Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

На тему истории зарождения логотипов написаны тысячи материалов - поэтому особо уходить в эту самую историю не хотелось бы.

Упомяну только о том, что праотцами логотипов служат клейма, гербы, в том числе, так называемые “промышленные”. Это когда над лавкой торговца хлебом появляется визуальный “символ” калача или над лавкой сапожника - символ этого самого сапога.

До определенной поры этого было вполне достаточно, потому что ремесленников конкретного профиля в определенной локации был один, максимум два. И было совершенно понятно, что хлеб - это к Антонио, а сапоги - к Маурицио.

Забавный факт из истории. Одним из прообразов логотипа стал знак зеленого дракона, которым в 1389 году английский король Ричард II повелел отмечать заведения, изготавливающие пиво. Чтобы выделиться, некоторые заведения стали добавлять к дракону собственные символы. Например, дракон и петух, и так далее. Это один из первых примеров формирования айдентики (той самой визуальной составляющей бренда).

Все осложняется с развитием предпринимательства и появлением жесткой конкуренции.

В одной нише сразу становится тесно и предприниматели начинают искать способ выделиться, привлечь внимание к себе и своему делу. Поначалу (это хорошо видно, например, по фото дореволюционной Москвы) - широко использовались фамилии владельцев бизнеса.

Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

Далее - как раз следует развитие типографики, и в конце концов - логотипов.

Первым зарегистрированным логотипом принято считать логотип (опять!) пива от компании «Bass & Co», который появился в 1876 году в Англии.

У нас этот процесс был резко остановлен с наступлением революции и плановой экономики, когда не было конкуренции и соответственно не было потребности выделиться.

Были колбаса, молоко, консервы - только отличались они не брендом, а скорее номенклатурой. Рыбные консервы, овощные и тому подобное.

Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

Конечно, существовала и яркая упаковка и ориентировались мы, в том числе, по городу-производителю, например.

Но как таковых брендов и выбора на основе этих брендов, конечно не существовало.

Надо отдать должное, в СССР реклама была (секса не было, говорят, а реклама была), но она служила цели стимулирования спроса на тот или иной товар, в том числе, чтобы закрыть этим товаром отсутствие других.

Всем известная кампания по стимулированию потребления “крабов”.

Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

В 90-х годах прошлого века наступает свобода конкуренции и мы получаем примерно такую вакханалию.

Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

Мы только начинали учиться делать стилистику, логотипы, бренд.

А что сегодня?

Занимаясь брендингом более 10 лет и отслеживая тренды на рынке, я вывел простые правила, которые предлагаю, в том числе, своим клиентам.

В любой нише сегодня существует конкуренция, даже, кажется в той, которая появилась вчера, поэтому задача - увидел/узнал/купил - по-прежнему острая.

Я уверен, что для любого бизнеса, не претендующего на мировое господство и не готового вкладывать миллионы в продвижение, подойдут простые правила для создания логотипа.

1. Логотип должен отражать продукт. То есть, попросту — если вы производите молочную продукцию, то это должно быть «заложено» в логотипе. Крынка молока, симпатичная буренка на лугу — это просто для потребителя и позволяет сразу заявить о том, чем вы занимаетесь. Фамильный «герб» — это очень здорово, но это скорее про амбиции и бюджеты, а не про продажи.

Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»
Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

2. Логотип должен создавать эмоцию. Тут еще проще, буренка все-таки не должна пугать, а скорее вызывать улыбку.

Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

3. Культурный код. Если ваша ЦА относительно узкая, то должно быть попадание в культурный код этой аудитории. Сюда, например, относятся достаточно непривычные стилистики товаров для любителей аниме - но им это понятно и это работает.

Логотип: зачем он нужен и как понять, что ваш логотип «хороший»

4. Одного визуального знака уже давно недостаточно. К тому же, мы помним, что воздействие на слух для многих из нас первичнее, чем на зрение. Поэтому мы так легко запоминаем веселые песенки Кока Колы или звуки из рекламы Макдоналдс.

5. Воздействие на прочие органы чувств. Многие бренды (особенно парфюмерной индустрии) неплохо научились воздействовать через “пробники” в модных журналах на обоняние. Не так давно, мы слышали об экспериментах, когда создавались “духи” с запахом куриных крылышек от известного фастфуда. То есть, путь к обонянию проторили и совсем нецелевые бренды. Запах тоже может быть частью айдентики, если в вашем продукте он присутствует.

Вот такие простые “правила” для тех, кто думает над созданием своего логотипа или его сменой.

А что насчет громких ребрендингов?

Меня часто спрашивают, например, про превращение Твитера в Х.

Это совершенно другая история, когда визуальный код формируется основателем (в данном случае именно так), отражает его личное стилистическое видение бренда. И положа руку на сердце, мы все видим, что в Х гораздо больше брутальности Теслы, например, чем в милой птичке, которую полюбили миллионы пользователей Твитера, но которая совершенно не билась с образом нового владельца.

А какие у вас примеры и антипримеры логотипов и визуальных стилей?

22
7 комментариев

Один логотип я точно не забуду никогда - компании ВИД

2
Ответить

Ахахаха!! Ну это да, кажется, тот кто видел раз - не забудет никогда

1
Ответить

пеликан очень крутой) и про рыбу и не просто рыбка нарисованная

2
Ответить

спасибо, мы тоже сразу влюбились в этот образ!

Ответить

Ну логотип это чуть ли не лицо компании, я считаю

2
Ответить

Совершенно согласен!

Ответить