Пять советов для роста стартапа

Одной из главных целей начинающего владельца бизнеса является рост компании. Сейчас моему бизнесу CloudPayments уже шесть лет, и это уже далеко не стартап, это компания, 95% акций которой принадлежат группе «Тинькофф». Поэтому я точно могу сказать — у стартапа может быть будущее.

Но успех в одночасье — скорее исключение из правил. «Волшебной таблетки» не существует. Но есть опыт, которым я готов поделиться.

Пять советов для роста стартапа

Нанимайте «своих» людей

Прежде чем начать думать о траектории роста бизнеса, вам нужно собрать команду единомышленников и убедиться, что это именно те специалисты, которые помогут вам достичь роста в будущем.

За столом вашего малого бизнеса должны сидеть правильные игроки. Для меня люди — это главное. Конечно, ещё продукт, но продукт в моем бизнесе — это сервис, а за ним тоже стоят люди.

Поэтому, когда я формировал компанию, брал в команду людей, которые не боятся засучить рукава и впахивать. Выражения «это работа не моя!» — не существует в их словаре до сих пор.

При этом я не тиран, я вкладываю в зону комфорта моих людей. Это мой принцип, и это дивидендная политика, которая работает — 90% коллектива, с кем мы начинали, работают в компании и сегодня.

Выстраивайте работу с помощью регламентов и дедлайна

Когда мы организовали стартап, я вел работу с ключевыми сотрудниками на «понятийном уровне»: на доверии, а не с помощью регламентов. И эта ошибка стоила компании 1,5 млн рублей убытка.

Так, в самом начале у нас не было денег на дорогого специалиста, и мы взяли на позицию главного бухгалтера мою знакомую землячку. Я был уверен, что она входит в круг единомышленников нашего бизнеса, к тому же проговорили все условия и перспективы роста.

Оказалось, что в финансовых вопросах не должно быть 100% доверия. В первый и самый тяжелый год для нашего бизнеса главный бухгалтер обворовывала нас, снимая с корпоративной карты небольшие суммы (5–10 тысяч рублей) на свои личные нужды. Оплачивала корпоративной картой покупки в продуктовых магазинах, счета на автомобильных заправках.

За это время общая сумма воровства составила около 1,5 млн рублей. А в один «прекрасный» день она просто не вышла на работу. Как выяснилось позже, в этот день с корпоративной карты была списана сумма за покупку авиабилетов. Её личное дело и трудовая книжка тоже пропали. Исчезли также и два Macbook, принадлежащие компании.

Позже выяснились и другие обстоятельства — за все это время не сдавались отчетности в налоговую и Пенсионный фонд. Пришлось платить крупные штрафы. И все это в период, когда мы с партнером по бизнесу брали потребительские кредиты на выплату зарплат сотрудникам.

Этот печальный опыт научил меня стратегически подходить к ведению бизнеса и выбору сотрудников. Сейчас у нас в компании полная прозрачность в работе благодаря четким регламентам и отчетности.

Инвестируйте в свой бизнес

Вероятнее всего, на ранних стадиях бизнеса вы или вообще не увидите прибыль, или она будет очень низкой. Поэтому советую все заработанные деньги направлять опять в бизнес. Многие стартапы, например, в конце года выводят дивиденды на выплаты акционерам, собственникам или генеральным директорам.

Но в нашем случае любые доходы шли обратно в компанию и на развитие сотрудников, что позволило нам быстро вырасти.

Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах

Что вы предлагаете рынку, а другие нет? Сосредоточьтесь именно на этом и делайте это все лучше и лучше. При этом помните, что все это вы делаете для клиента.

Именно восприятие вашего бизнеса клиентом может реально помочь его росту или его разрушить. Предоставьте качественный продукт или услугу, а клиенты подарят вам похвалы, например, в тех же социальных сетях. Если облажаетесь, они расскажут о вас миру еще быстрее. Рост вашего бизнеса напрямую зависит от того, насколько клиенты довольны вашим продуктом или работой с вами.

Разнообразьте ваши продукты или услуги

Независимо от специфики вашего бизнеса есть вероятность того, что вы сможете продать хотя бы еще один дополнительный продукт.

Например, уже через несколько лет мы поняли, что, помимо интернет-эквайринга, можем предложить своим партнерам (именно так мы называем своих клиентов) сервис по аренде облачных онлайн-касс.

А за последний год вывели на рынок еще два сервиса — для приема безналичных чаевых, донатов и онлайн-оплаты коммунальных услуг. Разнообразив свои предложения, вы точно вырастете. Главное, чтобы новые продукты или сервисы удовлетворяли вкусам ваших клиентов, а не были просто вашей прихотью по масштабированию бизнеса.

Развитие стартапа — процесс сложный, требующий времени, терпения и умения противостоять трудностям, которые возникают на вашем пути. Тем не менее рост необходим, для того чтобы полностью реализовать свой потенциал.

2727
16 комментариев

Ну бухгалтеру как можно корпоративную карту дать?))))) Мне кажется такую ошибку совершают только 0.001% стартапов

2
Ответить

Мой опыт настоящий, все на граблях 😂

4
Ответить

Процент сильно выше:)

Ответить

Это почему вы решили написать советы? Какая мотивация?

1
Ответить

Попросили, а я подумал почему бы и нет. Буду часто теперь тут мелькать.

4
Ответить

Почему продался?

1
Ответить

Так, масштабироваться на единицу времени нужно было, да и долларовым миллионером хотелось стать.

4
Ответить