5 способов сделать выступление на конференции запоминающимся

Скоро начинается сезон конференций, и у некоторых спикеров может возникать вопрос: «‎Как выступить так, чтобы запомниться слушателям?»

Эта заметка для вас, если вы выступаете уверенно, но хотели бы добавить изюминку в своё выступление. Внутри вы найдёте 5 инструментов с подробной инструкцией и примерами использования.

Время на чтение — 8 минут; время с просмотром видеопримеров — 13 минут.

5 способов сделать выступление на конференции запоминающимся

Инструмент 1. Метафора

Описание приёма:

В основе приема лежит сходство предметов или явлений по какому-то признаку.

Когда применять:

  • Если вам нужно объяснить сложную концепцию или явление на простом языке;
  • Если вам нужно привлечь внимание слушателей к конкретному моменту выступления;
  • Если вам нужно установить контакт со слушателями.

Как реализовать:

  • Определитесь, какое понятие или явление нужно объяснить или усилить с помощью метафоры?
  • Чтобы создать метафору, найдите предмет или явление со схожими признаками. Например, вы рассказываете сотрудникам важности объединения в сложные времена. Главный признак — объединение в сложное время. Похоже на муравьиный плот: во время наводнения рыжие муравьи сцепляются друг с другом, образуя подобие плота. В итоге, когда наводнение заканчивается, они остаются вместе и им проще продолжить существование. Метафора готова, вы великолепны.

Пример:

Мы мерседес в мире IT — такие же надёжные.

Видеопример:

В этом выступлении Фёдор сравнивает свой новый проект - кофейню DrinkIt с fashion.

Федор Овчинников на съезде ДОДО пицца в 2023 году.

Возможные ошибки

  • Запутанный образ или неточная метафора, которая только частично совпадает с понятием.
  • Незнакомый аудитории пример: слушатель не знает, что это такое.

Инструмент 2. История

Описание приёма:

История — это конкретное событие из работы или жизни, которое иллюстрирует главную мысль. История — она же байка. Она же реальный опыт человека.

Когда применять:

  • Если вам нужно показать реальные жизненные результаты применения продукта;
  • Если вы хотите привлечь внимание к проблематике выступления;
  • Если вы хотите установить контакт со слушателями.

Как реализовать:

  • Определитесь, какую именно идею вы хотите проиллюстрировать историей. Это может быть конкретная проблема, результат применения вашего подхода или продукта или случай, показывающий вашу экспертность.
  • Подберите историю из практики/жизни, которая раскроет именно эту идею

Пример:

В прошлом году я переехал в другую страну и столкнулся с полным разрывом социальных связей. Зум не помогал, а друзей в новой стране заводить не получалось. Тогда я стал ходить на конференции и знакомиться с людьми там. Это не помогло. Тогда я стал искать русскоязычные сообщества, и вот, как мне это помогло:…

Видеопример

Костя Малков, продакт менеджер из команды, создающей сервис Яндекс Потрачено, начинает рассказ о проекте с истории

Костя Малков на защите проекта "Яндекс Потрачено"

Возможные ошибки

  • Банальная или всем известная история;
  • Не личный опыт;
  • Пример, который не иллюстрирует мысль;
  • Успешный успех. Рассказ о только о классных результатах и игнорирование проблем, с которыми столкнулись.

Инструмент 3. Живой эксперимент

Описание приёма:

Проведите эксперимент на слушателях, а затем объясните его смысл.

Когда применять:

  • Когда вы хотите наглядно проиллюстрировать какой-то принцип или бессознательную модель поведения;
  • Когда вам важно проблематизировать тему.

Как реализовать:

  • Зафиксируйте сам принцип или вывод, к которому вам важно подвести слушателей
  • Пропишите механику эксперимента и объяснение: что должны сделать слушатели, и какое действие проиллюстрирует нужный принцип;
  • Проверьте эксперимент на тестовой группе.

