Выстрелит ли IPO Делимобиля?

Выстрелит ли IPO Делимобиля?

Год начался и на российский рынок стали выходить компании, которые заявляли о планах разместить свои акции на Мосбиржи и первым на биржу в 2024 году "приехал" каршеринг "Делимобиль"

Сегодня, 5 февраля, завершается сбор заявок на участии в IPO "Делимобиль". Меня уже пару раз уже спрашивали, буду ли я участвовать в IPO. Я не очень люблю такие лотереи.

Посмотрите на прошлые IPO и как изменилась цена акции с момента размещения по декабрь 2023:

Выстрелит ли IPO Делимобиля?

Как видите, большинство российских IPO, какими бы перспективными они не казались изначально, показывают отрицательную динамику по росту акций даже спустя пару лет после выхода на биржу.Отсюда можно сделать вывод, что участие в IPO в целом несет для инвесторов большой риск и вероятность получить убыток на IPO намного выше, чем прибыль.

Поэтому, я не участвую в IPO, я предпочитаю инвестировать в проверенные, устойчивые компании с наличием чистой прибыли за несколько последних лет и дивидендными выплатами.

IPO Делимобиль

Но, не смотря на моё предвзятое отношение к IPO, давайте посмотрим на компанию со стороны финансовых показателей, прибыльности бизнеса и на основе этих данных попробуем оценить и спрогнозировать перспективу акций Делимобиля.

Что это вообще за компания?

Делимобиль - это лидер каршеринга в России как по количеству машин в автопарке, так и по количеству поездок.На данный момент у компании более 24 тысяч машин и Делимобиль занимает 40% всего рынка каршеринга, обгоняя таких конкурентов, как Яндекс (Яндекс Драйв) и СБЕР (Ситимобил).

Финансовое положение компании

Делимобиль приносила убытки и с 2020 года, чистая прибыль была отрицательной, но по итогам 2023 компания впервые вышла в плюс:

Выстрелит ли IPO Делимобиля?

У компании есть дивидендная политика, согласно которой инвесторы будут получать 50% от прибыли, если чистый долг/EBITDA ниже 3.5.Но суть в том, что сейчас, судя по последним годовым отчётам, долговая нагрузка компании достаточно высокая и как раз на уровне 3.5, поэтому, риск выплаты дивидендов остаётся и даже если их выплатят, то они составят около 1% годовых.

Какие есть риски для компании?

  • Долги.
    У компании много лизинговых платежей по автомобилям, которые требуют постоянных погашений. При высокой ключевой ставки ЦБ сильно страдают именно компании с большой долговой нагрузкой.
  • Автомобили.
    Цены на автомобили постоянно растут. Сейчас парк автомобилей каршеринга пополняется за счет китайских машин, а срок их жизни, как и качества в целом, относительно низкие.У меня есть знакомый, работает в сфере такси и перевозок. Рассказывал, что их парк закупил около 800 машин типа Чери Тиго 4 Про и Москвич. Из всех машин за полгода вышло из строя уже 1\3 часть.
  • Конкуренция.
    Основные конкуренты Делимобиля - это такие титаны как Яндекс и СБЕР. Не смотря на то, что доля Делимобиля на рынке, на данный момент, 40%, другие крупные игроки за счет своих возможностей могут позволить себе занижать цены и перетягивать часть клиентов и создавать сильную конкуренцию.

Заключение

Я не буду участвовать в IPO Делимобиля. Для меня не очевиден как рост прибыли компании в ближайшем будущем (из за долгов и высокой конкуренции), так и рост акций после IPO. К тому же, я дивидендный инвестор, а акции Делимобиля вряд ли смогут похвастаться высокой дивдоходностью после размещения.

Друзья, спасибо за внимание к моим статьям!

Жду ваших комментариев. Приглашаю вас на свои другие каналы, а так же оставил ссылку на сервис, где я веду учет своего инвестиционного портфеля.

2 комментария

У вас ошибка. Не ситимобил, а ситидрайв..

Ответить

спасибо!

Ответить