для использования в транспортных средствах, им пришла в голову идея создания автономной зарядной станции.

Станция быстрой зарядки на метаноле на 150 000 евро дешевле, чем обычная электрозарядная станция. С 1500-литровым баком для метанола и предусмотренной мощностью зарядки 150 кВт автономная зарядная станция обойдется не более чем в 80 000 евро.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Стас Версилов
рынок электрокаров в среднем растёт [...] потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Электрокары очень выгодны, поэтому дайте миллиарды субсидий, иначе их никто не купит.

Это какая-то особая, электро-логика?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Всё от пробега зависит. Начиная с х километров становится выгоднее гибрид или электрическая машина.

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Alexander Perlamutrov

Есть ещё одна серьёзная проблема для электромобилей в России - аккумуляторы сильно деградируют на морозе:
https://www.wired.com/story/electric-cars-cold-weather-tips/
https://tomharrisonjr.com/tesla-model-3-cold-weather-tips-e8db94afb1eb

Как мне сказал знакомый чувак из Arrival, именно поэтому у нас скорее ОТ перейдёт на газ, чем на электричество.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Объясните это жителям Норвегии и Канады а то они не знали и пользуются электрокарами как ни в чем не бывало.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Выпил ли mojo?

Лучше бы развивали сеть агнкс:
экологичность - чек
минимальная стоимость переоборудования - чек
скорость заправки - чек
даже субсидии есть

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

и горят почти так же

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Роман Тютюнов

Про минимальную стоимость переоборудования спорно. На лёгковой автомобиль тысяч в 50-80 выходило.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexandre Svergoun

Всё логично. Режиму пофигу люди а значит и экология и здравоохранение и наука.
Просто отменив пошлину на ввоз, государство могло в разы увеличить количество электрокаров на дорогах России.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

А если бы ещё и доплачивало!

Хотите беречь экологию, пользуйтесь общественным транспортом. А то убиваете природу воображая себя спасителем, так ещё хотите делать это за чужой счет.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Michael

Хотел бы я посмотреть на стоимость решения электрификации хаотичной парковки во дворе высотки какой-нибудь и кто за все это заплатит, это один момент. Сами по себе электромашины может быть и неплохо, но у нас пока прорывом считается АКПП на УАЗе, а уж производство элетромашин явно не для нашей промышленности. Можно конечно под это производство сделать целый нац.проект с триллионным бюджетом, чтобы развивать полный цикл производства на отечественных агрегатах. Но оглянитесь вокруг. Элита государства нам уже годами намекает, что все "это экономически невыгодно", им. Иначе бы вкладывались деньги в реальное производство и разработки. Пока же, попил гос.доходов интереснее, потому что эта элита собирается жить заграницей, а не в тухлой России.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Электромобили проще в целом

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Dmitry Vedenko

Фины, кстати, справились с электрификацией большинства уличных парковок на отлично. Там, правда, 220, но для зарядки ночью самое оно.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов
начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Автор, поясните вашу логику, как одно следует из другого?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Вы как-то слишком большой ясности мысли хотите от СЕО энергетической компании, который пишет фразы типа ".......... отсутствие фильтров на выхлопных трубах..........".

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Данил Литвинов

Для начала необходимы люди в структуре государства отчётливо понимающие что такое экология. В России на данный момент производство которое превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) опасного вещества буквально ничего не теряет. Штрафы за нарушение технологии производства сравнимы со штрафами за нарушение правил торговли. В принципе в такой статье нельзя заходить только с точки зрения экологии.
Нельзя забывать, что электромобили в целом стоят достаточно дорого даже для среднего класса, а значит необходимы будут субсидии для обновления автопарка населения.
В конце концов государственные нефтяные компании дают очень большой приток денег в казну государства только за счёт налога на добычу, а что говорить про налог за продажу топлива, доля которого упадёт при повышении процента электромобилей. Есть конечно вероятность, что из-за падения спроса упадёт темп роста цены на топливо, но не в ближайшей перспективе, даже при послаблении к покупке электротранспорта.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Если посмотреть на BP или Shell - то они давно уже про диверсификацию. Даже Германия и UK уже жестко жмут производителей автомобилей, рынок это видит и перестраивается.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михалёв