Пример:

Спикер: начинает выступление запинаясь, отводя глаза, заламывая руки и всячески демонстрируя волнение и неподготовленность

Речь спикера в этот момент: «Всем привет! Будем говорить про то, как уверенно себя презентовать».

Пауза

Спикер, выпрямляясь и смотря прямо на аудиторию: «О чём вы подумали, глядя на такое начало выступления про самопрезентацию?»

Видеопример:

Максим Дорофеев, автор книги «Джедайские техники», проводит эксперимент со слушателями на конференции.

Максим Дорофеев выступает на конференции JPoint

Возможные ошибки:

  • Недостаточно убедительная интонация спикера в момент озвучивания эксперимента;
  • Эксперимент не проверен и прошёл не так, как нужно;
  • Эксперимент широко известен и люди не пошли по запланированному пути.

Инструмент 4. Смена формата

Описание приёма:

Поменяйте формат восприятия информации слушателями. Подключайте зрение, слух, воображение. Покажите фрагмент видео, дайте послушать мелодию или аудиозапись с отзывами, покажите мемчик или попросите зал прочесть текст с экрана. Прием полезнее всего для выступлений длительностью больше 15 минут.

Когда применять:

  • Когда хотите привлечь внимание слушателей к какому-то моменту.

Как реализовать:

  • Пропишите «путь слушателя». Что делает аудитория в разные моменты выступления: вспоминает, представляет, слушает, смотрит, отвечает на вопрос...
  • Отметьте те точки, где не происходит смены формата дольше 10 минут
  • Добавьте туда новые форматы восприятия для аудитории.

Пример:

Просто на секунду закройте глаза и представьте самое главное желание. Представьте его во всех подробностях. А что если первый ресурс, который поможет реализовать это желание уже под вами? Засуньте руку под ваше сиденье. Правда, засуньте. Чувствуете? Это деньги. Это реальный доллар. Он ваш.

Видеопример:

Евгений Кот переключает внимание слушателей с выступления на музыку.

Евгений кот на конференции Saint TeamLead Conf

Возможные ошибки:

  • Нет смены формата восприятия дольше 10 минут;
  • Форматы однообразные;
  • Формат не уместен для данной аудитории.

Инструмент 5. Интрига

Описание приёма:

Нагнетание интереса слушателей через недоговаривание или туманное объяснение. Расскажите, что ждёт слушателей, не озвучивая сути.

Когда применять:

  • Когда нужно привлечь внимание слушателей.
  • Когда нужно создать вау-эффект

Как реализовать:

Опишите результат, к которому вы пришли, или расскажите, чего могут достичь слушатели после выступления, но не рассказывайте как.

или

Постепенно подводите слушателей к самому главному, но не озвучивайте, что это.

Пример:

Я сегодня расскажу о том, что помогло мне сделать прорыв в карьере. Я много раз пытался проходить обучения, общался с психотерапевтом, коучами, наставниками, но помогло по-настоящему развиться мне совершенно другое. Благодаря этой штуке я утроил зарплату и переехал в новую квартиру.

Видеопример:

Да, понимаю, что пример с налётом старины. Но это один из лучших примеров интриги. Стив Джобс презентует первый айфон.

Стив Джобс на презентации первого айфона

Возможные ошибки:

  • Несоответствующая интонация. Спикер не создает интригу, а рассказывает как бы между делом;
  • Нет паузы перед раскрытием темы;
  • Слишком много интриги и слишком долгая подводка.

Напоследок,

Желаю вдохновляющих и запоминающихся выступлений. Больше про результативные и запоминающиеся выступления в телеграм канале. Ссылка - в шапке профиля. Переходите, подписывайтесь

44
3 комментария

посмотрел видео с первой презентации первого айфона-сплакнул,2001 год, а кажется ,что не так уж и давно. Уже 16 скоро выходит, просто с ума сойти

1
Ответить

Ну и презентации не такие душевные стали, что уж там)

2
Ответить

Спасибо за публикацию. Всё супер!

1
Ответить