Владеть электромобилем уже сейчас не особая проблема. Подключил к розетке в гараже и всё.
Проблема в отсутствии выбора. Всё, что вы можете купить из машин нормального размера за нормальную цену - это б/у Лиф с правым рулем и запасом хода километров сто пятьдесят. Лифы, собственно, и составляют 95% электропарка России. Остальное стоит космических денег - из официальных Jaguar iPace за 7 млн, из серых - Тесла еще дороже. И в ближайшее время ничего дешевого, как Лиф, не предвидится.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pakhomov

Вся проблема в пошлинах. Нова Тесла начинается от 2млн, то есть на уровне одноклассников, но у нас она превратится сразу же в 3. А скорей даже больше.
Если же все это дело обнулить, то очень скоро мы увидим в продаже восстановленные Теслы за 1-1.5млн.
Ну и леворульные лифы конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

некорректная формулировка в статье
" К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка"
слово "пользуется" подразумевает что половина машин электрические. это не так. в Норвегии 10% (десять) машин электрические.
50% это другая цифра и автор ее перепутал - 50% это доля электромашин в продажах на данный момент. то есть число проданных за текущий год электромобилей примерно 50% от общего числа проданных машин.
то есть доля рынка - 50%
доля в автопарке - 10%

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Greenberg

не...нормально, уже подзарядили

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Это не проблема - введут универсальный акциз на заправку

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Ну да, электричество у нас частные компании производят, ага

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Невский

Отсутствие товарищей, лоббирующих интересы нефтяных компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Электрокары вполне могли бы зайти населению, но раз нет заправок, то и нет спроса, а раз нет спроса, то и заправки делать невыгодно. Замкнутый круг.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Электрозаправка, в отличие от своего бензинового собрата, в своём простейшем виде организуется за 5 минут практически где угодно с помощью устройства под названием "удлинитель". Розничная цена около 3 тыс. руб.

Цены на электричество у нас также вполне гуманнные.

Думается, дело всё же в относительной дороговизне электрокаров при низких потребительских свойствах (малый пробег на одной зарядке).

Стоил бы, условно, тот же Рав4 в электрическом варианте не более чем на 100-200 тыс. руб. дороже варианта с ДВС и со сравнимым пробегом (350 км., например) и более лучшей динамикой (на электричке этого несложно добиться) — думаю, разбирали бы весьма бодро любители погонять и любители сэкономить на заправке.

Грустная правда в том, что стоить электро-рав будет в 2 раза дороже бензинового и это ставит крест на всей затее.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Автор статьи пишет: "Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей."
Как не удивительно, но это всё есть и в России. Пошлина на ввоз электромобилей нулевая, по выделенке в Москве им ездить можно и даже стоянка бесплатная.
А требовать от государства электрозаправок неправильно. Дать какие нибудь преференции тем, кто такие заправки делает - да, это было бы правильно.
Но вот стоимость - у нас есть отель в подмосковье, мы бы с удовольствием сделали там электрозаправка. НО - кто нам допольнительно мощности выделит? И цена с учётом согласований будет под полтора миллиона.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Полтора миллиона чего?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexandre Svergoun
Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов

А почему Тесла в России стоит в 2 раза дороже?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serge Nekoval

Что бы там не думал Минприроды, на данный момент нет никаких предпосылок для использования электромашин нет.

Создание заправочной сети - очень долго и дорого; достигнуть охвата, сравнимого с обычными АЗС, в условиях РФ практически невозможно (при этом, что забавно, электричество у нас часто копеечное и электросети не в состоянии его продать).

Сами электромобили - чудовищно дорогие, сраный Nissan Leaf стоит больше миллиона. Если план состоит в том, что пенсионеры на разбитых жигулях купят себе электромобиль - то он уже давно провалился.

К слову, особенно вредны дизельные выхлопы от грузовиков, что решается установкой фильтров (опять же дико дорогих) и установкой двигателей нового поколения, но Минприроды об этим видимо и не подозревает.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда